План-конспект урока русского языка (6 класс) по теме:
урок русского языка по теме"Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Лепишина Светлана Викторовна

Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества.

Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. Мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, использует здоровьесберегающие  педагогические технологии».

        Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Мягкий знак на конце и в середине числительных».

Цели:

 образовательная - познакомить учащихся с написанием мягкого                            знака на конце  и в середине числительных.

  развивающая   - развивать мыслительную деятельность учащихся,  культуру речи, умение правильно писать имена числительные.

             

  воспитательная – воспитывать интерес к родному языку, чувство прекрасного, бережное отношение к природе, чувство милосердия.

Оборудование:  карточки  - тесты для индивидуальной работы, таблица, раздаточный материал, магнитофон с грамзаписью, мультимедийное оборудование.

                                                      Ход урока:

1.Организационный момент:

 - Сегодня я вошла  в класс, и мне очень приятно, что вы встречаете меня добрыми и ласковыми глазами. Давайте с таким же настроением проведем весь урок.

Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

- При какой погоде мы испытываем радость, тепло? Согласна. И сегодня в этом классе тепло и уютно от солнышка, которое своими лучами будет согревать нас весь урок.

                           1-й слайд                      (Солнышко)

- Ребята, а если вы будете активно работать, правильно отвечать на вопросы, наш класс заиграет всеми цветами радуги. Сколько цветов у радуги? (7) Значит, вы должны очень постараться работать быстро, правильно выполнять задания, помогать друг другу, чтобы у нашей радуги образовались все 7 красивых дуг. За каждое  правильно выполненное задание  - полоска радуги.

2.Повторение:

- Послушайте стихотворение.  - О какой части речи  рассказывает автор ?

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

                                              П.Чесноков.

- Правильно.

- Ребята, давайте повторим некоторые правила. Игра «Скажи да или нет».

- наша речь состоит из предложений? ( да)

- предложения состоят из слов? (да)

- слова, которые отвечают на вопрос сколько? Это существительные?  (нет)

-  это числительные? (да)

- порядковые числительные отвечают на вопрос сколько? (нет)

- на вопрос,  который? (да)

- количественные числительные отвечают на вопрос сколько? (да)

- составные числительные состоят из 2 и более  слов? (да)

- простые числительные состоят из одного слова? (да)

- Молодцы! И вот уже первая дуга радуги появилась на экране. Какого она цвета, вспоминаем!

                      2- ой слайд                     (красная)

- Продолжим урок. У вас на парте есть лист с заданием №1.Прочитаем текст и задание к нему.

 Выпишите из текста числительные. Работаем по вариантам.

                    1вариант                                                              2вариант

                   простые                                                               составные

    Насекомые, раки, крабы имеют сложные глаза. В сложных глазах светлячка четыре тысячи шестьсот фасеток, у обыкновенной мухи не меньше, у стрекозы двадцать восемь тысяч глазков.

    У медоносных пчел пять глаз: два крупных фасеточных по бокам головы и три простых на макушке. В сложных глазах пять тысяч фасеток. Простыми глазами пчела определяет силу света.

                       ( По материалам книги Б.Ржевского « Мозаика живых загадок»)

- О чем этот текст?  ( О строении глаз насекомых)

- Определите тип речи   ( Описание )

- Определите стиль         ( Научный )

Проверка.

- Хорошо! За выполнение этого  задания показалась… Дуга, какого цвета?

                 3 – ий слайд           ( оранжевая)        Гимнастика для глаз. 1мин.    

4.Объяснение нового материала:

- А теперь мы с вами проведем небольшое исследование. Запишем под диктовку слова в два столбика. Ученик у доски.

Ь на конце слова                                                          Ь в середине                                                                                                                      

Рожь                                                                                   письмо

Ночь                                                                                   тоньше

Степь                                                                                 дальше

Кость                                                                                 альбом

Семь                                                                                  просьба

                                                                                           ПЯТЬСОТ

                                                                                           СЕМЬСОТ        

 - Что это за орфограмма? Как называется?  (Употребление и неупотребление ь знака для обозначения мягкости согласных)

- Отлично! А вот и  еще одна  дуга радуги просто спешит к своим подругам. Какого она цвета?

                        4 – ый слайд    (желтая)

- А есть ли среди записанных слов числительные? Назовите.

- Где пишется ь знак?

- Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.

3.Сообщение темы:

- Сегодня мы познакомимся с написанием ь знака в середине и на конце числительных. - Рассмотрим таблицу в учебнике и на доске.

Ь знак на конце

Ь знак в середине

 От   5  до  20

             и   30

От  50     до    80

От  500   до    900

- Прочитаем правило в учебнике.

4.Физкультминутка.

– Ребята, как вы думаете, где чаще всего употребляются числительные.

Считалка.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц

Кто до месяца дойдет

Тот скоро в лес попадет.

- Услышали ли вы числительные? Назовите. Где пишется ь знак?

Заочная экскурсия в лес.

- А теперь закройте глаза, расслабьтесь, дышим ровно и спокойно. Пофантазируйте!

