Татарский национальный праздник САБАНТУЙ.
материал на тему

Наматова Гузалия Ансаровна

Сабантуй – самый любимый праздник татарского народа, который весело и широко отмечается ежегодно. но не все, наверное, знают, как он появился, и что означает слово «Сабантуй».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tatarskiy_natsionalnyy_prazdnik_sabantuy.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Татарский национальный праздник САБАНТУЙ.

        Сабантуй – самый любимый праздник татарского народа, который весело и широко отмечается ежегодно. но не все, наверное, знают, как он появился, и что означает слово «Сабантуй».

        Название праздника происходит от тюркских слов: «сабан» и «туй» Слово «туй» означает праздник. А вот слово «сабан» имеет несколько  значений. Во-первых, этим словом обозначается сельскохозяйственное орудие труда, плуг. А все остальные значения обозначают время пахоты, пашню, время полевых работ, яровые культуры. В последние годы Сабантуй часто называют праздником плуга. Но это не совсем верное название. Было бы точнее говорить, что это «праздник весеннего сева», «праздник яровых». Поскольку весь ход праздника показывает, что он проводится в честь весеннего сева. Наши древние предки, будучи язычниками, делали жертвоприношения божествам плодородия и духам земли, чтобы задобрить их и обеспечить богатый урожай хлеба.

История происхождения праздника

        В глубокой древности, когда еще не существовало официального календаря и деления на месяцы и даты, люди делили год на сезоны в зависимости от конкретных сельскохозяйственных работ (подготовка к посеву, весенние полевые работы, уборка и др.). Такое деление времён года существовало и у наших предков. Кроме того, часто они обозначали времена года названием основной сельскохозяйственной работы, выполняемой в этот период. Например, «урак өсте», “печән өсте” (сенокос) обозначало летнее время, время сбора урожая «сабан өсте» - весну, время начала полевых работ.

        Прежде люди верили, что мир духов может помочь человеку в его повседневных делах. Их старались задобрить различными дарами и жертвоприношениями. От хорошего урожая зависела вся жизнь земледельческого общества. Поэтому обряды, призванные поддержать плодородие земли и обеспечить высокий урожай, были особенно важны для древних земледельцев, эти обряды совершались перед каждым посевом зерновых. Со временем они утратили свои первоначальные магические функции и приобрели характер народного праздника. Сабантуй – один из таких праздников.

        По поводу происхождения праздника Сабантуй существует несколько версий. Некоторые учёные считают, что Сабантуй к нам пришёл от других народов. Так, у монголов есть похожий на Сабантуй праздник, который называется Наадам. Здесь главными соревнованиями являются борьба, скачки и стрельба из лука. Однако правила народных игр на монгольском празднике отличаются от наших. Другие учёные предполагают, что Сабантуй появился в самой Волжеской Булгарии. Также существуют версии, связывающие Сабантуй с традициями тенгрианства.

        Главное состязание Сабантуя – куреш – также имеет древнюю историю. Среди археологических находок, относящихся к III-I вв. до н.э., найдены изображения парных борцов. Кроме того, борьба упоминается в некоторых древних тюркских литературных произведениях. Известно, что у древних тюрков были даже специальные сочинения, описывающие правила борьбы.

        Таким образом, Сабантуй является древним тюркским праздником, который появился тогда, когда наши предки только начали заниматься земледелием, и уже позже он окончательно сформировался и стал традиционным народным праздником.

        Целей проведения современного Сабантуя несколько: определение батыров – победителей в борьбе, народные развлечения с национальными песнями, плясками и играми, а самое главное – подведение итогов весенних полевых работ и награждение лучших земледельцев. Раньше Сабантуй праздновали до начала весенних полевых работ. И до праздника никто не выходил в поле, не начинал посев. А вместо нынешнего Сабантуя отмечался другой праздник – Джиен.

Предпраздничные обряды

        Точной даты и определённого дня недели проведения Сабантуя не было. Всё зависело от погодных условий, интенсивности таяния снега и степени готовности почвы к севу яровых культур. Обычно это приходилось на конец апреля. Накануне Сабантуя проводили особый обряд «Карга боткасы», который считался начальным этапом праздника.

        Обряд празднования Сабантуя состоял из двух частей. Сначала проводили магические церемонии, а потом – состязания, игры и массовые увеселения. Подготовка к Сабантую начиналась за несколько недель до праздника. Как правило, старейшины деревень – аксакалы, - договорившись между собой, определялись с датой и местом проведения праздника. Обычно местом празднования выбирали красивые зелёные луга вблизи рек, озёр и лесов.

