Творческая работа учащихся по русскому языку (6 класс) по теме:
Учебно-исследовательская работа "История моего села"

Галиевская Татьяна Алексеевна

Работа выполнена к юбилею края для школьной НПК

Скачать:

ВложениеРазмер
istoriya_moego_sela._lenkin_aleksey.docx52.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Общеобразовательное Учреждение

«Ложкинская основная общеобразовательная школа»

Целинного района Алтайского края

Исследовательская работа:

«История моего села»

                                              Автор работы:

                                                                Ленкин Алексей Олегович

                                                ученик 6 класса

                                                                     МКОУ «Ложкинская ООШ»

                                              Руководитель:

                                                                               Галиевская Татьяна Алексеевна

                                                              учитель русского языка

                                                                     МКОУ «Ложкинская ООШ»

2012г

Ложкино

Оглавление:

1.Введение_______________________________________________стр.3-4

2.Основная часть. Лингвистическое краеведение.

   2.1. Топонимика_________________________________________  стр.5

       2.1.1. Время появления села______________________________стр.5

       2.1.2. Почему село, а не деревня?_________________________ стр.6

       2.1.3. Версии о названии села____________________________  стр.6

       2.1.4. Улус____________________________________________  стр.6

       2.1.5. Шестаковский край_______________________________   стр.7

       2.1.6. Забегаловка и Заимка_____________________________    стр.7

       2.1.7. Гавриловка_______________________________________ стр.7

  2.2. Ономастика___________________________________________стр.8

       2.2.1. Национальный и численный состав села_______________стр.8

       2.2.2. Лучшие люди села_________________________________ стр.9

3. Заключение_____________________________________________  стр.11

4. Список литературы_______________________________________ стр.12

5. Приложения

     5.1. Приложение 1. Анкета_________________________________стр.13

     5.2. Приложение 2. Диаграммы опроса_______________________стр.14

         

О селе моём любимом

Будет разговор,

О селе родном и милом,

Где мы все живём!

                1.Введение

        Тема моей исследовательской работы «История моего села».  Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.

…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама.

Мы любим Родину. А любить Родину- значит жить с нею одной жизнью.

В нашем селе есть краеведческий музей, в котором собрано много материала об истории и заселении села, о людях села. Во время экскурсии я узнал, что центр села был в другом месте и что коренные жители были совсем другие.      

      Мне хотелось узнать, что могут рассказать названия отдельных уголков села об истории малой родины. Село появилось очень давно, и мне хотелось узнать, когда именно оно появилось, почему его так назвали. Для этого я проведу своё маленькое исследование.

     Для этого мне надо – научиться работать с дополнительной литературой, находить полезную информацию, учиться анализировать и делать выводы.

      Я предположил, если объяснить происхождение отдельных уголков села, то можно узнать историю малой родины. Это моя гипотеза.

Поставил перед собой вопросы, на которые надо искать ответы.

Наметил план действия.        

Для поиска ответов я обратился за помощью к толковому словарю, поговорил со старожилами села, встретился с работниками библиотеки, посетил краеведческий музей, посетил сайты интернет, обратился за помощью к учителю русского языка.

      Цель моей исследовательской работы: узнать, что могут рассказать отдельные  названия уголков села об истории малой родины.

      Задачи, которые я буду решать в ходе исследования:

  1. формировать опыт исследовательской деятельности;
  2. находить полезную информацию;
  3. научиться работать с  дополнительной литературой;
  4. учиться анализировать и делать выводы.

Основополагающие вопросы:

  1. Почему Ложкино – это село, а не деревня?
  2. Как и почему появились названия «Улус», «Забегаловка», «Заимка», «Гавриловка» и другие наименования?

Объект изучения: окружающий мир

Предмет изучения: история моего села

План моих действий:

1.Обсудить тему в классе.

2.Искать ответы на вопросы.

3.Подготовленный материал показать своим одноклассникам.

Для поиска ответов надо:

  1. Обратиться за помощью к толковым словарям.
  2. Посетить краеведческий музей.
  3. Встретиться с работниками библиотеки.
  4. Поговорить со старожилами села.

Методы исследования: поисковый, исследовательский.

2.Основная часть. Лингвистическое краеведение.

У меня несметные богатства есть,

Их столько, даже все не перечесть.

В лугах рассыпаны ромашки жемчугами,

Росы слезинки искрами сияют под ногами.

Калина осенью рубинами горит

От листьев разноцветных аж в глазах рябит.

Развесит серебро зима

В меха оденет лес, дома.

Весна подарит изумрудную траву,

Хрусталь ручья и неба синеву.

