"Основные правила цитирования". Урок русского языка в 11 классе
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Русский язык 11 класс. Раздел/блок: Синтаксис и пунктуация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon citaty.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ:  русский язык, 11 класс.

РАЗДЕЛ/БЛОК:  Синтаксис и пунктуация.

ТЕМА: Основные правила цитирования.

ЦЕЛЬ:  познакомиться с правилами употребления цитат, повторить правила оформления цитат.

ЗАДАЧИ: образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;

             воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;

             развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.

ФОРМА УРОКА: традиционный урок (комбинированный).

ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: разноуровневое обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ:  модельный метод (элементы ролевой игры),  метод конструирования правил, метод ошибок,  исследовательский метод, самооценивание, рефлексия.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, доска, карточки с примерами, сборники  пословиц, крылатых фраз и афоризмов.

ХОД УРОКА:

  1. Организационно-психологический  этап.
  1. подготовка психологического настроя;
  2. обеспечение порядка;
  3. проверка состояния классного помещения;
  4. взаимное приветствие;
  5. проверка отсутствующих;
  6. проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся
  1. Этап проверки домашнего  задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.        

Задачи:

  1. установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися класса ;
  2. выявить, устранить и скорректировать обнаруженные в ходе  проверки пробелы  в знаниях;
  3. осуществить дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков.  

На предыдущих уроках мы с вами повторяли тему «Предложения с прямой речью».

Вопросы для повторения (устная работа):

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1) Для чего нужна прямая речь?

Передать дословно чужую речь.

2) Какие знаки препинания используются при прямой речи?

Кавычки, двоеточие, тире, запятая, точка, восклицательный и вопросительный знаки.

3) Из каких частей состоит прямая речь?

Авторские слова и прямая  речь.

4) Когда между авторскими словами и прямой речью ставится тире?

Когда сначала стоит прямая речь, а потом авторские слова.

5) Когда между авторскими словами и прямой речью ставится двоеточие?

Когда сначала стоят авторские слова, а  потом прямая речь.

6) Расскажите об особенностях постановки знаков завершения в прямой речи.

Вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри кавычек, а точка – после кавычек.

Проверьте свои знания на практике: карточки с заданиями разного уровня сложности

(курсивом выделены правильные ответы)

1 вариант

2 вариант

3  вариант

Задание: поставьте знаки препинания.

Задание: поставьте знаки препинания.

Задание: поставьте знаки препинания.

1. Нет ничего здоровее  говорил отец  как  просыпаться  на заре.

1. Кто тебя научил этой премудрости спросил Алексей.

1. Что вы говорите воскликнула Лиза.

«Нет ничего здоровее, -   говорил отец, -  как  просыпаться  на заре».

«Кто научил тебя этой премудрости?» - спросил Алексей.

«Что вы говорите!» -  воскликнула Лиза.

2. Ты не обманешь меня спросил Алексей.

2. Дай мне слово сказала она наконец  что  ты  никогда  не будешь  искать  меня  в  деревне.

2. Мне  не  нужны  клятвы  сказала  Лиза  довольно одного твоего обещания.

«Ты не обманешь меня?» -  спросил Алексей.

«Дай мне слово, -  сказала она наконец, -   что  ты  никогда  не будешь  искать  меня  в  деревне».

«Мне  не  нужны  клятвы, -  сказала  Лиза, -   довольно одного твоего обещания».

Карточки сдаются на проверку.          

III.      Этап постановки  темы, цели и задач урока:

                Задачи:

  1. организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся;
  2. показать значимость изучения нового материала;
  3. поставить перед учащимися учебную проблему.

Правила, изучаемые на уроках обязательно пригодятся в жизни.

Блиц-опрос класса (фронтальная работа).

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1)Где и когда нам потребуются знания правильного оформления прямой речи?

Сочинение, доклад, реферат, научная работа.

2) Какую функцию выполняют предложения с прямой речью в  текстах?

Речь героев в художественных произведениях или цитаты.

3) Что такое цитата?

Включаемая в устное выступление или письменную работу чужая речь, переданная дословно.

4) Для чего нужны цитаты?

В качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения.

5) Понадобится ли умение цитировать  на  итоговой аттестации (ЕГЭ)?

Умение цитировать понадобится при написании части С1 (сочинения).

