План-конспект урока русского языка (5 класс) по теме:
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Паронимы"

Представлен урок русского языка, на котором учащиеся знакомятся с определением понятия паронимы; учатся различению лексических категорий (омонимов, синонимов, антонимов, паронимов) оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Leksicheskie_kategorii.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Учитель

Митин Евгений Владимирович

Тема урока

Лексикология. Лексические категории. Омонимы, синонимы, антонимы (повторение).  Паронимы.

Цель урока

Дать учащимся определение понятия паронимы; научить различению лексических категорий (омонимов, синонимов, антонимов, паронимов) оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью.

Задачи урока

Обучающая: формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, использовать лексические категории с целью обогащения речи.

Развивающая: обогащение словарного запаса языка, развитие речи учащихся.

Воспитывающая: воспитание гордости за родной язык, его богатство и выразительность.

Основные понятия урока

Слово и его лексическое значение; словарный состав языка (лексика), лексикология; однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слова; лексические категории: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

Оборудование урока

Мультимедийный проектор, экран.

Инструментальные средства

Уроки русского языка «Кирилла и Мефодия» - 5 класс.

Презентация PowerPoint.

Учебник

Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобр. учр./М.М. Разумовская и др.; Под ред. П.А. Леканта.-5-е изд. – М.:Дрофа,2001

Этапы урока

Содержание урока

Примечание, время

1 этап

Организационный

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).
  2. Целеполагание.

1-3 мин.

Запись числа и темы урока в тетради.

2 этап

Повторение изученного материала

  1. Определите лексическое значение слова ключ, найдите омонимы и многозначные слова:

КЛЮЧ1 –

  1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка.

  1. Приспособление для завинчивания и отвинчивания, привидения в действие механизма.

  1. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь.

  1. Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот.

КЛЮЧ2 –

  1. Вытекающий из земли источник, родник.

2. Устная синтаксическая «пятиминутка» (найти грамматические основы, составить схему предложения):

Улетают птицы за море,

Миновало время жатв,

На холодном синем мраморе

Листья жёлтые лежат.

  1. Из первого предложения выпишите сказуемые, из второго – определение холодный.  Подберите к словам синонимы и антонимы.
  2. Фронтальный опрос:
  • Что такое лексика? Какой раздел языкознания изучает словарный состав языка?
  • Что называется словом? Что называется лексическим значением слова? Какие признаки раскрывает лексическое значение слова?
  • Как определить лексическое значение слова? Какие виды словарей вам знакомы?
  • Какие слова называются однозначными и многозначными? Каких слов в русском языке больше: многозначных или однозначных?
  • Какие лексические категории вам известны? Что называется омонимами? (как их отличить от многозначных слов?), синонимами?, антонимами? и т.д.

10 мин.

Слайд презентации PowerPoint.

Слайд презентации PowerPoint.

Ответы сопровождаются слайдами презентации PowerPoint.

3 этап

Объяснение нового материала

1. Анализ предложений.

В каком предложении вместо слова ЗАЛИВНОЙ нужно употребить слово ЗАЛИВИСТЫЙ?

1. Заливные луга находились далеко от деревни, поэтому на покос мы ездили на машине.

2. Бабушка к его приезду всякий раз готовила заливную рыбу.

3. Деревенские собаки встретили появление нашей компании заливным лаем.

4. В комнате было не убрано: повсюду валялись окурки, на столе стояли грязные тарелки и растаявшее заливное. 

Вопрос: В чём сходство и отличие слов заливной и заливистый? Каково лексическое значение этих слов?

Учащиеся делают вывод, что в русском языке кроме известных лексических категорий есть слова, которые близки по звучанию, строению и написанию, но имеющие разные лексические значения. Такие слова называются паронимами.

Паронимы (от греч. para - «около» и onyma - «имя») — это однокорневые слова, близкие по звучанию, но разные по лексическому значению.

Близость подобных слов по звучанию и значению порождает ошибки в их употреблении. Доверительный разговор, беседа, НО доверчивый человек, улыбка, существо.

