Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему:
Урок литературы в 10 кл.по теме "Творчество Ф.Тютчева и А.Фета"+ презентация

Антонова Ольга Петровна

Данный материал содержить четыре урока по творчеству Ф.Тютчева и А.Фета ( 10 кл.) Также здесь содержится контрольный урок (задание к сочинению) и дидактический материал ( отрывки из литературоведческих статей) для самостоятельной работы учеников. По данной теме есть три презентации, но форматы сайта позволили поместить только одну презентацию для обучающихся ( см. Портфолио). В ней содержатся слайды с заданиями для групповой работы об-ся. если данный матриал вас заинтересовал, я с удовольствием поделюсь остальными презентациями. По всем вопросам можно обратиться по эл. адресу: olga-stamat@mail.ru 

Скачать:

Предварительный просмотр:

 «Русская лирика второй половины XIX века. Творчество Ф.И.Тютчева и А.А.Фета».

Антонова Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 81»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Представленные в данной работе уроки разработаны по теме:

       Работа состоит из четырех уроков: 2 урока по творчеству Ф.И.Тютчева и  2 урока по творчеству А.А.Фета. Уроки рассчитаны на модульную систему обучения.

       Уроки построены с применением  технологии педагогической мастерской.  

      Каждая тема  сопровождается двумя презентациями: одна для обучающихся, другая готовая (с примерными ответами обучающихся).Эти ответы получены после проведения данных уроков в 10 классе.  Уроки предполагает групповую работу обучающихся, каждая группа работает со своими слайдами, и  результатом работы каждой группы должен быть заполненный слайд ( слайды). Работая по творчеству Ф.Тютчева ( 1 -2 урок темы), учитель может предложить ребятам уже готовые для работы слайды ( См. презентацию для учащихся). На 3-4 уроке ( Творчество А. Фета) подобные сайты ребята могут уже создать сами

     Кроме того, для работы на уроке необходимы литературоведческие статьи по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета ( на выбор учителя). Я в своей работе использовала

Материалы урока содержат приложения.

1 – 2 урок. Мир души и мир жизни Ф.И.Тютчева ( 2 урока).

Цель урока:1)познакомить учащихся с основными этапами жизненного пути поэта, с

                     особенностями мировосприятия Тютчева, сформировать у учащихся представление о философских основах произведений поэта;

                   

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

               Чтение стихотворения «Умом Россию не понять». Это стихотворение принадлежит  

            Ф.И.Тютчеву, с чьим творчеством мы сегодня и познакомимся.

           Его творчество, как и его жизнь во многом для людей вашего возраста остается непонятным,    

           слишком сложным. Давайте попробуем проникнуть в эту тайну и постичь мир жизни и мир

           души Ф.И.Тютчева. Слайд № 1.

  1. Началом поэтической известности Ф.И.Тютчева стала статья Н.А.Некрасова «Русские второстепенные поэты». Как вы думаете, почему Некрасов относит Тютчева к второстепенным поэтам?

                              ( Творчество не понято, неоценимо, малознакомо широкому

                                 кругу читателей, во главе русской литературы А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь. Тютчев – в стороне)

- А через полвека И.Аксаков писал: «Трудно принять историческую точку зрения на Тютчева, трудно отнести его творчество к одной определенной законченной эпохе в развитии русской литературы. Для него не настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает нам особую, внеисторическую точку зрения на него».

Почему творчество Тютчева, по мнению Аксакова, трудно отнести к какой-нибудь определенной эпохе?

                                 ( творчество, темы вне времени, вечны)

- Это понимали и современники, и потомки. И Некрасов, который писал о Тютчеве, ни в коем случае не хотел ущемить права поэта, а наоборот, говорил о нем, как о человеке необыкновенного таланта, и поставил никому не известного Федора Ивановича в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым, тем самым подчеркнув вневременную ценность творчества Тютчева. Давайте и мы попытаемся понять мир Ф.Ю.Тютчева.

Мир Ф.И.Тютчева начинался складывается с раннего детства.

     - Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии в стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала.

Слайд № 2 «Родители поэта»

  Отец Иван Николаевич был радушным и добросердечным помещиком-хозяином. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Он получил хорошее домашнее образование. Три человека оказали преимущественное влияние на умственное и нравственное развитие будущего поэта: мать, урожденная Толстая, - женщина, обладавшая недюжинным умом и фантазией, дядька Н.А.Хлопов, отпущенный на волю крепостной (он был для Тютчева тем же, чем была Арина Родионовна для Пушкина и в течение многих лет нежно опекал поэта) и молодой поэт-переводчик С.Е.Раич, домашний учитель Тютчева, готовивший его для поступления в университет. Под его влиянием Тютчев приобщился к литературному творчеству. До самой старости Тютчев испытывал  чувство благодарности  к своим родителям и посвятил им не одно стихотворение. Чтение стихотворения на слайде № 2 « Как можем пред тобой, родитель наш любезный»

  1. Работа с заглавиями стихотворений Ф.И.Тютчева. Слайд № 3. 
  1. Вам предложены были названия стихотворений Ф.И. Тютчева. Выделите основные темы.
  2. Что бы сказали о творчества поэта, глядя только на названия? Фронтальная беседа по  вопросам .            

 ( Ребята говорят о том, то творчество двояко, противоречиво: рядом  с весной – осень, с ночью – день. Довольно часто употребляется слово «последний», присутствует мотив «конца», потрясения: конец жизни, дня. В этом ощущается какой-то трагизм мировосприятия. Много стихотворений о любви, но опять же последней)

  1. Какие вопросы вы бы задали? Работа в группах.

Слушаются вопросы учащихся, выбираются часто повторяющиеся. Подводятся итоги. Слайд №  4, 5.

Варианты вопросов:

1. Что такое весна, осень, день, ночь в творчестве Ф.И.Тютчева?

 2. В чем суть противостояния весны и осени, дня и ночи?

 3. Дайте определение любви, опираясь на произведения Ф.Тютчева

 Почему любовь всегда трагическая?

 4. Почему возникает мотив конца, и с чем это связано?

 5. Что, по мнению Ф.И.Тютчева, может спасти мир от разрушения?

Примечание. Представленные вопросы сформулированы самими обучающимися в ходе проводимого мною урока по данной теме. Если обучающиеся не могут сформулировать вопросы непосредственно на уроке, можно дать домашнее задание опережающего характера сильному ученику или группе учеников и проконтролировать его выполнение. В таком случае сайд демонстрируется как готовый продукт, ответами на которые и займутся обучающиеся. Если в процессе обсуждения возникли другие вопросы, они дописываются на  слайд, и ответы на них также находятся либо в ходе групповой работы, либо позднее - фронтальной. Не нужно

  1. Попытаемся ответить на эти и другие вопросы, обратившись непосредственно к произведениям Ф.И.Тютчева.
  2. Учащимся, предварительно разделенным на группы, предложены стихотворения.  Задача учащихся –прочитать стихотворения, найти ответы на  предложенные вопросы. Ответы записать на слайды

               № 9 ( Готовая презентация)-  1 группа,

                №10, 11( Готовая презентация) -2 группа,

                №16, 17  (Готовая презентация) - 3 группа,

                № 21, 22(Готовая презентация) -  4 группа

Задание для 1 группы                                           Учащиеся заполняют слайд № 9

                                                                  Образы весны и зимы в творчестве поэта

Работа со  стихотворениями:

 «Весенние воды» (62)                                                                      

 «Зима недаром злится» (85)                                                                

 « Еще земли печален вид» (89                                                  ВЕСНА

 « Декабрьское утро» (152)  и др. )                                              ЗИМА

                                           

                                     

Вопросы: 1.Дайте определение весны, зимы по Тютчеву. Весна –это… Зима – это…

                    Кто побеждает в противостоянии весны и зимы? Почему?

