Урок культуры речи в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Карманова Галина Владимировна

Урок состоит из 2 частей: 1ый урок - защита проектов учащихся; 2 ой урок - практикум по культуре речи.

Кроме презентаций к уроку подготовлен видеоролик (превышает допустимый обём, поэтому здесь не размещён) и слайдшоу к стихотворению. Если они вам будут необходимы, с удовольствием поделюсь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_konspekt.rar64.48 КБ
Файл Otkrytyy_urok_prezentaciya.rar2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Карманова Г.В.

Конспект урока-практикума по культуре речи

Учитель: Карманова Галина Владимировна

Учебное заведение: МОУ лицей г.о. Электрогорск

Предмет: русский язык

Класс: 11

Тип урока по основной дидактической цели: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся

Форма урока: урок-практикум

Тема урока: «О терпеливый мой язык!» (культура речи и языковая норма)

ТДЦ:

обучающий аспект: 

закрепить понятие языковая норма;

проследить за изменениями, происходящими в русском языке в связи с развитием общества;

формировать стремление овладеть отточенной и яркой речью;

разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи

(А 1- А 2).

развивающий аспект:

создать условия для овладения обучающимися орфоэпическими, лексическими нормами русского литературного языка;

повысить уровень речевой культуры;

продолжать развивать навыки публичных выступлений.

воспитательный аспект: 

привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка;

призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи;

воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа.

Методы: метод проектов.

Формы работы на уроке: сочетание групповой и фронтальной работы.

Педагогические возможности: стимулирует процесс развития познавательного интереса к учебному предмету.

Оборудование:

мультимедийные презентации,

раздаточный материал (нормы современного русского литературного языка, практикум по культуре речи, самостоятельная работа по материалам ЕГЭ),

компьютер,

интерактивная доска,

проектор,

фонограммы.

Этап урока

Ход урока

Организация начала урока, постановка проблемы, определение темы и сообщение целей урока.

Задача этапа:  обеспечение мотивации, актуализация опорных знаний и умений.

Организационный момент

(1-2 минуты).

Я рада общению с вами, давайте поприветствуем друг друга, улыбнёмся, настроимся на доброжелательный контакт.

Вступительное слово учителя по теме урока

(3 минуты).

Слайд № 1

Тема нашего разговора сегодня - родной язык. Его называют «великим и могучим»,

Слайд № 2

о нём писали Александр Сергеевич Пушкин и Иван Сергеевич Тургенев, Лев Николаевич Толстой и Михаил Михайлович Пришвин.

Слайд № 3

Еще Михаил Васильевич Ломоносов находил в нем «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского...». 

Слайд № 4

Но можно ли считать, что богатства языка, созданного великими предками, неистощимы?  Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?

Обратимся к видеофрагменту.

Просмотр видеофрагмента

(3 минуты). 

  1. Димка, ну чё, прочитал?
  2. Прочитал.
  3. Прикольно или стрёмно?
  4. Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой.  Не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».
  5. Вот лох!
  6. А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
  7. Ух ты!
  8. Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...

Постановка цели урока

(2 минуты).

Наверное, «всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно», как сказал классик.

Слайд № 5

Русский язык... Нуждается ли он в похвалах? Надо ли говорить о его силе и красоте? Оказывается, надо! И не только говорить: он достоин самой большой заботы. Поэтому эпиграфом к нашему уроку станут слова писателя-фронтовика Бориса Васильева: «Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу».

Вероятно, пришло время задуматься: имеем ли мы право так бездарно относиться к родной речи.

Сообщение учителя о состоянии русского языка в наши дни  

(4 минуты).

Слайд № 6

16 октября 2009 года в Москве состоялась конференция «Языковая культура», целью которой являлась пропаганда правильного русского языка. На ней с тревогой о современном состоянии  русского языка выступили многие общественные деятели, писатели, поэты, депутаты, члены правительства. Были оглашены цифры, вызывающие опасение: 61% населения РФ употребляет бранную лексику, 28% говорит на компьютерном языке, и лишь 5% говорит на чистом литературном языке.  

Практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. Вот и мы задумались над вопросом о том, нужно ли вообще говорить грамотно.

Защита проектов, подготовленных учащимися.

Задача этапа: представление результатов проектной деятельности учащихся.

Выступление проектной группы «Лингвистическая экспедиция»

(3 минуты).

Попробуют ответить на вопрос: «Нужно ли говорить грамотно?» - участники проектной группы, проводившей лингвистическое исследование.

Защита проекта

Паршина Дарья, Носова Сабина

2 слайд

 Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.

3 слайд

 Наша проектная группа провела исследование с целью выяснения отношения жителей города Электрогорск к нормированной речи

4 слайд

Мы провели опрос среди жителей города и учащихся МОУ лицей.

Количество опрошенных: 78 человек

Возраст опрошенных: от 9 до 50 лет.

5 слайд

Задав жителям города вопрос «Нужно ли говорить правильно?» , мы выяснили , что 62% людей  считают, что нужно, а 48% что «нет».

6 слайд:

Участники опроса считают, что нужно говорить правильно, потому что

  1. правильная речь показывает красоту русского языка;
  2. говорит об образованности человека;
  3. помогает людям понимать друг друга.

7 слайд

Спросив жителей города, исправят ли они собеседника, если он допустит ошибку, мы узнали, что 55% исправят, а 45%  нет.

