Урок письма и развития речи "Грамматические признаки существительного"
план-конспект урока русского языка (9 класс) по теме

 

 

Цели:

  • повторить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его грамматических признаках;
  • упражнять в нахождении существительных в письменной и устной речи;
  • обогащать и расширять активный словарь через включение в речь новых и изученных существительных;
  • способствовать совершенствованию грамматического строя речи через составление предложений по заданной схеме;
  • развивать функцию переключения внимания через чередование видов деятельности;
  • способствовать развитию логического мышления через выполнение упражнений аналитического и синтетического характера;
  • воспитывать собранность и умение достигать поставленной цели через самостоятельные и коллективные формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma_gram.prizn_.sushch..docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  VIII вида  для детей , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Урок – мастерская

«Грамматические признаки имени существительного»

        9 класс.

Учитель письма и

развития речи:

Зайцева С.И.

        2011г

Урок письма и развития речи в 9-м классе коррекционной школы-интерната VIII вида.

Тема "Грамматические признаки сущ-го"

Цели:

  • повторить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его грамматических признаках;
  • упражнять в нахождении существительных в письменной и устной речи;
  • обогащать и расширять активный словарь через включение в речь новых и изученных существительных;
  • способствовать совершенствованию грамматического строя речи через составление предложений по заданной схеме;
  • развивать функцию переключения внимания через чередование видов деятельности;
  • способствовать развитию логического мышления через выполнение упражнений аналитического и синтетического характера;
  • воспитывать собранность и умение достигать поставленной цели через самостоятельные и коллективные формы работы.

Оборудование: компьютер , презентация ,проектор, индивидуальные карточки, учебник,таблица,

        Ход урока

Организационный момент

Звонок за дверью прозвенел.
Ученик за парту сел.
Приготовился писать,
Слушать и запоминать.

- Начинаем урок письма и развития речи.

- Откроем тетради и запишем дату.

Двадцатое октября, четверг.

Классная работа. 

 Введение в тему

  1. – Сегодня у нас урок-мастерская , где мы будем  изготавливать  таблицу «Грамматические признаки имени существительного» ( слайд №1)

Прежде чем продолжим работу в нашей мастерской я хочу зачитать вам отрывок из хорошо знакомого произведения. Задача: определить автора, жанр и название. (Чтение отрывка из стихотворения Ивана Бунина

(Слайд № 2 )

ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

 

- Художник И.И.Левитан  к данному стиху нарисовал  картину «Золотая осень», (Слайд №3)          внимательно рассмотрите её. (в учебнике)Попробуем назвать                         изображенные на ней:

        Предметы

Явления природы

Берёзы

Берег

Река

Небо

Осень

Ветер

Солнце

(Слайд № 4)

Устно постоянно ставить вопрос.)

- На какие вопросы отвечают записанные слова?

- Какая часть речи отвечает на вопрос кто? или что?

- Значит, какой частью речи являются записанные слова?

Составьте с данными словами предложение.

Роль имени существительного в нашей речи К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом:

звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия». Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам сущ, т.к. в русском языке, на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных . Недаром поэт говорит: «давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».

2. Определение темы

Постановка цели

- На  уроке мы будем узнавать существительное в устной и письменной речи, определять его грамматические признаки. Итак , начинаем работу.

  1. Проверка домашнего задания.(упр.75 стр.57-58)

- какое упражнение было задано ?

- какие ошибки были допущены в словах?

-все ли подчеркнули собственные имена существительные?

4.Работа со словарём

В НАШЕМ СТИХОТВОРЕНИИ ВСТРЕТИЛИСЬ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА. ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ ИХ ПРАВОПИСАНИЕ.

Спиши, вставляя:

Б..гр..ный ,л..зури,зол...той, б..рёзы,т..рем.

- Взаимопроверка.

- Найдите лишние слова, почему?

4. Работа по опоре

- Подытожим, что же такое имя существительное?

