Наречие как часть речи
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме

Урок в седьмом  классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: Наречие как часть речи.                                                               Цели урока:

1)показать особенности наречия как части речи;

2)научить находить наречия;

3)научить отличать наречия от других частей речи.                                                                                                       1.Работа с текстом (текст лежит на каждой парте).                                                           Объяснить пропущенные орфограммы;                                                                                       расставить недостающие знаки препинания.                                                                                 2.Прочитайте тему урока.                                                                                                    Что же такое наречие?                                                                                                                       Вспомните, служебная или самостоятельная  это часть речи?(открывается                                                                                                       первая строка на маленькой доске).                                                                                              3.Вспомните,что такое словосочетание. Из каких частей оно состоит?                                                                                                                                              В тексте выделены слова. Выпишите словосочетания, в которых они будут зависимыми. Поставьте вопрос, обозначьте главное слово, укажите, из каких частей речи оно состоит.                                                                                                                    Выписываем на доске:                                                                                                                       бежал (где?) впереди (гл.+нареч.)                                                                                                   свесив (как?) набок (дееприч.+нареч.)                                                                                                оглядывался (куда?) назад (гл.+нареч                                                                                              узнавал (когда?) всегда (гл.+нареч.)                                                                                                              бывшего (где?) здесь (прич.+нареч.)                                                                                                                      болтая (как?) весело (дееприч.+нареч.)                                                                                                                                                    На какие вопросы отвечает наречие?                                                                                            Это не все вопросы, есть множество других, например: с каких пор? откуда? почему? зачем? сколько? во сколько? и т.д. Но об этом мы будем говорить на следующем уроке (открывается строка с вопросами).                                      ——— Теперь давайте выясним, что обозначает наречие? Посмотрите, к какой части речи относится. Вспомните, что обозначают глагол и деепричастие? Что в этом случае обозначает наречие? (признак действия)                                                                                                       Что обозначает причастие? (признак) Наречие? (признак другого признака) (открыть строку: наречие обозначает признак действия или другого признака).                                                                                                                                                     — Давайте посмотрим, как изменяется наречие. Можно ли его просклонять? Изменить по родам? Проспрягать? (нет, это неизменяемая часть речи).

Открывается ещё одна строка на доске.                                                                                       — Если это неизменяемая часть речи, то у неё есть свои особенности в морфемной структуре. Разберём по составу данные на доске наречия.                                                  На доске записано:                                                                                                                              справа, вперёд, вверх, издали, быстро, по-зимнему (учитель обращает внимание на написание слов).                                                                                                               — В чём особенность структуры наречий? (у них нет окончаний, всё слово является основой).                                                                                                                                  — Какой член предложения отвечает на вопросы где? куда? (обстоятельство).                            

—  Каким членом предложения должно быть наречие? (обстоятельством). Давайте докажем это, сделав синтаксический разбор первого предложения(на доске):                                                                                                       Впереди бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва.                                                                                                    — Итак, наречия являются обстоятельствами (открывается последняя строка).                          — Итак,  у нас получилось правило (работа со строками на доске). Сверим его с учебником.                                                                                                                                            — Что ещё нового узнали? (может относиться к существительному, являться определением).                                                                                                                                         — Выяснили, что такое наречие. Что мы должны сделать, чтобы доказать, что перед нами наречие?                                                                                                                         1)найти слово, к которому относится;                                                                                            2)поставить вопрос;                                                                                                                            3)выяснить, что обозначает;                                                                                                                       4)посмотреть, изменяется или нет.                                                                                                 — Выполним упражнение 196 устно (найдите наречия и докажите, что это именно они).                                                                                                                                                  — А теперь запишем пары предложений, в которых есть одинаково звучащие слова; выясним, какими частями речи они являются.                                                                1)Иностранцу очень трудно научиться говорить по-русски. По русскому языку мы сдаём экзамен.                                                                                                                             2)Долго мы ходили с друзьями по ночному городу, прислушиваясь к его звукам и шорохам. Освещённая фонарями улица уводила в город по-ночному тихий, незнакомый.                                                                                                                                  3)Приятно прокатиться на лыжах по зимнему лесу. На улице было по-зимнему холодно.                                                                                                                                    — Внимательно посмотрите на предложения и подумайте, зачем нужно знать, какая перед нами часть речи? (чтобы правильно писать).                                            — Наречия делают нашу речь более яркой, точной, и нужно уметь правильно употреблять их.                                                                                                                                    — Выполним устно упражнение 200(прочитаем текст по ролям: автор, Евдокия Власьевна, Плинтусов).                                                                                                                        — Какое наречие ученик употребил неоправданно с точки зрения норм литературного языка? (ужасно).                                                                                                       — В толковом словаре Ожегова читаем: «Ужасный 1.Вызывающий ужас.2.Чрезвычайный, крайний в своём проявлении.3Очень плохой (разг.).                     — Подберите синонимы к слову ужасно (страшно, жутко…).                                                                — Какое наречие надо было употребить? (очень).                                                                            Подведение итогов. Домашнее задание.                                                                                                                                          

Приложение.

1)Впереди бежал свесив набок длин…ый розовый язык белый пудель Арто остриже…ый наподобие льва.2)Уперекрёс…ков пудель останавл…вался и махая хвостом вопросительно огляд…вался назад.3)По каким(то) ему одному извес…ным признакам он всегда безошибоч(?)но узн…вал дорогу и весело болтая м…хнатыми ушами к…дался галопом вперёд.4)Море иногда м…лькало между деревьями, и тогда казалось,что уходя вдаль оно в то же время подымает(?)ся вверх спокойной могуч…й стеной и цвет его был ещё гуще в узорчатых прорезях,среди зелёной листвы.5)Яркая роскош… южной пр…роды(не)трогала старика но зато многое восх…щало Сергея бывшего (з,с)десь впервые.6)Перед б…лконом была большая утопта…ая площа…ка и Сергей ра…стелил на ней свой коврик и дедушка уст…новив шарманку на палке уже пр…готовился вертеть руч(?)ку но вдруг (не)ожиданное и странное зрелище пр…влекло их внимание.                                                                                                                                                                  (А.И.Куприн)