8 слайд

Те, кто исправят ошибку, сделают это потому что

  1.  нужно уважать свой родной язык;
  2.  чтобы человек знал, как говорить правильно;
  3. чтобы в дальнейшем человек не допускал ошибок;

9 слайд

А ответившие нет, из-за

  1. уважения к собеседнику;
  2. так как не имеют необходимых знаний или
  3. считают это некорректным.

10 слайд:

Таким образом, мы выяснили, что большинство жителей города считает, что необходимо говорить правильно (62%), но далеко не все (38%) могут исправить собеседника, если он допустит ошибку.

Актуализация изученного ранее

(5 минут).

Очевидно, что говорить на хорошем русском языке могут далеко не все, сейчас не хватает грамотных дикторов и редакторов, журналистов и корректоров. Приходится с сожалением отмечать общее снижение культуры языка средств массовой информации. Газеты, телевидение изобилуют разнообразными отступлениями от литературной нормы.

Слайд № 7

 – А что такое норма литературного языка? 

(– это единообразное, общепризнанное, образцовое употребление единиц языка (слов, словосочетаний, предложений)).

Правильность как письменной, так и устной речи определяется соответствием её языковой норме.

Норма защищает литературный язык от потока диалектных, просторечных и жаргонных явлений, помогает ему сохранить свою целостность, что необходимо для выполнения им своей основной функции – культурной.

К сожалению, звучащее слово, которое способствовало формированию культуры речи детей и взрослых, ушло в прошлое.    

Выступление проектной группы «Ошибки в речи телеведущих»

(4 минуты).

Слово учителя:

В прежние времена речь дикторов центрального телевидения была образцом правильной речи, эталоном грамотности, жестко подчинялась правилам русского языка. Что можно сказать о языковой культуре современных телеведущих?  

 Защита проекта

Оксаненко Александр, Лабзина Екатерина, Капустин Дмитрий, Полубояринова Екатерина

2 слайд

Поэт Василий Кириллович Тредиаковский утверждал, что                                        

О природном своем языке

больше, нежели о всех прочих,

каждому надлежит попечение иметь…

3 слайд

Задумавшись над этой проблемой, мы предположили, что в речи телеведущих часто встречаются речевые ошибки.

4 слайд

И поэтому решили проанализировать их речь с точки зрения её соответствия нормам современного русского литературного языка.

5 слайд

А также выявить и систематизировать речевые ошибки, допускаемые телеведущими в речи.

6 слайд

Если учесть, что современный человек – это уже не человек читающий, а человек, смотрящий телевизор, то роль телевидения в процессе формирования речевых норм, несомненно, возросла за последние годы. В настоящее время речь, звучащая с экрана и в эфире, увы, вносит свой «вклад» в «размывание языковой нормы», вместо того чтобы быть образцом точности и грамотности.

7 слайд

Чаще всего телеведущие допускают в своей речи различные лексические ошибки.

Например, неправильно употребляют паронимы: Алексей Пивоваров, ведущий программы «Сегодня» на НТВ: «УХУДШАЕТСЯ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ народа». Правильно: «Снижается уровень жизни народа».

8 слайд

Или допускают ошибки и недочёты в словоупотреблении, нарушая лексическую сочетаемость.

Марат Сетдиков, ведущий программы «ЧП» на НТВ: «Чтобы УЛУЧШИТЬ КРИМИНОГЕННУЮ ОБСТАНОВКУ в городе, правоохранительные органы работают в усиленном режиме». Правильно: «Чтобы изменить криминогенную обстановку в городе...» или «Чтобы улучшить общую обстановку в городе...».

9 слайд

Телеведущие допускают в своей речи неуместное повторение слов.

Петр Толстой, ведущий  программы «Время»: «Вопреки СЛОЖИВШЕЙСЯ ситуации, которая СЛОЖИЛАСЬ сейчас в России».

10 слайд

Лилия Гильдеева, ведущая программы «Сегодня» на НТВ: “...Президент сегодня ОБРАТИЛСЯ С РАДИООБРАЩЕНИЕМ по случаю праздника...” (правильно: выступил).

11 слайд

Андрей Малахов, ведущий программы «Пусть говорят»: «Ребёнок - это ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ!»

12 слайд

Многие телеведущие допускают употребление в своей речи слов-паразитов: «типа», «например», «как бы», «это самое», «собственно», «ну..», «понимаешь», «а именно» и других.

Александр Васильев, ведущий программы «Модный приговор»: «Чёрный цвет, как бы, усугубляет мимические складки кожи».

13 слайд

Роза Сябитова, ведущая программы «Давай поженимся»: «В принципе, она неплохой выбор для вас».

14 слайд

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ составляют самую многочисленную группу погрешностей в речи телеведущих.

15 слайд

Андрей Малахов, ведущий программы  «Пусть говорят»: «Вы не должны иметь таких намерЕний!» Правильно: намЕрений.

16 слайд

Лариса Гузеева, ведущая программы «Давай поженимся»: «Не бАлуйте  мужчин,они быстро привыкают к хорошему». Правильно: не балУйте

17 слайд

Работая над проектом, мы убедились, что телеведущие часто допускают в своей речи ошибки. Мы считаем, что с этим, конечно, нужно бороться.

18 слайд

Так пусть же ведущие говорят, но без ошибок!!!

Валентина Леонтьева

Ангелина Вовк

Выступление проектной группы «Ошибки в речи радиоведущих»

(5 минут).

