Календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме:
Рабочая программа учителя по литературе 5 класс по Снежневской

Краюшкина Ирина Викторовна

 

Рабочая программа разработана на основе

- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе

- «Программа для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы» под редакцией Г. И. Беленького  (4 – е издание, переработанное), Москва «МНЕМОЗИНА» 2009, авторыГ. И. Беленький, М. М. Голубков, Г. Н. Ионин, Э. А. Красновский,  Ю. И. Лыссый,  М. А. Снежневская, О. М. Хренова;

- «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого на 2011-2012 уч. год

Муниципальное  образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 6

посёлка Затеречный

Нефтекумского района

«Рассмотрено и принято»                             «Согласовано»                                                «Утверждаю»

на заседании МО                                             зам. директора по УВР                            директор МОУ СОШ № 6

учителей гуманитарного                               «_____»________2011г.                          

цикла  МОУ СОШ № 6                                                                                                              _______/ А.В.Воронкова/

Протокол №  1 от                                          ________/И.И.Ахламова/                         «______»____________2011г.

                                                                                                                                                              Печать ОУ

«____»____________

Руководитель МО

__________/И.В. Краюшкина /

Рабочая программа учителя

по литературе

на 2011-2012 учебный год

Краюшкиной Ирины Викторовны

учителя высшей категории

русского языка и литературы

для 5-ого класса «А»  

Рассмотрено

на педагогическом совете №1

от 30.08.2011 года

пос. Затеречный

2011 год

Раздел I. Пояснительная записка.  

Рабочая программа разработана на основе

- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,  

- «Программа для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы» под редакцией Г. И. Беленького  (4 – е издание, переработанное), Москва «МНЕМОЗИНА» 2009, авторыГ. И. Беленький, М. М. Голубков, Г. Н. Ионин, Э. А. Красновский,  Ю. И. Лыссый,  М. А. Снежневская, О. М. Хренова; 

- «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

  1. Базисного учебного плана  МОУ СОШ №6  по  осуществлению  образовательной деятельности  в  2011-2012гг;

 Используемый учебник

 Литература 6 класс. Начальный курс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (в двух частях) под редакцией М. А. Снежневской и О. М. Хреновой –М., «Мнемозина»,  2007г.

Дополнительная литература к урокам

« Уроки литературы в 5 классе. Методические советы к учебнику – хрестоматии», Г. И. Беленький, изд. «Мнемозина», 2006г;

 « Поурочные разработки по литературе» ,5 класс, Н.В.Егорова, Москва  «ВАКО», 2007г.

«Литература в тестах. Готовимся в ЕГЭ», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009г;

 «Литература 5-6 классы. Конспекты уроков»,  Т.М. Амбушева, Л.В.Серёгина, И.В.Карасёва, С.Б.Шадрина и др., Волгоград,  изд. «Учитель», 2009г.

Программа для  общеобразовательных учреждений «Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд. – Мнемозина, 2009» основана на работе над художественным текстом, словом писателя, выработке у учащихся навыков комплексного анализа прозаического и поэтического текста, на принципах личностно-ориентированной педагогики, вариативности, дифференциации и индивидуализации.

Программа составлена на 102 часа, рассчитана на 1 год  обучения и является программой базового уровня обучения.

Обоснованность программы:  

Программа для  общеобразовательных учреждений «Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд. – Мнемозина, 2009»  изучения литературы в 5 классе  построена на основе сочетания хронологического и проблемно – тематического принципов, с учетом системности, доступности, личностно – ориентированного подхода к обучению учащихся, а также преемственности и перспективности между разделами курса.

В Рабочую программу введены часы на  изучение  литературоведческих  понятий, на развитие связной речи (различные формы пересказа, чтение наизусть, обогащение словарного запаса речи, составление планов разного типа, задания на развитие ассоциативного и творческого воображения, работа в ситуации диалогического общения, интерпретация текста, сочинительство стихотворений, небольшие изложения, письменное высказывание по литературной или нравственно - этической проблеме).

Предусмотрено для  обучающихся знакомство с литературой (общее представление)  писателей и поэтов посёлка Затеречный, Нефтекумского района и Ставропольского края (В.С.Ковальский, З.А.Гаврилова, В.В.Немцов – стихотворения, и поэтов Ставропольского края).

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам  школы и направлен на решение следующих задач:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решаемые задачи  позволяют достичь цели курса:

  1. приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы
  2. развить способности:
  1. воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
  2. формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся
  3. осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
  4. освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
  5. анализировать и оценивать литературные произведения;
  6. получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
  7. развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Содержание стандарта может быть реализовано  следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы

Курс литературы  опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях; 

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

Формы организации учебного процесса – сочетание  традиционных (чтение во всех его видах (особенно «медленное чтение», при котором ученик, погружаясь в текст, раскрывает многие не заметные на первый взгляд особенности языка и стиля писателя) с опорой на аналитическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы) классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными (уроки - игры, уроки -   викторины, олимпиадные состязания, защита мини -  рефератов, работа в  группах, коллективное составление таблиц, литературоведческого словаря, написание сочинений разных  вариаций, сжатый и полный пересказ,  использование литературных ресурсов Интернета.

