Учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме:
Урок русского языка в 5 классе "Правописание ться и тся в глаголах"

Фунтикова Евгения Сергеевна

Методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему "Правописание ться и тся в глаголах"

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_tsya_i_tsya_v_glagolah.doc37.5 КБ
pravopisanie_tsya_i_-tsya._ppt.ppt285 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Каменная средняя общеобразовательная школа» села Каменное Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Фунтикова Евгения Сергеевна.

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах»

Тип урока: изучения и закрепления новых знаний

Вид урока: урок смешанного вида.

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора написания – тся

            и   –ться в глаголах.

Задачи: - формировать умение находить слово ,

                  к которому относится глагол, ставить от него вопрос

                  к глаголу;

                 - научить правильно произносить и писать глаголя на –тся

                   и – ться;

                 - формировать навыки самоконтроля, умение работать

                   самостоятельно;

                 - научить употреблять в речи глаголы, заканчивающиеся

                   на – тся и –ться;

                 - формировать орфографическую зоркость;

                 - обогащать словарный запас учащихся.

Средства обучения :   -словесные;

                                       - наглядные.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент (2минуты)
  2. Актуализация знаний. (5 минут)

Повторение с предыдущих уроков

Давайте ответим на несколько вопросов, прежде чем прейдем к новой теме.

– Какую тему вы изучаете в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).

– Что вы знаете о глаголе?

– Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)

3. Подготовка к изучению новой темы (7 минут).

1)Чтение и запись сочетаний слов с глаголами: (слайд№1)

Венера (что делает?) светится (3-е л.)

Начинает (что делать?) клубиться (н.ф.)

Солнце ( что делает?) поднимается (3-е л.)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Объявление темы и цели урока (слайд №2)

4. Формирование новых знаний (10 минут).

- От чего зависит написание –тся и –ться в глаголе?

-Запишите стихотворение в тетрадь и запомните его. (слайд №3)

                            Прежде чем глагол писать,

                            Не забудь вопрос задать.

                            Так как мягкий знак в вопросе,

                            И в глаголы его вносим.

2) Работа с учебником на стр. 250 (Слайд №4).

4)Предостережение от ошибки, связанной с одинаковым звучанием форм глаголов на – тся и –ться и существительных на –ца.

- Работа со словом (Не все ли равно?) (слайд №5)

Молоди-?/ца/, /тся/,/ться/

1.Пошла по воду молоди….

2.Бабушка Коли молоди….

3.Бабушка Маши и так молодо выглядит, ей не надо молоди…

-Задайте в каждом предложении вопрос к слову, написание которого вызывает сомнение.

- Какая часть речи представлена в 1 предложении? Во 2? В 3?

- Каково написание глаголов во 2 и 3 предложениях? Почему?

Запись в тетрадях (слайд№6) ца пишется только в именах существительных: лисица, девица, синица, столица.

- Подтвердим данное теоретическое положение, распределив сочетания слов в 2 столбика: существительное – глагол.

Работа у доски по цепочке.

Болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не стоит с ним водиться, ему не спится, острая спица, вулкан курится, белая курица.

5. Применение новых знаний (10 минут)

Физкультминутка (Слайд №7 )

Работа в группах (Слайд №8)

1ой образовать данные глаголы с -тся

2ой образовать глаголы с -ться

От слов слеза , лечить , вить , сеять образовать глаголы на –тся и –ться

(Слайд №9) Что делает ?                                что делать?                                                          Слезится                                Слезиться

                   лечится                                лечиться                                                        вьется                                             виться

                  сеется                                                  сеяться

                       3 лицо                                          неопр. Ф.        

