План-конспект урока русского языка (5 класс) по теме:
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Паронимы"

Представлен урок русского языка, на котором учащиеся знакомятся с определением понятия паронимы; учатся различению лексических категорий (омонимов, синонимов, антонимов, паронимов) оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Leksicheskie_kategorii.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Учитель

Митин Евгений Владимирович

Тема урока

Лексикология. Лексические категории. Омонимы, синонимы, антонимы (повторение).  Паронимы.

Цель урока

Дать учащимся определение понятия паронимы; научить различению лексических категорий (омонимов, синонимов, антонимов, паронимов) оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью.

Задачи урока

Обучающая: формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, использовать лексические категории с целью обогащения речи.

Развивающая: обогащение словарного запаса языка, развитие речи учащихся.

Воспитывающая: воспитание гордости за родной язык, его богатство и выразительность.

Основные понятия урока

Слово и его лексическое значение; словарный состав языка (лексика), лексикология; однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слова; лексические категории: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

Оборудование урока

Мультимедийный проектор, экран.

Инструментальные средства

Уроки русского языка «Кирилла и Мефодия» - 5 класс.

Презентация PowerPoint.

Учебник

Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобр. учр./М.М. Разумовская и др.; Под ред. П.А. Леканта.-5-е изд. – М.:Дрофа,2001

Этапы урока

Содержание урока

Примечание, время

1 этап

Организационный

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).
  2. Целеполагание.

1-3 мин.

Запись числа и темы урока в тетради.

2 этап

Повторение изученного материала

  1. Определите лексическое значение слова ключ, найдите омонимы и многозначные слова:

КЛЮЧ1 –

  1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка.

  1. Приспособление для завинчивания и отвинчивания, привидения в действие механизма.

  1. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь.

  1. Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот.

КЛЮЧ2 –

  1. Вытекающий из земли источник, родник.

2. Устная синтаксическая «пятиминутка» (найти грамматические основы, составить схему предложения):

Улетают птицы за море,

Миновало время жатв,

На холодном синем мраморе

Листья жёлтые лежат.

  1. Из первого предложения выпишите сказуемые, из второго – определение холодный.  Подберите к словам синонимы и антонимы.
  2. Фронтальный опрос:
  1. Что такое лексика? Какой раздел языкознания изучает словарный состав языка?
  2. Что называется словом? Что называется лексическим значением слова? Какие признаки раскрывает лексическое значение слова?
  3. Как определить лексическое значение слова? Какие виды словарей вам знакомы?
  4. Какие слова называются однозначными и многозначными? Каких слов в русском языке больше: многозначных или однозначных?
  1. Какие лексические категории вам известны? Что называется омонимами? (как их отличить от многозначных слов?), синонимами?, антонимами? и т.д.

10 мин.

Слайд презентации PowerPoint.

Слайд презентации PowerPoint.

Ответы сопровождаются слайдами презентации PowerPoint.

3 этап

Объяснение нового материала

1. Анализ предложений.

В каком предложении вместо слова ЗАЛИВНОЙ нужно употребить слово ЗАЛИВИСТЫЙ?

1. Заливные луга находились далеко от деревни, поэтому на покос мы ездили на машине.

2. Бабушка к его приезду всякий раз готовила заливную рыбу.

3. Деревенские собаки встретили появление нашей компании заливным лаем.

4. В комнате было не убрано: повсюду валялись окурки, на столе стояли грязные тарелки и растаявшее заливное. 

Вопрос: В чём сходство и отличие слов заливной и заливистый? Каково лексическое значение этих слов?

Учащиеся делают вывод, что в русском языке кроме известных лексических категорий есть слова, которые близки по звучанию, строению и написанию, но имеющие разные лексические значения. Такие слова называются паронимами.

Паронимы (от греч. para - «около» и onyma - «имя») — это однокорневые слова, близкие по звучанию, но разные по лексическому значению.

Близость подобных слов по звучанию и значению порождает ошибки в их употреблении. Доверительный разговор, беседа, НО доверчивый человек, улыбка, существо.

