П.Кончаловский "Сирень". Первая встреча с картиной на уроках русского языка. 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Котельникова Елена Валериевна

Урок-экскурсия. П.Кончаловский "Сирень". Данная встреча предшествует работе над сочинением - описанием картины. Проводила его как внеклассное мероприятие по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-ekskursiya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Котельникова .

«Первая встреча с картиной  П. Кончаловского «Сирень»»

5 класс.

(На музыкальном фоне звучит стихотворение К.Бальмонта)

Быть может, вся природа –

      Мозаика цветов?

Быть может, вся природа –

     Различность голосов?

Быть может, вся природа –

     Лишь числа и черты?

Быть может, вся природа –

       Желанье красоты? ...

И, действительно, что, если не природа, может так поразить нас своей необычностью, красотой и неповторимостью?! И сегодня ,в один из последних зимних деньков, мы отправляемся с вами на экскурсию в импровизированный музей одной картины за самыми яркими и запоминающимися впечатлениями!

 Итак, экспозиция “ Как торжествующе пахнет сирень… “  ждет вас!

Но для того, чтобы мы смогли по-настоящему насладиться представленными картинами, нам  просто необходимо познакомиться с некоторыми искусствоведческими терминами. Теоретики-лингвисты Лера и Ксюша нам в этом обязательно  помогут.

 Теоретик 1 (лингвист)

Растения и цветы издревле являлись содержанием многих картин. Они стали неотъемлемой частью в полотнах крупнейших мастеров живописи.

Теоретик 2 (лингвист)

Кстати, картины с изображением цветов, плодов, дичи, рыбы и различных предметов обихода называются натюрмортами.

                     Если видишь на картине чашку кофе на столе,

                     Или морс в большом графине,

                     Или розу в хрустале,

                     Или бронзовую вазу,

                     Или грушу, или торт,

                     Или все предметы сразу –

                     Знай, что это натюрморт!

Теоретик 1 (лингвист)

Натюрморт – это особый жанр живописи. В переводе с французского это слово означает “ Мертвая природа” .

Теоретик 2 (лингвист)

А голландцы, немцы и англичане называют этот жанр иначе: still life и stelleben – “ тихая, неподвижная жизнь”.

Теоретик 1 (лингвист)

Такой перевод не случаен: каждый предмет на картинке художника живет своей тихой, незаметной, но красивой и поэтической жизнью.

Спасибо девочкам. А теперь небольшой экскурс в историю. Теоретики-историки Радик и Женя  расскажут  о предпосылках рождения натюрморта.

Теоретик 3 (историк)

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Голландцы после долгих и трудовых лет войны с испанцами острее и тоньше стали ощущать окружающий мир, красоту природы.

Теоретик 4 (историк)

Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь.

Теоретик 3 (историк)

Но натюрморты нам рассказывают не только о вещах. Они говорят о жизни и быте их владельцев.

Теоретик 4 (историк)

А также о понимании красоты и отношении к жизни художников.

В помощь теоретикам-историкам приходит искусствовед Алина, с рассказом о символическом наполнении  натюрморта.

Теоретик 5 (искусствовед)

В натюрморте могут звучать и философские темы смысла жизни.  Часто художник придает вещам и символический смысл:  

Свеча – символ быстротечности человеческой жизни;

Цветы – радость жизни, любовь;

Зелень – полнота жизни;

Оружие и трубы – символ доблести и победы.

Экскурсовод

А еще натюрморт может подарить нам просто замечательное настроение. Особенно приятно видеть весенние цветы зимой.  За окном еще лежит снег, а мы, благодаря этим потрясающим картинам, уже почувствовали дыхание весны. Сиреневые гроздья благоухающим ароматом наполнили наш класс и напомнили о теплых солнечных днях и первых весенних цветах.

Прозу сменяет поэзия! Слово литератору Анатолию.

Литератор

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени,

Встала  радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад,

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее  дремлющий сад!

Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь - дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

Вот так вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский.

А какая же экскурсия без экскурсовода?!  В этом  импровизированном выставочном зале нас  уже заждались экскурсоводы Ян и Женя.

Экскурсовод 1

Прекрасная душистая сирень воспета многими поэтами и художниками.

Экскурсовод 2

Петр Петрович Кончаловский, русский живописец, очень любил изображать  цветы.

Он с детства был окружен атмосферой искусства.

Экскурсовод  1

В доме Кончаловских часто бывали Серов, Суриков, Врубель. Образование Петр Петрович получил в Академии Жюльена в Париже и Академии художеств в Петербурге, которую он закончил в 1907 году.

Экскурсовод 2

Кончаловский писал портреты, пейзажи, жанровые сцены, натюрморты. Но символом всего его творчества стали Сирени.

Экскурсовод 1

Пожалуй, никто из русских художников не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.

Экскурсовод 2

Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и естественный аромат.

Экскурсовод 1

Кончаловский говорил, «что в цветах  есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой –  нибудь  лесной чаще».

Экскурсовод 2

Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Наиболее известные из них: «Сирень», «Сирень у окна», «Сирень на столе».

Экскурсовод  1

Одна из лучших картин «Сирень в корзине», написанная в 1933 году, находится в Москве, в Третьяковской галерее.

Среди зрителей обязательно найдется человек, который  очень  внимательно  рассмотрит каждое полотно, от него не ускользнет ни одна деталь! Слово эстету!

