Творческий диктант по картинам или нестандартное использование живописи на уроках русского языка, 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Котельникова Елена Валериевна

  

Сборник текстов  в 2 частях  для работы по картинам  с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с  искусствоведческими материалами, а также творческие задания. Тематика и содержание картин соответствуют действующим программам и учебникам русского языка Т.А. Ладыженской, М.М. Разумовской, В.В. Бабайцевой. Пособие адресовано учителям русского языка и литературы. 1 часть

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_diktant_po_kartine._teoriya_voprosa..doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий диктант по картине

или

нестандартное использование живописи на уроках русского языка.

Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать - необходимо уметь, а умение дается только изучением техники.

                                                                                                                                       М.Горький

      Изучив серию работ, посвящённых творческим диктантам и их видам, я пришла к выводу, что значение этого вида работы весьма велико и общепризнано, но, к сожалению, в практике учителей не занимает должного места. Ещё в 70 – е годы двадцатого столетия Т.А. Ладыженская,  обозначая эту проблему, объясняла данный факт тем, что «учителя не располагают ни нужными текстами, ни соответствующими рекомендациями» по методике их проведения. И действительно, некоторые тексты, а также общие указания по их использованию  можно найти лишь в статьях - обобщениях опыта того или иного учителя или в курсах методик и в исследованиях, которые рассказывают о видах письменных работ.

      Именно по этой причине учителя русского языка не могут в системе использовать этот вид работы на своих уроках. В связи с указанной проблемой постараемся восполнить некоторый  пробел в обеспечение учителя необходимыми ресурсами.  Предлагаю вниманию учителей - словесников небольшое пособие по  использованию на уроках русского языка творческих диктантов. Данная работа состоит из трех частей:

  1. Творческий диктант. Теория вопроса.
  2. Тексты творческих диктантов, предназначенные для работы в 5 классе.
  3. Мультимедийное приложение: портреты и сведения о художниках, репродукции картин.

Предлагаемое пособие создано на основании собственного опыта и обобщения опыта работы других учителей.

  1. Творческий диктант. Теория вопроса.

      Познакомившись с работами  некоторых  методистов (Т.А. Ладыженская, Н.С. Поздняков, З.Ф. Ульченко, М.В. Ушаков), можно сделать  следующие выводы: во – первых, творческие диктанты активизируют мыслительную деятельность ученика; во – вторых,  вызывают неподдельный интерес, а также  закрепляют навыки правописания и, что не мало важно, развивают речь ребёнка.

      Несмотря на то, что существуют некоторые разногласия в понимании  термина «творческий диктант», всё же постараемся дать ему определение. Итак, под творческим диктантом следует понимать запись текста, которая ведется  под диктовку, с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением предложения (в зависимости от задания учителя). При написании творческого диктанта необходимо осмысление и содержания, и формы текста. По мнению З.Ф. Ульченко, «применение творческих диктантов учит наблюдать, заставляет пользоваться изучаемыми категориями, приучает ярко, выразительно и красочно описывать предметы и явления». Помимо этого, «творческие диктанты  дают возможность проверить  практические знания по разделу, заставляют ученика задуматься над выбором слов и выражений, требуют хорошего знания теоретического материала», а также требуют обязательного анализа  и сопоставления, развивают мышление учащихся.

Попытку классификации творческих диктантов вслед за М.В. Ушаковым  предприняла Т.А. Ладыженская. В своем пособии «Творческие диктанты» (1963 г.), она говорит о двух видах такой работы:

  1. Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний (введение в диктант различных слов, конструкций).
  2. Творческий диктант с заменами (замена одной грамматической формы, категории, конструкции другой).

Также отмечает, что каждый вид  творческого диктанта можно охарактеризовать с разных сторон:

  1. По назначению:

- обучающие (с орфографическим или пунктуационным разбором); они могут быть предупредительными (с разбором до записи) и объяснительными (с разбором после записи),

- проверочные (контрольные, без разбора).

      2.   По восприятию диктуемого:

            - слуховой,

            - зрительный.

 

      З.Ф. Ульченко выделяет следующие  виды творческих диктантов:

  1. Творческие диктанты на расширение текста.

Они предполагают замену данных в тексте  слов однокоренными словами:

- с приставками: Внук писал письмо деду.— Внук написал письмо деду.

