Выступление на городском МО учителей русского языка и литературы по теме "УМК под редакцией С.И. Львовой и В.В.Львова и новая форма аттестации по русскому языку в 9 классах. "
статья по русскому языку на тему

Черникова Анна Николаевна

Это выступление на городском МО учителей русского языка и литературы посвящено сравнительному анализу заданий, содержащихся в КИМах ГИА (9 класс) и частично КИМах ЕГЭ (11 класс) , и упражнений из учебников нового поколения (УМК под ред. С,И. Львовой и  В,В, Львова), целенаправленно готовящих  обучающихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

УМК под редакцией С.И. Львовой и В.В.Львова и новая форма аттестации по русскому языку в 9 классах.

   Черникова Анна Николаевна, учитель русского языка и  литературы МОУ   СОШ № 17 г. Белая Калитва.

      Сегодня обучение русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Именно поэтому значительная часть дидактических единиц содержания КИМов для новой формы аттестации по русскому языку в 9 классах представлена в экзаменационной работе в рамках коммуникативно-деятельностного подхода. С недавнего времени  интенсивно внедряются в практику методики целенаправленного формирования видов речевой деятельности в процессе обучения родному языку. Это находит  отражение в современных программах по предмету и в учебниках под редакцией М.М. Разумовской и П.П.Леканта для 5-9 кл., в УМК Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина для 10-11 кл., в УМК А.И. Власенкова и Л.М.Рыбченковой для 10-11 кл.

       Но особо мне хочется выделить УМК под редакцией С.И.Львовой и В.В.Львова, основная цель которого - через совершенствование и развитие общеучебных  умений всесторонне развивать личность средствами предмета. Какие же проблемы методики преподавания и подготовки к ГИА позволяет решить этот УМК?

       Первостепенную важность имеет проблема реализации коммуникативно-деятельностного подхода, который предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме, что наряду с направленностью на метапредметные результаты (например, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения) является важнейшим условием формирования функциональной грамотности. Основой же функциональной грамотности является не только способность анализировать и оценивать языковые явления и факты, но и владение такими жизненно важными умениями, как информационная переработка текста, способность передавать информацию текста в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка. Система упражнений учебника русского языка С.И. Львовой нацелена на выработку у обучающихся названных умений.

       Актуальна и проблема развития речемыслительных способностей учащихся на основе формирования умения владеть всеми видами речевой деятельности: адекватно и полно воспринимать информацию текстов, переданных в устной и письменной форме, создавать собственные речевые высказывания. В этом отношении особенно важной представляется реализация практикоориентированного подхода в обучении русскому языку, нацеленность курса русского языка на формирование способности обучающихся использовать богатство языковых средств в собственной речи на основе овладения необходимыми знаниями о языке: его устройстве, развитии и функционировании и освоения основных норм русского литературного языка. Эту проблему в полной мере позволяет решить УМК под редакцией С.И. Львовой.

      Для современной методики преподавания русского языка в основной школе актуальной является проблема организации рефлексивной деятельности учащихся, нацеленной на формирование навыка речевого самоконтроля, умения анализировать и корректировать свои устные и письменные высказывания в отношении их соответствия нормам современного русского литературного языка, а также коммуникативной задаче. Систематическая работа по ряду упражнений, включенных в учебник, в этом направлении будет способствовать развитию у учащихся устойчивой потребности в совершенствовании своей речи.

      Таким образом, учебник нового поколения целенаправленно и систематически готовит обучающихся к успешной сдаче государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.

      Рассмотрим ряд заданий из названного учебника с точки зрения проверяемых на экзамене компетенций.  В скобках указаны части КИМа с номерами заданий, соответствующих содержанию упражнений учебника.

Примеры упражнений и заданий к ним из УМК под ред. С.И.Львовой.

                          9 класс.

1. … Согласны ли вы с позицией известного современного лингвиста Льва Ивановича  Скворцова? Обоснуйте свою точку зрения.  (С2.1)

388. Сочинение- миниатюра. … Выберите одно из утверждений в качестве тезиса, подтвердите или опровергните его.

    … 4)Чем тяжелее жизнь, тем большему она научит. …6) Чем больше времени ты проводишь у телевизора, тем насыщеннее становится твоя жизнь. …(С2.2)

Стр 12-13. Основные виды ошибок в устной и письменной речи. (знакомство системой оценивания работы)

43. …Докажите , что в тексте обыгрываются лексические значения слова угол. Какие фразеологизмы используются в этой миниатюре?