Слово учителя: 

Где бы мы ни были, нас сопровождает огромное количество информации, которую мы слышим дома, на работе, в транспорте, в магазине. Большую часть её мы получаем по радио. Может быть, в речи радиоведущих нет ошибок? Обратимся к результатам исследования проектной группы.

Защита проекта

Азизова Самира, Серикова Валерия

2 слайд

Сухомлинский говорил, что речевая культура человека-зеркало его духовной культуры.

3 слайд

 А Михаил Горбаневский, доктор филологических наук, считает,  что «журналистику пора защищать от журналистов».

4слайд

Поэтому мы решили доказать, что  речь радиоведущих далека от норм современного литературного русского языка.

5 слайд

Решив для подтверждения этого выявить ошибки в речи радиоведущих.  

6слайд

Нами были найдены различные речевые ошибки.

Например, Александр Гордон допускает в своей речи тавтологию:  «Маленький ИСТОРИЧЕСКИЙ экскурс в ИСТОРИЮ Анастасии».

7 слайд

Юлия Буш, радиожурналист нарушает лексическую сочетаемость: «МНОГОКРАТНАЯ СИТУАЦИЯ усугубляется тем, что…».

8 слайд

Так в речи Льва Новожёнова, автора телепрограммы «Времечко», встречаются лексические ошибки: «Мы поздравляем его с такой МОЛОДОЙ ДАТОЙ».

9 слайд

В речи Владимира Сухого, руководителя творческого объединения "Студия М" ИТА РГТРК «Останкино» встречается лексическая ошибка - неправильный выбор слова: «Они (СМИ) сообщили, что этот ФАКТ СОСТОЯЛСЯ».

10 слайд

Гордон Екатерина Викторовна, автор и ведущая шоу «Дерзкое Утро» на «Мегаполис FM» допускает в своей речи семантические ошибки: «СРАВНИМ РЕЗУЛЬТАТЫ первого кризиса со вторым».

Радиоведущие допускают акцентологические ошибки

11 слайд

Андрей Черкизов, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»: «Ко всем журналистам, в том числе – и российским, приставлены соглядатАи».

12 слайд

Александр Белоногов, ди-джей радиостанции "Радио Рокс: «по ОбвОдному шоссе…»

13 слайд

Радиоведущий Александр Самолётов неправильно употребляет слово «обратно» вместо «снова»: «Рижский вокзал надо переименовать ОБРАТНО...»

14 слайд

В речи Люды Максимовой, встречаются лексические ошибки: понятие «дата» входит и число, и месяц, и год, а число - это лишь день календарного месяца: «Премьера фильма состоится ШЕСТНАДЦАТОГО ЧИСЛА».

15 слайд

Часто ошибаются даже сотрудники такого «образцового» канала, как «Радио России». Среднее количество просчетов в устной речи работников СМИ составляет две ошибки в минуту. Филологи обнаружили множество неоправданных повторов, эпитетов и сравнений, которые не украшали выражение, а скорее искажали его смысл.

16 слайд

Рассмотренные нами примеры речевых ошибок подтверждают выдвинутую нами гипотезу, что речь радиоведущих далека от норм современного русского литературного языка.

17 слайд

Спасибо за внимание!

Выступление проектной группы «Ошибки в речи политиков»

(5 минут).

Слово учителя: 

Что же, получается, что только на уроках русского языка в школе изучают литературные нормы, но ведь они со временем могут быть забыты. Неужели в средствах массовой информации нет грамотных людей? Что на этот счет могут сказать нам участники проектной группы, исследовавшие речь известных политиков, в задачи которых входит участие в составлении законов,  в том числе, касающихся норм русского литературного языка, речевой культуры работников средств массовой информации?

Защита проекта

Косцов Михаил, Игнатьев Леонид, Жуков Сергей, Иманбеков Владимир

2 слайд

Дмитрий Сергеевич Лихачев считал, что «важнейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

3 слайд

Мы предполагаем, что в речи политиков часто встречаются грубые ошибки, недопустимые в литературной речи, что говорит не только о низкой культуре, но и о безнравственности многих чиновников.

4 слайд

Поэтому целью нашей работы стало выявление в речи политиков часто встречающихся грубых ошибок, недопустимых в литературной речи.

5 слайд

А также анализ ошибок, допускаемых чиновниками в речи.

6 слайд

На сегодняшний день уровень культуры речи в нашей стране резко упал. Ежедневно с экрана телевизора мы слышим грубые ошибки в речи политиков и чиновников.  

7 слайд

Так в речи Георгия Бооса, генерального директора крупного столичного предприятия «Светосервис», встречаются лексические ошибки.

8 слайд

Например: «Поясню, почему ПОЗЖЕ и после даже чего ПОЗЖЕ. ПОЗЖЕ об этом скажу». Это неудачное использование лексического повтора.

9 слайд

Борис Немцов, Член Бюро Федерального политсовета Объединённого демократического движения «Солидарность»,

10 слайд

допускает в своей речи как семантические ошибки: «Более компромиссный вариант: снижение повышения» (здесь нарушена лексическая сочетаемость), так и стилистические: «Путин, конечно, классный мужик!» – здесь неоправданно употреблено просторечное слово.

11 слайд

Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР,

12 слайд

делает в речи множество ошибок, одна из них: «Каждый день 300 МИЛЛИАРДОВ РУССКИХ ДЕНЕГ, ДОЛЛАРОВ, работают на чужую экономику». В данном предложении нарушена лексическая сочетаемость.