- с суффиксами: Маленький дом стоял на краю небольшой деревни.— Маленький домик стоял на краю небольшой деревеньки  и т.д.

Можно  расширить текст путем введения:

- предлогов: На столе, тумбочке и стульях лежали ажурные салфетки.— На столе, на тумбочке и на стульях лежали ажурные салфетки.

-союзов: Мне купили коньки, санки, лыжи. - Мне купили и коньки, и санки, и лыжи.

 -частиц: Тёплое в июне было море?- Тёплое ли в июне было море?

Возможно расширение текста и путем дописывания слов автора к собственно-прямой  речи или прямой речи к словам автора, путем введения придаточных предложений и пр. Во всех случаях записанный учениками текст остается связным, а частотность изучаемых грамматических и орфографических явлений в нем увеличивается.

    Все диктанты на расширение текста развивают реакцию на слово, требуют хорошего знания изучаемой категории и правил правописания. Работая над таким диктантом, ученик должен:

1.  Учесть требования учителя (задание)

2.  Самостоятельно найти нужные для вставки конструкции

3. Проверить, отвечает ли измененное или составленное предложение требованиям учителя.

Диктант на расширение текста можно проводить по картине:

она усложняет условия задачи ( дописываемое должно соответствовать изображенному на картине), но помогает легче найти нужное слово, словосочетание или предложение. Естественно, что при использовании картины необходимо  дать каждому ученику возможность рассмотреть её, иначе работа будет не облегчена, а, наоборот, затруднена.

Для проведения диктанта необходимо подобрать текст,  который даст  возможность закрепить изучаемое. Если применяется картина, учитель заранее подбирает и изучает ее. На уроке учитель называет вид работы и ее цель и проводит вступительную беседу  или ограничивается кратким вступительным словом. Затем сообщается задание: что нужно вставить, по каким признакам подбирать конструкции для вставки и какие пометки нужно сделать в тетради. Если диктант проводится по картине, для ее рассматривания дается специальное время.  После этого читается текст. Цель учащихся - не только ознакомиться с ним, но и осознать процесс работы и предварительно подобрать хотя бы часть конструкций для вставки в текст. Предварительное чтение до записи необходимо и для того, чтобы в начале работы ученик не вставил слов, которые будут противоречить содержанию последующих предложений.

Прослушав отдельное предложение, учащиеся повторяют его про себя со вставленными конструкциями. Проговаривание не только тренирует память и помогает запомнить предложение, которое будет записываться, но и дает возможность услышать  измененный текст как бы со стороны. При использовании картины дети сверяют составленное  предложение  с  увиденным на ней. При повторном чтении предложения ученики записывают его с добавлениями, а при третьем чтении сравнивают продиктованный и записанный тексты. Третье чтение текста учителем  может быть заменено чтением текста одним из учеников.

После чтения учащиеся еще раз рассматривают картину, чтобы найти выражения, которые не успели подобрать во время слушания.

  1. Творческие диктанты с заменами.

 В этих диктантах полагается замена некоторых  частей диктуемого текста в процессе его записи. Возможна, например, замена отдельных слов в диктанте однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму (заговорился- разговорился, дописал- приписал, серебристый- серебряный, голубенький- голубоватый) и т. д.

   Полезны диктанты с заменой данных в тексте слов, сочетаний слов, словосочетаний, предложений лексическими или грамматическими синонимами (устроились - расположились; около школы - пришкольный; бывший в употребление- который был в употреблении;  Я не сплю.- Мне не спится).

       Диктанты с заменами эффективны при изучении всех разделов школьного курса. Они требуют хорошего знания материала и несовместимы с механической работой.

       Заменяя продиктованные конструкции новыми, ученик должен:

  1. Учесть задание учителя.
  2.  Вспомнить или придумать слова (словосочетания, предложения), которые соответствуют заданию.
  3.  Сопоставить полученное предложение с данным.

       Упражнения, требующие выполнения таких умственных операции, вызывают большой интерес учащихся.

       В V классе можно провести диктант с заменами при изучении чередующихся гласных корня. Целью его будет выработка навыка правописания чередующихся гласных корня и повторение состава слова и синонимов. В некоторых предложениях потребуется и стилистическая правка текста. Сообщив о работе, учитель ставит цель и дает задание: заменить в тексте, где это возможно и целесообразно, глаголы без чередований гласных в корне синонимами с чередующимися гласными, и подыскивают необходимые синонимы с чередованием.