Планирование содержания регионального компонента:

п/п

Содержание курса

Содержание регионального компонента

Кол-во часов

1

Мои впечатления о прочитанном летом

Обзор литературных произведений писателей Ставрополья

1

2

В гостях у сказки. Сказки Кавказа.

Народная проза Ставрополья.

2

3

Легенды о Нартах

Фольклорная традиции Кавказа

1

4

Вслед за героями сказок (по сказкам ставропольских писателей)

Литературные сказки писателей Ставрополья

1

5

М.Ю.Лермонтов.

Детские годы на Кавказе.

1

6

Стихи ставропольских поэтов.

Поэзия о родном крае

1

7

Л.Н.Толстой.  Кавказский пленник.

Кавказ в жизни и творчестве Л.Н.Толстого. Антивоенная направленность рассказа.

4

11 часов

Программа предусматривает проведение 8  уроков внеклассного чтения:

п/п

Содержание

Кол-во часов

1.

Мои впечатления о прочитанном летом

1

2.

В гостях у сказки. Сказки Кавказа.

2

3.

Подвиги Геракла

1

4.

Легенды о Нартах

1

5.

Вслед за героями сказок (по сказкам ставропольских писателей)

1

6.

Стихотворения А.А.Фета и А.Н.Майкова. Стихи ставропольских поэтов.

2

7.

Л.Н.Андреев. Петька на даче.

1

8 часов

Программа предусматривает работу по развитию речи:

п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Мои впечатления о прочитанном летом. Выборочный  пересказ произведений.

1

2

Готовимся к сочинению загадки.

1

3

Чтение по ролям.

1

4

Выразительное чтение наизусть (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)

1

5

Выразительное чтение наизусть басни.

1

6

Сочинение басни.

1

7

Выразительное чтение наизусть «Бородино»

1

8

Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

1

9

Выразительное чтение наизусть стихотворения А.Н.Некрасова

1

10

Выразительное чтение наизусть стихотворений А.А.Фета, Майкова.

1

11

Сравнительная характеристика героев (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»)

1

12

Сочинение «Сон Кусаки»

1

13

Лирическая зарисовка «Я видел…»

1

13 часов

Выполнение практической части по литературе в программе соответствует нормам:

Класс

Кол-во часов

Кол-во классных /домашних

сочинений

Внеклассное чтение

Развитие речи

Техника чтения

102

4/2

8

13

120 -130 слов

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Контрольные

работы

Развитие речи

Внеклассное чтение

Введение

2

1

1

Устное народное творчество

14

2

2

Мифы

6

2

Сказочные события и герои литературы

23

1

1

1

Басни

6

2

Из литературы 19 века

24

1

4

1

Из литературы 20 века

27

1

3

1

Итого:

102

3

13

8

Раздел III. Требования к уровню подготовки обучающихся:

Основные учебные умения и  навыки обучающихся:

  1. использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
  2. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
  3. самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
  4. поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
  5. умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства  объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
  6. выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
  7. умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
  8. владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
  9. определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
  10. умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
  11. осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  1. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  2. владеть различными видами пересказа;
  3. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  4. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература для учителя:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
  2. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996
  3. В.П.Журавлев.  Читаем, думаем, спорим… 5 класс.-  М.: Просвещение, 2008.
  4. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
  5. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 5 класс. -  М.: Вако, 2007.
  6. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

Литература для учащихся:

  1. Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе

в 5 классе « А »

на 2011-2012 учебный год

102 часа = 3 ч  в неделю

Литература 5 класс. Начальный курс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (в двух частях) под редакцией М. А. Снежневской и О. М. Хреновой –М., «Мнемозина»,  2004-2005 гг.

Программа по литературе под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого.

1

О художественной литературе и чтении.

1 н

2

вн/чт

р/к,

р/р

Мои впечатления о прочитанном летом

вн/чт

р/к

р/р

Мифы и легенды (6 ч: 2-вн/чт, 1-р/к)

3

Т.л. миф

Мифы Древней Греции. Олимп. Триптолем.

4

Аполлон и музы, Пигмалион

2 н

5

Вн/чт

Подвиги Геракла

вн/чт

6

Славянские мифы и легенды

7

Вн/чт

р/к

Легенды о Нартах

вн/чт

р/к

3 н

8

Итоговый урок по теме «Мифы и легенды, предания»

Устное народное творчество (14:  р/р -2,  вн/чт-2,  р/к-3)

9

Жанры устного народного творчества

Т.л. фольклор

1 ч

10-11

Сказки.  

 Бой на Калиновом мосту. Волшебная богатырская сказка героического содержания. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

2 ч

4 н

12

Царевна-лягушка.  Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Народная мораль в сказке:  добро торжествует, зло наказывается. Эстетика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами.

13

Белая уточка.

Каша из топора.

5 н

14

Кот и Лиса.

15

р/к вн/чт

В гостях у сказки. Сказки Кавказа.

р/к вн/чт

16

р/к вн/чт

В гостях у сказки. Сказки Кавказа.

р/к вн/чт

6 н

17

Итоговый урок по теме «Сказки»

18

Малые жанры фольклора: небылицы, загадки.