Как много дарит мне земля

Богаче в мире нет меня!

Н. А. Коперчак (выпускница Ложкинской школы)

Эти строки стихотворения посвящены моему селу Ложкино, которое до краёв заполнено красотой. Село появилось очень давно, и многие хотели бы узнать, когда именно оно появилось, почему его так назвали . В своей работе я попытаюсь рассказать о нём всё, что узнал сам.

2.1. Топонимика

Названия окружают человека – в раннем детстве, он узнает названия своей улицы, своего района, города, села. С возрастом кругозор расширяется и человек оперирует все большим количеством названий. Естественно возникает желание узнать: что они означают? А поможет нам топонимика.

Топонимика – наука, изучающая географические названия.

2.1.1.Время появления села.

       Первые поселенцы появились в 1777 году. Первое документальное упоминание относится примерно к 1780 году. Село Ложкино расположено на западе Целинного района. Река Чемровка разделяет село на две части. В четырёх километрах от села проходит Тогульский тракт. Село окружает смешанный лес. Ложкино появилось, скорее всего, после притока населения из Европейской части России, хотя коренные жители намного раньше освоили этот уютный уголок. Удобен он был тем, что равнины чередовались  с участками леса. Наличие пахотных земель, стройматериала и дров, в тоже время река и озеро – способствовали появлению довольно крупного по тем временам населённого пункта.

2.1.2. Почему село, а не деревня?

Так как у нас была церковь, то наше поселение названо селом, а не деревней. В 1930 году церковь ещё служила. Это было высокое красивое сооружение,  внутри богато украшенное иконами. Рядом с церковью находилась роща, площадью немного больше гектара. Роща состояла из одной южной породы дерева – вяза. Между деревьями получилась красивая широкая аллея. В 1936 году, когда  центр Марушинского района перевели из Ложкино в село Воеводское, здание церкви разобрали и увезли.  

2.1.3. Версии о названии села

       Однозначной версии о названии села не существует. Титул село Ложкино получило – благодаря наличию церкви, престольным праздником которой был день Николая – чудотворца. А название Ложкино – скорее всего потому, что было окружено многочисленными логами (ложками в просторечии ). Есть и другие, одной из которых считается, что основал село купец Ложкин, но ни один из старожилов такого никогда не вспоминали. Ложкарей,  т. е. мастеров по производству ложек, у нас тоже не было. А вот логов у нас в деревне много, названия которых чаще всего связаны с теми, кто владел этим логом – Марков, Алоев, Поповский, - скорее всего это фамилии владельцев покосов или большей части покоса. Широкий лог – получил своё название из-за своих широких размеров. Слово роща – у нас, как правило, не упоминалось, более принято было называть колок – участок лиственного леса в степи. Весь хвойный лес – вторичный, т. е. посажен людьми на месте выкорчеванного первичного. Изначально лес занимал большую часть территории современного села. А первопоселенцы селились вдоль правого берега реки, занятого лесом – напротив Улуса, где жили коренные жители, которых по тем временам за монголоидный вид, русские звали татарами.

2.1.4.Улус.

    Познакомимся с этим словом в толковом словаре: Улус – у некоторых народов Сибири- селение.

    В нашем селе Улус - татарское поселение. За рекой жили первые  поселенцы, они были нерусскими, а тогда звали всех нерусских татарами.    

2.1.5. Шестаковский край

       Первые правобережные поселения получили названия Шестаковский край и Мысок. Мысок – это возвышенный выступ в озере ( или реке ). Шестаковский край – по фамилии первопоселенцев (одними из потомков этой фамилии были Шестаков Павел Иванович, он был уже потомком редкого смешанного брака татар и русских – о чём свидетельствуют монголоидные черты: чёрные глаза, чёрные густые волосы, прямой узкий нос). Даже у его дочерей и внуков черты частично сохранились – у Казанцевой Александры Павловны ,у её детей: Казанцева Николая Алексеевича, Надежды Алексеевны, Людмилы Алексеевны и Екатерины Алексеевны – чёрный цвет глаз и чёрные густые волосы.

Затем с появлением зажиточных людей появилась церковь. Также в селе были Заимка и Забегаловка.

2.1.6.Забегаловка и Заимка.

     Забегаловка – это место при въезде (или выезде ) на основной тракт, где можно было перекусить и отдохнуть самим и лошадям. Первоначально это была ямская станция на тракте от Бийска ( Би -Катунская крепость) до Новокузнецка. Так как раньше ездили на конях, то их было необходимо менять по пути. На тракте стоял дом для отдыха. Там можно было отдохнуть, поесть, переночевать при необходимости, а также заменить лошадей или подковать.

