Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме:
    Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе С.И.Львовой

    Лымарева Римма Сергеевна

    Пргограмма содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планирование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5_b_v_klassy.docx87.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 17

                             Рассмотрено                                                                          Утверждаю

                        Руководитель  МО                                                         Директор МОУ СОШ № 17

              _______________/________________                          ______________/Шкондина О.И.

                     Протокол № _____  от                                                          Приказ № ______ от

              ____________________   2011г.                                    ____________________  2011г.

    Рассмотрено на заседании                                                                                                        методического совета школы

    Протокол № _____  от

    ____________________ 2011г.

           Учитель   Лымарева Римма Сергеевна

           Предмет  русский язык

           Класс      5-Б, 5-В

    Г. БЕЛАЯ  КАЛИТВА

    2011- 2012  учебный год  

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 11 классов С.И. Львовой, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Работа по данному УМК  успешно проводится в течение десяти лет. Программа рассчитана на 210 часов (6часов в неделю).

         Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие  ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной  форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.

         Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.

    Курс русского языка для V класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

    Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

    Учебник

    Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5класс. Часть 1-3: Учебник для общеобразовательных учреждений изд.Мнемозина

    Учебник входит в состав УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы (под редакцией С. И. Львовой). Отличительные его особенности – ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Учебник построен так, что каждый урок русского языка становится уроком развития речи. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку.

    Требования к уровню  подготовки учащихся.

    В результате изучения русского языка ученик должен

     знать:

    - основные  признаки официально-делового стиля;

    - признаки текста типа описания, рассуждения;

    -основные нормы (грамматические) русского языка;

    - нормы речевого этикета.

    уметь

    - определять тему, тип, стиль речи;

    - опознавать языковые единицы (части речи), различать их, анализировать;

    аудирование и чтение:

    - читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;

    говорение и письмо:

    - воспроизводить текст с заданно степенью свернутости;

    - создавать тексты различных стилей и жанров(расписка, заявление0;

    - владеть различными видами монолога (описание, рассуждение)

    - соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

    - соблюдать в практике грамматические нормы современного языка;

    - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

    - увеличивать словарный запас;

    Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

    Название документа

    Автор

    Год

    1

    Государственный стандарт основного общего образования

    2

    Базисный учебный план

    2011

    3

    Примерная программа среднего (полного) общего образования

    2006

    4

    Методические рекомендации по преподаванию русского языка в общеобразовательных учреждениях в связи с переходом на БУП 2004

    2006

    5

    Программа по русскому языку для 5 – 11 классов

    С.И. Львова

    2006

     


    № п/п

    Наименова-ние разделов и тем

    Количе-

    ство часов

    Календар-ные сроки

    5-Б     5 -В

    Вид занятия

    Виды деятельно-сти и формы

    Наглядные пособия и технические средства

    Виды контроля

    Повторение

    1.

    Что такое лингвисти-ка?

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Коллектив-ная.

    Беседа.

    2.

    Входной

    контроль

    1

    Урок контроля

    остаточных знаний

    Тестовая

    Тест

    3.

    Фонетика как раздел лингвисти-ки.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Фронталь-ная.

    Практикум.

    Аргументи-рованные ответы на вопросы.

    Эпиграф, фотоколлаж (значение слов).

    4.

    Гласные и согласные звуки.

    1

    Урок закрепления и совершен-ствования знаний.

    Индивиду-альная.

    Практикум.

    Фонетиче-ская характери-стика гласных и согласных звуков; работа над произноше-нием.

    5.

    Фонетиче-ский разбор слова.

    1

    Урок формирова-ния и совершен-ствования знаний.

    Фронталь-ная;  индивиду-альная.

    Практикум.    

    Выборочная проверка выполнения заданий.

    Звуки гласные и согласные.

    6.

    Звукопись.

    1

    Урок формирова-ния и совершен-ствования знаний.

     

    Исследова-тельская.

    Практикум.

    Фонетическая характеристика гласных звуков, работа над произноше-нием.

    Гласные звуки.

    7.

    Слог. Ударение.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Индивиду-альная.

    Практикум.

    Работа с фрагментами художественного текста.

    Порядок фонетиче-ского разбора.

    8.

    Орфоэпия. Произношение гласных звуков.

    1

    Урок формирования и совершенствования знаний.

    Фронталь-ная, индивидуа-льная.

    Практикум.

    Проверить правиль-ность постановки ударения в словах.

    Слог, ударные и безударные слоги.

    9 - 10.

    Произно-шение согласных звуков. Озвончение и оглушение.

    2

    Урок формирова-ния и совершен-ствования знаний.

    Тест 1,2 (Мальцева) стр.6-7

    11.

    Произношение в иностран-ных словах перед е твёрдых и мягких согласных.

    1

    Урок формирова-ния и совершен-ствования знаний.

    Индивиду

    альная..

    Практикум.

    Характери-стика звуков.

    Согласные твёрдые и мягкие.

    12.

    Р.р. Подготовка к сочинению по картине М. Врубеля «Царевна-

    Лебедь».

    1

    Урок развития речи.

     

    Репродук-ция картины М. Врубеля «Царевна - Лебедь».

    13.

    Графика. Алфавит и его использова-ние.

    1

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    Исследова-тельская.

    Практикум.

    Современ-ный русский алфавит, славянский алфавит.

    Записать в алфавитном порядке фамилии писателей и поэтов XIX века ( не менее 10), словарный диктант.

    Оглушение и озвончение согласных, произноше-ние твёрдых согласных перед е, произноше-ние безударных гласных.

    14.

    Звуки и буквы.

    1

    Урок обобщения и систематизации знаний

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    Соотноше-ние букв и звуков

    Буква ь в словах.

    15-16.

    Обозначе-ние звуков с помощью букв е, ё, ю, я.

    2

    Уроки формирова-ния и совершен-ствования знаний.

    Исследова-тельская.

    Практикум.

    Таблица.

    Тест 3,4 (Мальцева) стр.8-9

    Порядок фонетиче-ского разбора.

    17.

    Контроль-ный диктант.

    1

    Урок контроля.

    Контроль-ный диктант.

    18.

    Анализ диктанта.

    1

    Урок коррекции знаний, умений и навыков.

    Индивиду-альная.

    19 -20.

    Морфемика. Морфема- значимая часть слова.

    2

    Урок формирова-ния и совершен-ствования знаний.

    Исследова-тельская.

     Практикум.

    Таблица.

    Доказать, что морфемный разбор слова связан со смысловым.

    Приставка, корень, суффикс, окончание.

    21.

    Морфемная модель и поморфем-ное письмо.

    1

    Урок формирова-ния знаний

    Фронталь-ная; индивиду-альная.

    Практикум.

    Построение рассужде-ния о морфемной модели.

    Разбор слова по составу.

    22.

    Однокорен-ные слова. Корни – омонимы.

    1

    Урок формирования и совершен-ствования знаний.

    Игровая.

    Беседа, практикум.

    Таблица.