13 слайд

Много ошибок в речи Геннадия Зюганова, лидера Коммунистической партии Российской Федерации,

14 слайд

К примеру: «Мы надеялись получить ответ на эти опасности». Он допустил семантическую ошибку, нарушив лексическую сочетаемость.

15 слайд

Губернатор Санкт-Петербурга, Валентина Матвиенко,

16 слайд

во время пресс-конференции сказала: «При помощи отработанных приемов мастера черного пиара без труда делают из героя монстра, а из ПОДОНКА - пример для подражания», - употребив просторечные слова.

17 слайд

А основатель партии «Яблоко», Григорий Явлинский,

18 слайд

заявил: «Лишь бы КОГО-НИБУДЬ, только чтоб КОГО-НИБУДЬ, вот из КОГО-НИБУДЬ как-нибудь сформировать правительство», - допустив речевые недочеты в построении текста и неудачно использовав лексический повтор.

19 слайд

Проанализировав речь политиков, мы пришли к выводу, что они обладают низким уровнем речевой культуры, не знают родного языка, о чем свидетельствуют грубые ошибки в их речи и сознательное использование ненормативной лексики.

Выступление проектной группы «Ошибки в текстах современных песен» (5 минут).

Слово учителя: 

Большой популярностью пользуются современные эстрадные песни. Может быть, их тексты лишены ошибок и являются образцами правильной, выразительной и богатой речи?

Защита проекта

Агуреева Анна, Фролова Мария, Корнева Любовь

2 слайд

Великий русский лингвист В.И. Даль, отдавший много лет своей жизни сохранению живого великорусского языка, говорил: «…что русской речи предстоит одно из двух: либо испошлеть донельзя, либо, образумясь, свернуть на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы»  Мы согласны со словами Даля, и потому решили доказать правоту его высказывания, основываясь на текстах современных эстрадных песен.

3 слайд

Уровень культуры в наше время резко снижается. Это напрямую зависит и  от средств массовой информации. Мы читаем газеты, смотрим телевидение, слушаем радио, наслаждаемся современными эстрадными песнями. И даже не замечаем, какие глупые ошибки допускают исполнители.

4 слайд

Поэтому основными задачами нашего проекта является выявление нарушений норм современного русского литературного языка в тестах современных песен и классифицирование ошибок, допущенных в рассматриваемых текстах.

5 слайд

В современных песнях допускаются акцентологические, орфоэпические (в том числе употребление жаргонизмов) и лексические (такие как тавтология, плеоназм, лексическая несочетаемость) ошибки. Ярким примером акцентологических и орфоэпических ошибок являются тексты песен Потапа и Насти Каменских.

6 слайд

В 1-ом примере допущена акцентологическая ошибка в слове звонЯт. Во 2-ом - орфоэпическая, употреблен жаргонизм. Правильно говорить ЧТО.

7 слайд

Нередки акцентологические ошибки в песнях популярного эстрадного исполнителя Димы Билана. Заметим, что он в 2008 году стал победителем Евровидения.

8 слайд

Правильно озолочУ, дЕрево (или дерЕвья, если имеется ввиду множественное число), посАдим.

9 слайд

Наташа Ионова (больше известная как Глюкоза) тоже не исключение, так как допускает в своих песнях как акцентологические, так и орфоэпические ошибки.

10 слайд

В слове температУра ударным звуком является [у].  Слова клевый и нече – жаргонизмы. Правильно говорить нечего, а прилагательное клевый вообще предпочтительно не употреблять в речи.

11 слайд

Лексические речевые ошибки  являются самыми распространенными.

Пример тавтологии можно наблюдать в песне Виталия Гогунского «Шняга». Нарушение лексической сочетаемости допущено Алиной Орловой в песне «Летать». Такая лексическая ошибка, как плеоназм, наблюдается в песне Ильи Лагутенко «Девочка».

12 слайд

Употребляя жаргонную лексику в текстах своих песен, исполнители делают ее элементом поп-культуры. Примером могут служить строки из песен групп Братья Гримм, Инь-Ян и КГБ.

13 слайд

Таким образом, проведя анализ текстов некоторых песен, мы убедились, что   в них допускаются грубые речевые ошибки, которые оказывают негативное влияние на речевую культуру слушателей всех возрастов.

14 слайд

Спасибо за внимание!

Выступление проектной группы «Молодёжный сленг»

(5-7 минут).

Слово учителя: 

В  чём  же причина  негативных тенденций  в  развитии  русского  языка?  Большинство  исследователей  сходится  во  мнении,  что  проблема основана  на  слишком  активном  проникновении  в  литературный  язык разговорного, просторечного языка. Так  ли  это? На этот проблемный вопрос попытаются ответить участники проектной группы, исследовавшие молодёжный сленг.

Защита проекта «Молодёжный слен»

Бурякова Юлия, Козловская Анна, Грищук Злата, Репина Татьяна,

2 слайд:

Восточная мудрость гласит: «Человек познается по его языку  так, как плохой орех по своей легкости».

3 слайд:

Очевидно, что в последнее время русский язык стал обедняться. Это связано со сложившейся в данный момент языковой ситуацией: в речи многих людей - образованных и необразованных, интеллигентных и малокультурных - встречаются такие разновидности ненормативной лексики, как арго, жаргон, сленг. Данные слова звучат и с экрана телевизора, их можно услышать по радио и прочитать в газетах, журналах, где обсуждаются довольно серьезные темы.

Мы предположили, что именно молодёжный  сленг  - «виновник» того,  что русскому  языку  грозит  умирание.