-  Где мы могли бы сейчас очутиться?  

  ( Звучит запись с голосами птиц)

- Где мы? ( В лесу).

- Голоса, каких птиц услышали? ( Соловей, иволга)

- А  сейчас их можно услышать? ( Нет)

- Почему?  (Они улетели на юг)

- Как называют таких птиц?  (Перелетными)

- А каких птиц мы можем увидеть сейчас, зимой? ( Ворону, воробья, синицу и т.д.)

- Как они называются? ( Зимующие)

- Как им живется зимой? (Тяжело)

- Мы можем им помочь? (  Да. Кормушки сделать)

 - Настоящие друзья природы. - Умницы! И вот за хорошую работу к вам спешит  … дуга

                        5 – ый слайд    (зеленая)

5.Закрепление:

 

- Ребята,  я предлагаю вам прямо после урока  помочь птицам. Каждый правильный ответ – горсть зерна в кормушку, а на перемене вы подкормите птиц на школьном участке.

 

На столе учителя – кормушка,  зерно в мешочке.

а) карточка №2.  Коллективная работа.

Соотнесите числа из первого столбика со словами из второго столбика, запишите  словосочетания. Для выполнения задания пользуйтесь таблицей.

                          20                                  неделя                                      

                          60                                  минута

                          80                                  секунда

                          16                                  месяц

                          30                                  сутки

 - Хорошо! Голубой  цвет радуги  радует нас.

                        6 – ый слайд    (голубая)      Гимнастика для глаз.1 мин.

  - Ой, а кто это в гости пришел?  Веселый львенок, который любит солнышко, а еще он хочет научиться грамотно писать.  Поможем ему?

 б)  Карточка №3.

   -  Прочитайте шуточный рассказ. К какой части речи относятся   выделенные слова? Вставьте пропущенные буквы.

     Товарищи одноклассники! В этом мес.це наш шестой «А» класс добился огромных успехов. Мы зав.евали первое место в соревновании с шестым «Б»

классом за лучшую усп.ваемость и лучшее пов.дение. В этом мес.це нами получено сто пят.десят сем. двоек.

    Это на две двойки меньше, чем в шестом « Б» классе. Количество окон, разбитых в этом мес.це составило девятнадцат.  штук. Это  на три окна меньше, чем в «Б» классе…В этом мес.це мы дернули девчонок за косички три тысячи сем.сот раз. Это на двести к.сичек больше, чем в прошлом мес.це, но зато на восем. к.сичек  меньше, чем в «Б» классе.

     И,наконец, в этом мес.це мы дрались тридцат.  один раз. Правда, этот показатель у нас одинаков с шестым «Б», потому что дрались мы всегда только с ними.

- Молодцы! Еще один цвет прибавится сейчас к нашей радуге.

                        7 – ый слайд    (синяя)

6.Тесты.

Уровень 1.

а) Дополнить данные определения.

Числительные, состоящие из  ________________ называются составными.

Числительные, состоящие из  ________________ называются простыми.

б) Написать примеры:

1) простого числительного: _____________________

2) составного числительного: ____________________

Уровень2.

Соотнеси формы числительных с примерами.

Простые                                                 Составные

43,20,13,236,4,90.

Уровень3.

Напиши числа словами. Подчеркни мягкий знак.

5, 15, 40, 50, 800, 25,60,425.

7. Рефлексия.

- Ребята!

-Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

- с какой частью речи мы работали весь урок?

- что нового узнали на уроке?

- сколько цветов у радуги?

- Ну вот и последняя дуга радуги.

                                           7 – слайд ( фиолетовый)

- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке. Если вы все поняли и вам было легко ,улыбнитесь и выберите соответствующий цвет квадратика. Если вы не уверены, покажите задумчивое лицо и соответствующий цвет.

8. Итоги урока, оценки, д/з.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Урок русского языка по теме "Сложное предложение"

Урок обобщения и систематизации материала по русскому языку в 9 классе....

Презентация "Россия в XIX веке: новые черты в жизни города и деревни"

Презентация может стать основой при проведении урока истории России по данной теме.  Можно организовать работу со с...

Сценарий Масленицы

театральное представление для детей среднего и старшего школькного возраста...

Урок литературы "Береги в себе человека" по рассказу В. Крупина "Мария Сергеевна"

Этот конспект урока (внеклассное чтение) для учителей, работающих в 9-11 классах....

Материалы к уроку "Алюминий"

Разработка презентации к уроку с использованием интерактивной доски....

Внеклассное мероприятие, посвященное военным подвигам русских солдат

Мероприятие построено на основе синтеза литературы и истории....

Материалы к уроку "Электролитическая диссоциация"

Ресурс содержит конспект урока и презентацию....

Компетентностный подход на уроках технологии

 Принципы компетентностного обучения.• Научность не как свод незыблемых знаний, а научность способа их получения, а...

Методическая разработка "Выбираем правильное питание"

Методическая разработка для проведения классного часа в 9 классе....

Презентация "Выбираем правильное питание"

Презентация для проведения классного часа в 9 классе....