    Выписать из сказки «О мёртвой царевне…» А.С.Пушкина предложе-ния, в которых употребля-ются слова с корнем – ШЛ- (шла, пришла). Чем объясняется различие в лексиче-ском значении этих слов?

    Однокорен-ные слова, правописа-ние безударной гласной в корне слова.

    23.

    Этимология

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Коллектив-ная.

    Беседа, практикум.

    Этимологи-ческий словарь.

    О происхожде-нии какого слова вы знаете? Расскажите.

    Тест 17 КИМ стр.44-45

    24.

    Чередова-ние гласных и согласных в морфемах.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Исследова-тельская;

    Индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Записать примеры слов с чередованиями гласных и согласных (10 примеров).

    Тест 19 КИМ стр.48-49

    Правописа-ние безударной гласной в корне.

    25.

    Чередова-ние гласных и согласных в морфемах

    1

    Урок формирова-ния и совершен-ствования знаний.

    Индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Рассказ о правописа-нии чередую-щихся гласных и согласных в морфемах.

    26.

    Контрольная работа работа по теме «Морфемика»

    1

    Урок контроля знаний, умений, навыков.

    Тест

    Тест 20 КИМ стр.50-53

    27.

    Лексиколо-гия. Способы объяснения лексическо-го значения слова.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Исследова-тельская.

    Рассказ учителя, беседа.

    Таблица.

    Из толкового словаря выписать пять незнакомых слов, объяснить их значение, составить с этими словами предложе-ния.

    Морфем-ный разбор.

    28.

    Тематиче-ские группы слов.

    1

    Урок формирования знаний.

    Исследова-тельская.

    Лекция, практикум.

    Продол-

    жить перечень слов, входящих в тематиче-ские группы «птицы», «посуда», «растения».

    Орфоэпиче-ский разбор слова.

    29-30.

    Тематиче-ские группы слов.

    2

    Урок формирова-ния и совершен-ствования знаний.

    Игровая.

    Практикум.

    Тест 1-4

    ( Мальцева) стр.9-14

    Лексиче-ское значение слова.

    31.

    Р.р. Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка».

    1

    Урок развития речи.

    Репродук-ция картины А.А. Рылова «Полевая рябинка».

    32.

    Орфогра-фия.

    Разделы русской орфографии

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Коллектив-ная;

    индивиду-альная.

    Рассказ учителя, практикум.

    Таблица.

    Анализируя письменные работы, рассказать, какие орфографи-ческие ошибки вы допускаете чаще.

    Орфограмм-мы в слове.

    33.

    Орфогра-фия.

    Разделы русской орфографии

    1

    Урок формирования и совершенствования знаний.

    Коллектив-ная.

    Игровая.

    Практикум.

    Таблица.

    Правописа-ние буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    34.

    Правописа-ние безударных гласных в корнях слов.

    1

    Урок формирования и совершенствования знаний.

    Коллектив-ная;

    самостоя-тельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Объясни-тельный диктант.

    Лексиче-ское значение слова.

    35.

    Правописа-ние безударных гласных в корнях слов.

    1

    Урок закрепления и совершенствования знаний.

    Фронталь-ная;

    самостоя-тельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Распредели-тельный диктант.

    Поморфем-ное письмо.

    36-37.

    Р.р. Подготовка и проведение подробного изложения «Берёзовый « Новый год».

    2

    Уроки развития речи.

    Подробное изложение.

    38.

    Правописа-ние согласных в корнях слов.

    1

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Индивидуа-льная.

     Практикум.

    Таблица.

    Зрительный диктант.

    Морфем

    ный разбор слова.

    39.

    Правописа-ние согласных в корнях слов.

    1

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Самостоятельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Объясни-тельный диктант.

    40.

    Правописа-ние безударных окончаний

    -е, -и в именах существительных.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Индивидуа

    льная.

    Практикум.

    Таблица.

    Выбороч-ный диктант.

    Правописа-ние  окончаний имён существительных.

    41.

    Правописа-ние безударных личных окончаний глаголов.

    1

    Урок формиро-вания и совершен-ствования знаний.

    Групповая.

    Беседа, практикум.

    Таблица.

    Синтаксиче-ский разбор предложе-ния.

    42.

    Ь после шипящих.

    1

    Урок формиро-вания и совершенствования знаний.

    Индивиду-альная.

    Консульта-ция, практикум.

    Таблица.

    Аргументи-рованный ответ на вопрос.

    Морфем-ный разбор слова, фонетиче-ский разбор.

    43.

    Правописа-ние –тся и –ться в глаголах.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Игровая.

    Таблица.

    Взаимо-контроль.

    Особенно-сти слитного и раздельного написания слов.

    44.

    Разделительные ъ и ь знаки.

    1

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Самостоя-тельная;

    групповая.

    Практикум.

    Таблица.

    Контроль-ный словарный диктант.

    Ь знак после шипящих.

    45

    Слитные, дефисные и раздельные написания.

    1

    Урок формирования и совершенствования знаний

    Групповая, практикум

    Тест 1-4 (Мальцева)

    Стр.38-43

    Различение на письме приставок и предлогов.

    Раздельное написание  частицы не и предлогов со словами

     

    46.

    Контроль-ный диктант.

    1

    Урок контроля.

    Контроль-ный диктант.

    47.

    Анализ диктанта.

    Морфология.

    Части речи в русском языке.

    1

    Комбини-рованный урок.

    Коллектив-ная.

    Рассказ учителя; практикум.

    Таблица.

    Указать слова, которые соответствуют схемам.

    Синтакси-ческий разбор предложе-ния.

     48.

    Морфология.

    Части речи в русском языке.

    1

    Комбини-рованный урок.

    Самостоя-тельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Взаимо-диктант.

    Самостоя-тельные и служебные части речи.

    49.

    Образование форм слова с помощью окончания.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Коллектив-ная.

    Практикум.

    Таблица.

    Запись слов с чередова-нием, выборочная проверка.

    Лексиче-ское значение слова. Однокорен-ные слова.

    50.

    Образование форм слова с помощью окончания.

    1

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Морфем-ный разбор слова, слова с чередова-нием гласных.

    51.

    Р.р. Культура речи.

    Соблюде-ние норм современ-ного русского литератур-ного языка.

    1

    Урок коррекции знаний, умений и навыков.

    Игровая.

    Беседа.

    ИКТ.

    Лексиче-ское и грамматиче-ское значение слова.

    52.

    Р.р. Употребле-ние в речи этикетных слов.

    1

    Урок коррекции знаний, умений и навыков.

    Игровая.

    Рассказ, беседа.

    ИКТ.

    Сочинение-миниатюра.

    53.

    Синтаксис.

    Словосоче-тание как единица синтаксиса.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Выделить из текста словосочета-ния.

    Самостоя-тельные и служебные части речи, граммати-ческая основа предложе-ния.

    54.

    Синтаксис

    Словосо-четание как единица синтаксиса.

    1

    Урок формиро-вания и совершенствования знаний.

    Фронталь-ная;

    самостоя-тельная.