Вывод:

Надо знать основные правила цитирования.

Поэтому цель нашего урока – (обучающиеся называют цель самостоятельно)-  освоить основные правила цитирования.

Задачи урока: познакомиться с правилами употребления цитат, повторить виды цитат и правила их оформления.

IV.      Этап актуализации знаний и умений  учащихся.

           Задачи:                                                                                              

  1. воспроизведение связи прежних знаний  в новой ситуации;
  2. установление внутрипредметных и межпредметных связей;
  3. опора на жизненный опыт  учащихся.

Вы хорошо знаете, что такое цитата, для чего нужно цитирование. Давайте выясним, какие требования мы выдвигаем к цитате?

Проблемный вопрос: «Какой должна быть цитата?»

Основных правил цитирования пять. Попробуйте назвать их самостоятельно и объясните. Работа у доски  и  в тетрадях (Таблица получается в результате совместной работы обучающихся  при помощи учителя)

ПРАВИЛО

ОБЪЯСНЕНИЕ

1) Точность

Цитата должна подходить по смыслу.

2) Уместность

Цитата должна подходить по стилю, назначению текста.

3) Необходимость

Употребление цитаты должно быть оправдано.

4) Минимальный объем

Небольшая по объему цитат легче запомнится.

5) Правильная пунктуация

Дает правильный смысл и избавляет от ошибок.

Рассмотрим все эти правила.

V.       Этап организации восприятия и осмысления новой информации.

          Задачи:

1. дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;

2.  добиться осознания осмысления, первичного обобщения и систематизации новых  знаний;

3. на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения  и навыки.

Постараемся применить на практике первое правило: цитата должна быть точной. Очень часто  в своих сочинениях и других работах  учащиеся  нарушают это правило, приводя в пример цитаты, не подходящие по смыслу.

Ролевая игра: вы - студент вуза, успешно сдавший  год назад ЕГЭ. Вас пригласили в вашу бывшую школу для выступления перед выпускниками, которым предстоит этот экзамен. Они не уверены в себе, боятся, что не справятся.

Подберите цитату для речи (работа с карточками):

     Начните работу с определения  того, какой смысл должен быть у цитаты.

Работа в карточках (анализ дается письменно). Все цитаты представлены на экране.

     Совместная проверка.  Самооценка.

ЦИТАТА

АНАЛИЗ

(работа обучающихся)

1) «Разумное понимание своеволия есть высшее понятие человека». Герцен

Цитата не подходит, так как она  относится к другой теме.

2) «Хочешь быть счастливым?  Выучись сперва  страдать». И.С. Тургенев

Цитата не подходит, так как она относится к другой теме.

3) «Ты можешь, потому что ты должен».    Кант

Цитата подходит, так как напоминает об ответственности, долге, а также придает веры в свои силы : «Ты можешь…»

4) «Порой и мудрецу расчет глупцом прикинуться».  Эсхил

Цитата не подходит, так как она относится к другой теме.

5) «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Пословица

Эта цитата скорее навредит, так как  может быть понята как призыв к поиску возможности избежать испытания.

6) «Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки».

                                                  Лессинг

Цитата слишком жесткая, но может быть использована с объяснением ее смысла.

Проблемный вопрос:  Каким требованиям должна соответствовать цитата для данной темы?

У цитаты, необходимой для указанной темы, должен быть акцент на долг, мобилизацию всех сил и возможностей.

Рассмотрим на практике соблюдение второго  правила.  Очень часто бывает так, что цитата подходит по смыслу, но  использовать ее нельзя по  этическим или стилевым  нормам. И в части С1 ЕГЭ одним из критериев является отсутствие этических ошибок.

Ролевая игра: Вы с коллегой представляете Россию в ООН. В мире сложная ситуация.  Некоторые страны хотят развязать войну, которая грозит перерасти в третью мировую. Вы должны произнести пронзительную речь против войны, подобрать точные и уместные  аргументы.

Подберите цитату для речи (работа по карточкам):

Работа в карточках (анализ дается письменно). Работа в парах. Все цитаты представлены на экране.

     Взаимопроверка, самооценка.

п/п

ЦИТАТА

АНАЛИЗ

1

Жалкий  человек!

Чего он хочет!...небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он –зачем?