Творческий диктант с заменами позволяет сохранить связный текст, увеличив в нём количество закрепляемых орфограмм и пунктограмм. Такой диктант можно проводить и по картине.

  1. Диктанты на сужение текста. 

Это диктанты, при записи которых школьники сокращают прочитанный им текст, опуская некоторые части предложений и производя необходимую стилистику речи. Этот диктант можно использовать уже в начальных классах, где ученикам предлагается выписать из продиктованных предложений только подлежащее со сказуемым. Диктанты на сужение текста применяются при изучении синтаксиса и пунктуации. Они требуют анализа предложений текста не менее тщательного, чем диктанты с заменами. Устойчивое внимание необходимо и для стилистической правки текста.

Работая над такими диктантами, ученики производяте умственные операции:

  1. Учитывают условия задания.
  2.  Выделяют признаки, по которым нужно сопоставить продиктованное и изменённое предложение.
  3.  Изменяют предложение, чтобы оно отвечало условиям задания
  4.  Сопоставляют полученное предложение с продиктованным.
  5.  Проверяют, соответствует ли составленное предложение  стилистической норме, и, если нужно, исправляют его.

Помогая вырабатывать синтаксические и пунктуационные навыки, диктанты  на сужение текста являются хорошими подготовительными упражнениями к работе над тезисами, конспектами, сокращёнными изложениями. Эти диктанты требуют языкового чутья, отличного знания состава предложения, умения быстро анализировать сокращаемую конструкцию и сопоставлять её с изменённой,  и помогают вырабатывать такие умения.

  1. Творческие диктанты с перестановками.

Ещё одна разновидность творческих диктантов- диктанты  с перестановками.  При записи их учащиеся переставляют отдельные части предложений по заданию учителя, но в записанном тексте не исчезает ни одного слова и не появляется ни одного нового слова сверх продиктованных. Основная цель работы - тренировка в постановке знаков препинания, и поэтому проводится такой диктант при изучении пунктуации. Переставляться могут как части простого предложения, так и простые предложения внутри сложного.

Диктанты с перестановками требуют хорошего знания состава предложения умения анализировать его, знания правил пунктуации и являются средством приобретения этих знаний и умений. Они требуют выполнения тех же умственных операций, что и диктанты на сужения текста. Диктат с перестановками проводится так же , как и другие творческие диктанты.

  1. Диктанты на разделение текста.

В процессе записи этих диктантов ученики по заданию учителя заменяют диктуемое сложное предложение простым. Подобные диктанты чаще всего проводятся с целью устранения неточностей в построении сложных предложений. Замена сложных предложений простыми иногда придает тексту большую динамичность. Диктанты этого вида применяются обычно при изучении синтаксиса и пунктуации.

 

  1. Диктанты на соединение текста.

 Последняя разновидность творческих диктантов – диктанты на соединение текста. По способу выполнения их можно противопоставить диктантам на разделения  текста, но мыслительная работа при их  выполнение одинакова. От ученика требуются те же умения: почти мгновенно уяснять структуру  диктуемого текста и выражать одну и ту же мысль различными способами. Но сфере применения диктантов на соединение текста  значительно шире: их можно проводить как  при изучении синтаксиса и пунктуации, так и при изучении словообразования и некоторых орфографических тем. При изучении сложносокращенных слов в V классе можно тренировать в их правописании, заменяя два отдельных слова одним  сложносокращенным: Ребенка отдали в детский  сад.- Ребенка отдали в детсад. При  изучении  синтаксиса  диктанты  на соединение  текста могут использоваться для тренировки в постановке знаков препинания при однородных членах ( замена нескольких простых предложений одним с однородными членами), при  приложениях (замена одного из предложений  приложением, например:  Дубровского встречал Антон. Антон был кучером. Дубровского встречал Антон-кучер, при изучении сложных предложений разных типов  (объединение простых предложений в сложные).  В последнем случае целью работы может быть и тренировка в употреблении союзов и союзных слов.