    Рассказ, практикум.

    Таблица.

    Словарный диктант.

    Правопис-ание безударной гласной в корне слова.

    55.

    Синтаксис

    Словосо-четание как единица синтаксиса.

    1

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Фронталь-ная;

    индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Графиче-ский диктант.

    Тест 1-2 (Мальцева) стр.14-20

    Орфограм мы (гласные и согласные) в корне слов.

    56-57.

    Р.р. подготовка и проведение контрольного сочинения-описания картины И.И. Фирсова «Юный живописец»

    2

    Уроки развития речи.

    Коллективная: составление связного рассказа по картине.

    Индивидуальная: написание сочинения.

    Репродук-ция картины И.И. Фирсова «Юный живописец».

    58.

    Предложе-ние как единица синтаксиса.

    Интонация предложе-ния.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Коллектив-ная.

    Практикум.

    Таблица.

    Непроизно-симые согласные в корне слова. Главные члены предложе-ния.

    59.

    Предложе-ние как единица синтаксиса.

    Интонация предложе-ния.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Коллектив-ная.

    Практикум.

    Таблица, грамзапись.

    Записать небольшой отрывок из любимого стихотворе-ния, расставить логические ударения в тексте, выразительно прочитать.

    Разделительный ь в словах.

    60.

    Главные члены предложе-ния. Подлежа-щее.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Коллектив-ная; индивиду-альная.

    Уметь определять подлежащее, способы его выражения.

    Рассказ учителя, практикум.

    Таблица.

    Провероч-ная работа (по вариантам):

    указать предложе-ния, в которых подлежащее выражено именем существительным / местоиме-нием.

    Правописа-ние безударных гласных в корне.

    61.

    Главные члены предложе-ния. Сказуемое.

    1

    Урок формирования и совершенствования знаний.

    Самостоятельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Составить связный рассказ о способах выражения подлежаще-го и сказуемого.

    Чередова-ние гласных и согласных в морфемах.

    62.

    Второсте-пенные члены предложе-ния.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Коллектив-ная.

    Практикум.

     

    Таблица.

    Составле-ние устного ответа о дополне-нии,

    Определе-нии.

    Составить и записать предложе-ния по схемам.

    Распростра-нённые  и нераспро-страненные предложе-ния.

    63.

    Второсте-пенные члены предложе-ния.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Коллектив-ная;

    игровая

    Практикум.

    Таблица.

    Распростра-нить предложе-ния определениями.

    Словосоче-тание, синтаксический разбор словосочета-ния.

    64-65.

    Р.р. Сжатое изложение.

    2

    Уроки развития речи.

    66.

    Виды предложе-ний по цели высказыва-ния.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Коллектив-ная.

    Практикум.

    Устный аргументи-рованный ответ на вопрос.

    Основная тема текста.

    67.

    Виды предложе-ний по эмоциональной окраске.

    1

    Урок формиро-вания и совершенствования знаний.

    Коллектив-ная.

    Практикум.

    Таблица.

    Чтение предложе-ний, расстановка логических ударений, пауз.

    Правописа-ние безударных личных окончаний глаголов.

    68.

    Виды предложе-ний по наличию второстепенных членов.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Коллектив-ная; самостоя-тельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Распростра-нение предложе-ний.

    Основа предложе-ния;

    -тся и – ться в глаголах.

    69.

    Виды предложе-ний по количеству грамматических основ.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Коллектив-ная.

    Практикум.

    Таблица.

    Составле-ние схем предложе-ний.

    Тест 3-4 (Мальцева)

    Стр. 17-20

    Не с глаголами, правописа-ние гласных в приставках.

    70.

    Простое осложнён-ное предложе-ние.

    Предложе-ния с однородными членами.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Коллектив-ная;

    индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Дополнить предложе-ния однородными членами, составить схемы.

    71.

    Обобщаю-щие слова при однородных членах.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Коллектив--ная;

    самостоя-тельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Связный рассказ об однородных членах.

    Контроль-ный словарный диктант.

    Правописа-ние безударных гласных в словах; однородные члены предложе-ния, пунктуация при них.

    72 .

    Предложе-ния с обращени-ями.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Игровая.

    Практикум.

    Таблица.

    Из текста басен И.А. Крылова выписать пять предложе-ний с обращени-ями.

    73.

    Предложе-ния с обращении-ями.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Самостоя-тельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Тест.

    Правописа-ние гласных в окончаниях существительных.

    74.

    Предложе-ния с вводными словами.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Фронтальная.

    Практикум.

    Таблица.

    Составле-ние схем предложе-ний.

    Обращение, знаки препинания при нём.

    75.

    Предложе-ния с вводными словами.

    1

    Урок формиро-

    вания и совершенствования знаний.

    Фронталь-ная;

    самостоя-тельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Выписать из учебника литературы три предложе-ния с вводными словами, составить схемы.

    Синтаксический разбор предложе-ния.

    76.

    Предложе-ния со сравнитель-ными оборотами.

    1

    Урок формирова-ния знаний..

    Фронталь ная.

    Практикум.  

    Таблица.

    Выписать из произведе-ний художест-венной литературы пять предложе-ний со сравнитель-ными оборотами.

    Простые и сложные предложе-ния.

    77.

    Предложе-ния с прямой речью.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Фронталь-ная.

    Практикум.

    Таблица.

    К данным словам подобрать прямую речь.

    Орфограмм-мы в корне слова.

    78.

    Предложе-ния с прямой речью.

    1

    Урок формирования и совершенствования знаний.

    Фронталь-ная; индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Составить диалоги на темы: «Разговор по телефону», «В гостях».

    Однород-ные члены предложе-ния, знаки препинания при них.

    79.

    Предложе-ния с прямой речью.

    1

    Урок закрепления и совершен-ствования знаний.

    Самостоя-тельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Графиче-ский диктант.

    Чередова-ние гласных в корне слова.

    80.

    Пунктуация

     Зачем нужны знаки препина-ния?

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Игровая.

    Беседа.

     

    Таблица.

    Правильно расставить знаки в предложе-ниях с однород-ными членами, в предложе-ниях с обращении-ями.

    Знаки препинания при обращении.

    81.

    Основные разделы пунктуации.

    1

    Урок формирования знаний.

     Коллективная.

    Беседа.

    Таблица.

    Знаки препинания внутри простого предложения.

    82.

    Знаки препинания внутри простого предложе-ния.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Коллектив-ная; индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Тестирова-ние.

    Знаки препинания внутри простого предложе-ния.

    83.

    Знаки препинания между частями сложного предложе-ния.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Коллектив-ная;

    Индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Составить четыре предложе-ния: два, где союз и соединяет части сложного, два -однородные члены предложе-ния.

    84.

    Знаки препинания в предложе-ниях с прямой речью.

    1

    Урок обобщения и систематиза-ции знаний.

    Индивидуа-льная; самостояте-льная.

    Практикум.

    Таблица.

    Записать четыре предложе-ния: два, где слова автора стоят перед прямой речью, два-после.