4 слайд:

Поэтому мы решили проанализировать речь современных школьников с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими сленговых слов.

5 слайд:

Основной задачей нашего проекта стало определение того, какие жаргонизмы  употребляют подростки и выявление причин употребления сленга подростками в общении.  Для этого нами было проведено анкетирование учащихся МОУ лицей.

6 слайд:

А что же такое жаргон?

ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией,  родом занятий, составной частью которого является сленг. СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся  от принятой литературной  языковой нормы.

7 слайд:

К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Поэтому мы решили провести лингвистическое исследование именно среди школьников.

8 слайд

Анкетирование проводилось среди учащихся нашей школы. В нём приняло участие 96 человек, из них:

учащихся 9-ых классов - 51 человек,

учащихся 10-ых классов - 22 человека,

учащихся 11-ых классы - 23 человека.

9 слайд

 С помощью анкетирования мы определили круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов;  мотивы употребления жаргонизмов в речи; а также  отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи.

10 слайд

52 % опрошенных считают, что употребление жаргонных слов в речи делают её понятной для друзей.

10% опрошенных с помощью жаргона пытаются преодолеть недостаток слов в речи.

8 % считают, что это модно и современно,

а 7% без жаргона не могут связать слова в речи.

23% не указали причины употребления жаргонных слов.

11 слайд

Пользуясь результатами анкетирования, мы разбили жаргонные слова на следующие тематические группы.

12 слайд

Наименования людей по профессии, отражающие отношение к ней подростков.

13 слайд

Наименование людей по родству.

14 слайд

Слова, указывающие на оценку или качество. Следует подчеркнуть, что слова, отобранные в данную тематическую группу, имеют дополнительную оценочно-эмоциональную окраску. Чаще в таких сленговых словах отражается отрицательная оценка человека.

15 слайд

Названия бытовой техники.

16 слайд

Пища и процесс её поглощения.

17 слайд

Отметим, что в речи подростков чаще всего встречаются слова, указывающие на оценку или качество. Появление этих сленговых слов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выражать свое отношение к предмету, явлению.

На втором месте слова, обозначающие состояние человека. С помощью этих слов подростки выражают своё настроение.

Реже встречаются слова, называющие бытовую технику, людей по родству, а также пищу и процесса её поглощения.

18 слайд

По результатам анкетирования мы установили, что чаще всего в речи школьников встречаются следующие слова это: клёво, чувак, котэ, кэп, школота, капец и пацан.

19 слайд.

Основываясь на полученных нами данных, мы попытались составить словарик жаргонных слов.

20 слайд

Работа над проектом позволила нам сделать следующие выводы:

Во-первых, сленговая лексика ограничена интересами людей.

21 слайд

Во-вторых, сленг сводит общение к примитивной коммуникации!

Из-за чего русский язык теряет свою красоту и выразительность.

22 слайд

Чтобы доказать, что сленг обедняет русский язык, обратимся к словарику, составленному...

Не впадло вам стрематься за невъездом в тусовую феню. Спешел-фор-ю заморочилась профа из под кликухи Никита и не хилую букварилу замутила(«сабо-самой», не без нашего хелпаря). Так что вяжите крошить батон на уши про непрохилую и недотопу. Втыкайтесь в нашу батву, зарубайте фишку, и давайте не будем гнать картину. А за свой бэзер мы пишемся.

Очевидно, что литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь уголовников, а не культурных людей.

23 слайд

Но, к сожалению, подавляющее большинство опрошенных школьников считает, что сленг нужен в речи (68%).

24 слайд

Хотя 42 % уверены в том, что могли бы обойтись без них.

25 слайд

Но не считают нужным от них избавляться (49%).

26 слайд

Жаргонные слова и выражения - это безликие штампы, имеющие только две оценки: положительную и отрицательную.

Такое бездумное отношение к языку, как и небрежное обращение с ним, безнравственно, так как говорящие невольно и неосознанно подчиняются далеко не лучшим образцам русской речи.

27 слайд

Закончить своё выступление мы хотели бы строками из стихотворения Евгения Весника:

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной, –

Его для внуков сохраните.                

Подведение итогов проектной деятельности

(5 минут).

К сожалению,  сейчас  для  русского  языка настало  трудное  время.  В нём происходят стремительные негативные  изменения, он  истощается,  теряет свой  блеск,  глубину.  

Слайд № 8

Эту проблему пытаются решить на государственном уровне. Нет-нет, да и промелькнёт в прессе сообщение о том, что все чиновники такого-то края писали диктант, проходили тест по русскому языку.

Слайд № 9

- А какие пути решения проблемы отрицательного влияния средств массовой информации на речевую культуру людей могли бы предложить вы?

Возможные варианты ответов:

  1. Организовать цензурный комитет, который бы пропускал всю информацию.
  2. Проводить серьёзный набор кадров в СМИ.
  3. Написать письмо в Останкино с предложением запретить некоторые телепередачи, оказывающие негативное влияние на подрастающее поколение, внимательнее относиться к выбору современных шлягеров, обладающих бедным содержанием и множеством ошибок.
  4. Продолжать изучение норм языка на уроках, внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих, корректно исправлять ошибки.

Думаю, что все собравшиеся здесь искренне хотят подружиться с языком и научиться применять свои знания не только на уроке, но и в повседневной жизни. Так как в речи человека отражается его культура, воспитанность.

Окончание первой части урока-практикума

(1 минута).

Примерно через 50 минут после начала занятия.