                      М.Ю. Лермонтов

Эта цитата точная, подходит к теме, но она может показаться оскорбительной. Не подходит.

2

«Война не терпит  никаких возражений. Оружие и законы не уживаются друг с другом».

                      Кай Юлий Цезарь

Цитата точная, но она слишком агрессивна. Ее автор известен как великий завоеватель.

Не подходит.

3

«На армию я всегда смотрел, как на  сборище  актеров героического амплуа, которые упорно отказываются стать взрослыми людьми».

                      Джеймс Олдридж

Эта цитата скорее всего покажется оскорбительной. Не подходит .

4

«Для чего мы пишем кровью на песке? Наши письма не нужны природе».

                         Булат Окуджава

Цитата точная, но она не будет уместной, так как слишком поэтична. Не  подходит.

5

«Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уж видно  будет».

                   Наполеон Бонапарт

Цитата может быть использована только в качестве опровержения.

6

«Самый великий маршал тот, кто не начнет войны».  

                   Ярослав Смеляков

Цитата точна и  уместна.

Вывод:

Подбирая цитату, нужно учитывать  назначение текста (речи, сочинения), чтобы она не оказалось смешной или оскорбительной.

Когда пишется рецензия или  сочинение по тексту (как в ЕГЭ), уместно использовать цитаты из самого текста.

Попробуем самостоятельно подобрать цитату для сочинения из текста.

Самостоятельная работа по вариантам.

Даны исходный текст и сочинение (все небольшого объема).

Задача  обучающихся – добавить в сочинение цитату из исходного текста.

Все цитаты представлены на экране.

ВАРИАНТ № 1.

Текст

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                            Ф.И. Тютчев

Сочинение

В этом стихотворении Ф.И. Тютчев говорит о природе как о живом существе, у которого есть душа. Поэт утверждает, что окружающий нас мир  одухотворенный, гармоничный, постоянно развивающийся, имеющий  свой язык, свои чувства, главное из которых – любовь.

Добавление цитаты

Не необходимости в цитировании, так как даже частичное цитирование повторит слова сочинения, цитата не будет оправдана.

ВАРИАНТ № 2.

Текст

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

                                                       Ф.И. Тютчев

Сочинение

В понимании Ф.И. Тютчева Россия – необычная страна, в которой всё и все руководствуются не разумом, а чувством, инстинктом. Поэт долгое время прожил за границей и мог сравнить разумность и педантичность европейских стран с непредсказуемостью России, в которой  вера сильнее разума.

Добавление цитаты

Поэт долгое время прожил за границей и мог сравнить разумность и педантичность европейских стран с «особенной статью»,   непредсказуемостью России, в которой  вера сильнее разума.

 ИЛИ

Поэт долгое время прожил за границей и мог сравнить разумность и педантичность европейских стран с непредсказуемостью России, которую «аршином общим не измерить».

Дискуссия: обсуждение  вариантов, обмен мнениями, примерами.

В требованиях к части С1  ЕГЭ  есть такое: «Избегайте чрезмерного цитирования».

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Как вы  понимаете это требование?

Не нужно использовать большое количество цитат.

Не нужно включать в текст сочинения большие цитаты.

Четвертое правило цитирования: «Цитата должна быть короткой».

Представьте, что я беру у вас интервью. Очень коротко ответьте на вопрос: «Почему цитата должна быть короткой?»

Ответы:

  1. Легче запоминается.
  2. Легче воспринимается.
  3. Показывают умение точно выражать свою мысль.
  4. «Краткость – сестра таланта». А.П. Чехов
  5. Быстрее «попадают в цель».

В русском фольклоре, так же  как в любом фольклоре, много мудрых высказываний, созданных народом – пословиц. Из жизненного опыта вы, наверное, знаете, что  речь талантливых людей  изобилует пословицами, крылатыми  фразами. Таких людей интересно слушать, их речь привлекает внимание,  запоминается. И пословицы, и крылатые фразы  имеют маленький объем и не перегружают речь человека и его память, но говорят о его эрудиции,  находчивости,  грамотности.

Давайте проверим,  знаете ли вы русские пословицы, тем более, что они вполне могут быть процитированы в сочинении в качестве примера или аргумента. Существуют  сборники русских пословиц, в которые полезно иногда заглядывать.