    Знаки препинания при диалоге.

    85-86.

    Р.р. Подготовка и проведение контрольного подробного изложения.

    2

    Уроки развития речи.

    Контроль-ное подробное изложение.

    87.

    Повторение изученного по теме «Синтаксис и Пунктуация»

    1

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    Индивидуа-льная, фронталь –

    ная,самостоятельная.

    Практикум.

    Тест

    88.

    Контрольный диктант по теме «Синтаксис и Пунктуация»

    1

    Урок контроля

    Контрольный диктант

    89.

    Р. р. Текстоведе-ние.

    Понятие о тексте.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

     Исследова-тельская.

    Рассказ учителя, беседа.

    Озаглавить тексты, разделить на абзацы.

    Правописа-ние гласных после шипящих.

    90.

    Р.р. Типы речи.

    Повествование.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Исследова-тельская.

     Рассказ учителя, беседа.

    91.

    Р.р. Описание.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Исследова-тельская.

    Беседа, практикум.

    Составить описание человека (друга, одноклас-сника, родствен-ника).

    92.

    Р.р. Рассужде-ние.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Исследова-тельская.

    Беседа.

    93.

    Р.р. План текста.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Фронталь-ная.

    Практикум.

    94.

    Р.р. Выборочное изложение.

    1

    Урок развития речи.

    95.

    Р.р. Основные нормы построения текста.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Исследова-тельская.

    96.

    Словообра-зование.

    Основные способы образования слов в русском языке.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Фронталь-ная; индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Работа с орфографии-ческим словарём, составление слов по схемам.

    Разбор слова по составу,  синтакси-ческий разбор предложе-ния.

    97.

    Словообра-зование.

    Основные способы образования слов в русском языке.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Из произведе-ний устного народного творчества выписать имена существительные, прилагательные с уменьши-тельно-ласкатель-ными суффиксами, выделить эти морфемы.

    Обращение, вводные слова.

    98.

    Словообра-зование.

    Основные способы образования слов в русском языке.

    1

    Урок закрепления и совершенствования знаний.

    Индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Пользуясь «Словообразова-тельным словариком», доказать, что морфема – значимая часть слова.

    Предложе-ния со сравнитель-ными оборотами.

    99.

    Правописа-ние букв а–о в корнях с чередова-нием.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Тест «Четвёртое лишнее».

    Словообра-зовательные цепочки.

    100.

    Правописа-ние букв а–о в корнях с чередова-нием.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Фронталь-ная;

    самостоя-тельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Работа с текстом К.Г. Паустовского «Сказоч-ник».

    Правопи-сание безударных окончаний глаголов.

    101.

    Буквы о-ё после шипящих в корнях слов.

    1

    Урок формирова-ния и совершенство-вания знаний.

    Индивиду-альная; самостояте-льная.

    Практикум.

    Таблица.

    Составить весёлый текст, используя какие-либо из данных слов: шоссе, прожорливая саранча, искусный жонглёр, чёрная ночь.

    Правописа-ние букв а–о в корнях с чередова-нием.

    102.

    Р.р. Подготовка к сочинению по картине И. Левитана «Золотая осень».

    1

    Урок развития речи.

     

    Репродук-ция картины «Золотая осень».

    103.

    Словообра-зование имён существи-тельных.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний

    Фронталь-ная;

    самостоя-тельная.

    Практикум.

    Таблица, «Словарик значения морфем».

    Работа с этимологи-ческим словарём; запись слов в соответст-вии со словообразовательной моделью.

    Поморфем-ное письмо.

    104.

    Словообра-зование имён прилагательных.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Фронталь-ная; самостоятельная.

    Практикум.

    Таблица, «Словарик значения морфем».

    Разбор прилагательных по составу, словообразо-вательный разбор.

    Орфограмм-мы в корнях слов.

    105.

    Словообра-зование глаголов.

    1

    Урок формиров-ания и совершенствования знаний.

    Фронталь-ная; индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица, «Словарик значения морфем».

    Работа с текстом: объяснить название. Научное или художест-венное описание представляя-ет собой этот текст?

    Однокорен-ные слова, формы одного и того же слова.

    106.

    Р.р. Изложение с элементами сочинения.

    1

    Урок развития речи.

    107.

    Правописа-ние приставок.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний

    Игровая.

    Таблица.

    Письменный ответ на вопрос; поморфем-ное письмо.

    Словообразование глаголов.

    108.

    Правописа-ние приставок.

    1

    Урок закрепления и совершен-ствования знаний.

    Фронталь-ная; индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Замена словосочетания словом с тем же значением и приставками без- - бес-. 

    Гласные о-ё после шипящих в корне.

    109.

    Правописа-ние приставок.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Фронталь-ная; индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Тестирова-ние.

    Буквы а-о в корнях –лаг- -

    - лож-.

    110.

    Образова-ние слова и его морфемное строение.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Коллектив-ная.

    Практикум.

    Таблица.

    Словарный диктант.

    Способы образования слов.

    111.

    Образова-ние слова и его морфемное строение.

    1

    Урок закрепления и совершенствования знаний.

    Индивиду-альная.

    Таблица.

    Провероч-ная работа.

    Способы образования слов, морфемный разбор слова.

    112.

    Контроль-ный диктант.

    1

    Урок контроля.

    Контроль-ный диктант.

    113.

    Анализ диктанта.

    1

    Урок коррекции знаний, умений и навыков.

    Индивиду-альная.

    114.

    Лексиколо-гия и фразеология

    Слова однознач-ные и многознач-ные.

    Прямое и переносное значение слова.

    1

    Урок формирования знаний.

    Исследова-тельская.

    Беседа.

    Таблица.

    Творческий диктант: вставить в предложе-ния нужные по смыслу слова.

    Непроизно-симые согласные в корне слова.

    115.

    Средства художе-ственной изобрази-тельности: сравнение, метафора, олицетворение, эпитет.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Исследова-тельская.

    Практикум.

    Контроль-ный словарный диктант.

    Корень слова.

    116.

    Синонимы. Антонимы. Омонимы.

    1

    Урок формирования и совершенствования знаний.

    Самостоятельная.

    Беседа.

    Таблица.

    Составить текст, использовав синонимы в соответст-вии с их стилистическими особенностями.

    Однознач-ные и многознач-ные слова.

    117.

    Р.р. Сочинение с элементами описания

    1

    Урок развития речи.

    Репродук-ция картины А.И. Куинджи «Берёзовая роща».

    118.

    Исконно русские и заимствованные слова.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Групповая.

    Практикум.

    Этимологи-ческий словарь. Таблица.

    Редактирование текста, насыщенно-го заимствованными словами, замена заимствованных слов русскими синонимами

    Средства художест-венной изобрази-тельности.

    119.

    Написание букв ы-и после ц.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Коллектив-ная; самостоя-тельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Замена развёрну-тых определе-ний синонимом.

    Безударная гласная в корне, знаки препинания в предложе---ниях с однородными членами.

    120.