Только с прилагательным доверчивый сочетаются одушевленные существительные, обозначающие характер человека, нрав животного (душа, натура и т.п.), а также такие слова, как лицо, взгляд, глаза.

Чаще паронимами бывают слова, образованные от одного корня с помощью разных аффиксов: надеть — одеть, представить — предоставить, экономный — экономичный — экономический, сытый — сытный, невежа — невежда. 

Часто можно услышать фразу: Я одел пальто вместо надел пальто. Упомянутые глаголы различаются следующим образом: надевают ЧТО, а одевают КОГО — надеть пальто, шапку, НО одел ребенка, больного. На этом примере видно, что паронимы различаются по смыслу и по сочетаемости с другими словами.

Паронимы требуют к себе особого внимания, поскольку в речи недопустимо их смешивание. Например, нередко можно столкнуться с неправильным употреблением паронимов подпись – роспись:  «Поставьте свою роспись», «Это ваша роспись на справке?» (роспись – живопись на стенах, потолках, предметах и т.д. или действие по глаголу расписать, в значении – записать в разные места). Эти значения закреплены в толковых словарях русского языка. Здесь же разъясняются и значения слова подпись: 1. действие по глаголу подписать (в значении – подтвердить, заверить, поставить подпись); 2. надпись под чем-нибудь; 3. собственноручно написанная фамилия.

Вывод: Правильное употребление паронимов - необходимое условие грамотной, культурной речи, и, напротив, смешение их – признак невысокой речевой культуры.

15 мин.

Слайд презентации PowerPoint.

Слайд презентации PowerPoint.

Запись определения в тетради.

Объяснение нового материала сопровождается слайдами презентации PowerPoint.

4 этап

Закрепление изученного материала

1. Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.

Группа школьников … (пришла – зашла) в музей на экскурсию. Мы все … (придём – зайдём) завтра на стадион, чтобы посмотреть игру нашей любимой команды. Молодая актриса играет … (главную - заглавную) роль.  Напрягая последние … (силы – усилия) мы добрались до вершины горы. В порту корабль … (стал – встал) на якорь. Перед подвигом защитников отечества мы … (преклоняем – склоняем) голову. Мы так давно не виделись, что вначале я его не … (узнал – признал).

2. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. Проверяя дневники учащихся, классный руководитель ставит в них сою роспись. Первое время новая тема ребятам поддавалась нелегко.

10 мин.

Слайд презентации PowerPoint.

Слайд презентации PowerPoint.

5 этап

Заключительный

  1. Подведение итогов урока.
  2. Выставление оценок.
  3. Домашнее задание: Составьте предложения с паронимами.

Добрый – добротный, дружеский – дружественный, эффектный – эффективный, отражать – отображать, новшество – новинка.

5 мин.

Слайд презентации PowerPoint.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное"

Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе. Обобщение изученного по теме "Имя существительное"...

презентация к уроку информатика 6 класс "Как образуются понятия"

Презентация к уроку информатики 6 класс "Как образуются понятия". Работа включает в себя задания на повторение изученног...

Единый Всекубанский классный час "Олимпийский старт Кубани" для учащихся 6 класса

- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Ребята, вы, наверное, обратили внимание на оформление нашего кабинета се...

1. Активизация мыслительной деятельности учащихся с использованием дидактических игр при изучении английского языка в 5-8 классах (статья).

Статья посвящена обучению  школьников английскому языку с использованием приёмов, позволяющих активизировать их мыс...

Презентация дополнительной образовательной программы

 В презентации обозначены цели, задачи дополнительной образовательной программы по судомоделизму,  знания, уме...

КОНСПЕКТ УРОКА

Открытый урок по роману Чарльза Диккенса "Большие Надежды"...

конспект занятия на тему "Основные свойства судомоделей"

В конспекте показано, как познакомить детей с основными свойствами корабля, такими как "плавучесть", "непотопляемость", ...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

 Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:об...

Альтернативные уроки по рускому языку и литературе

Альтернативные (нестандартные)  уроки позволяют учителю в своей практике преподавания учебных дисциплин решать сраз...