Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочные и проверочные работы, напишут мини-сочинение.

В течение всего поиска  ребятам будет помогать научный консультант.

Дидактический материал: карточка- правило, карточка - информатор, сигнальные карточки, распределительное письмо, игра "Назови другим словом", буквенный диктант.

Стихотворная физминутка 

Рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК « Конституция РФ».

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Цели урока:

  1. продолжить работу по формированию основ правовой культуры и  гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом,
  2. расширение правового кругозора обучающихся, привитие навыков коммуникативной деятельности.
  3. воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к государственным символам и Основному закону страны.

ХОД УРОКА

Я рада вас видеть на уроке на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.

Ребята, скажите пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность?

( паспорт, свидетельство о рождении)

 Какую информацию можно извлечь из паспорта.

( ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).

Скажите, а  какой документ будет подтверждать ваше положение  ученика? (дневник)

Как вы считаете, а у государства может быть подобный  документ?

(да, Конституция)

Совершенно верно, таким документом  является Конституция. И тема сегодняшнего нашего урока «Конституция РФ». Запишите пожалуйста тему урока в опорном конспекте, который вы вложите в сою тетрадь.

Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас ассоциируется это слово?

Давайте попробуем подобрать  к нему ассоциации

Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution  установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства

Определяющий:

Как устроено  государство

Как  образованы органы  власти

Каковы права и обязанности граждан.

Герб, гимн, флаг и столица государства

Вопрос: В каком государстве и когда была принята первая Конституция? "Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Франция".

Вопрос: Когда в России поставил вопрос о введении Конституции?

Ответы с мест: "1. декабристы - Конституция Муравьева; законопроект Павла Пестеля. 2. Манифест 17 октября 1905 г."

После 1917 года было 4 советских Конституции, они часто менялись, так как они носили идеологический характер. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция.

Как основной закон страны, она обладает высшей юридической силой.

Используя текст учебника на стр. 187, докажите, что Конституция – это основной закон страны. (имеет высшую юридическую силу, все законы должны ориентироваться на конституцию)

Вывод   Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

 

Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ (работа с текстом) Проанализируйте данный документ.

Конституция РФ

Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы)  и двух разделов.

Преамбула - это вступительная, вводная часть.

В первом разделе содержатся все основные положение Конституции. В нем  9 глав, 137 статей.

Доказательством того, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: «Мы – многонациональный народ…»

Почему не законодательный орган страны принял Конституцию, а все взрослое население.  (это основной закон страны, по которому живет каждый, надо знать мнение всех)

Обратите внимание на ст.3 Единственным источником власти является народ

Физминутка.

Конституционный строй (схема)

В первой главе Конституции РФ дается характеристика форме государства.

Но прежде, скажите что входит в понятие форма государства.

                                Форма государства

Форма правления          Форма государственного             Политический

                                                   устройства                                 режим

Какие бывают формы правления (Республика, монархия)

Какие бывают формы государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация)

Какие бывают формы правления политического режима (демократический, тоталитарный, авторитарный)

Работая в группах с главой 1 Конституции РФ ст. 1, 2, 3, 5 ч.1, 6 ч.2, 10, 11 ч.2,13 ч.3,  заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 5 мин.

Итак,  назовите форму нашего государства (республика)

                                Форма государства

Форма правления          Форма государственного             Политический

                                                   устройства                                 режим

республиканская                  федеративная                          демократическая

Докажите статьями главы 1, что у нас республиканская форма правления. (ст. 1, 3)

Докажите статьями главы 1, что у нас федеративное государственное устройство. (ст. 1, 5, 11)

Россия состоит из равноправных субъектов  федерации.

Пользуясь статьей 65  Конституции  РФ  назовите субъекты федерации.

Республики – 21        

Края   -9      

Области  - 46

Города федерального подчинения – 2

Автономная область –1

Автономные  округа – 4

Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство,  остальные субъекты – Устав и законодательство

А в каком субъекте РФ мы живем?

А как вы думаете, легче управлять федеративным или унитарным государством?

Именно поэтому весь многонациональный народ принимал Конституцию.

Докажите статьями главы 1, что у нас демократический режим. (Ст. 1, 2, 3, 10, 13)

Представьте такую ситуацию:

Я участвую в митинге протеста, это пример демократического государства?

Какая партия имеет больше прав Единая Россия или ЛДПР?

Демократический режим и форма правления взаимосвязаны. Одним из принципов демократического режима является принцип разделения властей.

Назовите три ветви государственной власти.

                                      Государственная власть

Законодательная              Исполнительная               Судебная

Кто представляет законодательную власть?

На основания ст. 94,95 опишите структуру законодательной власти РФ

Кто является председателем Государственной Думы?

Кто осуществляет исполнительную власть

Имя председателя правительства РФ

Кем осуществляется судебная власть

Виды судов на основании ст. 118 ч. 2

Кто является главой государства? (президент)

Назовите имя президента.

Кто был первым президентом.

Кто был вторым президентом.

А почему президент не входит не в одну из ветвей власти? (Он является главой государства и занимает особое положение в системе органов государственной власти, контролирует их)

Мы с вами на основе Конституции РФ разобрали форму нашего государства.

А идеальна ли наша Конституция, как основной закон страны.

Спасибо всем, что вы высказали свое мнение. Я предлагаю вам послушать мнение президента РФ Д.А. Медведева о нашей Конституции, которое он озвучил в 2008 г., на торжественном заседании, посвященном 15-летию конституции (видео).

И все же никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами  не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.

Какие ждут нас в будущем дела?

Об этом думать мы должны все чаще.

И если гражданин ты настоящий,

Большой отдачи ждет от нас страна!

Сегодня мы только начали изучение Конституции РФ, на следующем уроке мы приступим к изучению главы 2 «Права и свободы человека и гражданина, которая играет важное значение в жизни каждого человека.

Домашнее задание

П. 40, вопросы.


Конституция РФ.

Работая с главой 1 Конституции РФ ст. 1; 2; 3; 5 ч.1; 6 ч.2,; 10,11 ч.2; 13 ч.3;  заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции

                                     Форма государства

                             

Форма правления          Форма государственного             Политический                

                                                   устройства                                 режим

На основания ст. 94,95 опишите структуру законодательной власти РФ

Виды судов на основании ст. 118 ч. 2

                                      Государственная власть

Законодательная              Исполнительная               Судебная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой урок-эстафета по русскому языку в : классе. Тема: Правописание суффикса ЧИК-ЩИК в именах существительных.

В  школе  особое  место  занимают   такие   формы   занятий,   которые обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика,...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...

Урок русского языка в 5 классе. ПРАВОПИСАНИЕ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Урок русского языка, презентация и материал для самооценки учащихся. Использованы материалы из методического пособия "Конспекты уроков для учителя русского языка. 4(5) класс".  Бак...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...