материалы к городским педчтениям
статья на тему

Мельникова Наталья Игоревна

сначала воспитать читателя!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snachala_vospitat_chitatelya_pedchteniya.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

                             «Сначала воспитать читателя!»

                                               Мельникова Наталья Игоревна

                                                                    МАОУ ПГО «СОШ№8»

                                                                    учитель русского языка и литературы

                                                                    высшая квалификационная категория.

                                    Текст доклада.

    На съезде Российского книжного союза В.В. Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей , наблюдается кризис российской культуры и литературы, растет число граждан , не читающих книг совсем!

    Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями. Руководствуясь Законом об образовании, где сделаны акценты на социализации, интеграции, духовно-нравственных ценностях, применяю технологию продуктивного чтения, разработанную профессором Н.Светловской, которая приобретает ведущее значение и способствует достижению высоких  результатов.

Цель и задачи технологии продуктивного чтения

Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению и умение  выбирать книгу.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1.     Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2.     Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

3.     Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4.      Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.    

 

Чем же традиционный урок отличается от продуктивного чтения

Традиционный урок:

До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас       узнаем      о писателе и прочитаем…»

Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают.

После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.

Продуктивное чтение:

До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают, о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.

Технология направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того,  на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зелёным). Задания на предметный результат обозначены точкой серого цвета. Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии определённой ситуацией.

Виды и приемы чтения.

Просмотровое чтение

Ознакомительное чтение

Изучающее чтение

                                                    ЦЕЛЬ

                                                   

Самое общее представление о содержании и смысле текста

Извлечение основной информации

Проникновение в смысл при помощи анализа текста

КОНЕЧНЫЙ    РЕЗУЛЬТАТ

Решение: читать или не читать текст.

Решение: достаточно информации или текст нужно перечитывать или анализировать

Понимание всех уровней текста.

         ПРИЕМЫ

-анализ заголовка, прогнозирование темы;

-анализ подзаголовков, просмотр рисунков, схем, подписей к ним, шрифтов и графических выделений;

-просмотр первого и последнего абзацев текста;

-знакомство с оглавлением;

-чтение аннотации.

-чтение текста по абзацам, фиксирование внимания на существительных, первом и последнем предложении каждого абзаца;

-выделение по ходу чтения значимой информации;

-расстановка по ходу чтения условных графических знаков, принятых самим читающим ( ?-непонятно, ! – важно и др.)

-выделение смысловых частей текста;

-прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на прочитанное;

-выделение ключевых слов;

-замена смысловых частей эквивалентами;

выявление деталей текста, подтекстовой информации;

-определение принадлежности текста к тому или иному стилю;

-составление вопросов проблемного характера;

-выписки основных суждений;

-составление плана и граф схемы;

-переработка : создание вторичных текстов на основе данного;

-читательский комментарий к тексту.

Результативность достигается за счет овладения приемами на этапах до чтения, вовремя чтения и после чтения.

(См. ПРИЛОЖЕНИЕ «Структура урока с применением технологии продуктивного чтения», «Формирование УУД средствами литературного чтения»)

Технологию формирования правильной читательской деятельности применяю не только на уроках литературы, но и на встречах в детской библиотеке. Оценивая роль образовательного сообщества, продумана и претворена в жизнь система сотрудничества с детской библиотекой им. П.П.Бажова. Новые технологии читательского развития и инновационные методы на занятиях дали свой результат (и прежде всего на ЕГЭ- 2014, средний балл моих учеников 73!).

 Система сотрудничества с детской библиотекой.

1.Знакомство с библиотекой начинается с обзорной экскурсии, продолжением которой становится занятие по произведению Д.Пеннака «Как роман» (дети узнают о правах читателя).

2. Занятия планируются с опорой на программу по литературе, на них применяются новые технологии и инновационные методы («Шесть шляп мышления», составление синквейнов, громкое чтение, чтение с остановками, уроки тихого чтения, стратегия «Идеал» и др.)

 Отбор произведений производится по определенным критериям: небольшой объем, непредсказуемость (с точки зрения сюжета), способность на эмоциональный отклик; должно способствовать выработке творческих идей, нового взгляда на прочтение или понимание).  Среди авторов А.Вампилов, В.Набоков, Приставкин, И.Бунин, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и т.д.

3.Обязательными являются встречи с писателями (живое общение, постижение процесса чтения, образцы правильной речи).

Среди наших знакомых Вадим Осипов, Олег Райн, Елена Ленковская, Александр Кердан, Арсен Титов, Ольга Колпакова, Аркадий Застырец, Светлана Лаврова.

4.Участие в российских, областных, городских конкурсах ( «Лидер чтения», интернет-игра «Живая классика», видео-интернет-мост Санкт-Петербург – Екатеринбург, областной фестиваль «Книжная сила»).

5.Сотрудничество с родителями (воплощение идеи семейного чтения). Формы разнообразны: родительские собрания, индивидуальные встречи, «Библиосумерки», конкурсы «Самая старая книга домашней библиотеки», «В моем возрасте мама читала», создание видеороликов и буктрейлеров, обзор книги И.И.Тихомировой «Как воспитать талантливого читателя» (обсуждение статьи «Как Россия в свое время вышла из кризиса чтения»).

   2015 год – Год Русской литературы. Новая технология поможет России выйти из кризиса чтения. Я уверена! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсные материалы на соискание городской премии "Престиж" в области образования.

Портфолио МиловановойГалины Борисовны - педагога МАОУ лицей № 21, учителя высшей квалификационной категории, активно занимающейся инновационной деятельностью....

Материалы для городской олимпиады. 11 класс

Материлы для олимпиады по русскому языку. 11 класс...

Материалы IV городской педагогической конференции города Когалыма

Публикация выступления на конференции по теме: "Дополнительное образование - перспективы развития"...

Тезисы доклада на городских педчтениях 2014 года

Формирование базовой культуры личности обучающихся на уроках английского языка с использованием опорных конспектов....

материалы к городским педчтениям

Самооценка - это форма самовыражения....

Выступление "Развитие алгоритмического мышления в урочной и внеурочной деятельности" Городские Педчтения май 2017 Маслова О.Г.

Материал содержит    основные положения  и принципы, которые положены в основу развития алгоритмического мышления  школьников, вопрос рассматривается с учетом  опыта...

Материалы к городской конференции НОУ учащихся 2021

Выполнила:ученица 5"В" класса МБОУ" СОШ 1 "Попова Диана,руководитель:учитель русского языка и литературы Злобина Е.В.Тема работы:"Ошибки в рекламе"...