                                                                                            Учащиеся заполняют слайд № 10

Задание для 2 группы.                           Образы дня и ночи в творчестве поэта

 Работа со  стихотворениями:

«День и ночь» (96)

 «О, вещая душа моя» (143)                                                                 ДЕНЬ

 «Сны» (56)

 «Святая ночь на небосклон взошла» (114                                          НОЧЬ

«Как сладко дремлет сад…» и др.

   Вопросы: 1.Что такое ночь? День?

                   2. С какими словами ассоциируется  понятие «ночь»? 

Опираясь, на статьи Ю. Айхенвальда, ответьте на вопросы:  

       3. В чем философский смысл противостояния дня и ночи, весны?

        4.Чьи труды, чье творчество повлияли на взгляды Тютчева?                                                                                  

Отвечая на 3, 4 вопросы, учащиеся заполняют слайд № 11 ( Готовая презентация)

Задание для 3 группы                                        Учащиеся заполняют слайд № 1

Работа со стихотворениями:                                                      Трактовка темы любви

 «Сей день, я помню, для меня..» (69)

 «Сижу задумчив и один..» (82)

  «Близнецы» (123)                                                                                  

  «Предопределение» (123)                                                     ЛЮБОВЬ - ЭТО

  «Последняя любовь» (136)

   «Я встретил вас..» (211)

    «Два единства» и др.

 Вопросы: 1. Дайте определение любви по Тютчеву (Любовь – это…)

                                                                       

Важно, чтобы обучающиеся обратили внимание как на светлые  (верхняя часть схемы), так и на темные (нижняя часть схемы) стороны любви..

Опираясь, на статьи Ю. Айхенвальда, ответьте на вопросы:

  1. Почему в теме звучат трагические мотивы? Почему любовь чаще всего несчастная ?

Отвечая на 3 вопрос, учащиеся заполняют слайд № 14 ( Готовая презентация)

Задания для 4 группы                                     Учащиеся заполняют слайд № 17

 Работа со  стихотворениями:                                                 Причина краха

 «Последний катаклизм» (59)

 «Рассвет» (109)

 «Наш век» (129)

« Над этой темною толпой..» (145)

 « Умом Россию не понять..» ( 183)

 « День православного Востока..» и др.

 Вопросы: 1. В чем причина краха?

                   2.  Что является спасительным?                                     Спасительна

                   3.  С каким понятием тесно связан образ Бог    Спасительна

Опираясь на статьи Ю. Айхенвальда, ответьте на вопросы:

                                     4. В чем истоки подобного видения темы России? Расскажите и политических взглядах Тютчева.

        Отвечая на 4 вопрос, учащиеся заполняют слайд № 18 ( Готовая презентация)

Работа в группах.

Выступление групп. Проверка работы

- Особое место в лирике Тютчева занимает тема природы.

Демонстрация слайда № 6 Чтение учителем стихотворения «Не то, что мните вы природа..»

Природа у Тютчева может быть разной, диаметрально противоположной.

Слайд №  7, 8. Задания к слайдам.

Природа, по Тютчеву, – это  особый, идеальный мир, живущий своей жизнью,  наполненный душой, смыслом. И человек может приблизиться к идеалу,  если постарается понять эту душу, познать этот смысл и научится жить по законам природы. Давайте попробуем понять эти законы.

          Приблизительные ответы обучающихся.

           Нужно иметь в виду, что ответы в таблице могут быть и иными. Эти ответы - это видение произведений Тютчева моими учениками, их читательский опыт.

1 группа

Образы весны и зимы в творчестве поэта

Презентация слайда  № 9  сопровождается устным ответом одного из учеников

Золотит мечты

Прекрасное дитя

Румяней стала

Отвечая на первый вопрос,

ученики отмечают, что с весною

Побеждает, хохочет

Обновление

у Тютчева связано обновление,

радость, мечтания. Весна – пре-                                                     ВЕСНА          

Злится, ворчит

Пустила, убегая

красное дитя. Зима же ведьма злая,

злится. Ворчит. Зима- это мертвый                                            ЗИМА

стебель. Поэтому Весна всегда

Печален вид

  Ведьма злая

Мертвый стебель

побеждает. Смысл – в победе добра

над злом, жизни над смертью.                                                         

                                                                                                         

Учитель: Природа вошла в поэзию Тютчева властно и стала основным  объектом его воспроизведения, В русской лирике до Тютчева не было художника, в творчестве которого мир природы занимал бы такое значительное место. При этом поэт не столько изображает этот пейзаж, сколько выражает свое переживание в связи с ним. Поэт привнес в поэзию свежую тему слитности личности с круговращением в природе, с противоборством в ней тьмы и света и передает трагическое существование человека перед ночной бездной.

Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения  «Святая ночь на небосклон взошла»            

          Выступление  2 группы.

                    Презентация слайда № 10.    Образы дня и ночи в творчестве поэта

Земнородных исцеленье

Друг человека и богов

Покров златотканый

( Ночь рождает гул хаоса, срывает все

покровы, обнажает душу,внешний мир

уходит, и человек, как сирота бездонный,

Отрадный, любезный

Души болящей исцеленье

 гол. Ночь = тайне, бездне, хаосу, сну,

 пророчески-неясному)

                                                                                                                  ДЕНЬ

Страшная, святая

Пропасть темная

                                                                                                                  НОЧЬ

  1. В чем философский смысл

противостояния дня и ночи,

Человек, как сирота бездомный, немощен и гол

Бездна безы-мянная со своими страхами и мглами

весны и зимы?

Мир таинственный духов

  1. Чьи труды, чье творчество повлияли

на взгляды Тютчева?

                                   

Сообщение по теме: «Философское обоснование темы природы». Обучающиеся должны отметить влияние философии Шеллинга, творчества В. Жуковского, М. Державина, М. Ломоносова.

Подведение итогов: Слайд № 11

Учитель: глубоким драматизмом, напряженностью и неизменной философичностью отмечена и любовная лирика Тютчева. В ней доминируют образы дня и ночи, рядом с блаженством оказывается ощущение безнадежности, наряду с тишиной здесь ощущается проявление необузданной стихии, бури, которая чревата катастрофой. Не случайно Ф.Тютчев пишет « Любовь, любовь – гласит преданье -…» Демонстрация слайда № 12

                  Выступление  3 группы. 1. Трактовка темы любви Презентация слайда № 13          

 Время золотое

                     Слайд № 13.  

Блаженство

Новый мир

                                                                                             

(   Любовь – это новый мир, это поединок

роковой, страдание,это блаженство,

Спасет славянский мир

Союз души с душой родной

безнадежность,это время золотое.

   ЛЮБОВЬ – 

      ЭТО …

Любовь дает жизнь, спасет славянский

 Мир. Но при этом любовь – близнец

Неравная борьба

Роковое слияние

самоубийства.)

Близнец самоубийства

Почему звучат трагические мотивы?

Безнадежность

Поединок роковой

Ответ  уч-ся. Важно отметить то,

что Тютчев чувствовал смерть

самой любви и говорил, что

в самой любви таится уже будущая вражда, разлука или измена, смерть или утомление. « Мы убиваем то, что любим, В любовном прикосновении таится гибель. Разрушающая человеческая любовь – главное проявление нашей внутренней ночи.

 Подведение итогов. Слайд № 14

                                                                             

          3. В чем истоки трагического раскрытия темы? Расскажите о личной жизни Тютчева.

           Слайд № 15. Сообщение подготовленного ученика «Женщины в судьбе поэта».

