Главные вкладки

    План-конспект урока русского языка (5 класс) по теме:
    Урок русского языка в 5 классе по теме: "Паронимы"

    Представлен урок русского языка, на котором учащиеся знакомятся с определением понятия паронимы; учатся различению лексических категорий (омонимов, синонимов, антонимов, паронимов) оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Leksicheskie_kategorii.doc138.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

    Учитель

    Митин Евгений Владимирович

    Тема урока

    Лексикология. Лексические категории. Омонимы, синонимы, антонимы (повторение).  Паронимы.

    Цель урока

    Дать учащимся определение понятия паронимы; научить различению лексических категорий (омонимов, синонимов, антонимов, паронимов) оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью.

    Задачи урока

    Обучающая: формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, использовать лексические категории с целью обогащения речи.

    Развивающая: обогащение словарного запаса языка, развитие речи учащихся.

    Воспитывающая: воспитание гордости за родной язык, его богатство и выразительность.

    Основные понятия урока

    Слово и его лексическое значение; словарный состав языка (лексика), лексикология; однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слова; лексические категории: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

    Оборудование урока

    Мультимедийный проектор, экран.

    Инструментальные средства

    Уроки русского языка «Кирилла и Мефодия» - 5 класс.

    Презентация PowerPoint.

    Учебник

    Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобр. учр./М.М. Разумовская и др.; Под ред. П.А. Леканта.-5-е изд. – М.:Дрофа,2001

    Этапы урока

    Содержание урока

    Примечание, время

    1 этап

    Организационный

    1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).
    2. Целеполагание.

    1-3 мин.

    Запись числа и темы урока в тетради.

    2 этап

    Повторение изученного материала

    1. Определите лексическое значение слова ключ, найдите омонимы и многозначные слова:

    КЛЮЧ1 –

    1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка.

    1. Приспособление для завинчивания и отвинчивания, привидения в действие механизма.

    1. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь.

    1. Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот.

    КЛЮЧ2 –

    1. Вытекающий из земли источник, родник.

    2. Устная синтаксическая «пятиминутка» (найти грамматические основы, составить схему предложения):

    Улетают птицы за море,

    Миновало время жатв,

    На холодном синем мраморе

    Листья жёлтые лежат.

    1. Из первого предложения выпишите сказуемые, из второго – определение холодный.  Подберите к словам синонимы и антонимы.
    2. Фронтальный опрос:
    • Что такое лексика? Какой раздел языкознания изучает словарный состав языка?
    • Что называется словом? Что называется лексическим значением слова? Какие признаки раскрывает лексическое значение слова?
    • Как определить лексическое значение слова? Какие виды словарей вам знакомы?
    • Какие слова называются однозначными и многозначными? Каких слов в русском языке больше: многозначных или однозначных?
    • Какие лексические категории вам известны? Что называется омонимами? (как их отличить от многозначных слов?), синонимами?, антонимами? и т.д.

    10 мин.

    Слайд презентации PowerPoint.

    Слайд презентации PowerPoint.

    Ответы сопровождаются слайдами презентации PowerPoint.

    3 этап

    Объяснение нового материала

    1. Анализ предложений.

    В каком предложении вместо слова ЗАЛИВНОЙ нужно употребить слово ЗАЛИВИСТЫЙ?

    1. Заливные луга находились далеко от деревни, поэтому на покос мы ездили на машине.

    2. Бабушка к его приезду всякий раз готовила заливную рыбу.

    3. Деревенские собаки встретили появление нашей компании заливным лаем.

    4. В комнате было не убрано: повсюду валялись окурки, на столе стояли грязные тарелки и растаявшее заливное. 

    Вопрос: В чём сходство и отличие слов заливной и заливистый? Каково лексическое значение этих слов?

    Учащиеся делают вывод, что в русском языке кроме известных лексических категорий есть слова, которые близки по звучанию, строению и написанию, но имеющие разные лексические значения. Такие слова называются паронимами.

    Паронимы (от греч. para - «около» и onyma - «имя») — это однокорневые слова, близкие по звучанию, но разные по лексическому значению.

    Близость подобных слов по звучанию и значению порождает ошибки в их употреблении. Доверительный разговор, беседа, НО доверчивый человек, улыбка, существо.

    Только с прилагательным доверчивый сочетаются одушевленные существительные, обозначающие характер человека, нрав животного (душа, натура и т.п.), а также такие слова, как лицо, взгляд, глаза.

    Чаще паронимами бывают слова, образованные от одного корня с помощью разных аффиксов: надеть — одеть, представить — предоставить, экономный — экономичный — экономический, сытый — сытный, невежа — невежда. 

    Часто можно услышать фразу: Я одел пальто вместо надел пальто. Упомянутые глаголы различаются следующим образом: надевают ЧТО, а одевают КОГО — надеть пальто, шапку, НО одел ребенка, больного. На этом примере видно, что паронимы различаются по смыслу и по сочетаемости с другими словами.

    Паронимы требуют к себе особого внимания, поскольку в речи недопустимо их смешивание. Например, нередко можно столкнуться с неправильным употреблением паронимов подпись – роспись:  «Поставьте свою роспись», «Это ваша роспись на справке?» (роспись – живопись на стенах, потолках, предметах и т.д. или действие по глаголу расписать, в значении – записать в разные места). Эти значения закреплены в толковых словарях русского языка. Здесь же разъясняются и значения слова подпись: 1. действие по глаголу подписать (в значении – подтвердить, заверить, поставить подпись); 2. надпись под чем-нибудь; 3. собственноручно написанная фамилия.

    Вывод: Правильное употребление паронимов - необходимое условие грамотной, культурной речи, и, напротив, смешение их – признак невысокой речевой культуры.

    15 мин.

    Слайд презентации PowerPoint.

    Слайд презентации PowerPoint.

    Запись определения в тетради.

    Объяснение нового материала сопровождается слайдами презентации PowerPoint.

    4 этап

    Закрепление изученного материала

    1. Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.

    Группа школьников … (пришла – зашла) в музей на экскурсию. Мы все … (придём – зайдём) завтра на стадион, чтобы посмотреть игру нашей любимой команды. Молодая актриса играет … (главную - заглавную) роль.  Напрягая последние … (силы – усилия) мы добрались до вершины горы. В порту корабль … (стал – встал) на якорь. Перед подвигом защитников отечества мы … (преклоняем – склоняем) голову. Мы так давно не виделись, что вначале я его не … (узнал – признал).

    2. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

    Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. Проверяя дневники учащихся, классный руководитель ставит в них сою роспись. Первое время новая тема ребятам поддавалась нелегко.

    10 мин.

    Слайд презентации PowerPoint.

    Слайд презентации PowerPoint.

    5 этап

    Заключительный

    1. Подведение итогов урока.
    2. Выставление оценок.
    3. Домашнее задание: Составьте предложения с паронимами.

    Добрый – добротный, дружеский – дружественный, эффектный – эффективный, отражать – отображать, новшество – новинка.

    5 мин.

    Слайд презентации PowerPoint.