Задание: устно привести примеры пословиц  разной тематики. Фронтальный опрос.

  1. Капля камень точит.
  2. Ученье – свет, а неученье – тьма.
  3. Тише едешь – дальше будешь.
  4. Родная земля – мать, а чужая –мачеха.
  5. Век живи - век учись.

Очень короткие, но емкие по смыслу строчки из художественных произведений уходят в народ, становятся крылатыми фразами. Их знают все и  используют в своей речи, часто не зная автора. Какие крылатые фразы знаете вы? Я буду начинать фразу, а вы попробуйте ее закончить. Устная работа.

          Примеры :

  1. «И дым отечества нам сладок и приятен». А.С. Грибоедов
  2. «Счастливые часов не наблюдают». А.С. Грибоедов
  3. «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». А.С. Пушкин
  4. «Красота спасет мир». Ф.М. Достоевский
  5. «А воз и ныне там». И.А. Крылов
  6. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».  Антуан де Сент Экзюпери

Существует много мудрых  высказываний, собранных  в отдельных книгах. Там они  распределены по тематике или по авторству. При подготовке к ЕГЭ эти книги могут очень пригодиться.

Задание: приведите примеры коротких цитат. Работа с книгой в парах.

Примеры:

  1. «Труд есть совесть». А. Платонов
  2. «Нельзя правду доказывать ложью». В.Г. Белинский
  3. «Человек хуже зверя, когда он зверь». Р.Тагор

Повторим правила пунктуации при оформлении разных цитат. Работа на доске и в тетрадях. Учитель называет вид цитаты, один ученик рассказывает правила оформления цитаты, другой пишет на доске схему.

Вид цитаты

Правила оформления

(называется обучающимися)

Схема

(выполняется обучающимися)

1. Полная цитата

Пунктуация как при прямой речи.

А: «Ц».

2. Неполная цитата

Пунктуация как при прямой речи, где многоточие указывает на пропуск слов.

А: «…ц….».

3. Частичное цитирование

Цитата – несколько слов – включается в предложение, пишется со строчной буквы в кавычках.

…… «ц»…….

4. Стихотворная цитата

Пишется без кавычек, в центре  страницы, каждая строка с прописной буквы.

А:

       Ц,

       Ц –

       Ц

       Ц.

  1. Этап первичной  проверки понимания учащимися новых знаний.

Задачи:

  1. установить, осмыслили ли учащиеся содержание новых понятий;
  2. выявить и устранить обнаруженные пробелы в понимании нового материала;
  3. выявить неверные представления и скорректировать их.

Перечислите  основные правила цитирования, объясните их. Класс слушает отвечающих, исправляет, дополняет,  оценивает.

(Взаимопроверка, самооценка)

  1. Этап  творческого применения  знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на ранее усвоенных знаний и умений.

Задачи:

  1. научить применять знания, сформированные задания в переформулированных вопросах;
  2. организовать деятельность учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях;
  3. использование творческой деятельности учащихся при выполнении проблемных упражнений, позволяющих по-новому взглянуть на ранее изученное.

Задание: Исправь ошибку!  Карточки с примерами. Индивидуальные задания в 6 вариантах. Все цитаты представлены на экране. В процессе проверки на экране появляются правильные варианты.

варианта

Пример с ошибкой

(задание варианта)

Правильный вариант

(ответы обучающихся)

1

 вариант

Она промолвила, что да, я посещала этот дом.

Она промолвила: «Да, я посещала этот дом».

2

вариант

«Бабушка пела мне песни» - сказал мальчик. – «Спой и ты.»

«Бабушка пела мне песни, - сказал мальчик. – Спой и ты».

3

вариант

Он прибавил, понизив голос, «что мне было  тяжело  с моим  товарищем».

Он прибавил, понизив голос: «Мне было тяжело с моим товарищем».

4

вариант

Людовиг  XIV говорил -  «Государство- это я».

Людовиг  XIV говорил:   «Государство- это я».

5

вариант

Д.С. Лихачев говорил: человек должен жить в сфере добра, созданной им самим.

Д.С. Лихачев говорил: «Человек должен жить в сфере добра, созданной им самим».

6

вариант

«Здравствуйте, дорогие телезрители»!: -  Сказала ведущая  программы.»

«Здравствуйте, дорогие телезрители!» -  сказала ведущая  программы.