    Лексика ограничен-ного употребле-ния.

    1

    Урок формирования и совершенствования знаний.

    Групповая.

    Практикум.

    Таблица.

    Кем работают ваши родители? Составить список профессии-ональных слов, которыми они пользуются.

    Поморфемное письмо, морфемная модель слова.

    121.

    Устаревшие слова.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Игровая.

    Практикум.

    Таблица.

    Привести примеры устаревших слов, пользуясь учебником истории, ответить на вопрос, что даёт история родного языка для его изучения?

    Лексиче-ское значение слов; фонетиче-ский разбор слова.

    122.

    Фразеология.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Игровая.

    Практикум.

    Таблица.

    Проиллю-стрировать (раскрыв смысл) 2-3 фразеологизма.

    Слово, словосочетание.

    123.

    Контрольная работа по теме «Лексика».

    1

    Урок контроля.

    Контроль-ный тест.

    124.

    Анализ теста.

    1

    Урок коррекции знаний, умений и навыков.

    Индивиду-альная.

    125.

    Морфоло-гия.

    Слово как часть речи.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Исследова-тельская.

    Практикум.

    Таблица.

    Словарная работа.

    Разбор слов по составу; правописа-ние приставок.

    126.

    Языковые значения.

    1

    Урок формирова-ния  знаний.

    Фронталь-ная.

    Работа с отрывком из басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»: найти слова, в которых выражено значение падежа. Числа, рода, лица.

    Правописа-ние безударных  окончаний существи-тельных и глаголов.

    127.

    Имя существи-тельное.

    Общее значение имён существи-тельных.

    1

    Урок формирования и совершенствования знаний.

    Коллектив-ная; индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Сочинение-миниатюра.

    Объяснить, почему в тексте будут преобладать существительные.

    Правописа-ние корней с чередова-нием гласных а-о.

    128.

    Правописа-ние суффиксов –чик-,

     - щик- .

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Образовать существительные со значением лица.

    Сложные предложе-ния, постановка знаков препинания в сложных предложе-ниях.

    129.

    Правописа-ние суффиксов –ек-, ик-

    (-чик-).

    1

    Урок формиров-ания и совершенствования знаний.

    Игровая.

    Практикум.

    Таблица.

    Запись слов приёмом поморфем-ного письма.

    Чередова-ние согласных в корне.

    130.

    Постоянные морфологи-ческие признаки имени существи-тельного .

    Собствен-ные и нарицательные имена существи-тельные.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Игровая. Практикум.

    Таблица.

    Дописать предложе-ния, добавив однородные члены (собствен-ные или нарицательные имена существи-тельные).

    Знаки препинания в предложе-ниях с однородными членами.

    131.

    Имена существи-тельные одушевлён-ные и неодушев-лённые.

    1

    Урок формирова-ния и совершенствования знаний.

    Групповая.

    Практикум.

    Таблица.

    Записать десять одушевлён-ных и десять неодушевлённых имён существительных.

    Нулевое окончание.

    132.

    Род имён существительных.

    1

    Урок формирования и совершен-ствования знаний.

    Индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Изложение-миниатюра.

    133.

    Склонение имён существи-тельных.

    1

    Урок формиров-ания и совершенствования знаний.

    Коллектив-ная;

    Самостоя-тельная.

    Практикум.

    134.

    Род имён существительных.

    1

    Урок формирова-ния и совершенство-вания знаний.

    Индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Изложение-миниатюра.

    Виды разборов.

    135.

    Склонение имён существи-тельных.

    1

    Урок- практикум.

    Фронталь-ная; самостоя-тельная.

    Практикум.

    Проскло-нять существительные семя, время, имя, путь, выделяя окончания.

    Правописа-ние суффиксов существи-тельных.

    136.

    Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Коллектив-ная; индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Работа с тестом: вставить пропущен-ные буквы, расставить знаки препинания.

    Не с глаголами.

    137.

    Непостоян-ные морфологи-ческие признаки имён существительных.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Исследова-тельская.

    Практикум

    Таблица.

    Доказать, что единственое число указывает на то, что предмет один, а множественное – на то, что предметов два и более.

    Орфоэпия, правила постановки ударения.

    138.

    Безударные окончания –е и –и в именах существи-тельных.

    1

    Урок формирова

    ния и совершенствования знаний.

    Самостоятельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Сочинение-миниатюра.

    Не с глаголами, правописа-ние удвоенной согласной в слове.

    139.

    Синтаксическая роль имени существительного.

    1

    Урок формирова

    ния и совершен

    ствования знаний.

    Индивидуа-льная.

    Практикум.

    Таблица.

    Придумать и записать предложе-ния, где существительное книга выполняет разную синтаксиче-скую роль. 

    Обращение. Знаки препинания при обращении.

    140.

    Контроль-ный диктант.

    1

    Урок контроля.

    Контроль-ный диктант.

    141.

    Анализ контрольного диктанта.

    1

    Урок коррекции знаний, умений и навыков.

    Индивиду-альная.

    142.

    Р.р. Культура речи. Правильное употребле-ние имён существительных.

    1

    Урок коррекции знаний, умений и навыков.

    Исследова-тельская.

    Практикум.

    Найти недочёты в употребле-нии однокорен-ных слов.

    Однокорен-ные слова, синонимы.

    143.

    Имя прилагательное.

    Общее значение имени прилагательного.

    1

    Урок формирова

    ния и совершен

    ствования знаний.

    Фронталь-ная; индивиду

    альная

    Практикум.

    Таблица.

    Попытай-тесь описать один из сортов капусты, используя прилагательные.

    Словосоче-тание, главное и зависимое слово.

    144 -145.

    Р.р. Подготовка и проведение контроль-ного  сочинения по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» .

    2

    Уроки развития речи.

    Репродук-ция картины В.М. Васнецова «Алёнуш-ка» .

    Контроль-ное сочинение.

    146.

    Морфологические признаки имёни прилагательного.

    Качественные, относител

    ные и притяжа

    тельные имена прилагательные.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Фронталь-ная.

    Практикум.

    Таблица.

    К какому разряду относится прилагательное тихий ? Сформули-руйте лексическое значение этого слова. Составьте с ним несколько словосочетаний.

    Основная мысль текста; фонетиче

    ский и орфоэпиче

    ский разбор слова. Прямое и переносное значение слов.

    147.

    Непостоян

    ные морфологи

    ческие признаки имён прилага

    тельных.

    Прилага

    тельные в форме сравнитель

    ной степени.

    1

    Урок формирова

    ния знаний.

    Фронталь

    Ная; индивидуальная.

    Практикум.

    Таблица.

    Записать предложе

    ния, вставляя подходящие  по смыслу слова. Пользуй

    тесь учебником природове

    дения.

    Антонимы.

    148.

    Полные и краткие формы имён прилагательных.

    1

    Урок формирования и совершенствования знаний.

    Самостоятельная.

    Практикум.

    Из стихотворе

    ния Н.И. Рыленкова «Всё  в тающей дымке » выписать предложе

    ния с краткими прилагатель-ными.

