Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

   Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с программой " ГАВ-ТВ", а также повторят тему «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе». Кроме того, за правильные ответы школьники смогут получать бонусы – изображение отпечатка лапы собаки. Чем больше пятиклассник наберет таких карточек, тем выше шанс получить высокую оценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx189.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

                                                                          Учитель русского языка и литературы

                                                                                       МОУ лицея № 29 г. Тамбова

                                                                                       Неверова Лариса Алексеевна

Тема:  Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Тип урока: урок закрепления знаний

Цели:

а) развивающие:

- развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

- развивать творческое мышление, воображение;

- развивать умение правильно отбирать материал для решения коммуникативных задач;

б) обучающие:

- закрепить навык определения орфограммы в окончании существительных;

в) воспитательные:

- воспитать бережное отношение к животным;

- вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: классная доска, сигнальные карточки И,Е, плакат, иллюстрирующий страницу сайта « Собака. ру», раздаточный материал, бонусы – изображения отпечатка собачьей лапы.

Ход урока

   Оргмомент

   Давайте представим, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Сегодня мы узнаем, что волнует псов, чем они интересуются, а также повторим тему «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе». Кроме того, за правильные ответы вы будете получать бонусы – изображение отпечатка лапы собаки. Чем больше вы наберете таких карточек, тем выше ваш шанс получить высокую оценку.

  Закрепление знаний по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»

Чтобы посмотреть материалы сайта, необходимо пройти авторизацию. Вы должны показать умение определять склонение существительных.

- Сколько склонений у существительных?

- Для чего нужно изучать склонения?

- Одинаково ли изменяются сущ. 1,2, 3 скл. и сущ. на -ия, -ий, -ие?

Два человека на доске записывают таблицы склонения существительных.

Остальные ученики читают программу передач собачьего телевидения « ГАВ ТВ», находят существительные и распределяют по группам:

  сущ. 1 скл.             сущ. 2 скл.       сущ. 3 скл.          сущ. на -ия, -ий, -ие

Программа ГАВ ТВ

6.00  Жизнь замечательных собак. Белка и Стрелка – космические первопроходцы

8.15  Сериал « Улицы разбитых будок»

10. 00 « Сгрызите это немедленно!»

11.00  Лекторий « Кошка и собака. История вражды»

13.00  Новости с подиумов. Лучшие коллекции ошейников

15.20  Сериал « Возвращение Мухтара» 1,2,3 серии

19.00  Выступление депутатов собачьей думы

20.45 « Спокойной ночи, щенята»

21.00 « Жди меня».  Программа о псах, которые хотят обрести хозяина

22.00  Ужасы « Трехглавый Цербер»

Проверка выполненной работы

Проверка учащихся, которые работали на доске.

- Каков же алгоритм правописания Е/И в окончании имен существительных?

( Совместно составляется алгоритм)

Алгоритм правописания е/и в окончании имён существительных

  1. Поставь имя существительное в именит. падеж ед.ч.
  2. Оканчивается ли слово на –ИЙ, -ИЯ, -ИЕ?

    ДА                                                                                                      НЕТ

                                                                             3. Определи склонение

И                                                                                 и падеж, выбери букву.

Работа с сигнальными карточками

 Вы успешно прошли авторизацию, и теперь вы на сайте. Здесь и фотографии, и погода, и форум. Интересно, а что обсуждают собаки на форуме? Давайте прочитаем. Заметьте, что в некоторых существительных пропущены буквы – это вирус, который занесли кошки. 2011 год – год Кота, поэтому эти животные обладают сейчас большой силой. Так как Антивируса Касперского у собак нет, давайте поможем вставить нужные окончания с помощью сигнальных карточек. Учитель читает предложение  с пропусками, дети поднимают необходимую карточку.

                                                   Форум

1. Собака или сабака?    Как  правильно в соответстви..   с    новыми    правилами      русско- собачьего языка?

2. В Коре..  не подписан документ, запрещающий  употребление в пищу собачьего мяса.

3. Гибель Муму – прихоть барын..   или следствие безропотност..  Герасима?

4. Уши, лапы, хвост уже не документы!  Нужен ли собак..   паспорт?

5. Бессменный ведущий детских передач Филя на пенси.. !

6. Обсуждаем мнение Слона о силе Моськ..  .

7. « У попа была собака…». Стоит ли кусок мяса собачьей смерт..  ?

8. Собака Баскервилей – монстр из Англи..    или фантазия  известного  писателя?