19

р/р

Готовимся к сочинению загадки.

(дом.сочинение)

р/р

7 н

8 н

20

Пословицы и поговорки.

21-22

р/р-1

Русский народный театр.  Петрушка Уксусов.

Чтение по ролям.

р/р - 1

Писатели-сказочники. Сказочные события и герои   (23ч: 1-р/р;  1-вн/чт,1- р/к)

23-27

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне…

9 н

28-30

(1 -р/р)

А.С.Пушкин. Руслан и Людмила (избранные главы)

(1-р/р)

10 н

31-34

Х.К.Андерсен. Снежная королева.

11 – 12 н

35

Х.К.Андерсен. Истинная правда.

36

Вн/чт

р/к

Вслед за героями сказок (по сказкам ставропольских писателей)

Вн/чт

р/к

37-39

П.П.Бажов. Каменный цветок.

13 н

40-43

С.Я.Маршак. Двенадцать месяцев (избранные главы)

14 -15 н

44

Литературное чтение (комментированное чтение статьи)

45

Резерв

Писатели-баснописцы (6ч: 2-р/р)

46

И.А.Крылов. Басни(повторение изученного)

16 н

47

Демьянова уха

48

р/р

Квартет

р/р

49

Волк и ягнёнок

17 н

50

Волк на псарне

51

р/р

Творческая работа

(клас. сочинение)

р/р

Из литературы XIX века  (24ч:  1ч - вн/чт,  4ч – р/р, 6ч - р/к)

52-54

(1ч-р/к)

р/р-1ч

М.Ю.Лермонтов.  Бородино

(1ч-р/к)

р/р-1ч

18 н

55

А.В.Кольцов. Косарь. Лес.

19 н

-

20 н

-

21 н

56-61

р/р-1ч

И.А.Тургенев. Муму.

(клас. сочинение)

р/р-1

62-63

Н.А.Некрасов. Крестьянские дети.

64

р/р

Н.А.Некрасов. Школьник.

р/р

22 н

65-66

Времена года

Ф.И.Тютчев. Стихотворения.

67

Вн/чт

р/к, р/р

Стихотворения А.А.Фета и А.Н.Майкова.

Стихи ставропольских поэтов.

вн/чт

р/к, р/р

23 н

24 н

25 н

68-71

р/к

Л.Н.Толстой.  Кавказский пленник.

(дом. сочинение)

р/к

72-74

В.М.Гаршин. Сигнал.

75

О сюжетах и героях (комментирование статьи)

Из литературы XX века (27ч: 1ч - вн/чт; 3ч – р/р)

76-78

р/р-1ч

Л.Н.Андреев. Кусака.

(клас. сочинение)

р/р-1ч

26 н

79

Вн/чт

Л.Н.Андреев. Петька на даче.

вн/чт

27 н

-

28 н

80

О рассказе

81-84

А.И.Куприн. Белый пудель.

85-86

Джек Лондон. Сказание о Кише.

29 н

30 н

87-89

А.Н.Толстой. Детство Никиты.

Родная земля…

90

Н.И.Рыленков. «Всё в тающей дымке…»

91-94

К.Г.Паустовский. Мещерская сторона.

31-32 н

«Призвал нас к бою воинский долг…»

95

Стихотворения К.М.Симонова, Н.И.Рыленкова, А.Т.Твардовского, А.А.Суркова.

96

р/р

Обучение чтению наизусть поэтического текста.

р/р

97-98

Ю.П.Казаков. Тихое утро.

33 н

99

В.А.Солоухин. Мститель.

100

Е.И.Носов. Рассказы.

34 н

101

р/р

Творческая работа

(клас. сочинение)

р/р

102

Резервный урок.

Вн/чт – 8 ч

р/р – 13ч

р/к – 11ч

Учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 6 Краюшкина И.В.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Рабочая программа учителя по литературе в 7 кл под редакцией Г.И.Беленького

 Рабочая  программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного с...

Новые открытия и изобретения 15-16 вв.

Презентация к уроку новой истории в 7 классе...

урок экологии 9 класс «Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра?»

Урок экологии в 9 –бТема:  «Как  жить сегодня, чтобы увидеть завтра?»Эпиграф: «Здоровье – это вершина, на кото...

Как подготовиться к сдаче экзаменов

Советы выпускникам при подготовке к экзаменам. Тоже где-то нашла на просторах интернета....

Подготовка к ЕГЭ: мифы и реальность

Статья из интернета  о подготовке к ЕГЭ. Полезна выпускникам и их родителям....

Родительское собрание: "Как предотвратить конфликт?"

"От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви километры шагов"....

Рекомендации ученикам.

Наставления любимым ученикам....

Интеллектуальная игра «Искусство Европы XIX в» (новая история 8 класс)

 Этот урок-игру можно провести как обобщение по теме «Искусство Европы XIXв. в поисках новой картины мира». Класс д...

"КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА".

Задачи предлагаемого доклада - ознакомление со становлением и развитием понятий модели и метода моделирования на уроках ...

Человек и физика

Данный элективный курс ориентирован для обучающихся 9 кл...