Существительное – это __________
Отвечает на вопросы __________
Обозначает __________

Слайд № 5
5. Работа над предложением

А чтобы вспомнить какими членами предложения являются существительные мы составим предложения по опорным словам и вопросам.

- Составь:  что сделало?что? чего?

Время . пришло , осени.

что? На чём? Что сделали? Чем?

 Стали , на деревьях , листья ,недотрогами.

- Сделаем синтаксический разбор 2  предложения. 

 Добавить к опоре:

В предложении
Является __________ или __________

Слайд №6
6. Работа по определению грамматических признаков существительного

- Вернемся к словарным словам. Мы определили, что это существительные, но чем-то они отличаются друг от друга, назовите этот признак.

Имеет род __________

Слайд № 7

Определите  род у существительных лазурь,берёза,терем.

Одним из грамматических признаков сущ-го является определение рода.

7. Физминутка

- Пришло время отдохнуть.
- Откиньтесь на спинку стула,
- Закройте глаза.
- Опустите руки на колени.
- Делайте глубокие вздохи.
- Положите голову на парту.
- Дышите ровно.
- Поднимите голову.
- Уберите руки на парту.
- Откройте глаза.

- Проводя физминутку, я называла предметы или имена существительные. Перечислите их. А какие из них я имела ввиду, сразу несколько, один?

- Добавление в схему:

Число __________ и __________

Слайд№ 7

Следующим грамматическим признаком сущ-го является определение числа.Назовите существительные и определите число.

  1. Какие признаки еще не называли? Склонение и падежи .

- давайте вспомним три склонениея имен существительных»!

 Задание : Назовите одним словом и определите его склонение один обучающийся выполняет у доски, а все остальные в тетради.

Сильный дождь (ливень 2-е скл.),

Сильная тоска (грусть 3-е скл.),

Дождевое облако (туча 1-е скл.),

Лесная дорожка (тропинка 1-е скл.),

9.Работа с учебником.

Молодцы! К грамматическим признакам существительных относится определение одушевлённости и неодушевлённости, собственное или нарицательное существ. Всё это мы выполним в упр. в учебнике.

-упр.72 стр.54

Морфологический разбор сущ-го охотник.

10. Разбор домашнего задания

Упр.74,стр.56-57

ИТОГ. Сегодня вы хорошо работали в мастерской . Мы изготовили таблицу «Грамматические признаки сущ-го». Итак , что же относится к грамматическим признакам существительного .

Тест

1 Существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает

___________ и отвечает на вопросы____________ ____________

2. Существительное может быть______________________________ или ___________________ рода.

З. Существительное может________ ___________ или_______ склонения.

4. Существительное может изменяться по _____________ и  __________

5. В предложении имя существительное может    ________и ________.

Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".

В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....

Урок: Письмо и развитие речи в 5 классе Тема: "Склонение имён существительных"

Урок: Письмо и развитие речи в 5 классеТема: " Склонение имён существительных"Цель: формирование навыков в определении склонений имён существительных; повторение грамматических признаков имен существи...

Урок письма и развития речи в 6-м классе по теме "Три склонения имен существительных"

Цели: познакомить учащихся с тремя склонениями имен существительных;формировать умение определять склонение по роду и начальной форме;воспитывать интерес к русскому языку, любовь к поэзии....

Урок письма и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема «Имена прилагательные, обозначающие признак по принадлежности».

На уроке формирмируются у учащихся представления об особенностях прилагательных, обозначающих признак по принадлежности, тренируется навык правописания данных прилагательных....

Конспект урока письма и развития речи по теме: "Имя существительное. Обобщающий урок".

Учащиеся закрепляют основные грамматические категории имени существительного....

Урок письма и развития речи по теме: "Слова, обозначающие признак предмета"

Тема: Слова, обозначающие признак предмета.Цель: учить определять  в устной и письменной речи, слова обозначающие признак предмета....

Конспект урока письма и развития речи "Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы"

Формирование у обучающихся умения согласовывать названия признаков с названиями предметов...