Только с прилагательным доверчивый сочетаются одушевленные существительные, обозначающие характер человека, нрав животного (душа, натура и т.п.), а также такие слова, как лицо, взгляд, глаза.

Чаще паронимами бывают слова, образованные от одного корня с помощью разных аффиксов: надеть — одеть, представить — предоставить, экономный — экономичный — экономический, сытый — сытный, невежа — невежда. 

Часто можно услышать фразу: Я одел пальто вместо надел пальто. Упомянутые глаголы различаются следующим образом: надевают ЧТО, а одевают КОГО — надеть пальто, шапку, НО одел ребенка, больного. На этом примере видно, что паронимы различаются по смыслу и по сочетаемости с другими словами.

Паронимы требуют к себе особого внимания, поскольку в речи недопустимо их смешивание. Например, нередко можно столкнуться с неправильным употреблением паронимов подпись – роспись:  «Поставьте свою роспись», «Это ваша роспись на справке?» (роспись – живопись на стенах, потолках, предметах и т.д. или действие по глаголу расписать, в значении – записать в разные места). Эти значения закреплены в толковых словарях русского языка. Здесь же разъясняются и значения слова подпись: 1. действие по глаголу подписать (в значении – подтвердить, заверить, поставить подпись); 2. надпись под чем-нибудь; 3. собственноручно написанная фамилия.

Вывод: Правильное употребление паронимов - необходимое условие грамотной, культурной речи, и, напротив, смешение их – признак невысокой речевой культуры.

15 мин.

Слайд презентации PowerPoint.

Слайд презентации PowerPoint.

Запись определения в тетради.

Объяснение нового материала сопровождается слайдами презентации PowerPoint.

4 этап

Закрепление изученного материала

1. Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.

Группа школьников … (пришла – зашла) в музей на экскурсию. Мы все … (придём – зайдём) завтра на стадион, чтобы посмотреть игру нашей любимой команды. Молодая актриса играет … (главную - заглавную) роль.  Напрягая последние … (силы – усилия) мы добрались до вершины горы. В порту корабль … (стал – встал) на якорь. Перед подвигом защитников отечества мы … (преклоняем – склоняем) голову. Мы так давно не виделись, что вначале я его не … (узнал – признал).

2. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. Проверяя дневники учащихся, классный руководитель ставит в них сою роспись. Первое время новая тема ребятам поддавалась нелегко.

10 мин.

Слайд презентации PowerPoint.

Слайд презентации PowerPoint.

5 этап

Заключительный

  1. Подведение итогов урока.
  2. Выставление оценок.
  3. Домашнее задание: Составьте предложения с паронимами.

Добрый – добротный, дружеский – дружественный, эффектный – эффективный, отражать – отображать, новшество – новинка.

5 мин.

Слайд презентации PowerPoint.

Resource id #340

По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное"

Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе. Обобщение изученного по теме "Имя существительное"...

презентация к уроку информатика 6 класс "Как образуются понятия"

Презентация к уроку информатики 6 класс "Как образуются понятия". Работа включает в себя задания на повторение изученног...

Единый Всекубанский классный час "Олимпийский старт Кубани" для учащихся 6 класса

- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Ребята, вы, наверное, обратили внимание на оформление нашего кабинета се...

1. Активизация мыслительной деятельности учащихся с использованием дидактических игр при изучении английского языка в 5-8 классах (статья).

Статья посвящена обучению  школьников английскому языку с использованием приёмов, позволяющих активизировать их мыс...

Презентация дополнительной образовательной программы

 В презентации обозначены цели, задачи дополнительной образовательной программы по судомоделизму,  знания, уме...

КОНСПЕКТ УРОКА

Открытый урок по роману Чарльза Диккенса "Большие Надежды"...

конспект занятия на тему "Основные свойства судомоделей"

В конспекте показано, как познакомить детей с основными свойствами корабля, такими как "плавучесть", "непотопляемость", ...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

 Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:об...

Альтернативные уроки по рускому языку и литературе

Альтернативные (нестандартные)  уроки позволяют учителю в своей практике преподавания учебных дисциплин решать сраз...