Проверка домашнего задания

Дома ученики готовили текст рекламного объявления для сайта « Собака.ру», в котором обязательно должны были присутствовать существительные в род., дат., пр. падежах с окончаниями И-Е. Дети читают тексты рекламы, объясняя правописание слов на изученную орфограмму. Красочно оформленные работы прикрепляются к плакату.

Физкультминутка

  В нашем языке много крылатых выражений, связанных с животными. А хорошо ли вы их знаете? Я буду читать крылатые выражения, записанные в левой колонке, а вы находить правильное толкование  в правой и выполнять движение, соответствующее цифре.

Крылатые выражения

Найдите соответствия

Ходить на задних лапках                                                1.   быть чем-то недовольным, ругаться                    

Слюнки текут                                                                 2.       очень устать, ничего не слышать

Вот где собака зарыта                                                     3.   об очень большом скоплении народа

Гладить против шерсти                                                     4.      говорить наперекор, раздражать

Держать нос по ветру                                                      5.       Ждать чего-то вкусного, приятного

Держать ухо востро                                                        6.       быть осторожным, насторожиться

Собаку съесть                                   7.  не пользуется сам чем-либо и другим не дает    пользоваться

Спать без задних ног                                                           8.    контролировать ситуацию

Собачья преданность                                                               9.       выслуживаться            

Спустить всех собак                                                        10.          быть на правильном пути, догонять

Идти по следу                                                                        11.     докопаться до сути, узнать истину

Как собак нерезаных                                                            12.         быть очень верным

Как собака на сене                                                     13.      быть асом в чем-либо, хорошо разбираться

 

Упражнения для физкультминутки

1    поднять руки вверх

2    руки в стороны

3    наклон вправо

4   наклон влево

5   руки на пояс

6   поворот головы вправо

7   поворот головы влево

8   правая рука вверх

9   руки на плечи, круговые движения вперед

10   левая рука вверх

11   вытянуть руки перед собой

12   руки на плечи, круговые движения назад

13   замочек

Правильная последовательность упражнений: 9, 5, 11, 4, 8, 6, 13, 2, 12, 1, 10, 3, 7.

Работа с текстом

Работа разноуровневая.

Уровень 1(легкий)

         Кто из нас в детстве не мечтал о собак…(1 скл., п.п.), ласковом существ..( 2 скл., п.п.)  с  преданными глазами, которое способно разделить радость, не бросит в трудной  ситуаци...( на -ия, п.п.) ?

       Собака сопровождает человека на протяжени..( на -ие, п.п.)   многих тысячелетий.

       Помогая людям, наши четвероногие друзья                                  проявляют чудеса храброст..( 3 скл., р.п.), сообразительност..( 3 скл., р.п.), выносливост..(3скл.,р.п.). .                                                                                                В годы Великой Отечественной войны в Советской Арми..( на -ия, п.п.)  служило около 70 тысяч собак, которые спасали раненых, выполняли  работу  связистов, часовых.   Неся  на  себе  взрывчатку,  собаки бросались под фашистскую технику.  В  битв..( 1 скл., п.п.) под Сталинградом  псы сожгли 63 немецких танка.

      И сейчас собаки исправно несут военную службу, работают на таможн..( 1 скл., п.п.), в милици..( на -ия, п.п.).

     Наши четырехлапые помощники первыми побывали в космическом пространств..( 2 скл., п.п.) .

     Великолепное чутье собак все чаще используется для диагностик…( 1 скл., р.п.) больных.

     Псы работают поводырями, облегчая жизнь незрячим людям.

    О самоотверженност..( 3 скл., п.п.), смелост..( 3 скл., п.п.)   и уме псов слагают  легенды. Данью собачьей верност..( 3 скл., д.п.) стал миф о псе Арго – он много лет терпеливо ждал Одиссея и умер от радост..( 3 скл., р.п.), когда тот вернулся.

     О благодарност..( 3 скл., п.п.)  людей за преданность и безупречную службу свидетельствуют памятники, установленные собакам. Есть они и в Росси..( на -ия, п.п.) . В 2003 году в Тольятти был открыт памятник псу, который до самой смерт..(3 скл., р.п.)  ждал погибших хозяев на мест..( 2 скл.,п.п.) авари..( на -ия, р.п.) .

       Замечательные писатели: А.П.Чехов, И.С.Тургенев, Л.Андреев, Г.Н.Троепольский, А.И.Куприн – создали трогательные произведения о жизн..( 3 скл., п.п.)  собак.