Слайд № 10

На этом первая часть нашего урока-практикума закончена. Сейчас, ребята, мы прервёмся на 7 минут. Выйдите, пожалуйста, из класса, чтобы проветрить кабинет.

Обобщение и систематизация материала об орфоэпических и лексических нормах современного русского языка.

Задача этапа: выявление степени  овладения учащимися материалом об орфоэпических и лексических нормах современного русского языка.

Практикум по культуре речи

(20-25 минут).

Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы слово, произнесённое нами, говорило о нашем уме и значимости, создавало благоприятное впечатление о нас. Неслучайно ряд заданий ЕГЭ проверяет уровень владения нормами русского литературного языка.                   Таким образом, материал по теме «Культура речи» имеет не только прикладное, но и практическое значение. И ваша задача заключается не только в умении видеть речевые ошибки и не допускать их, но и в умении исправлять их и классифицировать. Этим мы сейчас и займёмся.

Слайд № 11

Практикум по культуре речи

Работать вы будете индивидуально и в группе. У вас на партах находятся материалы для практикума по культуре речи. Сначала вы выполняете каждое задание индивидуально, заполняя  лист формата А 5, который потом вложите в тетрадь для работ по русскому языку. Затем обсуждаете написанное и совместно заполняете лист формата А 4.

Приступим к работе.

Задание № 1

Сколько ошибок допущено в привёдённых ниже предложениях? Какие нарушения акцентологических норм вы можете в них отметить? Найдите слова с ошибками, поставьте в них правильное ударение.

  1. Раз в мЕсяц, обЫчно по срЕдам, она клалА дЕньги в банк.
  2. Наши намерЕния заключИть Этот дОговор и подписАть ИтОговый дОкумент Искренни.
  3. ХозяевА дЕлали всё, чтобы облЕгчить жизнь своИм гостЯм.
  4. Нужно обратИться к Эксперту по Этому вопрОсу и одноврЕменно углУбить разрабОтку проблЕмы.
  5. НесмОтря на сложнЕйшее положЕние в Этой Отрасли Индустрии, дОбыча нЕфти в послЕднем квАртале замЕтно возрослА.

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ № 1.

Слайд № 12

Задание № 2

Заполните пустые ячейки таблицы (для этого вам понадобится обратиться к классификации лексических ошибок). Ваша задача, работая в группе, найти ошибку, исправить её, классифицировать.

№ п/п

Пример

Вид ошибки

Правильный

вариант

1.

Он был моим коллегой по работе.

семантические (нарушение требований точности словоупотребления)

плеоназм (употребление лишних слов)

Он был моим

коллегой.

2.

Он пристально слушал мой рассказ.

семантические (нарушение требований точности словоупотребления)

употребление слова в несвойственном ему значении

внимательно

3.

Уже сейчас некоторые москвичи драпают в глубинку.

стилистические (нарушения требований коммуникативной целесообразности высказывания, выбор слова, не соответствующего по своей дополнительной - функциональной или экспрессивной - окраске условиям и задачам речи)

неоправданное употребление просторечных и диалектных слов

уезжают

4.

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

семантические (нарушение требований точности словоупотребления)

тавтология (употребление рядом или близко однокоренных слов)

повествуется

5.

Были приняты эффектные меры.

семантические (нарушение требований точности словоупотребления)

смешение паронимов

эффективные

6.

Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито.

стилистические (нарушения требований коммуникативной целесообразности высказывания, выбор слова, не соответствующего по своей дополнительной - функциональной или экспрессивной - окраске условиям и задачам речи)

употребление слов иной стилевой окраски

из-за отсутствия

7.

Старик трудился поставить телегу на колеса.

семантические (нарушение требований точности словоупотребления)

неразличение оттенков значения синонимов

старался

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ № 2.

Слайд № 13

Задание № 3

Найдите случаи нарушения стилистических норм современного русского языка, связанные с использованием жаргонных слов и выражений.

  1. В вечернем эфире молодёжного телеканала «Витязь» депутат Иванов опять наехал на мэра города N.
  2. Все местные СМИ были брошены на раскрутку нового регионального лидера.
  3. Баксы можно поменять в любом государственном или коммерческом банке.
  4. Первую сессию в вузе студент завалил.
  5. После поражения любимой футбольной команды фаны устроили настоящий погром.

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ № 3.

Слайд № 14

Задание № 4

Вставьте слова, наиболее точно выражающие мысль; мотивируйте свой выбор.

Человек (изобрёл, нашёл, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им (в мире, во вселенной, на земле), но этого мало. Он (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлечённых и обобщённых понятий.

(по С.Маршаку)

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ № 4.

Слайд № 15

http://smarshak.ru/works/prose/vospitanie/vospitanie07.htm

С. Маршак.

Воспитание словом. О мастерстве. Мысли о словах.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий. 

Домашнее задание.

Задача этапа: обеспечение понимания, цели, способов выполнения домашнего задания.

Домашнее задание

(1-2 минуты).

Слайд № 16

Откройте дневники, запишите домашнее задание на следующий урок русского языка:

  1. Повторить теоретический материал по теме «Культура речи и языковая норма».
  2. Выполнить задания А1 –А2 (варианты 1-10 КИМов по русскому языку).
  3. Выполнить задание № 4 практикума по культуре речи.

Проверочная работа

 (3-6 минут).

Теперь мне хотелось бы узнать, насколько тема усвоена вами, поэтому я предлагаю вам поработать самостоятельно.