Учитель: Мир в поэзии Тютчева предстает не только как власть мертвящего и бесформенного хаоса, Не только как появление трагического рока, но и как некая катастрофа, при которой бьет последний час природы, гибнет вселенная и распадается пространство.

Слайд № 16 Чтение учителем стихотворения «Когда пробьет последний час природы».

           В этих условиях существование человека оказывается поистине трагичным, ибо он физически ощущает себя накануне Апокалипсиса, на краю бездны и в обстановке наступающего безумия. И Тютчев пытается найти и указать пути к спасению.

                  Выступление  4 группы. Слайд № 17          

                                                                                                Причина краха

Причина краха – растление духа, безверие.

Растление духа

Безверие

  Спасет вера. Бог – воскресение жизни,

потому что только он вечен.

Вера

Бог разбудит Россию, поэт беспредельно

Индивидуализм

Скепсис

 верит в Росс

     2. В чем истоки подобного видения

темы России? Расскажите о политических

    Спасительна

взглядах Тютчева.        

                                                                             

Сообщение « Политические взгляды Тютчева».

              ( Важно отметить, что Тютчев был монархистом и поэтому не принимал любой насильственный путь (революционный) смены власти, реформы на крови, а также славянофилом. Поэтому он считал, что у России свой особый путь.

          Подведение итогов. Слайд № 18

Учитель: таких вселенских масштабов, как у Тютчева, ещё не знала отечественная литература, Не случайно Блок назовет Тютчева, своего предшественника, « самой ночной душой русской поэзии», Некрасов отнесет талант Тютчева к русским первостепенным поэтическим талантам, а поэт А.Апухтин в 1873 г Напишет стихотворение « Памяти Тютчева».

Чтение стихотворения « Памяти Тютчева». Слайд № 19

Слайд № 20. Умер Ф.И.Тютчев 27 июля 1873 года в Царском селе

и похоронен в Петербурге на кладбище Новодевичьева монастыря.

Домашнее задание: Мой обожаемый поэт,

                                  К тебе я с просьбой и поклоном:

                                  Пришли в письме мне твой портрет,

                                  Что нарисован Аполлоном..

Кому из современных Ф.Тютчеву поэтов принадлежит стихотворение «Ф.И.Тютчеву». Назовите автора. Прочитайте стихотворение полностью, проанализируйте его

Список литературы к уроку.

  1. Ф.И.Тютчев. Стихотворения. – М.: Художественная литература, 1986.
  2. Ю. Айхенвальд. Силуэты русских писателей. – М.: Республика, 1994.
  3. Е.С.Роговер. Русская литература второй половины XIX века: учебное пособие. – СПб – Москва: САГА- форум, 2004.
  4. Русская литература XIX века. 10кл.: Учебное пособие. В 2ч. Ч2/ Под ред. А.Н.Архангельского. – М.: Дрофа, 2006.
  5. Русская литература XIX века. Учебник- практикум для общеобр. учреждений/ под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2003

Приложение № 1

Ю. Айхенвальд «Тютчев». Отрывки из статьи

Отрывок № 1. Предназначен для групп, работающих по темам: « Образ дня и ночи в творчестве» и «Тема любви».

В основе мироздания, по глубокому убеждению Тютчева, лежит «древний хаос» ( в древнейших мифологических представлениях: беспорядочная материя, неорганизованная материя, из которой образовалось впоследствии все существующее). Ночь, являющаяся в глазах Тютчева разоблачением хаоса, одновременно и страшит и манит к себе поэта. Ночь, по Тютчеву, не менее хороша, чем день: в ночи ярко светятся звезды и часто бывают откровения. День набрасывает на бездну золотой покров, который ночью отбрасывается прочь. Со светом и тьмой связан сон. Стихия сна уносит человека в беспредельность, она помогает заглянуть в бездонные тайны космической жизни, отъединенной душе слиться с миром. Истинный мир – это мир, как он расстилается в поздние часы, когда людские движения и речи умолкают и в наступающей тишине явственно слышится живой язык природы. Днем его нельзя услыхать, потому что мы заглушаем его своими разговорами. Ночь все обнажено, и воочию предстает нам сама космическая душа. Познавший ночь, Тютчев увидел её безумие, её «божий гнев». Оттого ночная, трагическая стихия открылась ему в том, что днем предстает как самое доброе в мире. Хаос он увидел и в любви. Любовь не только «союз души с душой родной», она – и «роковое их слияние, их поединок роковой». В самой любви таится уже будущая вражда, разлука или измена, смерть или утомление. Есть кровный, не случайный союз между любовью и самоубийством; они обвораживают нас своей неразрешимой тайной и ужасны своим обаяньем. Но с любовью родственно не одно только самоубийство: но есть связь между ней и убийством вообще, и Тютчев глубоко чувствовал эту смерть самой любви. Мы фатально обречены на то, чтобы любить убийственно. Мы убиваем то, что любим. В нашем любовном прикосновении таится гибель,  и она поражает как раз то сердце, которое нашему сердцу всего милей. В страстных объятиях человека отцветает любимое, и слышит оно первое приближение конца.  Разрушающая человеческая любовь – главное проявление нашей внутренней ночи, нашего духовного хаоса. Но характерно для Тютчева, что, познав ночное, хаотическое, мрачное, так далеко проникнув в темную обитель корней и подслушав злое, он сам остался все-таки лучезарен и чист. Вся жизнь Тютчева прошла под кротким благостным влиянием Жуковского. Поэтому дневной свет всегда побеждает ночь: он, прогоняя её темноту, является символом жизни и небесной силы, побеждающей смерть и зло. С дневным светом ассоциировалась тютчевская поэзия, провозглашающая высокий нравственный идеал. Душевная организация Тютчева не была благоприятна для того, чтобы в ней прочно гнездились трагедия хаоса и тьмы. И потому он хотя и знал зловещую сторону любви, но сам любил рыцарски, нежно, упоенно и славил как любовь первую, так  последнюю любовь, не только первый, но и последний поцелуй.

Отрывок № 2. Предназначен для групп, работающих по темам: « Образ весны и зимы в творчестве» и «Тема России и мотив крушения в творчестве поэта».

        Мир – дар Бога человеку. Путь к познанию Бога лежит через его творение – природу, которая чаще всего выступает через времена года: весну, лето, осень, зиму. Тютчев любил жизнь и знает: жизнь торжествует над увяданием, над старостью, над смертью. Поэтому более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира, стремящегося через преображение Хаоса к гармонии. Поэт использует натурофилософский язык, который исходит из того, что мир состоит из четырех великий стихий: земли, воздуха, огня, воды – то есть основ природно-телесного бытия – макрокосмоса. Натурфилософия – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное (пассивное, отвлеченное) истолкование природы, рассматриваемое в её целостности. Они истолковывали природу как связное и живое целое, идея тождества микрокосмоса ( человека) и макрокосмоса ( природы) . Гармонии природы, простору вселенной противопоставляется закрытый мир человеческого сердца. Причина раздвоенной, больной души человека XIX века заключается в потере  религиозного сознания, чему способствовало чрезмерное развитие индивидуализма, скепсиса. Этические принципы, провозглашенные Иисусом Христом, - единственная система морали, в которой любовь, добро, сострадание становилось сутью человеческого бытия, способствовали рождению «нового человека». По учению Христа, Бог воплощается в мире, а мир приобщается к полноте Божественной жизни. «Совершенный человек» воплощает в себе полноту Божественного. В этом, по Тютчеву, заключается смысл земной жизни. Лишь обретение христианской веры излечит душу. Трагическая история России способствовали формированию нового склада русской души, таких качеств национального характера, как терпение, смирение, всемирная отзывчивость, - все это позволило поэту считать Россию по своей природе христианской страной. Ключевые слова лирики Тютчева – Бог и Святая Русь. Но если нет святости, нет ценности, нет ничего. Вместе с потерей веры человек теряет все. Поэтому философия Тютчева полна предчувствий потерь и разрушений.