Особенность методики диктанта на соединение текста заключается в том, что  предложения, которые нужно соединить, читаются с  небольшой паузой между ними. И ученики должны знать это. При проведении творческих диктантов предварительное объяснение написаний нежелательно. Последующее объяснение возможно, так  как оно является проверкой  самостоятельной работы. Но и последующая  проверка не должна стать привычной, так как, зная о ней, не все учащиеся будут работать достаточно напряженно.

При любом виде диктанта работа может проводиться в самостоятельном или коллективном режиме. Есть ещё один вариант работы с творческими диктантами, на мой взгляд, очень сложный, но интересный – это работа по картинам. Именно такая работа позволит преодолеть формальный подход при выборе нужного слова. Итак, какова же методика проведения творческих диктантов по картине.

Методика проведения творческих диктантов по картине.

В сравнительно небольших по объему текстах кратко описывается изображенное на картине. Используются репродукции с картин мастеров. Разумеется, по своему содержанию картины должны быть доступны для учащихся данного возраста. Только в этом случае можно преодолеть формальный подход к работе.

При проведении этого диктанта, как и предыдущего, учащиеся должны исходить из того, что они видят, из того, что изображено на картине. Поэтому можно говорить, правильно или неправильно найдено нужное  слово, насколько точно с его помощью описывается предмет, насколько оно выразительно.

Подбирая картину, необходимо учитывать и ту грамматическую цель, которая будет стоять перед творческим диктантом. Нужно, чтобы употребление определенных грамматических средств, при описании этой картины пейзажного характера можно использовать прилагательные, причастия, вообще определения как однородные, так и неоднородные, обособленные и необособленные. При описании картин, на которых изображены люди и их действия, естественно будут употребляться наречия и деепричастия, обстоятельства, обособленные и необособленные.

В классе, перед тем как диктовать, следует вывесить репродукцию и в двух-трех словах рассказать о художнике и его замысле (кто написал картину, как она называется, что хотел сказать этой картиной художник). Затем прочитывается приготовленный текст. При этом, читая, учитель показывает на картине описываемые в тексте предметы. Затем обращается внимание учащихся на то, что данное описание картины можно сделать более полным и ярким, если обогатить этот текст определенными словами, называющими признаки изображенных предметов и действий. Ставится задача: распространить диктуемое за счет слов определенной категории, но так, чтобы употребленные учащимися слова соответствовали изображенному на картине.

Диктовать следует медленнее, чем обычно, чтобы дать учащимся возможность всмотреться в изображенное, обдумать прочитанное учителем предложение и найти нужные слова.

Если данная работа ставится впервые, следует проводить ее как предупредительный диктант. Устно указываются слова, которые могут быть определены с помощью других слов. Также обсуждаются предлагаемые учащимся варианты для вставок. При этом отмечаются лучшие из найденных учащимися. Одновременно, если требуется, производится орфографический или пунктуационный разбор. По мере того, как учащиеся овладеют методикой работы, следует увеличивать их самостоятельность. Так, вначале вместо разбора можно голосом (интонацией или паузами) выделять слова, к которым следует подбирать поясняющие их слова, а затем учащиеся сами, без помощи учителя, должны находить эти слова.

После записи всего текста двое-трое учащихся зачитывают свои работы, называя вставленные ими слова. Попутно (если в этом есть необходимость) проводится разбор трудных орфограмм.

В конце урока делается вывод о значении включенной в описание категории слов в нашей речи.

На следующем или этом же уроке проводится работа над ошибками. При этом главное внимание уделяется разбору найденных учащимися слов - насколько они точны и выразительны.

Творческие диктанты требуют применения знаний в новых условиях и с новыми целями, поэтому применение их очень  эффективно. Но при всём разнообразии творческих диктантов, при всём интересе к ним школьников, при всей необходимости их для организации развивающего обучения они не могут быть единственным видом упражнений при обучении правописанию, так как они не завершают без других упражнений образования навыка и не обеспечивают перехода к изложению и сочинению.

В ряде пособий учителю русского языка предлагаются различные варианты проведения творческих диктантов, но по работе с картинами подобных текстов, к сожалению, недостаточно. Предлагаю вниманию учителей – словесников  небольшой сборник текстов для работы по картинам с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с биографическими и искусствоведческими материалами, а также творческие задания. Тематика и содержание картин соответствуют действующим программам и учебникам русского языка Т.А. Ладыженской, М.М. Разумовской, В.В. Бабайцевой.