Эстет

Действительно, картина хороша! Она завораживает своей красотой и праздничностью яркой сирени. Верх букета украшают темно – красные грозди. В центре уютно расположились жемчужные и бледно – молочные цветы. Гармонично вписаны и ветви нежно – розовой и светло – лиловой сирени. Весь букет окаймляют изумрудные листья. Они хорошо освещены, а местами кажутся золотистыми. Плетеная из ивовых прутиков корзина будто обнимает этот замечательный сиреневый букет. Когда смотришь на эту прекрасную сирень, то как будто чувствуешь приятный чудесный запах. Благоухающий сиреневый аромат дарит нам отличное настроение. «В этом букете все цветет, живет и радуется», - писал сам Петр Петрович. Да, такую чудесную картину мог создать только художник, влюбленный в родную природу.

 Экскурсовод 3

Да, в этих картинах чувствуется восхищение художника щедрой, богатой природой.

Аня, экскурсовод еще одного необычного выставочного зала.

Мы тоже любим свою родную природу и поэтому решили попробовать свои силы  одновременно и  в живописи, и в прикладном искусстве, и  в литературе. И сейчас мы с удовольствием приглашаем вас на вернисаж  5-а класса «Пятилепестковое «счастье»».

Эстет

На экспозиции представлены работы мальчиков и девочек нашего класса.

Слово нашим ребятам:

Олина Наталья:

Майская пришла пора,

Воздух ароматом наполняя,

Бабочек вокруг всех собирая,

Под окном сирень уже зацвела.

Радионова Валерия:

Сирень прекрасна и чудесна,

Когда приходит к нам весна.

Ароматные сирень – цветы

Приходят к нам во сны

И заставляют нас лететь.

Прекрасная сирень, с тобой

Могу я провести весенний целый день.

Ларина Дарья:

Сирень красива,

Сирень нежна,

Сирень  прекрасна,

Сирень мила,

Сирень цветет,

Сирень живет,

Сирень аромат приятный дает.

Абрамова Анна:

Весна настанет,

Сирень зацветет,

Нам счастье и радость

Цветок принесет!

Экскурсовод

Спасибо всем за внимание: и нашим гостям, и участникам сегодняшнего разговора. Нам остается пожелать всем только счастья, пятилепесткового ароматного «счастья»  словами Самуила Маршака.

Как празднично сад расцветила сирень

Лилового, белого цвета.

Сегодня особый – сиреневый  - день,

Начало цветущего лета.

За несколько дней разоделись кусты,

Недавно раскрывшие листья,

В большие и пышные гроздья – цветы,

В густые и влажные кисти.

И мы, вспоминаем, с какой простотой,

С какою надеждой и страстью

Искали меж звездочек в грозди густой

Пятилепестковое  «счастье».

С тех пор столько раз перед нами цвели

Кусты этой щедрой сирени,

И если мы счастья еще не нашли,

То, может быть, только от лени.

Спасибо всем и до новых встреч!

(Вручение сувениров)

Комментарий к уроку-экскурсии.

Ребята 5-а класса и я предложили сегодня вашему  вниманию фрагмент урока  русского языка (развитие речи) «Подготовка к сочинению-описанию натюрморта П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»». На мой взгляд, использование элементов игровых технологий в контексте данного урока весьма уместно.

Мотивация игровой деятельности обеспечилась ее доброволь ностью, возможностями выбора, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореа лизации. В структуру игры как процесса вошли:

• роли, взятые на себя играющими;

• игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

• сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

В разработке данного фрагмента урока я, придерживаясь мнения Г.К.Селевко, использовала игровую деятельность в следующих случаях: одновременно

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. в качестве части урока (введения в тему);
  3. как технология внеклассной работы.

Нам известно, что понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов  организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Мой выбор пал на урок-экскурсию.

Игра на этом уроке (согласно классификации С.А.Шмакова) выполняла следующие важные функции:

• Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систе му общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

• Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценнос ти, культуру представителей разных национальностей, посколь ку «игры национальны и в то же время интернациональны, меж национальны, общечеловечны».

• Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне че ловеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить про ект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ре бенка, с другой — выявить недостатки опыта.

• Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребен ку войти в реальный контекст сложнейших человеческих комму никаций.

• Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интел лектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и са моутверждает себя.

• Функция коррекции — есть внесение позитивных измене ний, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе выбраны мной не случайно, я придерживалась классификации педагогических игр Г.К.Селевко по нескольким принципам[1]:

      1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

     2. По характеру педагогического процесса:

  1. обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  2. познавательные, воспитательные, развивающие;
  3. репродуктивные, продуктивные, творческие; 
  4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

3. По характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

4. По предметной области: выделяют игры по всем школьным циклам (гуманитарного цикла игра). 

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.(Игра без предметов с визуальным рядом), это в моем случае.

Игровая технология на данном  уроке развития речи построена как целостное образование, которое охва тывает определенную часть учебного процесса и объединено  общим содержанием, сюжетом и персонажами. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Наш с ребятами урок носил отчасти фантазийный характер. А.Эйнштейн утверждал, что «фантазия важнее знания».

Воображение — психический процесс, сущностью которого является отражение реальной действительности в непривычных сочетаниях и связях. С помощью воображения создаются образы таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Различают воображение воссоздающее и творческое, оба эти вида вам были продемонстрированы. Основу воссоздающего воображения составляет создание образа предмета по его описанию, рисунку, рассказу и т.д. Этот вид воображения особенно важен в учебной деятельности, поскольку позволяет учащимся (по рассказу учителя, тексту учебника и пр.) создавать правильное и достаточно полное представление о новом учебном материале. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Такое воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личностный потенциал. Однако все образы воображения, как бы оригинальны и причудливы они ни были, базируются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. По словам Л.С.Выготского, «первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека»[2]. Отсюда следует важный педагогический вывод: для того, чтобы создать благоприятные условия для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения»[3].

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Ни для кого не секрет, что игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала. В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:
1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;;
3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.