Конспект урока литературы для 11 класса В. Шаламов "Колымские рассказы"
план-конспект урока (11 класс) на тему

Светлана Николаевна Колосова

В конспекте анализируются отдельные рассказы В. Шаламова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература,  11  класс.

Тема урока: «Колымские рассказы»

                        Варлама Тихоновича Шаламова

Цели урока:  1. Познакомить учащихся с личностью писателя,

                           с его колымской эпопеей. Изображение нечеловеческих  

                           условий существования заключенных в

                           «Колымских рассказах»

                        2. Развитие устной и письменной речи (устные сообщение  

                            учащихся, письменные ответы на вопросы, тюремный

                            жаргон и современный русский язык)

Используемые технологии:  информационные, саморазвития, личностно-

                                                 ориентированные.

Эпиграф к уроку: «Этого – не должно повториться»

                                                                      (Варлам Шаламов)

                     

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя (тема, цели, эпиграф урока)
  2. Сообщение ученика о жизни и творчестве В. Т. Шаламова (индивидуальное задание)

Годы жизни В. Т. Шаламова – 1907-1982

 Это поэт, прозаик, летописец колымских лагерей. Двадцать лет он провел на каторге и двадцать лет (с 1953 по 1973 г.г.) создавал трагическую эпопею о Колыме. Он нашел в себе силы поведать нам предельно искренне и правдиво о мире по ту сторону добра и зла, о попранном человеческом достоинстве; о мире, где смерть реальнее жизни. Это живое свидетельство человека, прошедшего крестный колымский путь: это он вращал собственной грудью ворот в угольных шахтах, катал тачку в золотых забоях, голодал и мерз; испытал на себе «законы» блатарей и конвоиров. Прямое это свидетельство обращено к нам, к душе каждого человека, которая «обязана трудиться», чтобы исполнить завет автора: «Это - не должно быть».

     

  1. Знакомство учащихся с двухтомным изданием «Колымских рассказов»

(индивидуальное задание ученика)

В 1962 году В. Т. Шаламов писал А. И. Солженицыну:

  «Помните, самое  главное: лагерь – отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку – ни начальнику, ни арестанту, не надо его видеть. Но уж если ты его видел – надо сказать правду, как бы она не была страшна. Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде».

  1. Чтение рассказа «Причал ада» (индивидуальное задание ученика)

  1. Работа над текстами рассказов:

   Слово учителя: « В. Т. Шаламов в рассказе «Причал ада» пишет: «Голодны были все, никому денег на дорогу не дали. Хлеб поедался с жадностью. Счастливчик, поймавший хлеб, делил его между всеми желающими – благородство, от которого через три недели мы отучились навсегда.»

Ребята, почему это благородство так скоро покидало людей? Что это за мир?

  1. Рассказы учащихся о прочитанных произведениях.

  1. Слово учителя: «В одном из рассказов В.Т. Шаламов говорит, что жизнь в колымских лагерях была ниже ада. Расскажите, пожалуйста,  ребята, что это была за жизнь и согласны ли вы со словами автора?»

  1. Рассказы учащихся о прочитанном и размышления об утверждении

           В. Т. Шаламова, что в лагерях «жизнь была ниже ада».

  1. Индивидуальное задание учащихся.

 «Очерки преступного мира»: взгляд автора на преступный мир, отражение преступного мира на страницах художественной литературы и в «Колымских рассказах».

  1.   Слово учителя: «Наш современный русский язык засоряется производными от иностранных словами (мониторить, кликать, юзать и т.п.), а что происходит с литературным языком в тюрьмах, лагерях? Там существует свой блатной язык, так называемая феня. Он меняется время от времени и это «смена словаря – шифра – не процесс совершенствования, а средство самосохранения», как утверждает В. Т. Шаламов.

  Отсюда и такие слова как, «фраер», стоять на «вассере» (на страже), «мокрушничать» (убивать) и т.п.

  «Яд блатного мира невероятно страшен. Отравленность этим ядом – растления всего человеческого в человеке. Этим зловонным дыханием дышат все, кто соприкасается с этим миром,» - пишет автор рассказов.

  1.   Слово учителя: «Ребята мы познакомились с жизнью людей в «Колымских рассказах» В. Т. Шаламова. Вспомните, пожалуйста, в каких произведениях русской классической литературы описывается невыносимый рабский труд, подневольных людей».

  1.  Письменная работа учащихся «Ад в «Колымских рассказах» В.Т.  Шаламова и в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога». Если по времени учащиеся не успевают сделать письменную работу в классе, то это задание дается им на дом, а на следующих уроках анализируются письменные работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...