     Заимка – это выносные земли, где жили работники вначале на временном (сезонном) поселении – на время летних полевых работ, затем в результате постоянного найма и заработка, было постоянное место жительства со своим земельным участком. Это были богатые земли, принадлежащие  барину, там пролегали большие пашни, которые обрабатывали бедные люди из деревни (раньше землю крестьяне получали  на душу мужчин по двенадцать десятин, а те, у кого  в семьях было больше детей женского пола, были вынуждены наниматься в работники), также там был дом хозяина и большое подворье.

        А в толковом словаре дано такое определение:

    Заимка – в старину земельный участок, занятый кем-то по праву первого владения, обычно в один двор, вдали от других пахотных земель.

   Забегаловка – маленькая второразрядная закусочная.

После того как село активно разрасталось, земельных участков стало недостаточно и расселение начало идти вверх по реке, по усобицам.

2.1.7. Гавриловка

        Гавриловка – это новое, более позднее место заселения. По версии, два друга Гаврила, заимев семьи, но не получив надела земли, пошли на свежие земли. Вскоре из-за достатка земли к ним стали подселяться и другие семьи. Со временем Гавриловка соединилась с основной заселённой частью села. Заселение происходило не хаотично, а родственно – семейно. Так было гораздо легче вести хозяйство и растить детей. Участок одной фамилии зачастую был даже огорожен единым забором. Со временем Гавриловка стала  самым зажиточным краем. Дома там стояли пятистенки либо крестовые, с хорошими надворными постройками.

2.2. Ономастика

Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы, являются именами собственными. К собственным относятся имена как реально существующих или существовавших людей, городов, рек, созвездий и т.п., так и наименование предметов, созданных фантазией человека – имена богов и демонов, имена персонажей художественной литературы и фольклора и т.д.

Функциональное и языковое своеобразие собственных имен привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания – ономастике.

Ономастика (от греч. onomastike) - искусство давать имена.

В словаре русской ономастической терминологии читаем: “Ономастика – раздел языкознания, изучающий любые собственные имена”.

В состав ономастики входит топонимика (о ней мы говорили ранее),  а также – как раздел топонимики – микротопонимика.

Ономастика - раздел лексикологии, изучающий собственные имена.

В нашем селе много разнообразных фамилий. Слово «фамилия» на латинском языке значит «семья». В давние времена  это слово не имело того значения, которое придаём ему мы теперь. Говоря фамилия, мы имеем в виду особое имя; оно даётся никакому-то одному человеку, а целому роду. В древности люди жили  крошечными поселениями, почти не общаясь с соседями, и все знали друг друга. Мир шел своим путем вперед. Появились большие города. Обходиться старыми указками, одними именами или прозвищами, сделалось трудно. Но откуда люди брали фамилии?

Фамилии чаще всего происходят от профессии или кличек, или от имени того, у кого эти дети воспитывались. Большинство фамилий, которые встречаются у нас, уже были привезены переселенцами и говорят сами за себя, например: Вдовины – дети вдовы. К самым распространённым фамилиям относятся: Ленкины – дети Ленки, Даниловы – дети Данилы,  Вешняковы – вешние. У каждого есть основание гордиться  фамилией.

2.2.1. Национальный и численный состав села

Численный состав села Ложкино на 28 февраля 2012 года = 683 человека, которые проживают в 255 домохозяйствах.

Из них пенсионеров 158 человека: 28 из которых старше 80 лет, детей до 18 лет -142 человека, остальные относятся к экономически активному населению (работающие, безработные, инвалиды).

Имеется девять многодетных семей – (в них 30 детей).

Ложкино – многонациональное село, основные национальности, проживающие в нашем селе – это русские (около 60-65%), украинцы, белорусы, незначительная часть азербайджанцев.

2.2.2. Лучшие люди села

        В нашем селе проживают четыре участника Великой Отечественной войны, 74 ветерана труда.

       А ещё в нашем селе есть молодые талантливые люди, такие как Коперчак Надежда Александровна, она начала проявлять свои способности ещё в школьные годы, была победителем конкурса газеты «Восток Алтая», на тему «Берегите природу».

Вот одно из её стихотворений:

***

Дышу я осени прозрачным холодком

И словно в сказке замирает всё кругом.

Прозрачные листы как тень кружатся,

И с тихим шелестом мне под ноги ложатся.

Как хорошо бы было средь теней,

Найти свою и приглядеться к ней.

И может тень бы рассказала мне:

Взлечу я вверх, иль окажусь на дне

И тени растворились в той же мгле.

Я проводила взглядом эту стаю,

Но крик их всё звучит в морозной тишине.

