Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме:
Подготовка к ГИА. Задания А5, А6

Курильщикова Наталья Валерьевна

Подготовка к ГИА. Задания А5, А6

Скачать:

ВложениеРазмер
podgotovka_k_gia._zadaniya_a5_a6.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА

 К ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

(ГИА)

Задание А5 - ПРОВЕРЯЕМЫЕ / НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ  

                          БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.

                          ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Задание А6 – ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

                           НА –З,-С;     ПРЕ-, ПРИ-

ГИА - А5

ПРОВЕРЯЕМЫЕ / НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

  1. Проверяемые гласные, непроизносимые согласные (проверяем – подбираем проверочное

       слово: поласкать (котенка) – лАска; неизвестный – весТи),

  1. Непроверяемые (не проверяем, смотрим словарь, запоминаем), 
  2. Чередующиеся (не проверяем, смотрим условие, учим корни наизусть).

Корни с чередованием

Условие

Корни

Примеры

Исключения

Зависит  от  суффикса –А-

 за корнем

Е / И

1.–бир(а)- / -бер-

-блист(а)-/ -блест- /-блесн- блещ

-дир(а)- / -дер-

-жиг(а)- / -жег-

-мир(а)- / -мер-

-пир(а)- / -пер-

-стил(а)- / -стел-

-тир(а)- / -тер-

-чит(а)- / -чест- / -чет-


2.–им(а)- / -мя-

   - ин(а)- / -ня

А / О

3. –кас(а)- / -кос-


прибИрать / прибЕру

блИстать / блЕстеть

блЕснул - блЕщет

задИрать / задЕру

выжИгать / выжЕг

замИрать / замЕреть

запИрать / запЕреть

расстИлать / стЕлить

вытИрать / вытЕреть

вычИтать / вычЕсть


внИмание / внЯть

замИнать / замять


кАсаться / кОснуться



блЕск – под ударением








чЕта, сочЕтание, сочЕтать

Зависит  от ударения.


Под ударением -  сильная позиция:

пиши,

как слышишь

А / О

1.–гар- / -гор-

(не под ударением ГОР)

2.–клан- / -клон-

(не под ударением КЛОН)

3.–твар- / -твор-

(не под ударением ТВОР)

4.–зар- /-зор-

(не под ударением ЗАР)


загА'р / загОра'ть


клА'няться, поклО'н, но: поклОни'ться


твО'рчество, твА'рь,

но: твОри'ть

зАрни'ца, зАря, зОрька, зОри,  но: зА'рево







утвАрь


зОревать,

зОрянка (птица)

Запомни!

–плав- / -плов-

плА'вать, поплАво'к, жук- плАвуне'ц

плОвец, плОвчиха, плОвцы, плЫвуны, заплЫв

Зависит  от конечной согласной корня

А / О

1. –раст- / -ращ-/ -рос-



2. –скак- / -скоч-



3. –лаг- / -лож-


раСТение, выраЩенный, подроСли


заскОК (под  уд.),

скаКать / выскоЧить


предлаГать / предлоЖить


росток,  рост, ростовщик, Ростов, Ростислав; отрасль

1л. ед.ч.: заскачу (на ком-то), заскочу (к кому-то)

 Зависит  от лексического значения корня

А / О

-мак- «макать» (погружать в жидкость)

-мок- «пропитываться жидкостью»

-равн- «равный, одинаковый»

-ровн- «прямой, гладкий»


мАкать

(блины в сметану)

промОкать (салфеткой)


урАвнение


подрОвнять






рАвнина, рОвесник


порОвну, урОвень

А. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1)  очищать             2) сделалось             3) прикоснулись                   4) залепил

Б.  Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

 1) лесничество      2) забетонировать            3)  озарение            4)  выстрелить

В. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

1)  горизонт           2) собирался             3) горел               4)мировой

 Г. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) озарять             2) преподаватель            3) поласкать (котёнка)           4) винегрет

Д. Укажите слово с удвоенной согласной в корне.

1) русский            2) матросский          3) коллекция            4) рассказать

Е.  Укажите слово с проверяемой гласной в корне.

1) увлекаться         2) зажигательный          3) загорелый          4) удостоен

Ё. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) распространился               2) запах             3) комнате              4) блестел  

Ж. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне

зависит от лексического значения.

1) сочетаться         2) наклонился            3) росточек              4) промокашка

З.  Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от конечного согласного в корне.                           1) выровнять        2) положение             3) замирание           4) зарница

И. Укажите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.

1) лимонад          2) раскаленный         3) вытирать             4) вымокнуть

К. Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне.

1) комплимент       2) тротуар          3) приземляясь          4) изложение

Л. Укажите слово с непроизносимой согласной в корне.

1) чествовать        2) участвовать          3) чувство           4) бессловесный

М. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне.

1) вальсировать       2) придираться     3) обжигать           4) параллель

Н. Укажите слово с чередующейся гласной в корне, которое является исключением из правила.

1) зоревать           2) пригореть           3) замирать               4) коснуться

О.  Укажите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.

1) жевать            2) подстилать            3) озарение            4) репутация

П. Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне.