Слайд № 17

Возьмите задания для самостоятельной работы (варианты 1- 6), напишите на листке имя и фамилию. В течение 3-6 минут вы выполняете задания 1 и 2 части А ЕГЭ по русскому языку. Затем собираете работы у всех членов группы и сдаёте мне.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 1

А 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. зАгнутый
  2. звОнит
  3. снЯла
  4. красивЕе

А 2. В каком предложении вместо слова ПАМЯТНЫЙ нужно употребить слово ПАМЯТЛИВЫЙ?

  1. Это было очень памятное событие для всей семьи.
  2. Этот памятный разговор повлиял на мою судьбу.
  3. До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, памятным и энергичным.
  4. Мне дорог и памятен каждый уголок родного дома.

Вариант 2

А 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. (просторные) складЫ
  2. положИла
  3. прИняв
  4. согнУтый

А 2. В каком предложении вместо слова КОМАНДИРОВАННЫЙ нужно употребить слово КОМАНДИРОВОЧНЫЙ?

  1. Нас поселили в доме для командированных.
  2. Командированное удостоверение инженер положил на стол.
  3. Со мною в гостинице жил командированный – приятный человек с рыжей бородой.
  4. Простите, как вы попали на этот завод? Вы командированный?

Вариант 3

А 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. дозировАть
  2. сорвАла
  3. донИзу
  4. завсегдАтай

А 2. В каком предложении вместо слова ВЗРЫВНОЙ нужно употребить слово ВЗРЫВЧАТЫЙ?

  1. Взрывной волной были выбиты все стёкла соседнего дома.
  2. Нужно следить за тем, чтобы дети не играли со взрывными предметами.
  3. Военные без особых усилий сумели обезвредить взрывное устройство.
  4. Взрывной характер Ильи мешал гостям сосредоточиться и понять, что он хочет им сказать.

Вариант 4

А 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. упрочЕние
  2. щавЕль
  3. зАвидно
  4. отогнАла

А 2. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить слово ВРАЖЕСКИЙ?

  1. Огромный враждебный мир, пугающий своей неизвестностью, осваивается ребёнком шаг за шагом.
  2. Неожиданно враждебный тон удивил и огорчил приятелей.
  3. Враждебная оборона была сломлена, и войска вошли в город.
  4. Компьютеры нередко рассматриваются в современном кинематографе как враждебная человеку сила.

Вариант 5

А 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. отобралА
  2. бантЫ
  3. изогнУтый
  4. сливОвый

А 2. В каком предложении вместо слова ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ нужно употребить слово ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ?

  1. Наша страна может гордиться цирковым исполнительским искусством.
  2. Каждый настоящий музыкант должен интересоваться вековыми традициями народной и классической исполнительской культуры.
  3. Одна из ветвей государственной власти – исполнительская.
  4. Исполнительское мастерство актёра достойно восхищения.

Вариант 6

А 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. подОшва
  2. избАлованный
  3. неправЫ
  4. дозвОнимся

А 2. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить слово КАМЕНИСТЫЙ?

  1. Переселенцам в этих краях приходилось очень туго: каменная почва с трудом поддавалась обработке.
  2. Первые каменные орудия были изготовлены человеком много веков назад.
  3. Каменное лицо Василия не выражало никаких эмоций.
  4. Старинный каменный особняк был фамильной гордостью этой семьи.

Подведение итогов урока.

Задача этапа: дать анализ и оценку успешного достижения цели и наметить перспективу последующей работы. 

Итоги урока

(1-2 минуты).

Думаю, работа на этом занятии в очередной раз показала вам, КАК ВАЖНО ЗНАТЬ ЯЗЫК, УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ ЕГО БОГАТСТВОМ.  Если мы соблюдаем правила культуры речи – мы производим благоприятное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. Работа над своей речью – очень трудная задача, но это нужно делать,

Слайд № 18

иначе ваша речь будет такой же бедной, как у одного из героев стихотворения Р.РОЖДЕСТВЕНСКОГО «РАЗГОВОР СО СЛУЧАЙНЫМ ЗНАКОМЫМ».

Просмотр слайд-шоу (2 минуты).

Разговор со случайным знакомым

  1. Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо...

  1. Чо?
  2. Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде...

  1. Где?
  2. Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

  1. Ну?!
  2. Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги...

  1. Гы!..
  2. И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш...

  1. Врёшь!
  2. Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха...

  1. Ха!..
  2. А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос...

  1. Брось!..
  2. Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих...

  1. Псих!..
  2. Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега?..

  1. Ага!..

Заключительное слово учителя

(1 минута).

Очень хочется верить, что наш разговор не прошёл бесследно, что каждый из вас вынес из разговора что-то важное и полезное для себя, не остался равнодушным к языку. Ведь родная русская речь — это наиболее ценная и в то же время наиболее ранимая часть нашей культуры, нашего национального достояния.

Слайд № 19

Спасибо за сотрудничество и активную работу на уроке.

До свидания!

29



Подписи к слайдам:


Урок –практикум
по культуре речи
«О терпеливый наш язык!»

11 класс

«...великолепие ишпанского,

живость французского,

крепость немецкого,

нежность италиянского...»

Наш язык

заслужил право

на бережное к себе отношение,

на всенародную заботу.

Б.Васильев




16 октября 2009 года в Москве состоялась конференция «Языковая культура», на которой были оглашены цифры, вызывающие опасение:

61% населения РФ употребляет бранную лексику,

28% говорит на компьютерном языке,

и лишь 5% говорит на чистом литературном языке.