И от прощальной песни журавлиной

Вдруг почему- то грустно стало мне,

И всё же осени я благодарна:

За крик прощальный журавлей,

За тот ковёр, что под ногами,

За эту грусть в душе моей!

Родилась Надежда в большой семье, состоящей из одиннадцати человек. Из девяти детей она седьмая по старшинству, причём самая талантливая. Надежда и сейчас пишет стихи.

Сейчас работает начальником почты, воспитывает двух  детей.

      В селе есть детский сад «Петушок», который посещают 15 детей.

Но и главное что у нас сейчас есть – это школа. В школе основное образование, количество учащихся на данный момент составляет 72 человека. В местной школе работают 13 увлечённых и талантливых педагогов.

Постройку первой школы начали в 1910 году. Первых учеников было всего четыре человека.

В 1935 году – школа работала. Было четыре класса. К началу 1941 года школа стала семилетней.

 1942 год – школа работала в трудных условиях: она была расположена в трёх зданиях.

С 1954 по 1960 год было построено здание восьмилетней школы.

12 февраля 1986 года старая школа сгорела.

 В январе 1987 года перешли в новую школу.

3. Заключение.

В результате исследования я выяснил:

         Уже давно опустели Улус, Гавриловка, осталось два дома в  Забегаловке.. .  Люди вынуждены были уехать из родного уголка, где они родились, выросли, где жили их родители и деды.

        Но моё село – это моя малая родина.

       И меня переполняет чувство восхищения и радости  при виде красоты моего села. А когда я впервые прочёл строки из русской народной песни, то сразу понял, что это точно про моё село:

Вижу чудное приволье,                                    

Вижу нивы и поля –

 Это русское раздолье,                                          

Это русская земля.                                      

Вижу горы и долины,                                      

 Вижу степи и луга.                                    

 Это русская картина,                                        

Это родина моя

Учебное исследование «История моего села» - это живой и интересный труд.  Охватывает большой круг вопросов: изучение природы, истории географических названий. Приучает не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать. Я могу с уверенностью сделать вывод, что объяснив происхождение отдельных уголков села, я смог узнать историю малой родины. Моя гипотеза подтверждена.

Используемая литература:

1.Кучин А.Н. «Солдат победы, учитель, учёный.», Горно-Алтайская типография, 2005г, с.266.

2.Лебедев Е.С. Уроки ономастики: научный поиск и творчество учащихся (журнал «Русский язык в школе» №2 -2000 с.48)

3. Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе (журнал «Русский язык в школе» №4 – 2000г с.43)

4. Советский  энциклопедический словарь, главный редактор А.М. Прохоров, 2 издание  М., «Советская энциклопедия»1983 г, с. 1599

5. http://rusedu.ru

6.http://marathon.1september.ru

7.Чешко Л.А. Пособие по русскому языку. М., «Школа – пресс», 1995 с.435

Приложение 1

Анкета

1.Почему такое название у нашего села?

2.Какие  национальности проживают в селе?

3.Сколько всего жителей в селе?

4.Сколько пенсионеров, детей и работающего населения?

Приложение 2.  Численность села.

Приложение 2 Почему село так названо?

 (диаграмма опроса)


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Исследовательская работа "Признаки равенства треугольников"

Цель нашей работы - расширить и углубить знания о конструкции (основе) создания признаков равенства треугольников. ...

Создание анимационной открытки

Мастер- класс  для родителей по теме "Создание анимационных открыток". Родители совместно с детьми в программе Macr...

Методическое пособие. Генетика человека, перспективные направления исследований.

Методическое пособие преднозначено для проведения дополнительных занятий по теме "Генетика человека, перспективные напра...

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звуки [п],[п'].Буква П"

Цель  логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п"] изолированно, в слогах, в словах,...

Разработка урока. Наследственные болезни человека.

Урок для учащихся 10 классов по биологии. Используется технология критическое мышления....

Индивидуально-дифференцированный подход на этапе контроля знаний.

В методической разработке показаны возможности  применения индивидуально-дифференцированного подхода при ...

Урок-экспедиция

 Урок проводился в рамках недели математики. Цель: использование математических навыков в нестандартных ситуациях; ...

Арттерапия

В книге представлены основные арт-терапевтические технологии в работе с детьми. Автор: М.В.Киселева Источник: сеть...

" Обучение глухих учащихся чтению сказок ".

          Проблема обучения чтению глухих детей всегда волновала дефектолог...

Татьяна Ларина - "милый идеал " А.С.Пушкина в романе "Евгений Онегин"

Методическая разработка по литературе для учащихся 9-х классов.Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показал...