       Тютчев понимал, что судьба России будет зависеть от исхода борьбы темного и светлого в её душе, от устремленности к христианскому идеалу.

Приложение № 2

Комментарии по использованию мультимедийных презентаций к урокам.

      Данная тема рассчитана на два урока и сопровождается двумя презентациями: одна для обучающихся,  другая готовая (с примерными ответами обучающихся). Урок предполагает групповую работу обучающихся, каждая группа работает со своими слайдами, и  результатом работы каждой группы должен быть заполненный слайд ( слайды)

 Слайд № 1. Демонстрируется во время объявления темы урока учителем. На слайде дан портрет Ф.И.Тютчева, годы его жизни, прописана тема. Вся информация проговаривается учителем.

Слайд № 2. «Родители поэта», сопровождается рассказом учителя о родителях поэта. Тут же читается стихотворение « Как можем пред тобой, родитель наш любезный»

Слайд № 3. «Заглавия стихотворений Ф.Тютчева». Слайд демонстрируется все то время, пока ребята работают в группах с заданием к слайду. Задания проговариваются учителем. ( смотри урок)

Слайд № 4. «Основные темы творчества». Слайд демонстрируется как итог фронтальной беседы.

Слайд № 5. «Вопросы к творчеству поэта». Демонстрируется после работы в группах. Во время этой работы учитель может посмотреть, какие вопросы задаются учениками каждой группы, по мере необходимости подсказать. Если обучающиеся не могут сформулировать вопросы непосредственно на уроке, можно дать домашнее задание опережающего характера сильному ученику или группе учеников и проконтролировать его выполнение. В таком случае сайд демонстрируется как готовый продукт, ответами на которые и займутся обучающиеся. Если в процессе обсуждения возникли другие вопросы, они дописываются на  слайд, и ответы на них также находятся либо в ходе групповой работы, либо позднее - фронтальной.

Слайд № 6. Предваряет ответы учащихся 1 группа и сопровождается чтением стихотворения «Не то, что мните вы природа…». На слайде не только стихотворение, но и иллюстрации , позволяющие зрительно представить картину изображаемого.

Слайд № 7, 8. Иллюстрации на слайдах дают возможность  подумать обучающися над разной трактовкой темы зимы в творчестве Тютчева. Во время демонстрации этих слайдов ученики пытаются подобрать стихотворения, соответсвующие иллюстрациям слайдов № 7 и  № 8.

Слайды №9,10, 11 ,16, 17 ,  21, 22 предназначены для самостоятельной работы обучающихся, предварительно разделенных на группы. Каждая группа работает со своими слайдами :

                             № 9 ( Готовая презентация)-  1 группа,

                №10, 11( Готовая презентация) -2 группа,

                №16, 17  (Готовая презентация) - 3 группа,

                № 21, 22(Готовая презентация) -  4 группа

Все эти слайды выведены в отдельную презентацию для обучающихся.

( Внимание! Нумерация в презентации для обучающихся иная, поэтому предварительно, нужно уточнить номер) Каждая группа на парте имеет ноутбук с презентацией для обучающихся и работает со своими слайдам, заполняя таблицы и отвечая на вопросы. Ответы обучающихся переносятся  на готовую презентацию, собираются воедино. Если нет возможности иметь ноутбук для каждой группы, тогда ученики по мере готовности подходят к компьютеру учителя и печатают свои ответы. Так как ответы не объемны, все это происходит достаточно быстро.

Слайд № 12 сопровождается чтением учителя стихотворения «Предопределение». Слайд выполняет композиционную роль, обозначая переход к теме любви в творчестве поэта.

Слайд № 15. Демонстрируется во время доклада обучающегося «Женщины в судьбе поэта». На нем помещены портреты Элеоноры Петерсон, Эрнерстины Дернберг и Елены Денисьевой.

Слайд № 16. Иллюстрирует стихотворение «Последний катаклизм». Стихотворение читается либо учителем, либо подготовленным учеником. Иллюстрации – это не только буквальное воспроизведение строк стихотворения, но и возможность прочувствовать изображаемое. После прочтения можно сделать небольшую паузу, спросить о впечатлении , которые возникли у учеников.

Слайд № 19, 20.Демонстрируются во время подведения итогов и сопровождаются словами учителя ( смотри урок).

3- 4 урок. Поэтический мир Афанасия Фета( 2 урока)

Цель урока: определить своеобразие поэтического мира А.А. Фета, познакомить с фактами биографии поэта.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Демонстрируется слайд № 1.

Задание: Создайте текст ( 3-4 предложения). Опишите то, что вы видите, свои чувства, настроение. Какие строчки вам приходят на ум?

Фронтальная работа с классом, чтение сочинений. Многие ребята под влиянием уроков по поэзии Ф.И.Тютчева начинают цитировать стихотворения этого поэта.

3. Учитель: А кто-то, сидя такой же лунной ночью, написал: …

( Чтение учителем стихотворения А.Фета « Какая ночь! Как воздух чист,…»

            Как вы думаете, можно ли отнести данное стихотворение к творчеству Тютчева. - -- - Объясните свою   точку зрения. Какие эпитеты подобрал к слову ночь Тютчев?

         Ребята вспоминают материалы прошедшего урока и говорят о том, что ночь у Тютчева страшная, святая, пропасть темная, бездна со своими страхами и мглами, человек в ней ,как сирота безродный, немощен и гол. В стихотворении «Какая ночь! Как воздух чист,…» ночь не пугает героя, а вызывает восторг, спокойствие, умиротворение. Поэтому это стихотворение, скорее всего,  нельзя отнести к творчеству Тютчева.

Учитель: Да, это стихотворение написал другой русский поэт, с творчеством которого мы сегодня и познакомимся, Афанасий Афанасьевич Фет. Демонстрация слайда № 2.

  Проверка домашнего задания: Кому принадлежит стихотворение « Ф.И.Тютчеву».

                   Ребята говорят, что стихотворение принадлежит А.А.Фету. Написано в 1862 г.

                   Чтение стихотворения. Рассуждение на тему: « Фет и Тютчев». Анализ стихотворения.

В свой статье «А.А.Фет» Л.А.Озеров писал: « Обычным стало сочетание этих двух имен – Тютчева и Фета: одни сближают их, другие противопоставляют. У Блока есть слова: « Все торжество гения, не вмещенное Тютчевым, вместил Фет»(слайд № 3). Попробуем либо подтвердить, либо опровергнуть эти слова.

Работа по группам

Задание для 1 группы. Образы весны и зимы

  1. Что такое весна и зима в творчестве Фета?
  2. Есть ли противостояние весны и зимы?
  3. Сравните со стихотворениями Ф.Тютчева. Найдите общее и различное в раскрытии этих тем.

Работа со стихотворениями двух циклов:

Цикл «Весна»                                                        Цикл «Снега»

«Еще весны душистой нега..»                            « Печальная береза…»

«Первый ландыш»                                               « Чудная картина, …»

«Опять незримые усилья»                                  «Ночь светла, мороз сияет»

«Глубь небес опять ясна..»                                 «Мама! Глянь-ка из окошка –…»

«Я ждал. Невестою-царицей..» и др.                 « Ветер злой, ветер крутой в поле..» и др.

Задание для 2 группы.  Образ ночи в поэзии Тютчева и Фета

                                        1Какие эпитеты употребляет к слову ночь Тютчев, а Фет?

                                        2. Какое настроение преобладает в стихотворениях Фета?