    Морфологический разбор имени существи

    тельного.

    149.

    Правописа

    ние безударных окончаний имён прилагательных.

    1

    Урок формирования и совершенствования знаний.

    Самостоя

    тельная.

     

    Практикум.

    Таблица.

    Устное высказыва

    ние.

    Доказать тезисы о правописа

    нии безударных личных окончаниях прилагательных.

    Морфологический разбор прилагательного.

    150.

    Синтаксическая роль имени прилагательного.

    1

    Урок формирования и совершенствования знаний.

    Коллектив-ная; индивиду

    аль ная.

    Практикум.

    Морфологический разбор  прилагательных, синтаксиче

    ский разбор предложе

    ния.

    Разделительный ь в словах.

    151.

    Контроль

    ный диктант.

    1

    Урок контроля.

    Контроль

    ный диктант.

    152.

    Анализ контрольного диктанта.

    1

    Урок коррекции знаний, умений и навыков.

    Индивиду

    альная.

    153.

    Р.р. Культура речи.

    Правильное употребление имён прилагательных.

    1

    Урок коррекции знаний, умений и навыков.

    Исследова-тельская.

     Практикум.

    От данных прилагательных образовать краткие формы и записать их , распределяя по графам таблицы.

    Поставить ударение во всех формах.

    Смысловые различия слов. Морфологический разбор прилагательных.

    154.

    Р.р. Культура речи.

    Правильное употребление имён прилагательных.

    1

    Урок коррекции знаний, умений и навыков.

    Исследова

    тельская.

    Практикум.

    Разъяснить, в чём заключают

    ся ошибки в употребле

    нии имён прилагательных

    Правописа

    ние окончаний прилагательных.

    155.

    Глагол.

    Общее значение глагола и его употребле

    ние в речи.

    1

    Урок формирова

    ния и совершенствования

    знаний.

    Фронталь

    ная.

    Практикум.

    Таблица.

    Заменить фразеологизм одним глаголом.

    Фразеологизмы; строение словосочетаний.

    156.

    Глагол.

    Общее значение глагола и его употребле-ние в речи.

    1

    Урок совершенствования знаний.

    Фронталь--ная; индивиду-альная.

    Практикум, беседа.

    Таблица.

    Изложение-миниатюра.

    Роль глаголов в тексте.

    157.

    Инфинитив.

    1

    Урок формирова-ния знаний.

    Фронталь

    ная; самостоя-тельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Сопоставление текстов «Мещер

    ская сторона» Паустовского , «Лёд идёт» Пяткова .

    Какие эпитеты и олицетворения были использова

    ны в текстах?

    -тся и ться в глаголах.

    158.

    Инфинитив.

    1

    Урок формирования и совершенствования знаний.

    Фронталь

    ная; индивиду

    альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Словарный диктант.

    Поморфемное письмо; основная мысль текста.

    159.

    Вид глагола.

    1

    Урок формирова

    ния и совершенство-

    вания знаний.

    Самостоятельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Подобрать синонимы к глаголу говорить.

    Синонимы; орфограммы в приставках.

    160.

    Вид глагола

    1

    Урок закрепления и совершенствования знаний.

     Индивидуальная.

    Практикум.

    Таблица.

    Тестирова

    ние.

    Виды разборов.

    161.

    Р.р. Подготовка к сочинению по картине Н.М. Ромадина «Вербы в половодье».

    1

    Урок развития речи.

    162.

    Правописание глагольных суффиксов –ыва -,-ива-, -ова-, ева-.

    1

    Урок формирова

    ния знаний.

    Фронталь

    ная.

    Практикум.

    Таблица.

    Записать глаголы, объяснить правописа

    ние суффиксов.

    Сложное предложе

    ние, части которого соединены союзом но.

    163.

    Правописа

    ние глагольных суффиксов –ыва-, -ива-, -ова-, ева-.

    1

    Урок закрепления и совершенствования знаний.

    Фронтальная; индивидуальная.

    Практикум.

    Таблица.

    Комментирован-ное письмо.

    Составить предложе

    ния с глаголами совершен

    ного несовершенного вида.

    164.

    Переходные и непереход

    ные глаголы.

    1

    Урок формирования знаний.

    Исследова

    Тель

    ская.

    Практикум.

    Таблица.

    Сочинение – миниатюра.  

    Правописа

    ние падежных окончаний существительных.

    165.

    Переходные и непереход

    ные глаголы.

    1

    Урок закрепления и совершенствования знаний.

    Самостоя

    тельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Вид глаголов.

    166.

    Возвратные и невозврат

    ные глаголы.

    1

    Урок формирова

    ния знаний.

    Исследовательская.

    Таблица.

    Морфологический разбор возвратных глаголов.

    167.

    Правописа

    ние корней с чередующимися гласными е и и.

    1

    Урок формирования и совершенствования знаний.

    Самостоятельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Работа с видовыми парами.

    Виды орфограмм корня.

    168.

    Правописа

    ние корней с чередую

    щимися гласными е и и.

    1

    Урок закрепления и совершенствования знаний.

    Фронталь

    ная; самостоя

    тельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Расшифро

    вать запись. Привести примеры на каждую группу корней с чередова

    нием.

    169.

    Правописание корней с чередующимися гласными е и и.

    1

    Урок – обществен

    ный смотр знаний.

    Самостоя

    тельная.

    Таблица.

    Самостоя

    тельная работа.

    170.

    Изменение глаголов по наклоне

    ниям.

    1

    Урок формирова

    ния знаний.

    Коллектив

    ная.

    Практикум.

    Таблица.

    Работа с текстом отрывка из «Заповедника сказок» Кира Булычёва.

    Ь после шипящих.

    171.

    Условное наклонение.

    1

    Урок формирова

    ния знаний.

    Самостоя

    тельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Разбор по составу глаголов в условном наклонении.

    Правописа

    ние гласных после шипящих и ц.

    172.

    Условное наклонение.

    1

    Урок закрепления и совершенствования знаний.

    Фронталь

    ная; индивиду

    альная.

    Практикум.

    Выписать из произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро» пять предложе

    ний с глаголами в условном наклонении.

    Орфоэпиче

    ский разбор слова.

    173.

    Повелительное наклонение.

    1

    Урок формирова

    ния знаний.

    Коллектив

    ная, самостоя

    тельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Устное высказыва

    ние.

    Попытай

    тесь объяснить, в каких случаях в речи используются глаголы в повелительном наклонении.

    Виды словосочетаний.

    174.

    Повелительное наклонение.

    1

     Урок формирова

    ния  и совершенствования знаний.

    Индивиду

    альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Используя глаголы стараться, думать, следить, сформули

    руйте и запишите несколько правил речевого поведения.

    Совершен

    ный и несовершенный вид.

    175.

    Повелительное наклонение.

    1

    Урок закрепления и совершенствования знаний.

    Фронталь

    ная;

    самостоя

    тельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Из учебника математики выписать пять предложе

    ний с глаголами повелительного наклонения, которые используются в формулировках задач.  