        Обряд «сөрән салу» или “сөрән” занимал главное место среди других подготовительных обрядов. Его также называют «сөлге җыю», т.е. сбор подарков для победителей состязаний и участников народных игр. Юноши, разъезжая по деревни на украшенных конях, выкрикивали : «Арапә! Арапә! Арапә!» Иногда сбором подарков занимались и пожилые мужчины. Держа в руках деревянный шест (жердь), они ходили по улицам и собирали подарки: вышитые платки, полотенца и отрезы материал и т.д. Вместе с подарками собирали и яйца для Сабантуя.

        Как мы уже говорили, перед Сабантуем исполнялся обряд жертвоприношения, где в жертву приносили белого коня, белую утку или гуся. Кроме того, выбирался определённый участок поля, и в день Сабантуя проводилась его обрядовая запашка. В борозду клали крупные куриные яйца, которые затем собирали дети с пожеланиями богатого урожая. Вероятно, в древности таков был обряд культурного кормления духов  земли в надежде, что от этого зёрна в колосьях будут такие же крупные , как яйца. Именно это часть Сабантуя прежде была основной, наиболее важной, а игры и состязания лишь украшали и подчёркивали важность праздника. Однако все языческие обряды и жертвоприношения со временем забывались, подвергались изменениям, остались только народные игры, состязания и увеселения.

Состязания.

        Со временем состязания, проводимые в праздник Сабантуй, изменились. Однако главными по-прежнему остаются национальная борьба – куреш – и скачки.

        До принятия ислама в борьбе могли участвовать и женщины, они даже побеждали мужчин. Например, в XII веке дочка эмира Волжской Булгарии Шамгун-Саина во время борьбы победила своего мужа-батыра.

        Главный подарок, который дарят сильнейшему борцу, как известно, баран. Но почему именно баран, а не какой-нибудь другой приз? У древних тюрков баран был священным животным. Считалось, что он охраняет лбдей от злых духов, а некоторые кости животного имеют магическую силу. Поэтому древние тюрки преподносили почётным гостям варёную баранью голову.

        Состязания начинали со скачек. Разные конные игры были широко распространены у всех кочевых народов. В перерывах между кочёвками они отбирали лучших лошадей и устраивали состязания в быстроте и ловкости. Это не только помогало выявить наиболее выносливых и сильных животных, но и было хорошей тренировкой для Всадников.

        Невозможно представить себе жизнь кочевников без лошади. Лошадь была ближайшим помощником,  кормильцем человека, а во время битвы хороший конь мог спасти ему жизнь. Наши предки считали, что божества, так же как и люди, ездят верхом на лошадях. Поэтому и самих лошадей тоже считали священными животными.

        Подготовка коней к предстоящим скачкам начиналась так называемым разогревом («ат аягы кыздыру»). Как выезжали верхом на конях и устраивали подобие скачек. Это продолжалось несколько дней. Таким образом, они тренировали коней, готовили к главным соревнованиям.

        Все состязания, проводимые на Сабантуе, непременно что-то обозначали и символизировали. Например, стрельба из лука не просто тренировка будущих воинов и охотников. В далёком прошлом умение стрелять из лука обозначало достижение юношей совершеннолетия. Лук символизировал также первые солнечные лучи.

        Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазанье на шест, беге в мешках, перетягивании каната.

        Итак, вы узнали, что Сабантуй, который начали праздновать ещё кочевники, затем превратился в праздник земледельцев, а до нас дошёл уже просто весёлым народным гулянием. Это один из национальных праздников, который, подвергаясь изменениям, меняясь вместе со временем и людьми, дошёл из глубокой древности до наших дней.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальный праздник Сабантуй

Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Он празднуется с давних времён по сегодняшний день. Празднуется Сабантуй летом по окончании весенних полевых работ .В целом для Татарстана...

конспект урока на тему : "Сабантуй- национальный праздник татарского народа"

План-конспект урока предназначен для русскоязычных детей.Цели урока:1.Совершенствовать знания по теме "Глаголы изъявительного наклонения"2.Развивать диалогическую,монологическую речь учащихся3.Воспита...

Сценарий татарского праздника «Сабантуй»

Сценарий  татарского праздника «Сабантуй»...

Проектная работа “Национальный праздник татарского народа “Сабантуй”

1. Татар халкы эштә дә, ял иткәндә дә — бердәм. Татар халкы — бик борынгы халык. Ул элек-электән терлек асраган, җир сөргән, иген иккән. Безнең халык — искиткеч тырыш, эшчән халык. Б...

Урок- викторина на тему "Национальные праздники. Сабантуй".

Интегрированный урок-викторина, где дети отвечают на вопросы, рассуждают на русском и татарском языках....

Национальные праздники и традиции. Мероприятие на татарском язкые.

Татар халкының милли бәйрәмнәре һәм йолаларыМаксат:Укучыларны татар халкының традицияләре, йолалары белән таныштыру.Татар халкының төрле йолаларын үткәрү буенча башлангыч күнекмәләр формалаштыру.Татар...