                                            Какими словами, синтаксическими конструкциями это

                                            настроение усиливается?

                                 3. Чем дополнил образ ночи А.А.Фет? Сделайте вывод.

В помощь ученикам предложен отрывок из статьи. ( Смотри приложение 1к уроку)

                         

Задание для 3 группы.  Тема любви в лирике Тютчева и Фета 

                                       1.Что изображает в любви Ф.Тютчев, а А.Фет?

                                            Какая любовь у Фета?

                                        2.Охарактеризуйте лирического героя? Героиню?

                                        3. Какие дополнительные краски получает тема любви в лирике    

                                        Фета? Сделайте вывод

   В помощь ученикам предложен отрывок из книги   Е.А.Маймина « А.А.Фет»    ( Смотри приложение 2 к уроку)                      

  Работа со стихотворениями ( 2 и 3 группа)

«Сияла ночь..»

«Еще майская ночь..»

Ночь светла…»

Какое счастие! И ночь…»

«Что за ночь!...»

«Какая ночь! Как воздух чист…»

« Каждое чувство бывает понятней мне ночью, …»и др.

Ребята работают с уже знакомым им  приемом пустых таблиц. Слайды № 4, 5 ( 1 группа),

                                                                                                                           № 6 ( 2 группа)

                                                                                                                           № 8 ( 3 группа )

Ответ обучающихся 1 группы. Выразительное чтение стихотворений ( по выбору об-ся)

 

                                                                             Слайд №4     Образы весны и зимы

Возрождение

Красавица

Все жаждет жизни отдаваться

Ребята отмечают, что в основном

изображение весны и зимы в творчестве

А.Фета совпадает с образами весны и

Вечная красота

    Весна

Невеста –царица

зимы в творчестве Ф.Тютчева. Весна

     Зима

всегда приходит на смену зимы,

Царство горных хрусталей

Гроб ледяной

Безжизненно бело

демонстрируя победу жизни над

смертью. Отсюда и системы образов,

выбор средств художественной выра-

Нема и холодна

Бриллианты

Блестящий снег

зительности.

А.Фет, в основном поддерживая точку зрения Ф.Тютчева, идет дальше и образ зимы рисует богаче, ярче. Сравнивая произведения двух поэтов, можно выделить следующие черты сходства и различия.

Демонстрация слайда №  5

Прозрачный воздух

Общее:

  1. Зима – царство сна, конец жизни
  2. Весна – жизнь, возрождение. Основное настроение – ожидание весны.
  3. Весна всегда приходит на смену зимы
  4. Зима - временное состояние природы,  подчеркнутое словами еще, хотя и др.

Различие:

  1. Нет образа злодейки-зимы. Даже если «ветер злой заливается,…. серый заяц  степной хрустит, не пугается»
  2. Зима – это и чудная картина. Фет показывает многоцветье и блеск зимы: бриллианты, белая равнина, блестящий снег, горные хрустали, клочок лазури, светло-синий иней.
  3. Нет резкого противостояния зимы и весны.
  4. В стихотворении « Глубь небес опять ясна..»  весна и зима – это один образ, это спящая красавица, которая проснется весной.

Выразительное чтение стихотворений( по выбору уч-ся).

   Ночь

Группа 2. Ответ проецируется на мультимедийную доску. Слайд № 6. В случае невозможности воспользоваться ею, на лист бумаги формата А3 с заранее подготовленной учителем пустой таблицей.

 

На всем какая нега

Как-то вольнее дышать мне

Песня соловьиная

Ребята без труда отмечают, что ночь Фета,

в отличие от ночи Тютчева,  светлая.

Она не вызывает в человеке страха,

беспокойства. У Фета, как у Тютчева,

Воздух чист

Тишь ночная

Лик нежней и бестелесней

«ночью больше, чем днем, живет душа»

и в «ночные часы  раскрываются  тайны  

мироздания».   Но ночь Фета не тяжела,

Звезды тепло и кротко в душу смотрят вновь

она легче дня и этой отрешенной

своей ближе, чем день, к миру, т.е. к душе».

Не зря Фет говорит, что «каждое чувство бывает понятней

мне ночью». Основное настроение восхищение, восторг,

удивление, радость, спокойствие. Это настроение усиливается словами: какая, счастье, что за, междометиями

О, большим количеством восклицательных предложений. Таким образом, Фет показал новые краски ночи,  новые грани человеческого настроения, человеческих чувств.

Учитель: Присущ ли космизм творчеству А.Фета? В чем это выражается? Какое чувство позволяет почувствовать человеку его космичность?

            При затруднении можно еще раз обратить внимание на стихотворение « Какое счастие: и ночь, и мы одни!» и попросить учеников нарисовать иллюстрацию( словесную)  к стихотворению. И тогда ребята без труда определят, что космизм  присущ поэзии А. Фета и «космичен тот, кто влюблен». Только тогда человеку   открывается бездонность и беспредельность этого мира.

Можно прочитать отрывок из статьи Ю. Айхенвальда « Фет»: Демонстрация слайда № 7. « … в мгновенье влюбленности индивидуализирующая сила любви неразрывно сливается с чувством вселенности, с ощущением всеединства….Вот осознаешь недосягаемость этой звездной высоты, чувствуешь безмерность мира, глубину и чистоту превыше взоров человеческих, …».

Любовь  равна

Группа 2. Тема любви в творчестве поэта. Выразительное чтение стихотворений ( по выбору) Демонстрируется слайд № 8

Демонстрация слайда сопровождается следующим

Смыслу

Годы без любви томительные и скучные

Нетерпению

Не могу молчать, не стану, не желаю

Жизни

Цели нет иной

Страсти

Я разумом слабею

Я болен, я влюблен

выводом. Любовь у Фета страстная, нетерпеливая, она равна жизни, а годы без любви томительные и скучные. Основное настроение лирического героя – любовь, восхищение, радость, восторг, желание

любить.

Лирическая героиня  не имеет индивидуальных

черт. Её образ практически не прописан:  косы

лентой,  пела до зари, в слезах изнемогая, на заре сладко так спит – вот и все детали  любимой. Ни её характера, ни  её судьбы, ни её желаний  не видно. В этих стихотворениях не видно трагизма, любовь не поединок роковой, не безнадежность. Можно сказать, что герой лирики Фета – счастливый в любви человек.  Мы ощущаем это счастье, этот трепет души лирического героя.

 

Учитель: Каким, по вашему мнению,  должен быть поэт, написавший такие стихотворения? Его жизнь?

                       ( Ребята  исходят из того, что основное настроение в стихотворениях –

                        восхищение, восторг, удивление, и говорят о том, что и жизнь поэта, скорее

                         всего, была безоблачной, замечательной, счастливой. )

Чтение учителем цитат из статьи А. Тархова «Лирик Афанасий Фет».

  1. « Я не видел человека, которого бы так душила тоска, за которого бы я более боялся самоубийства. Я боялся за него, проводил часто ночи у его постели, стараясь чем бы то ни было рассеять… страшное хаотичное брожение стихий его души» ( Аполлон Григорьев)
  2. « Этот человек должен был или убить себя, или сделаться таким, каким он сделался…» ( Аполлон Григорьев)

         

Задание: Как вы думаете, почему?   ( Фронтальная беседа)

               Знакомство с биографией поэта. Сообщение обучающегося.

- Как биография поэта объясняет слова А. Григорьева? Как складывалась жизнь А. Фета?

                             Ребята обращают внимание на тайну рождения поэта, на крушение всех надежд в желании дослужиться до офицера, получить статус дворянина, возвратиться в то лоно, откуда он был исторгнут. Не был счастлив А.Фет и в любви. Он не нашел в себе решимости жениться на бесприданнице, отказавшись в свое время от брака с Марией Лазич. Фет всю жизнь вспоминал её, а после смерти Марии Лазич посвятил её много своих стихотворений.