    -тся и -ться в глаголах.

    176.

    Изъявительное наклонение. Изменение глаголов изъявитель

    ного наклонения по временам.

    1

    Урок формирова

    ния знаний.

    Фронталная.

    Практикум.

    Таблица.

    Словарный диктант. Выписать из текста В. Бианки глаголы, распределив по соответству

    ющим графам.

    Знаки препинания в предложе

    ния с однородными членами.

    177.

    Изъявительное наклонение.

    Изменением глаголов прошедшее-го времени по числам и родам.

    1

    Урок формирова

    ния знаний.

    Исследова

    тельская.

    Практикум.

    Таблица.

    Рассказать: о глаголах в форме прошедшее

    го времени по плану:

    1. значение
    2. образование;
    3. изменение.

    Морфологический разбор глаголов.

    178.

    Изъявительное наклонение.

    Изменение глаголов настоящего времени по числам и лицам (спряжение)

    1

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Индивиду

    альная; самостояте

    льная.

    Практикум.

    Графиче

    ский диктант.

    Чередова

    ния в корнях глаголов.

    179.

    Безличные глаголы.

    1

    Урок формирова

    ния знаний.

    Коллектив

    ная.

    Практикум.

    Таблица.

    Взаимо

    контроль.

    Род глаголов; главные члены предложе

    ния.

    180.

    Безличные глаголы.

    1

    Урок закрепления и совершенствования знаний.

    Фронталь

    ная; индивиду

    альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Письмо по памяти.

    Личные окончания глаголов.

    181-182.

    Р. р. Подготовка и проведение контроль

    ного изложения с самостоя

    тельно составлен

    ным продолжением.

    2

    Уроки развития речи.

    Контроль

    ное изложение.

    183.

    Синтакси

    ческая роль глагола.

    Глагол как член предложе

    ния.

    1

    Урок закрепления и совершенствования знаний.

    Фронталь

    ная; индивиду

    альная.

    Практикум.

    Таблица.

    Устное высказыва

    ние. Рассказать о синтаксиче

    ской роли глагола в предложе

    нии.

    Гласный в суффиксах имён существительных. Образные языковые средства.

    184.

    Глагол как член предложе

    ния.

    1

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Самостоя

    тельная.

    Практикум.

    Таблица.

    Самостоя

    тельная работа.

    Безударная гласная в корне слова.

    185.

    Р.р. Культура речи.

    Правильное употребле

    ние глаголов.

    1

    Урок коррекции знаний, умений, навыков.

    Исследова-тельская.

    Беседа.

    Правильное  произноше

    ние глаголов.

    Правописа

    ние корней с чередова

    нием.

    186.

    Р.р. Культура речи.

    Правильное употребле

    ние глаголов.

    1

    Урок коррекции знаний, умений, навыков.

    Групповая.

    Практикум.

    Комментированное письмо.

    Инфинитив.

    187.

    Р.р. Культура речи.

    Правильное употребле

    ние глаголов.

    1

    Урок коррекции знаний, умений, навыков.

    Самостоя

    тельная.

    Практикум.

    По рисункам определить различия в значении глаголов.

    Нормы построения текста.

    188.

    Р.р. Культура речи.

    Правильное употребление глаголов.

    1

    Урок коррекции знаний, умений, навыков.

    Фронталь

    ная; самостоя

    тельная

    Практикум.

    Изложение-миниатюра.

    Синтаксическая роль глаголов.

    189.

    Р.р. Культура речи.

    Правильное употребле

    ние глаголов.

    1

    Урок коррекции знаний, умений, навыков.

    Индивиду

    альная.

    Практикум.

    Изложение – миниатюра.

    Правописа

    ние приставок на – з и –с.

    190.

    Контроль

    ный диктант.

    1

    Урок контроля.

    Контроль

    ный диктант.

    191.

    Анализ диктанта.

    1

    Урок коррекции знаний, умений, навыков.

    Индивиду

    альная.

    192.

    Повторение изученного в V классе.

    Роль языка в жизни общества.

    1

    Урок обобщения и систематиза-ции знаний.

    Фронталь

    ная.

    Беседа, практикум.

    Списать последнее предложе

    ние §1, заменив в нём местоиме

    ние вы на мы , а в глаголе – форму будущего времени на форму прошедшее

    го .

    Тезис, аргументы; основная мысль текста.

    193.

    Повторение правописа

    ния гласных и согласных в морфемах слова.

    1

    Урок закрепления и совершенствования знаний.

    Индивиду-альная.

    Практикум.

    Таблицы.

    Правописа

    ние безударных гласных в корне слова.

    194.

    Повторение правописа

    ния гласных и согласных в морфемах слова.

    1

    Урок обобщения и систематиза-ции знаний.

    Фронталь

    ная; самостоя

    тельная.

    Практикум.

    Таблицы.

    Текст, план текста.

    Правописа

    ние безударных гласных в корне слова.

    195.

    Повторение правописа

    ния гласных и согласных в морфемах слова.

    1

    Урок закрепления и совершенствования знаний.

    Фронталь

    ная; индивиду

    альная.

    Практикум.

    Таблицы.

    Правописа

    ние приставок.

    Языковые средства.

    196.

    Повторение правописа

    ния гласных и согласных в морфемах слова.

    1

    Урок обобщения и систематиза-ции знаний.

    Самостоя

    тельная.

    Практикум.

    Таблицы.

    Подбор синонимов.

    Правописа

    ние суффиксов, окончаний.

    197.

    Повторение разделов лингвисти

    ки.

    1

    Урок закрепления и совершенствования знаний.

    Фронталь

    ная.

    Беседа.

    Таблица.

    Синтаксический разбор предложе

    ния.

    Морфологический о морфемный разбор слов.

    198.

    Повторение разделов лингвисти

    ки.

    1

    Урок обобщения и систематиза-ции знаний.

    Коллектив

    ная: обзор разделов лингвисти

    ки.

    Беседа.

    Таблица.

    Лексиче

    ский разбор слов.

    Фонетиче

    ский разбор слова.

    199.

    Правописа

    ние глаголов.

    1

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Фронталь

    ная;

    индивиду-альная.

    Практикум.

    Расставить знаки препинания в предложе

    ниях со сравнитель

    ными оборотами.

    Метафоры, эпитеты.

    200.

    Правописа

    ние глаголов.

    1

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Индивиду

    альная.

    Практикум.

    Морфологический и морфемный разбор слов.

    Спряжение глаголов, не с глаголами.

    201.

    Правописа

    ние глаголов.

    1

    Урок закрепления и совкршенствования знаний.

    Индивиду

    альная.

    Практикум.

    Определить лексическое значение слов, проверить по «Толковому словарику».

    -тся и ться в глаголах.

    202.

    Роль окончания в словах.

    1

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Фронталь

    ная.

    Беседа, практикум.

    Работа с текстом: списать, соблюдая орфографиче-ские и пунктуационные правила.

    Правописа

    ние суффиксов.

    203.