   Хочется перечислить несколько наиболее острых углов , куда меня загоняли. Мать говорила: « Марш в угол!» Я шёл, становился и думал. После войны я снимал углы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадавший с прямым и верным.                                                                                                (Б.Слуцкий)

  1. Установите, какой из перечисленных в скобках фразеологизмов имеет указанное значение. …

…4) Безобидный ,кроткий ( волк в овечьей шкуре; тише воды, ниже травы; вольная птица; заячья душа)… 6) От скуки (от случая к случаю, от нечего делать, от чистого сердца, от корки до корки).                                                                   (   Ведь это же тест! )

91. … ( на выбор) … 2)  Объясните, как вы понимаете слова французского писателя Мишеля де Монтеня (1533-1592) : « Трусость- мать жестокости»  .                                 (С 2.2)

93. Анализ текста. (Дан текст) … 3.  Проведите текстоведческий анализ: определите тему, основную мысль, озаглавьте его ( А1) ; установите, к какому типу речи он относится ( или какие типы речи сочетаются в тексте); укажите, какую функциональную разновидность языка представляет данный отрывок и какие языковые средства, характерные для неё, использованы в тексте. (А3)

    5. проведите разные виды языкового разбора :

       …2) морфемный разбор слов озвучивание, неразрывный;

      … 4) лексический разбор слов тапёр, бутафорский ( см. толковый словарик); (А3,В1)

      …. 6) синт разбор выделенного предложения. (В 9-14)

  6. Выполните задания по орфографии и пунктуации:

         1) объясните написание слов со скобками;  (В 2-4)

         2) объясните постановку знаков препинания. (В 5-7,10-13)

  1. 2. Составьте схемы предложений, осложнённых однородными членами. (В10-11)

3. Определите лекс значение выделенных слов.(А2)

4. Сформулируйте использованные при записи текста орф правила, регулирующие раздельное, слитное и дефисное написание слов. …(В2-4)

308. 1.Прочитайте текст. Как вы думаете, требует и он редактирования? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Спишите, заменяя, где это уместно, придаточное определительное причастным оборотом.. Сравните синтаксические синонимы.

309. ….Выпишите предложение с составным именным сказуемым. … (В9)

Стр. 217- основные языковые средства оформления рассуждения.

  1. Запишите слова поморфемно, распределяя их по соответствующим графам таблицы

С одним суффиксом  / с двумя суффиксами / без суффикса.

7 класс.

735. Сжатое изложение. … Начните пересказ с последнего предложения. …( С 1 )

730.   … С какой целью союзы используются в тексте? (С2.1)

715. …Какой приём использован в стихотворении, чтобы эмоционально воздействовать на читателя? … (А 3)

673.   Брюки в полоску, шуба на меху, суп с мясом ….

      2. Замените, где возможно, данные словосочетания синонимичными, которые соответствуют схеме прил + сущ.  (В 8)

607. 1. … Объясните лекс значение выделенных слов. … (А 2)

        2. …Назовите выразит средства языка…. (А 3)

                Как вы понимаете смысл последнего предложения?  (С2.2)

       3. … Сделайте вывод, какую функцию выполняют в тексте наречия. (С2.1)

Правило стр. 63. – стилистическая окраска наречий – синонимов   (В 1)

619. Распределите наречия по графам таблицы в зависимости от их стилистической принадлежности.  Нейтральные/ разговорные / книжные:

       ….Красивый- очень , ужасно, чрезвычайно, зверски, жутко. … (В 1)

646. …Что вы знаете об артикле как служебной части речи? Употребляется ли он в русском языке? (С2.1)

       

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности изучения тематического блока неравенства с учётом новой формы аттестации»

В рамках построения общероссийской системы оценки качества образования поставлен вопрос о получении независимой оценки учебных достижений учащихся освоивших программы основного общего образования. Эта...

конспект урока на первую категорию по новой форме аттестации

конспект урока на первую категорию по новой форме аттестации педагогических работников Конспект урока Предмет: технология     Класс: 6 класс (неделимый) Тема урока: «Дизайн окна...

Материал выступления на городском семинаре учителей истории и обществознания «Проектируем урок, формирующий УУД» Козюриной О.Г

Характеристика линии УМК по истории основной школы авт. А. А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы. (5—9 классы) и линия учебно-методических комплексов (УМК) под редакцией Л. Н. Боголюбова. Обществознание...

Выступление на городском конкурсе "Учитель года" Публичная лекция на тему: «Профессия учителя в моем представлении»

Я хочу прочитать вам лекцию, основанную на моем эссе – «Моя педагогическая философия» и довести до массового слушателя значение профессии учителя.Уважаемые коллеги, единомышленники и оппоненты! В сего...

Выступление на городском МО учителей русского языка и литературы

Выступление на городском МО учителей русского языка и литературы...

Интеллектуальные игры как деятельностный подход в обучении математике. Выступление на городском семинаре учителей математики.

В содержании дано значение и место интеллектуальных игр в обучении и воспитании учащихся, о возможности этих игр при подготовке к ЕГЭ, приведена технология  математической  игры "Домино"....

Авдеева Л.И., учитель русского языка и литературы:«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов»

В статье предлагается теоретически обоснованная, экспериментально проверенная методика работы над текстом. Разработанный АВдеевой Л.И.  дидактический материал (междисциплинарная программа «...