1) равняться       2) опоздание           3) кочан          4) метафора

Р. Укажите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.

1) разговоров             2) волшебные          3) засвистел           4) замечала

С. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) попросил       2) разраставшиеся            3) горизонтом   4) пробормотал

Т. Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне.

1) замер               2) торжество        3) растерялась           4) росточки

У. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) нумерацией               2) кособокой       3) выскочив         4) пирамидой

Ф. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) симпатии           2) виновен           3) замерли        4) изречёт

Х. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) казался         2) блестели         3) лейтенант       4) расстрелять

Ц.  Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) расстилаться            2) обращение           3) выжидать             4) спешить

Ч. Укажите слово с удвоенной согласной в корне.

1) рассмешить           2) бессильный           3) колоссальный           4) белорусский

Ш. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от конечного согласного корня.

1) подросли              2) равнение           3) касательная          4) сотворить

Щ. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от ударения.

1) придираться          2) пригореть        3) выскочить             4) поплавок

Ъ. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от лексического значения.

1) макать             2) вырастить               3) положение               4) забирать

Ь. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне зависит от наличия суффикса –А- .                   1) загорать        2) скакалка        3) ростовщик       4) застелить

Э. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной не является исключением из правила.              1) равнина        2) угар        3) полог           4) скакать

Ю. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной является исключением из правила.             1) озарять             2) ростовщик         3) безотлагательно             4) заблистать

Я. Укажите слово с чередующейся гласной в корне

1) атаковать           2) торчащие          3) горелая              4) позиция

ГИА – А6

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

1. Правописание приставок, оканчивающихся на –З, -С

  1. Если после приставки стоит глухой согласный звук (п,  к, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ), то в приставке пишется буква С – распилить, расколоть, восстановить, бесцветный, бесхитростный, бесшовный;
  2. Если после приставки стоит звонкий согласный звук (б, г, з, д, л, м, н, р, ж), то в приставке пишется буква З возделать, разжечь, взбежать, бездарный, безмолвный, беззвёздный

ВНИМАНИЕ! 

  1. Приставки З не существует! Буква З входит только в часть корня: здание, здоровье, здесь, не видно ни зги.
  2. Приставка С является НЕИЗМЕНЯЕМОЙ, даже если после корня стоит звонкий  согласный: Сжечь, Сшить, Сбрить, Спросить, Сделать, Стянуть, сломать, Сгонять. 

При выполнении задания проверьте, есть ли в словах приставка, или буквы З, С входят в часть корня?

ВНИМАНИЕ! Если в слове есть приставка НЕ, её надо сначала убрать и лишь потом применять правило: неСгибаемый, неСбывшийся, неСкошенный, неСжатый, неСговорчивый, неСдержанный.

2. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-

Выбор этих приставок зависит только от значения!

ПРЕ-   =очень /высшая степень качества(ПРЕнеприятный, ПРЕмиленький, синий-ПРЕсиний,

                                                                           ПРЕглупый, ПРЕмудрый)

            =пере (ПРЕрвать, ПРЕградить)

ПРИ-  приближение (ПРИехать, ПРИплыть, ПРИбежать, ПРИлететь)

            присоединение (ПРИшить, ПРИбить, ПРИвязать)

            близость / смежность, около чего-либо (ПРИморский, ПРИвокзальный, ПРИозёрский)

            неполное (незаконченное) действие (ПРИтихнуть, ПРИгнуть, ПРИболеть, ПРИумолкнуть)

3. Неизменяемые приставки: в, во, на, над, по, под, пред, раз, о, об и др. – Вбежать, ВОоружить, НАписать, НАДстроить, ПОскакать, ПОДстричь, ПРЕДложить, Оспорить, Обхитрить.

 А. В каком слове правописание приставки определяется её значением "присоединение"?

 1)  приноровился         2) приставил            3) припорошил            4) приглядел

 Б. В каком слове правописание приставки определяется её значением "неполное действие"?

 1) пристроил             2) пригнулся            3) принимать           4) прибежал

 В. В каком слове правописание приставки зависит от глухости-звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?

 1) сжался             2) отбросили                 3)  избежал           4) подтвердить

 Г. В каком слове правописание приставки определяется значением близости, которое она придаёт слову?     1) припудрить              2)  причесаться             3)  приусадебный          4) пригрозить

Д. В каком слове правописание приставки определяется значением не до конца совершённого действия?             1) прилив           2)  пригородный             3)  придумали                4)   примять

 Е. В каком слове в приставке слышится звонкий согласный звук, но пишется буква глухого согласного звука?      1) сборная              2) отговорить           3) изгонять            4)  подтянуть

Ё. В каком слове правописание звонкого согласного на конце приставки зависит от звонкости следующего согласного?   1) здание            2) надзвёздный      3) подготовить            4) безжалостно

Ж. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?     1) исчез       2) искоренить        3) сгоревший            4) здравница

З. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»:

1) здешний           2) известковый            3) расставить             4) несговорчивый

И. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?      1) отбилась          2) разбитый           3) сзади         4) подбодрить

К. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»:

1) преобразить        2) прибрежный        3) преступник          4) прикрывать

Л. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «сопутствующее действие»?          1) пританцовывать      2) приезжать        3) приветствие          4) призадумавшись

М. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

1) прислушивался                  2) пререкаться                    3) приключение             4) прилетевший

Н. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «высшая степень качества»?         1) причудливый          2) притопывая         3) премиленький               4) пререкаться

О. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «ПЕРЕ-»?