  Задание: ответьте на вопрос: Почему же поэзия А.Фета такая радужная?  Работа с цитатами ( Смотри приложение к уроку № 3).

  1. « Этот человек должен был или убить себя, или сделаться таким, каким он сделался…. Страдания улеглись, затихли в нем, хотя, разумеется не вдруг… Он был художник, в полном смысле этого слова: в высокой степени присутствовала в нем способность творения.. Со способностью творения в нем росло равнодушие, Равнодушие ко всему, кроме способности творить, - к божьему миру, как скоро предметы оного переставали отражаться в его творческой способности, к самому себе, как скоро он переставал быть художником. – Так сознал и так принял этот человек свое назначение в жизни» ( А.Григорьев)
  2. «Нельзя более резкой чертой отделить идеал от действительной жизни…. Питаться поневоле приходится действительностью, но задаваться идеалами – тоже значит жить. Лишь в сфере идеала можно задышать лучшею жизнью» ( А. Фет)
  3. «… мой духовный внутренний мир далеко не играет такой первенствующей роли, как твой, озаренный радужными лучами идеального солнца. « ( Я. Полонский)
  4. « Я по своей натуре более идеалист и даже фантазер, чем ты, но разве я или мое нутро может создать такой гимн неземной красоте, да ещё в старости!... Что ты за существо – не постигаю… Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому невидимый, и нам грешным невидимый, человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, и окрыленный. Ты состарился, а он молод! Ты все отрицаешь, а он верит! Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклоненный, зарыдать готов перед одним из её воплощений…» (Я. Полонский)
  5. « Радуга фетовской поэзии победила мрак его  жизни. Свет идеала был для него силой преображающей…» ( А.Тархов)

Фронтальная беседа после прочтения по вопросу.

Учитель:  Фет в русской литературе известен не только как поэт, но и как поэт- переводчик. Он переводил Гете, Шиллера, Гейне, Горация. А в 60-е годы вместе с Л.Толстым увлеченно читает немецкого философа-идеалиста Шопенгауэра и занимается переводом его главного труда «Мир как воля и представление» Именно взгляды Шопенгауэра  о том, что страдание в человеческой жизни неотвратимо, и становятся близки Фету. И единственная возможность освободиться  от страданий при жизни  – это уйти в мир поэзии, в мир красоты. «Жизнь печальна, искусство радостно», — такова обычная мысль Фета. Он оценивает жизнь как торжище инстинктов и страстей, ведущих всё живое к постоянному страданию, с редкими проблесками кратких наслаждений. Не веря в прогресс, в совершенствование человека и жизни, Фет, вслед за Шопенгауэром, видит выход из мира страдания и печали только в погружении в мир красоты. «Задаваться идеалами – тоже значит жить» - так говорил А.Фет. В его точки зрения, «лишь в сфере идеала можно задышать лучшею жизнью». Эту сферу образуют красота, любовь, сокровенные моменты созвучия космической и душевной жизни, творения искусства. Именно эти сферы являются предметом изображения в поэзии А.Фета, а своеобразным гимном его творчества стало стихотворение « Я пришел к тебе с приветом…» (Чтение стихотворения)

       

       Обсуждение данного стихотворения я предлагаю начать с отрывка из письма А.Фета своему другу Якову Полонскому: « Мало ли меня бранил даже ты за неясность и спутанность моих стихов? Я продолжаю в этом растрепанном роде».

-  Как вы думаете, почему Фет называл свои стихи стихами «в растрепанном роде»?

Ребята начинают рассуждения, выясняя лексическое значение слова «растрепанный» и читают в толковом словаре:

           Растрепать - Небрежно обращаться, привести в беспорядок, сделать потрёпанным (в 1 знач.). Р. книгу. Р. причёску.

- Что, какую составляющую стихотворения,  можно назвать словом «растрепанный» в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом»? С чем небрежно обращается Фет в стихотворении?

                     Перечисляя основные понятия: тема, настроение, основная мысль, ритм, рифму, язык стихотворения, образ лирического героя – ребята предполагают, что  растрепанным может быть только язык, ритм. Но ритмический рисунок здесь точный: стихотворение написано четырехстопным хореем. Значит, остается язык. Что такое «растрепанный» язык?

      - Что могло показаться необычным, неправильным с точки зрения норм русского языка?

         Ребята, перебирая строчки и слова, все-таки останавливаются на фразе: « Я пришел к тебе с приветом, рассказать,...», хотя многие говорят, что это  пример инверсии.

         Для понимания полноты сказанного я предлагаю ребятам прочитать отрывок из книги Е.А.Маймина « А.А.Фет» ( Приложение к уроку № 4)

« Необычно уже самое начало стихотворение – необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии…нормой, которая требовала предельной точности в слове и в сочетании слов. Конечно, теперь мы привыкли к этой и подобным фразам Фета, они нам представляются …. Удачными, художественно впечатляющими. Но в то время,.. они нормальными не казались: в них видели поэтическую дерзость.

    Фет отдавал себе отчет в неточности своего поэтического слова, в приближении его к живой, порой кажущейся не совсем правильное, но оттого особенно яркой и выразительной речи.

       Неточные слова и как бы неряшливые, «растрепанные» выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Начальные слова стихотворения как раз благодаря их невыверенности, случайности, безыскусности кажутся особенно органичными, естественными для живой речи. Создается впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывался над словами, а они сами к нему пришли. Он говорит самыми первыми, непреднамеренными словами. Он как бы импровизирует на глазах у читателя…»

    -  Как понимаете данные слова, в чем, по мнению Маймина, выражается эта « растрепанность» стихотворений Фета. Приведите примеры.

        В том, что Фет как будто не подбирает специально слова, а говорит первое, что приходит на ум. Создается впечатление, что для Фета процесс написания стихотворения не тяжкий труд, а миг.

     Примеры: повторы, характерные для разговорной речи « лес проснулся, весь проснулся», рассказать, что с той же страстью, как вчера, пришел я снова», «Что не знаю сам, что буду петь, - но только песня зреет».

       - Наибольшие споры в это стихотворении вызывал именно финал. И.С.Тургенев даже советовал изъять конец из стихотворения, боясь, что его поймут слишком прямолинейно.

А как понимаете финал этого стихотворения вы? ( Фронтальная беседа)

             Стихотворение написано на тему любви. Концовка стихотворения подлинно завершает лирический сюжет. Любовь и радость разрешается песней. Песня – это высший взлет, высшая точка радости. Для песни ещё нет слов, но она уже есть, она просится наружу. В этом смысл финала. Смыл этот вытекает из всего содержания и ставит в нем последнюю точку.

Итог: В последний период своей жизни Фет стал не просто обеспеченным, но и богатым  человеком. Указом Александра II ему вернули дворянское достоинство и столь желанную для него фамилию Шеншин. Его 50-летний литературный юбилей в 1889 году был отмечен торжественно, пышно и вполне официально. Новым императором Александром III ему было пожаловано придворное звание старшего ранга-камергер. В качестве камергера он получил право носить на мундире отличительный знак – ключ на голубой ленте. Всему этому старый Фет радовался. Но счастливее от этого не становился. Умер Фет 21 ноября 1892 года. Обстоятельства его смерти таковы. Утром 21 ноября больной Фет неожиданно пожелал шампанского. Жена напомнила, что доктор запретил. Фет стал настаивать, чтобы она немедленно поехала за разрешением. После отъезда жены Фет под диктовку секретарши написал письмо: « Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». И подписался: « 21 ноября. Фет( Шеншин)»

      На столе лежал стальной ножик. Фет взял его. Встревоженная секретарша вырвала. Фет отправился в столовую, где в шифоньере хранились столовые ножи. Он попытался открыть шкаф, но вдруг, тяжело задышав, широко открыл глаза, упал и умер.