Норма языковая
(литературная норма или норма литературного языка)

– это единообразное, общепризнанное, образцовое употребление единиц языка (слов, словосочетаний, предложений).

Правильность как письменной, так и устной речи определяется соответствием её языковой норме.

Норма защищает литературный язык от потока диалектных, просторечных и жаргонных явлений, помогает ему сохранить свою целостность, что необходимо для выполнения им своей основной функции – культурной.

Пути решения проблемы отрицательного влияния СМИ на речевую культуру людей

Организовать цензурный комитет, который бы пропускал всю информацию.

Проводить серьёзный набор кадров в СМИ.

Написать письмо в Останкино с предложением запретить некоторые телепередачи, оказывающие негативное влияние на подрастающее поколение.

Внимательнее относиться к выбору современных шлягеров, обладающих бедным содержанием и множеством ошибок.

Продолжать изучение норм языка на уроках, внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих, корректно исправлять ошибки.




Урок –практикум
по культуре речи
«О терпеливый наш язык!»

Практикум по культуре речи

Задание № 1

Сколько ошибок допущено в привёдённых ниже предложениях? Какие нарушения акцентологических норм вы можете в них отметить? Найдите слова с ошибками, поставьте в них правильное ударение.

Раз в мЕсяц, обЫчно по срЕдам, она клалА дЕньги в банк.

Наши намерЕния заключИть Этот дОговор и подписАть ИтОговый дОкумент Искренни.

ХозяевА дЕлали всё, чтобы облЕгчить жизнь своИм гостЯм.

Нужно обратИться к Эксперту по Этому вопрОсу и одноврЕменно углУбить разрабОтку проблЕмы.

НесмОтря на сложнЕйшее положЕние в Этой Отрасли Индустрии, дОбыча нЕфти в послЕднем квАртале замЕтно возрослА.







Практикум по культуре речи

Раз в мЕсяц, обЫчно по средАм, она клАла дЕньги в банк.

Наши намЕрения заключИть Этот договОр и подписАть итОговый докумЕнт Искренни.

ХозЯева дЕлали всё, чтобы облегчИть жизнь своИм гостЯм.

Нужно обратИться к экспЕрту по Этому вопрОсу и одноврЕмЕнно углубИть разрабОтку проблЕмы.

НесмотрЯ на сложнЕйшее положЕние в Этой Отрасли индустрИи, добЫча нЕфти в послЕднем квартАле замЕтно возрослА.







Практикум по культуре речи

Задание № 2

Заполните пустые ячейки таблицы (для этого вам понадобится обратиться к классификации лексических ошибок). Ваша задача, работая в группе, найти ошибку, исправить её, классифицировать.







№ п/п

Пример

Вид ошибки

Правильный вариант

1.

Он был моим коллегой по работе.

2.

Он пристально слушал мой рассказ.

3.

Уже сейчас некоторые москвичи драпают в глубинку.

4.

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

5.

Были приняты эффектные меры.

6.

Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито.

7.

Старик трудился поставить телегу на колеса.

Практикум по культуре речи

Задание № 3

Найдите случаи нарушения стилистических норм современного русского языка, связанные с использованием жаргонных слов и выражений.

В вечернем эфире молодёжного телеканала «Витязь» депутат Иванов опять наехал на мэра города N.

Все местные СМИ были брошены на раскрутку нового регионального лидера.

Баксы можно поменять в любом государственном или коммерческом банке.

Первую сессию в вузе студент завалил.

После поражения любимой футбольной команды фаны устроили настоящий погром.







Практикум по культуре речи

Задание № 4

Вставьте слова, наиболее точно выражающие мысль; мотивируйте свой выбор.

Человек (изобрёл, нашёл, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им (в мире, во вселенной, на земле), но этого мало. Он (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает.

Словарь (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлечённых и обобщённых понятий.

(по С.Маршаку.)

Самуил Маршак.
Воспитание словом. О мастерстве. Мысли о словах.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий.

Домашнее задание:

Повторить теоретический материал по теме «Культура речи и языковая норма».

Выполнить задания А1-А2 (варианты 1-10 КИМов по русскому языку).

Выполнить задание № 4 практикума по культуре речи.




Домашнее задание:

Повторить теоретический материал по теме «Культура речи и языковая норма».

Выполнить задания А1 –А2 (варианты 1-10 КИМов по русскому языку).




Самостоятельная работа

19:43:27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

иду на урок культуры речи

презентация поможет закрепить знания по теме Тропы и стилистические фигуры речи...

Конспект урока по теме "Синтаксис и культура речи", 11 класс

Данный материал  поможет учащимся вспомнить и закрепить трудные случаи согласования слов в словосочетаниях и предложениях....

Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.

Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...

Урок развития речи. Дмитрий Сергеевич Лихачев о культуре речи. (7 класс). Диктанты с заданиями.(7-9 кл.)

Безгранично ценю и уважаю этого великого человека. На примере его жизни, научных трудов, мудрости можно воспитывать лучшие качества высоконравственного молодого человека.  Много читаю о Д.С.Лихач...

Цикл уроков по теме: Морфология. Орфография. Культура речи (5 класс)

В рамках работы муниципального клуба творческих учителей "Капитель" были созданы  уроки по теме:"Морфология. Орфография. Культура речи"...


 

Комментарии

Зубкова Татьяна Анатольевна

замечательный урок! спасибо Вам огромное за ваш труд!