    Роль окончания в словах.

    1

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Групповая.

    Практикум.

    Разбор по составу безличных глаголов.

    Род имён существи

    тельных.

    204.

    Роль окончания в словах.

    1

    Урок обобщения и систематиза-ции знаний.

    Самостоятельная.

    Практикум.

    Не с глаголами.

    Полные и краткие имена прилага

    тельные.

    205.

    Части речи и члены предложе

    ния.

    1

    Урок-практикум.

    Индивиду

    альная.

    Практикум.

    Синтаксический разбор предложе

    ний с однородными членами.

    206.

    Контроль

    ный диктант.

    1

    Урок контроля.

    Контроль

    ный диктант.

    207.

    Анализ контрольного диктанта.

    1

    Урок коррекции знаний, умений и навыков.

    Индивиду

    альная.

    Синтаксический разбор предложе

    ний со сравнитель

    ными оборотами.

    Сравнительные обороты.

    Способы выражения подлежаще

    го.

    208.

    Части речи и члены предложе-ния.

    1

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Коллектив-ная, индивиду-альная.

    Практикум.

    Синтаксический разбор предложения с обращением.

    Способы выражения сказуемого.

    209.

    Части речи и члены предложе

    ния.

    1

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Групповая.

    Практикум.

    Составить диалог «В магазине».

    Знаки препинания в предложе

    ниях с прямой речью.

    210.

    Подведение итогов года.

    1

    Урок обобщения и систематиза-ции знаний

    Коллектив

    ная.

    Беседа.


    Содержание тем учебного курса.

    Лингвистика — наука о языке – 1 ч.

    Фонетика – 5 ч.

     

    Гласные и согласные звуки.

     Фонетическая транскрипция.

    Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте.

    Слог. Ударение.

    Орфоэпия- 5 ч.

    Произношение гласных звуков

    Произношение согласных звуков

    Графика – 6 ч.

    Алфавит и его использование

    Звуки и буквы

    Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я.

    Морфемика – 7 ч.

    Морфема — значимая часть слова.

    Чередование гласных и согласных в морфемах.

    Лексикология – 4 ч.

    Способы объяснения лексического значения слова.

    Тематические группы слов.

    Орфография – 13 ч.

    Разделы русской орфографии.

    Правописание корней.

    Правописание окончаний.

    Правописание слов с ь и ъ.

    Слитные, дефисные и раздельные написания.

    Морфология – 3 ч .

    Части речи в русском языке.

    Образование форм слова с помощью окончания.

    Культура речи – 2 ч.

    Соблюдение норм современного русского литературного языка.

    Употребление в речи этикетных слов.

    Синтаксис – 27 ч.

    Словосочетание как единица синтаксиса.

    Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения.

    Главные  и второстепенные члены предложения.

    Виды предложений по цели высказывания.

    Виды предложений по эмоциональной окраске.

    Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения.

    Виды предложений по количеству грамматических основ.

    Простое осложнённое предложение.

    Предложения с прямой речью.

    Пунктуация – 7 ч.

    Зачем нужны знаки препинания.

    Основные разделы пунктуации.

    Текстоведение – 7 ч.

    Понятие о тексте.

    Типы речи.

    План текста.

    Основные нормы построения текста.

    Словообразование – 20 ч.

    Основные способы образования слов в русском языке

    Правописание букв а — о в корнях с чередованием.

    Буквы о — ё после шипящих в корнях слов.

    Словообразование имён существительных.

    Словообразование имён прилагательных.

    Словообразование глаголов.

    Правописание приставок.

    Образование слова и его морфемное строение.

    Лексикология и фразеология – 11 ч.

    Слова однозначные и многозначные.

    Синонимы. Антонимы. Омонимы.

    Исконно русские и заимствованные слова.

    Написание букв ы — и после ц.

    Лексика ограниченного употребления.

    Устаревшие слова

    Фразеология.

    Морфология

    Слово как часть речи – 2 ч.

    Имя существительное – 19 ч .

    Общее значение имён существительных и их употребление в речи.

    Правописание суффиксов -чик-, -щик-. 

    Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик ).

    Морфологические признаки имени суцществительного.

    Синтаксическая роль имени существительного.

    Имя прилагательное – 8 ч.

    Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи.

    Морфологические признаки имени прилагательного.

    Синтаксическая роль имени прилагательного.

    Глагол – 36 ч.

    Общее значение глаголов и их употребление в речи.

    Инфинитив.

    Постоянные морфологические признаки глагола.

    Правописание корней с чередующимися гласными е и.

    Изменение глаголов по наклонениям.

    Условное наклонение.

    Повелительное наклонение.

    Изъявительное наклонение.

    Безличные глаголы.

    Синтаксическая роль глагола.

    Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи.

    Повторение изученного в 5 классе – 21 ч.

    Требования к уровню подготовки учащихся за курс

    5класса.

    I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

    II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

    производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 5 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

    с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

    соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

    По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

    Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5классе.

    По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

    По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

    Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

    Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.


    Перечень учебно-методического обеспечения.

    Мультимедийные пособия.

    «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

    1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

    Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

    Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

    Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

    Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.  

    Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

    Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

    Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

    Список литературы.

    Для учителя:

    Учебник.

    С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. Учебник для 5 класса: В трёх частях.

    Программы.

    С.И. Львова. Программы по русскому языку для 5-11 классов.

    Пособия.

    И.П.Васильевых.  Уроки русского языка в 5 классе / Под ред. С.И.Львовой.

    Для учащихся.

    С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. Учебник для 5класса: В трёх частях.

    Дидактические материалы по русскому языку.  5 класс.

     Тестовые задания по русскому языку. 5 класс.

    Приложение

    Тест по теме «Синтаксис и пунктуация»

    (Проверка усвоения теоретических знаний)

    1. Самостоятельные части речи - это ...
    2. Синтаксис изучает...
    3. Пунктограммы - это ...
    4. Словосочетание состоит из ...
    5. Грамматическая основа - это ...
    6. Второстепенные члены предложения - это ... (перечислить)
    7. Дополнение отвечает на вопросы ...
    8. Определение отвечает на вопросы ...
    9. Обстоятельство отвечает на вопросы ...

    10 Виды предложений по цели высказывания ...

    1. Виды предложений по интонации ...
    2. Предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются ...
    3. Предложения, имеющие две и более грамматические основы, называются ...
    4. Предложения, в которых кроме главных членов есть хотя бы один второстепенный член, называются ...
    5. Предложение, в котором нет ни одного второстепенного члена, называются ...
    6. Запишите известные вам союзы.
    7. Прямая речь состоит из ...
    8. Диалог - это ...
    9. Монолог-это ...
    10. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью, - это ...
    11. Разобрать предложение по членам предложения.

    Осеннее солнце скупо осветило своими лучами лесную поляну.

    Расставить и объяснить в предложениях знаки препинания (составить схемы).

    Ночью сильнее пахнут мята полынь и ромашка.

    Волны звучали солнце сияло море смеялось.

    Была зима но все последние дни стояла оттепель.