     Но нам осталась его поэзия. И закончить урок и я хотела бы словами Фета: « Поэзия непременно требует новизны, и ничего для неё нет убийственнее повторения, а тем более самого себя… Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства».

Домашнее задание: Представьте себе встречу двух поэтов. Как вы думаете, их беседа была бы спором или единодушием. Напишите сочинение- рассуждение: «Ф.Тютчев и А.Фет. Монолог  или диалог»

Литература к уроку:

  1. Е.А.Маймин « А.А.Фет». – М.: Просвещение, 1989.
  2. А Тархов «Лирик Афанасий Фет». В кн.: А.Фет. Стихотворения, поэмы, переводы. – М.: Правда, 1985.
  3. Б. Бухштаб. Фет. — 1956. Сайт в Интернете http://feb-web.ru/feb/irl/il0/i82/i82-2472.

Приложение № 1 Образ ночи в поэзии А.Фета

Фет представляет ночные часы  раскрывающими  тайны  мироздания.  Ночное прозрение поэта позволяет ему смотреть “из времени  в  вечность”,  он  видит“живой алтарь мироздания”

      Ассоциация ночь – бездна - человеческое  существование,  развиваясь  в поэзии Фета, вбирает в себя идеи Шопенгауэра. Однако близость поэта  Фета  к философу  весьма  условна  и  относительна.  Идеи  мира  как  представления, человека как созерцателя бытия, мысли  об  интуитивных  прозрениях,  видимо, были близки Фету.

      В  целом  “ночная  поэзия”  Фета  глубоко  своеобразна.  У  него  ночь прекрасна не менее дня, может быть  ещё  прекрасней.  Фетовская  ночь  полна жизни,  поэт  чувствует  “дыхание  ночи  непорочной”.  Фетовская  ночь  даёт человеку счастье:

                   Что за ночь! Прозрачный воздух скован;

                         Над землёй клубится аромат.

                     О, теперь я счастлив, я взволнован,

                       О, теперь я высказаться рад! …

     Человек сливается с ночным бытием, он отнюдь не отчуждён  от  него.  Он надеется и чего–то ждёт от него. Повторяющаяся  в  стихах  Фета  ассоциация- ночь- и ожидание и дрожание, трепет:

                     Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

                       Застенчиво манит и тешит взор.

                      Они дрожат. Так деве новобрачной

                         И радостен и чужд её убор…

     У Фета ночная природа и человек полны  ожидания  сокровенного,  которое оказывается доступным всему живому лишь  ночью.  Ночь,  любовь,  общение  со стихийной жизнью вселенной, познание счастья и высших истин  в  его  стихах, как правило, объединяются.

     Творчество Фета представляет  собой  апофеоз  ночи.  Для  Фета-философа ночь  представляет  собой  основу  мирового  бытия,  она  источник  жизни  и хранительница тайны “двойного бытия”, родства человека со вселенной,  она  унего узел всех живых и духовных связей.

Приложение № 2 . Тема любви в поэзии А.Фета

Любовная тема не менее важна в поэзии Фета, чем тема природы. Круг любовных переживаний разработан у Фета с исключительной полнотой. Любовь, по его словам, «всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая нить». В то же время любовь в стихах Фета как бы абстрагирована от конкретных условий, в которых она протекает и от которых зависят ее судьбы. Этим любовная лирика Фета резко отличается не только от некрасовской, но и от тютчевской: она словно вне времени и места.

      Сила любовной лирики Фета не в психологическом портрете, не в индивидуальной характеристике. Образы лирического героя и его возлюбленной обычно бледны, неиндивидуальны. Фета как бы интересует чувство, но не люди, переживающие его. Самое же чувство — не только любовное, но и каждое чувство в поэзии Фета — передается поэтом не столько в своей целостности, сколько в деталях, в тонких оттенках и нюансах, для передачи которых вырабатывается особая поэтическая манера. В этом своеобразие Фета, отмечавшееся почти всеми критиками с начала его творческого пути.

       Уже первым критикам было ясно, что особенности манеры Фета связаны с его стремлением передавать не те чувства и ощущения, которые легко определить точным словом, а неявные, смутные душевные движения, которые невозможно точно назвать, а можно только «навеять на душу» читателя. По характеристике Ап. Григорьева, Фет — поэт «неопределенных, недосказанных, смутных чувств». А. Дружинин определяет основное свойство таланта Фета, как «уменье поэта ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было ничем иным, как смутным мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия». «...Мотивы г. Фета, — пишет В. Боткин, — заключают в себе иногда такие тонкие, такие, можно сказать, эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение оставляет в душе читателя».

      Замечательную характеристику поэтического мира Фета дал Салтыков-Щедрин:

«Это мир неопределенных мечтаний и неясных ощущений, мир, в котором нет прямого и страстного чувства, а есть только первые, несколько стыдливые зачатки его, нет ясной и положительно сформулированной мысли, а есть робкий, довольно темный намек на нее, нет живых и вполне определившихся образов, а есть порою привлекательные, но почти всегда бледноватые очертания их. Мысль и чувство являются мгновенною вспышкою, каким-то своенравным капризом, точно так же скоро улегающимся, как и скоро вспыхивающим; желания не имеют определенной цели, да и не желания это совсем, а какие-то тревоги желания. Слабое присутствие сознания составляет отличительный признак этого полудетского миросозерцания».

Приложение  № 3.

  1. « Этот человек должен был или убить себя, или сделаться таким, каким он сделался…. Страдания улеглись, затихли в нем, хотя, разумеется не вдруг… Он был художник, в полном смысле этого слова: в высокой степени присутствовала в нем способность творения.. Со способностью творения в нем росло равнодушие, Равнодушие ко всему, кроме способности творить, - к божьему миру, как скоро предметы оного переставали отражаться в его творческой способности, к самому себе, как скоро он переставал быть художником. – Так сознал и так принял этот человек свое назначение в жизни» ( А.Григорьев)
  2. «Нельзя более резкой чертой отделить идеал от действительной жизни…. Питаться поневоле приходится действительностью, но задаваться идеалами – тоже значит жить. Лишь в сфере идеала можно задышать лучшею жизнью» ( А. Фет)
  3. «… мой духовный внутренний мир далеко не играет такой первенствующей роли, как твой, озаренный радужными лучами идеального солнца. « ( Я. Полонский)
  4. « Я по своей натуре более идеалист и даже фантазер, чем ты, но разве я или мое нутро может создать такой гимн неземной красоте, да ещё в старости!... Что ты за существо – не постигаю… Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому невидимый, и нам грешным невидимый, человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, и окрыленный. Ты состарился, а он молод! Ты все отрицаешь, а он верит! Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклоненный, зарыдать готов перед одним из её воплощений…» (Я. Полонский)

Приложение № 4

« Радуга фетовской поэзии победила мрак его  жизни. Свет идеала был для него силой преображающей…» ( А.Тархов) « Необычно уже самое начало стихотворение – необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии…нормой, которая требовала предельной точности в слове и в сочетании слов. Конечно, теперь мы привыкли к этой и подобным фразам Фета, они нам представляются …. Удачными, художественно впечатляющими. Но в то время,.. они нормальными не казались: в них видели поэтическую дерзость.

    Фет отдавал себе отчет в неточности своего поэтического слова, в приближении его к живой, порой кажущейся не совсем правильное, но оттого особенно яркой и выразительной речи.

