Тренировочный вариант №1 к ГИА по русскому языку
материал по русскому языку (9 класс) по теме

Материал для подготовки к ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variant_13.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 13

ЧАСТЬ 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А3, В1—В14.

             (1)Чайковский никогда не ждал вдохновения. (2)Он писал, и вдохновение рождалось в работе.

             (3)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, - этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты. (4)Он привязался к этому уголку России всей душой. (5)Эти величественные леса были неотделимы  от его размышлений, от музыки, рождавшейся в тайниках сознания, от лучших минут его жизни, а их было не так уж много, этих минут.

             (6)Если бы композитора спросили, как он написал прославленные свои вещи, он мог бы ответить только одно: (7) «По совести говоря, не знаю». (8)Он нарочно говорил иногда о своей музыке как о повседневной работе, но знал, что это далеко не так. (9)И говорил он о ней как о чем-то обыденном только потому, что сам не мог понять, как это происходит.

            (10)Недавно в Петербурге восторженный студент спросил его, в чем тайна его музыкального гения. (11)Чайковский вспыхнул, покраснел – он никак не мог принять по отношению к себе это высокое слово – и резко ответил: (12) «В чем тайна? (13)В работе. (14)И никакой тайны вообще нет. (15)Я сажусь за рояль, как сапожник садится тачать сапоги».

             (16)Студент ушел огорченный. (17)Тогда Чайковскому сгоряча показалось, что он был прав. (18)А сейчас, перед лицом этой ночи, слушая, как журчит, пробираясь по камням, вода в ручье, он подумал, что создавать – это не так уж просто. (19)Это приходит внезапно, как в забытых стихах: (20) «Одной волной подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов…» (21)Ветр с цветущих берегов! (22)У него замерло сердце: какие неожиданности таит в себе жизнь! (23)И как хорошо, что мы не знаем, когда она их откроет. (24)Может, здесь, под молоденькой сосной, где качается от неощутимого ветра ландыш, или в блеске театрального зала, или в сиянии глаз, ласковых и пытливых.

             (25)Еще вчера он мог остановиться, спокойно следить за полетом паутины и гадать, зацепится ли она за ветку березы или нет. (26)А завтра это уже будет невозможным. (27)Наступит разлука с любимыми местами. (28)Знакомое состояние! (29)Почему любимые места, когда с ними надо расставаться, бывают особенно хороши? (30)Почему они сияют такой прощальной красотой? (31)Вот и сейчас все: и небо, и воздух, и мокрая от росы трава, и одинокая паутина в синеве – было необыкновенным.

                                                                                                (По К.Г.Паустовскому)

       

К каждому заданию А1—А3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. В бланке ответов АВ поставьте знак «X» в клеточку,  номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

A1 В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Чайковский думал, что «создавать – это не так уж просто»?

1) (25)Еще вчера он мог остановиться, спокойно следить за полетом паутины и гадать, зацепится ли она за ветку березы или нет. (26)А завтра это уже будет невозможным

2) (8)Он нарочно говорил иногда о своей музыке как о повседневной работе, но знал, что это далеко не так. (9)И говорил он о ней как о чем-то обыденном только потому, что сам не мог понять, как это происходит.

3) (1)Чайковский никогда не ждал вдохновения. (2)Он писал, и вдохновение рождалось в работе.

4) (5)Эти величественные леса были неотделимы  от его размышлений, от музыки, рождавшейся в тайниках сознания, от лучших минут его жизни, а их было не так уж много, этих минут.

A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «обыденное» (предложение 9 ).

1) неинтересное

2) легко забываемое

3) житейское

4) привычное

A3 Укажите предложение, в котором содержится олицетворение.

1) Студент ушел огорченный.

2) Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, - этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты

3) Недавно в Петербурге восторженный студент спросил его, в чем тайна его музыкального гения

4) Я сажусь за рояль, как сапожник садится тачать сапоги

Задания B1 – B14 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами в бланк ответов АВ без пробелов,

B1 Замените слово ТАЧАТЬ  из предложения 15 текста  стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

B2 Из предложения 6 выпишите слово(а) с  безударной непроверяемой

гласной в корне.

B3 Из предложений 11 – 15 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание гласной в приставке(-ах) отрицательных местоимений зависит от ударения.

B4 Из предложений 3 - 5 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Две буквы  пишутся в суффиксах причастий прошедшего времени, образованных от глаголов совершенного вида ».

B5 В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все

запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые при уточняющих обособленных распространенных членах предложения.

         И как хорошо,(1) что мы не знаем,(2) когда она их откроет. Может,(3) здесь,(4) под молоденькой сосной,(5) где качается от неощутимого ветра ландыш,(6) или в блеске театрального зала,(7) или в сиянии глаз,(8) ласковых и пытливых.

       

B6 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые между частями

сложносочиненного предложения.

         Эти величественные леса были неотделимы  от его размышлений,(1) от музыки,(2) рождавшейся в тайниках сознания,(3) от лучших минут его жизни,(4) а их было не так уж много,(5) этих минут.

B7 В приведённых ниже  предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые  между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

         Если бы композитора спросили,(1) как он написал прославленные свои вещи,(2) он мог бы ответить только одно: «По совести говоря,(3) не знаю». Он нарочно говорил иногда о своей музыке как о повседневной работе,(4) но знал,(5) что это далеко не так.

B8 Замените словосочетание (ЗА) ВЕТКУ БЕРЕЗЫ  (предложение 25), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание

.

B9 Выпишите грамматическую основу предложения 26.

B10 Среди предложений 25 – 31 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

B11 Среди предложений 1 – 5 найдите предложение(-я) с обособленным определением.  Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

B12 Укажите количество грамматических основ в предложении 29

B13 Среди предложений 21 – 24 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

B14 Среди предложений 8 – 15 найдите сложноподчиненное(-ые)  предложение(-я) с последовательным подчинением придаточных.

Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на

отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1

или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер

выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение:  «Зачем нужно двоеточие?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст К.Г.Паустовского.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста,

иллюстрирующие разные функции двоеточия.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

C2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы

понимаете смысл предложения  текста: «Почему любимые места, когда с ними надо расставаться, бывают особенно хороши?»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,

подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочный вариант №1 к ГИА по русскому языку

Этот вариант могут решать мои ученики ,готовясь к ГИА....

Тестовые тренировочные задания А1, А3 ЕГЭ по русскому языку.

Данный материал содержит 20 тестовых заданий тренировочного характера по орфоэпии и грамматике (задания №1и №3 части "А" ЕГЭ по русскому языку)....

Тренировочные задания к А 5 ГИА русский язык

Данные задания для повторения орфографии по темам к А 5 ГИА....

Тренировочные задания в формате ЕГЭ по русскому языку (А12-А25)

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 5 вариантов заданий в формате А12 - А25)...

Тренировочные упражнения для учщихся 8 класса. Русский язык, подготовка к ГИА.

Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в 8 классе. Русский язык: даны тренировочные упражнения в формате ГИА, часть А....

Тренировочные задания в формате ГИА по русскому языку

В данный материал вошли задания в формате ГИА из открытого банка заданий. Именно данные задания вызывают у ученков затруднения. Правильные ответы выделены красным цветом....

Тренировочные варианты подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Варианты, которые помогут в подготовке к ЕГЭ по русскому языку....