IX. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

        Задачи:

       1. выделить основное и сформулировать выводы;

       2. формировать целостную систему ведущих знаний по теме, курсу;

       3. выделять мировоззренческие идеи;

       4. установить причинно-следственные связи между понятиями.      

Сегодня на уроке мы повторили правила цитирования, которые вам обязательно пригодятся и на следующих уроках русского языка, и на уроках по другим предметам, и на экзаменах, и в дальнейшей жизни.

Вопросы классу (фронтальная работа):

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

* Перечислите основные правила цитирования.

Точность, уместность, необходимость, минимальный объем, правильная пунктуация.

* Какие знания необходимы человеку, чтобы  правильно использовать и написать цитату?

Эрудиция, знание  синтаксиса, пунктуации, правил цитирования.

* Для чего нужны цитаты в тексте?

Для аргументации, примера.

* Что нужно делать человеку, чтобы быть эрудированным и легко находить нужную цитату?

Много читать, знать русский язык.

X. Этап контроля за результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.

         Задачи:

  1. стимулировать класс к овладению рациональными приемами обучения и самообразования;
  2. выявить качество и уровень знаний;
  3. обеспечить коррекцию знаний;

Чтобы понять, как вы усвоили сегодняшнюю тему, проведем небольшую творческую работу. Прочитайте предложенный текст, согласитесь или не согласитесь с утверждением автора, подтвердите свое мнение цитатой. Используйте для этого книги: сборники пословиц и поговорок, мудрых мыслей, афоризмов.

Текст представлен на экране.

ТЕКСТ:

Ты, оставивший в мире злодейства печать,

Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.

Не надейся: вовеки не будет прощенья,

Ибо сеявший зло – зло и должен пожать.

                                                              Абу Али ибн Сина (Авиценна)

Мнения обучающихся разделяются. Одни считают, что человек, совершивший зло,  должен понести заслуженное наказание. Другие  полагают, что надо уметь прощать. Поэтому цитаты,  выбранные обучающимися в качестве ответов,  посвящены темам прощения, возмездия, справедливости.

  1. «Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло надо платить добром?» Учитель сказал: «А чем тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро – добром». Конфуций
  2. «Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам».  Цицерон
  3. «Нельзя прощать тем, кто не умеет прощать». Ф. Ницше
  4. «Прощайте , и прощены будете» Евангелие от Луки
  5. «Мы все хотим быть прощены с той же силой, с какой не хотим прощать остальных». Лорин Хилл
  6. «За преступлением следует наказание». Гораций
  7. «Безнаказанность бывает лишь временной» Сенека

XI. Этап подведения итогов урока, рефлексии.

       Задачи:

             1.  дать возможность обучающимся оценить важность и нужность  

                  изученного материала, свою работу на уроке;

             2.  дать анализ и оценку успешности достижения цели;

             3.  наметить перспективу дальнейшей работы.

Образная рефлексия.

(Обучающиеся отвечают на вопросы теста)

Тест «Поставь оценку»

  1. Важность и необходимость темы.
  2. Твои знания по теме до урока.
  3. Твои знания по теме в конце урока.

     4.  Твоя активность на уроке.

Вербальная рефлексия.

Вопрос:

Каков результат учебной деятельности на уроке?

(Обучающиеся высказывают свое мнение)

Высказывания обучающихся:

* Темы, которые мы изучали и повторяли сегодня, позволят  нам грамотно использовать цитаты в  речи и письменных работах.

* Теперь я знаю, как правильно выбрать и оформит цитату.

* Полученная сегодня на уроке информация поможет мне  при написании докладов, рефератов, сочинений.

* Все, что изучали сегодня на уроке, я смогу использовать при написании частей С на ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Перспектива дальнейшей работы.

(Объявляет учитель)

На следующем уроке нам предстоит работать над сочинением по заданию теста ЕГЭ (часть С1), у вас появится возможность применить ваши знания  правил цитирования на практике.

Домашнее задание.

(Объявляет учитель)

  1. Приведите примеры неполного и частичного цитирования.
  2. Подберите цитаты на тему «Преемственность поколений» (для сочинения на следующем уроке).

Оценки

(Объявляет учитель)

Анализ работы каждого учащегося, оценивание работы на уроке, оценки за работу по карточкам.