       Неточные слова и как бы неряшливые, «растрепанные» выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Начальные слова стихотворения как раз благодаря их невыверенности, случайности, безыскусности кажутся особенно органичными, естественными для живой речи. Создается впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывался над словами, а они сами к нему пришли. Он говорит самыми первыми, непреднамеренными словами. Он как бы импровизирует на глаз ах у читателя…»

                                                                                                                       Е.А.Маймин

Урок № 5.  Контрольная работа по теме: « Русская лирика второй половины XIX века. Творчество И.Тютчева и А.Фета» предполагает написание сочинения – рассуждения по одной из предложенных цитат.

Задание: Прочитайте высказывания о творчестве А.Фета и Ф.И.Тютчева. Напишите сочинение. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текса. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте.

Статья 1.

Вожди революционно-демократической критики Чернышевский и Добролюбов высоко ценили талант Фета, но решительно осуждали узость содержания, идейную бедность его поэзии. Чернышевский в черновике «Повестей в повести» (1863) ставит Фета по талантливости на второе место среди современных лириков, т. е. сразу после Некрасова: «Могу сказать мое мнение: г. Фет — не Гете, даже не Лермонтов; но, после одного из нынешних наших поэтов, он даровитейший из нынешних наших лирических поэтов. У него много пьес, очень милых. Кто не любит его, тот не имеет поэтического чувства».1 Но вместе с  тем Чернышевский считал, что по своему содержанию поэзия Фета незначительна, что Фет пишет «пустяки»

       С отзывами Чернышевского по существу сходен отзыв Добролюбова в статье «Темное царство». Признавая талант Фета, Добролюбов указывает на бедность содержания его поэзии. «У г. Фета есть талант», но этот талант «способен во всей силе проявиться только в уловлении мимолетных впечатлений от тихих явлений природы, ... г. Фет очень верно выражает неопределенные впечатления природы, и однако ж отсюда вовсе не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе».

Эта оценка была развита М. Е. Салтыковым-Щедриным, который начинает свою рецензию на собрание стихотворений Фета 1863 года следующими словами: «В семье второстепенных русских поэтов г. Фету, бесспорно, принадлежит одно из видных мест. Большая половина его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия... Если при всей этой искренности, при всей легкости, с которою поэт покоряет себе сердца читателей, он все-таки должен довольствоваться скромною долею второстепенного поэта, то причина этого, кажется нам, заключается в том, что мир, поэтическому воспроизведению которого посвятил себя г. Фет, довольно тесен, однообразен и ограничен».

  1.  Б. Бухштаб. Фет. — 1956. Сайт в Интернете http://feb-web.ru/feb/irl/il0/i82/i82-2472.htm

Статья 2

Поэзия Тютчева — поэзия контрастов. Светлому миру гармонического наслаждения противопоставлен в ней мрачный мир холода, тьмы и мертвенной неподвижности. Противопоставлен не только в творчестве Тютчева в целом, но в большом ряде стихотворений, темой которых: является именно контраст между «светлым» и «мрачным» краем. Это противопоставление не только погоды и сезона, но именно края; это тема севера и юга. В то же время это и тема зимы и лета, ибо север в поэзии Тютчева обычно дается зимой или поздней осенью, юг — весной или летом.

     Зимний мир — оледенелый, оцепенелый, «околдованный». Отсюда — тема чародея («О Север, Север — чародей, Иль я тобою околдован?», «И холод, чародей всесильный, Один здесь царствует вполне», «Как околдованный зимой», «Чародейкою-зимою Околдован лес стоит»), тема жизни замороженной и таящейся лишь в глубине, тема весны, расколдовывающей природу от зимних чар. При этом часты прямые психологические аналогии: жизни ключа под леденеющим потоком и ключа жизни «подо льдистою корой» «в груди осиротелой, убитой хладом бытия», природы, пробуждающейся от зимнего сна, и пробуждения души и т. п

Но хоть и резко противопоставлены в стихах Тютчева «дивный сон» и «сон полумогильный», «торжественный покой» и «мертвенный покой», это все же лишь два аспекта неподвижного, статического мира. Однако для творчества Тютчева более существен динамический аспект мира.

      Отметим прежде всего, что в поэзии Тютчева показаны и переходные состояния между светом и тьмой, теплом и холодом — состояния, как бы совмещающие противоположности уходящего света и надвигающейся тьмы и т. п. Рядом со стойкими символами дня и ночи, лета и зимы у Тютчева часты переходные, так сказать, времена суток и года: утро и вечер, весна и осень. И в вечере показывается замирание шума, спад жары, сумеречный свет — полусвет-полутьма. В стихах об утре Тютчев настойчиво возвращается ко времени, когда первые лучи света разгоняют ночной мрак (например, «Альпы», «Декабрьское утро», «Молчит сомнительно Восток...», «Вчера, в мечтах обвороженных...»). Весну Тютчев любит показывать в ее первых днях, когда еще не ушла зима. Осень дается на фоне уходящего лета или наступающей зимы. Весна и осень воспринимаются в их движении, между летом и зимой и изображаются на разных фенологических этапах. Ранние приметы осени: «кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу». «Короткая, но дивная пора» «в осени первоначальной»: поле сжато, «птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь».

     Наблюдения Тютчева довольно общи и обычны: все больше листьев падает с деревьев, поля сжаты, птицы улетают, погода портится, начинают дуть холодные ветры. Но существенно, что Тютчев дает эти наблюдения как примеры постепенного движения. Он рисует природу в процессе ее изменения. Это стремление улавливать процесс изменения в природе — новое и важное достижение русской лирики, которому у Тютчева будут учиться и поэты и прозаики.

Б.Бухштаб. Тютчев. Сайт в Интернете   http://www.tyutchev.ru/t34.html

20

Resource id #326

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


Образы весны и зимы в творчестве поэта

ВЕСНА

ЗИМА

Образы дня и ночи в творчестве поэта

НОЧЬ

ДЕНЬ

Истоки и философское обоснование темы природы

Увлечение философией Шеллинга

Идея тождества макрокосмоса (природы) и микрокосмоса (человека)

Путь к богу лежит через его творения – природу

Влияние В.Жуковского

День – символ жизни и небесной силы

Трактовка темы любви

Любовь - это

Обоснование темы любви

Человеческая любовь разрушающая

Причина краха

Спасительна

монархист

славянофил

Политические взгляды Ф.И.Тютчева

Россия – особый мир, живущий своей самобытной жизнью

Не допускает мысли о насильственном изменении русского самодержавного строя


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века. ...

Открытый урок по учебнику М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной, Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием» для 5 класса Unit III Lesson 10

конкурсная работа для участия в конкурсе«Золотые уроки России. Английский язык» - 2011   Номинация: откры...

внеурочное занятие в 1 классе

Отличие внеурочного занятия от урока...

Анализ выполнения письменного экзамена по геометрии выпускниками 9 классов школы №147 города Челябинска за 2011-2012 учебный год

Предлагается анализ письменнлого экзамена по геометрии в 9 классах школы №147 за 2011-2012 учебный год....

Анализ выполнения письменного экзамена по математике в новой форме выпускниками 9 классов школы №147 Центрального района города Челябинска за 2011-2012 учебный год

Предлагается анализ письменного экзамена по математике в новой форме за 2011-2012 учебный год школы №147 города Челябинс...

конкурс - игра Новогодний калейдоскоп

Целью конкурса - игры является знакомство детей с созданием календаря, с традициями проведения Нового года в различных с...

элективный курс "Твоя профессиональная карьера"

Цели курса:- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деяте...

Информационная справка о результатах выполнения диагностической работы по математике в 9-х классах (20 марта 2012 года)

Предлагается информационная справка о результатах выполнения второй диагностической работы  по математике в 9 - х к...