  1.  Озаглавьте текст.
  2.  Определите тип речи.
  3.  Выпишите слова с пропущенными буквами.
  4. Укажите имена собственные и собственные наименования.

Уровень 2

         Кто из нас в детстве не мечтал о собак…, ласковом существ..  с  преданными глазами, которое способно разделить радость, не бросит в трудной  ситуаци... ?

       Собака сопровождает человека на протяжени..   многих тысячелетий.

       Помогая людям, наши четвероногие друзья                                  проявляют чудеса храброст.., сообразительност.., выносливост.. .                                                                                                В годы Великой Отечественной войны в Советской Арми..  служило около 70 тысяч собак, которые спасали раненых, выполняли  работу  связистов, часовых.   Неся  на  себе  взрывчатку,  собаки бросались под фашистскую технику.  В  битв.. под Сталинградом  псы сожгли 63 немецких танка.

      И сейчас собаки исправно несут военную службу, работают на таможн.., в милици...

     Наши четырехлапые помощники первыми побывали в космическом пространств.. .

     Великолепное чутье собак все чаще используется для диагностик… больных.

     Псы работают поводырями, облегчая жизнь незрячим людям.

    О самоотверженност.., смелост..   и уме псов слагают  легенды. Данью собачьей верност.. стал миф о псе Арго – он много лет терпеливо ждал Одиссея и умер от радост.., когда тот вернулся.

     О благодарност..  людей за преданность и безупречную службу свидетельствуют памятники, установленные собакам. Есть они и в Росси.. . В 2003 году в Тольятти был открыт памятник псу, который до самой смерт..  ждал погибших хозяев на мест.. авари.. .

       Замечательные писатели: А.П.Чехов, И.С.Тургенев, Л.Андреев, Г.Н.Троепольский, А.И.Куприн – создали трогательные произведения о жизн..  собак.

  1.  Озаглавьте текст.
  2.  Определите тип речи.
  3.  Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму.
  4. Укажите имена собственные и собственные наименования.
  5. Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении, составьте схему.

                                     

Уровень 3

         Кто из нас в детстве не мечтал о собак…, ласковом существ..  с  преданными глазами, которое способно разделить радость, не бросит в трудной  ситуаци... ?

       Собака сопровождает человека на протяжени..   многих тысячелетий.

       Помогая людям, наши четвероногие друзья                                  проявляют чудеса храброст.., сообразительност.., выносливост.. .                                                                                                В годы Великой Отечественной войны в Советской Арми..  служило около 70 тысяч собак, которые спасали раненых, выполняли  работу  связистов, часовых.   Неся  на  себе  взрывчатку,  собаки бросались под фашистскую технику.  В  битв.. под Сталинградом  псы сожгли 63 немецких танка.

      И сейчас собаки исправно несут военную службу, работают на таможн.., в милици...

     Наши четырехлапые помощники первыми побывали в космическом пространств.. .

     Великолепное чутье собак все чаще используется для диагностик… больных.

     Псы работают поводырями, облегчая жизнь незрячим людям.

    О самоотверженност.., смелост..   и уме псов слагают  легенды. Данью собачьей верност.. стал миф о псе Арго – он много лет терпеливо ждал Одиссея и умер от радост.., когда тот вернулся.

     О благодарност..  людей за преданность и безупречную службу свидетельствуют памятники, установленные собакам. Есть они и в Росси.. . В 2003 году в Тольятти был открыт памятник псу, который до самой смерт..  ждал погибших хозяев на мест.. авари.. .

       Замечательные писатели: А.П.Чехов, И.С.Тургенев, Л.Андреев, Г.Н.Троепольский, А.И.Куприн – создали трогательные произведения о жизн..  собак.

  1.  Озаглавьте текст.
  2.  Определите тип речи.
  3. На основании данного текста составьте рассуждение на тему «Собака – лучший друг человека»

Проверка выполненной работы

Домашнее задание : мини-сочинение на тему « Мы в ответе за тех, кого приручили», используя слова на изученную орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

Конспект урока  русского языка в 5 классе  "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"...

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»

Урок русского языка в 5 классе по теме  «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных  в единственном числе»  Правописание гласных в падежных окончаниях существительных...

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»

Урок русского языка в 5 классе по теме  «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных  в единственном числе»  Правописание гласных в падежных окончаниях существительных...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

Данная презентация содержит материал дла освоения и закрепления материала по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном чичле"...