На доске текст. Внимательно прочитайте текст, найдите в тексте глаголы на изученные правила. Вставьте где необходимо в глаголы ь, заполните таблицу.
1.Ещё в раннем детстве впервые раскрывает…ся перед нами обширный светлый мир.(С .– М.)
2.Нужно родит …ся и долго жить в горах, чтобы полюбить и навсегда привыкнуть к дикой горной природе. (С.-М.)
3.Луга так душисты, что с непривычки туманит…..ся и тяжелеет голова.(Паустовский).
4. На километры тянут….ся густые, высокие заросли разных трав.(Паустовский).
5. Голубое небо отражает…..ся в чёрных скалах.(Сладков).
6.Северная весна! Глаз не хватает налюбоват…ся! (Н. Колпакова).
(Слайд №10)
Модельный ответ:
-тся
Раскрывается
Туманится
Тянутся
отражается

-ться
Родиться
налюбоваться
Компетентностно – ориентированное задание.

Взаимопроверка. Пользуясь модельным ответом, записанном на доске, проверьте правильность выполнения задания у товарища, опираясь на шкалу оценок.
Шкала оценки.
1 ошибка – 5
2 - 3 ошибки – 4
4 ошибки – 3
Выполнение упражнения 638

6. Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок(3 минуты)

Обобщение материала с помощью вопроса

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать –тся и ться в глаголах?

7. Домашнее задание (2 минуты)

п.111, упр.642(письменно).(Слайд №11)


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Определим тему урока! Венера (что делает?) светится (3-е л.)Начинает (что делать?) клубиться (н.ф.)Солнце ( что делает?) поднимается (3-е л.) Стишок Прежде чем глагол писать,Не забудь вопрос задать.Так как мягкий знак в вопросе,И в глаголы его вносим! Работа с учебником Познакомьтесь с материалом учебника на стр. 250 Не все ли равно? Молоди-?/ца/, /тся/,/ться/1.Пошла по воду молоди….2.Бабушка Коли молоди….3.Бабушка Маши и так молодо выглядит, ей не надо молоди… Запишите! ца пишется только в именах существительных: лисица, девица, синица, столица. Физминутка.Солнце садится, взлетает синица ,В воздухе плавно листик кружится,Зайчик спешит в норке закрыться. Пришла пора на места приземлиться. От слов слеза , лечить , вить , сеять образовать глаголы 1-я группа на –тся, 2-я на –ться Ответы:1-я гр.: Что делает? Слезится, лечится, вьётся, сеется (3 лицо)2-я гр.: Что делать? Слезиться, лечиться, виться, сеяться (неопр.ф.) Модельный ответ. -тсяРаскрываетсяТуманитсяТянутсяотражается-тьсяРодитьсяналюбоваться Домашнее задание § 110 – выучить правило,упражнение 643 (письменно)

По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложен...

Материалы для родителей

 Быть родителем - нелегкая работа, а уж быть родителем школьника - целая наука!Эта страничка - специально для Вас.&...

Бунташный век

Урок истории для учащихся 10 класса....

Путешествие в портфельную страну

Данная презентация знакомит с историей появления карандша,линейки,тетради вообщем школьных пренадлежностей без которых н...

Журнал о жизни и творчестве И.А.Крылова.

Презентация к уроку "И.А.Крылов.Анализ басен"...

В гостях у деда Мороза и Нового года

История празднования Нового года в разных странах,  история появления дедв Мороза,всевозможные загадки про Новый го...

Конспект урока с использованием ЭОР. И.А.Крылов.

Конспект урока по теме "И.А.Крылов. Анализ басен" в 5 классе составлен  с использование  электронных образоват...

Открытый урок для старшеклассников "Семья и семейные ценности"

Данный урок посвящен нравственным основам семьи, тем семейным ценностям, на которых держится настоящая, крепкая семья. М...

открытый интегрированный урок по математике и физике

Опыт данной работы может быть предложен и другим преподавателям, которые могли бы использовать компьютеризацию учебного ...

Урок- игра по теме" Масса вещества.Плотность"

проверка в игровой форме знаний по физике по теме " Масса вещества. Плотность" Командная игра с ребусами, задачами, опыт...