1) прерывать              2) преспокойно              3) предполагать                4) премьера

П. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «близость, смежность»?

1) приглушённо               2) прибрежный         3) прицепиться            4) притаившись

Р. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.

1) приходил     2) отвыкнуть                     3) издаваться              4) посоветовал

С. Укажите  глагол с неизменяемой приставкой.

1) раздалось               2) прохладу            3) раскинуло                   4) заплескалось

Т. Укажите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит озвончение.        1) озарили             2) изборождённое          3) отблески             4) взмахнула

У. Укажите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит оглушение.         1) отблескам             2) ничего            3) подставив               4) показалось

Ф. Укажите слово с приставкой, правописание которой зависит от звонкости/ глухости следующего за ней согласного.

1) покривившейся                2) исчез              3) догадаться                   4) испуганно

Х. Укажите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.

1) завернув             2) вплотную             3) прислушался                4) подсказать

Ц. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости /глухости следующего за ней согласного.

1) обход              2) разливалось              3) спала             4) вперёд

Ч. Укажите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит озвончение:    1) обнюхивать             2) сделал            3) взлаивая               4) растерялись

Ш. Найдите в тексте слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит оглушение:     1) изредка               2) встречала             3) отпихнул               4) подполье

Щ. В каком слове правописание приставки НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, перед глухими – С»?

1) сдерживая                2) измучивала             3)  беспомощный              4) всхлипнула

Ъ. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

1) свалявшейся            2) беззвучно            3) откатывались             4) впалыми

Ы. В каком слове правописание согласной в приставке НЕ ЗАВИСИТ  от последующего согласного звука?

1) безразличием            2) открыл           3) воскликнула          4) вздрогнул

Ь. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква С»?

1) раскрыл            2) сжал                3) ссорился             4) сгребла

Э. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «расположение вблизи»?

1) приготовился          2) пригород           3) предприму         4) перенесло

Ю. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?

1)  прикрыла         2) прибежали            3) привыкли             4) приходивших

Я. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

1) перелистывала        2) прислушивайтесь        3)   превратиться            4)  принесите

F. В каком слове правописание приставки НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «Конечные согласные приставок  (кроме приставок на –З, -С ) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения»?

1) срубал           2) отполированный           3) бесшумный          4) взглянуть

G. В каком слове приставка всегда пишется одинаково, независимо от произношения?

1)  сгоряча            2) исполнителен            3) встревожилась           4) распекала

J. В каком слове правописание приставки определяется её значением – близким к приставке ПЕРЕ-?        1) присмотревшись            2) притронулся             3)  прервал            4) пребольно

V. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

1) разлил            2) сделать           3)  расплакаться          4) разделив

Z. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от лексического значения. 

1) приученную                 2) разглядывая         3) подкрадывался        4) отбилась

Источники практического материала:

1. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны          http://www.saharina.ru

2. По уши в ГИА!

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ И УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ    http://uchimcauchitca.blogspot.ru

3. ГИА - 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты под ред. И.П. Цыбулько – М. : Изд. «Национальное образование», - 2012.

 


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Подготовка к написанию части С ( ЕГЭ по русскому языку ) по тексту Д. Гранина

 Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста...

Рабочая программа по физике 9 класс

  Данная программа адресована учащимся 9 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая программа составлена на основе Примерной про...

Рабочая программа по физике 8 класс

         Данная программа адресована учащимся 8 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая програм...

Рабочая программа по физике 7 класс (кал.-тем. планирование, тем. планир., пояснит. записка)

Данная рабочая программа адресована учащимся 7 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая программа составлена на основе Примерной про...

Комплексное повторение

 Цели  урока:-  закрепление правописания  -н – нн- в разных частях речи, повторение синтаксиса;- раз...

Презентация к уроку в 10 классе "Гражданская война в лицах"

Изучение Гражданской войны через жизнь и деятельность выдающихся полководцев белого и крассного движения....

Презентация к уроку в 5 классе по теме "Война 1812года"

 План урока по теме "Война 1812 года" . Изучение нового материала по следующим вопросам: 1.Нашествие Наполеона на ...

Слайдовая презентация к уроку информатики в 9 (8) классе "Палитры цветов в системах цветопередачи"

Презентация к уроку позволяет ознакомиться с новым материалом самостоятельно, работая в паре или МГ.Данный материал можн...

интегрированный урок математики и информатики «Графический способ решения уравнений.»

В 9 классе был проведен интегрированный урок математики и информатики "Графический метод решения систем уравнений"...

Сценарий "Зимняя сказка"

Сценарий новогоднего праздника для младших школьников...