Технологическая карта урока «Язык, речь, общение. Ситуация общения.»
план-конспект урока (6 класс) на тему

Позднякова Светлана Николаевна

Урок по русскому языку в 6 классе разработан  к учебнику под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 6 В,Г классе

от  04.09.17.                    

Тема:   «Язык, речь, общение. Ситуация общения.»

Тип:       Комбинированный урок        

Цели:        

деятельностная: формирование  у обучающихся умений реализации новых способов действия

по достижению личностных результатов:  формировать представления о важности общения в жизни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать при общении компоненты речевой ситуации.

по достижению метапредметных результатов: развитие умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения

содержательная: расширение понятийной  базы за счет включения в  нее новых понятий

по достижению предметных результатов:  понимание главной функции языка как средства общения; знание термина ситуация общения, компонентов ситуации общения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группах. 

Этап урока

Действия педагога

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия, работа с текстом

1.Самоопреде- ление к деятельности

Включает в деловой ритм.

Настраиваются на восприятие учебного материала, записыва ют дату, классная работа

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстника ми

Регулятивные: Целеполагание

2.Актуализа -

ция знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Что такое общение? (Само слово подсказывает, что при общении люди находят общее между собой: общие темы для обсуждения, общие интересы, общий язык. Люди взаимодействуют, обмениваются информацией, делятся мыслями, переживаниями, спорят.)

Можно ли общаться, не разговаривая? Какими способами?

Какие формы речи вам известны?

Как мы общаемся друг с другом? Что, кроме слов, важно учитывать при общении? (Люди общаются, прежде всего, с помощью речи. При общении очень важны не только слова, но и интонация, мимика, взгляды, жесты.)

Может ли человек жить без общения с другими людьми?

От чего зависит наше общение друг с другом?

Люди передают друг другу мысли, знания, чувства с помощью языка. То есть язык — это средство передачи информации, средство общения между людьми с помощью слов, речи. Речь - это язык в действии, конкретное применение, использование языка.

Есть разные способы общения: язык взглядов, жестов, мимики, язык музыки, танца, язык цветов. Но лишь язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.

Запись слов  в тетрадь, исправление ошибок.

Ответы на вопросы

 

Познавательные: Извлечение необходимой информации  

Коммуникативные: выполнение пробного задания

-фиксирование индивидуальных затруднений  в пробном учебном действии;

-волевая саморегуляция  в затруднении

3. Постановка  учебной задачи.

Сформулируйте тему урока. (Язык - важнейшее средство общения.)

Предлагают и согласовывают тему и  цели урока.

Познавательные: Уметь строить рассуждения, делать выводы

самостоятельное выделение и формирование цели;

-поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: аргументирование своего мнения  и позиции в коммуника ции

4.Построение проекта выхода из затруднения

Активизирует знания учащихся.

Работа по учебнику

Чтение диалога и теоретического материала (с. 5, 6).

Упр. 4, 5 — устное выполнение.

Чтение диалога (с. 7, 8), беседа по прочитанному, коммен-
тарии учителя.

—        Что такое ситуация общения? (Обсуждение.)

Ситуация общения - те обстоятельства, при которых происходят общение, взаимодействие, разговор, обмен мнениями и т. д.

4.        Упр. 7 — работа со схемой по вопросам учебника.

5.        Упр. 8 - подготовка к выразительному чтению, обсуждение вопросов в группах, далее коллективное обсуждение каждого задания.

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий,  устраняющих причину  возникшего затруднения (чему учиться).  

Познавательные: Уметь строить рассуждения, делать выводы

самостоятельное выделение и формирование цели;

-поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации

5.Первичное закрепление нового знания

Устанавливает осознанность восприятия:

1. Беседа

—        Чем различаются язык и речь?

Что общего у устного и письменного общения и чем они различаются?

Назовите компоненты речевой ситуации.

2. Работа по учебнику

1.        Упр. 12 — коллективное выполнение.

Запись в тетрадях, у доски.

Работа в парах

Познавательные:  Использование знаково- символических средств, поиск разнообразных способов решения задач.

Регулятивные:  Принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

6.Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону

Задание: упр.11

Работа в тетрадях

Взаимопроверка.

Коммуникативные:  Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Регулятивные:  Контроль и оценка своих знаний, знаний партнера

7.Рефлексия деятельности

- А сейчас я попрошу вас ответить на ряд вопросов и продолжить предложения:

  1. Сегодня на уроке мы вспомнили…
  2. Сегодня на уроке мы говорили о …
  3. Сегодня на уроке я узнал(а) …

Оцените наш урок.

Участвуют в обсуждении итогов урока

Коммуникативные:  Уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению

8.Домашнее задание

1.§ 2-3, упр.10, 13 (по выбору).

2. Работа в группах или парах: создать речевые ситуации, подготовить краткие выступления.

Записывают Д/З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока развития речи: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Рассказ "Наташина высота" (по О. Коротцеву). Тип урока: повторение материала, работа над содержанием....

Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"

Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться  учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева....

Технологическая карта урока "Типы речи"

Тип урока: открытие нового знанияЦель  урока: - сформировать представление  о типе речи-  повествовании,    Задачи:- сформировать умение  определять функционально-см...

Технологическая карта урока на тему Современные средства общения (7 класс, по УМК Spotlight)

Технологическая карта урока  на тему Современные средства общения (7 класс, по УМК Spotlight)...

Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса

Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...

Технологическая карта урока " Типы речи. Урок - игра."

Данный урок можно использовать на этапе рефлексия по теме "Типы речи" в 5 классе....