Интегрированный урок развития речи по русскому языку 7 классТема: Сочинение по картине К.Васильева «Русалка».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

 

Тема:  Сочинение по картине К.Васильева «Русалка».

Цели:

·                          готовить учеников к художественному описанию внешности человека;

·                         развивать культуроведческие компетенции учащихся.

Задачи:

Образовательные:

·          подготовить учеников  к написанию сочинения по картине;

·          совершенствовать навыки устной речи;

·          формировать умения  использования предложений с обособленными членами;

·     использовать практические навыки по применению пунктуационных и орфографических правил.

 Развивающие:

·   развивать речевую культуру учащихся; навыки описания картины;

·  формировать лингвистическую и коммуникативно - правописную компетенции.

Воспитательные:

·        воспитывать чувство эстетического наслаждения  при встрече с произведениями  искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc.doc151 КБ
Файл prilozhenie__2.pptx69.43 КБ
Файл prilozhenie_1.pptx1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок развития речи по русскому языку

7 класс

Родович Е.Л.,

учитель МОУ «Школа №69» г. Прокопьевска Кемеровской области

_____________________________________________________________________________________

 

Тема:  Сочинение по картине К.Васильева «Русалка».

Цели:

  1.  готовить учеников к художественному описанию внешности человека;
  2. развивать культуроведческие компетенции учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  1. подготовить учеников  к написанию сочинения по картине;
  2. совершенствовать навыки устной речи;
  3. формировать умения  использования предложений с обособленными членами;
  4. использовать практические навыки по применению пунктуационных и орфографических правил.

 Развивающие:

  1.  развивать речевую культуру учащихся; навыки описания картины;
  2. формировать лингвистическую и коммуникативно - правописную компетенции.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство эстетического наслаждения  при встрече с произведениями  искусства.

Оборудование:  

  1. магнитофон, диск CD-R с записью музыки И.С.Баха «Воздух»;
  2. слайды картин К.Васильева;
  3. литературные тексты: А.С.Пушкин стихотворение «Русалка»;

    Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», отрывок из главы V «Утопленница»;  Г.Х.Андерсен «Русалочка».

Ход урока

  1.  Организационный момент.

   1. Целевая установка на выполнение работы по восприятию картины.

- Цель урока -  научиться описывать внешний облик человека.

Вы знаете, что писатели, поэты, создавая произведения, заносили свои мысли в черновик, мы последуем этому вековому опыту. Вы  получили листок, на котором  можете по ходу нашей беседы зафиксировать заинтересовавший вас материал.

Образ, о котором пойдет речь, который предстоит нам описать, вы можете узнать из строк А.С.Пушкина.

Запись  стихотворения  оформляется на доске.

… Закипели волны

И присмирели вдруг опять …

И вдруг … легка, как тень ночная,

Бела, как ранний снег холмов,

Выходит женщина нагая

И молча села у брегов.

  1. Обсуждение по вопросам.

Беседа.

Учитель:

 - О ком идет речь в стихотворении?

 (О русалке)

 - Над образом кого нам предстоит работать?

(Над образом русалки)

 - Как вы определили, что речь идет об этом образе?

 - Какой предстала перед нами пушкинская русалка?

 - Какие языковые средства (эпитеты, сравнения) использует А.С. Пушкин для создания образа?

(Нагая, легкая; бела, как ранний снег холмов)

 - Образ русалки пришел к нам из глубокой старины, из народных поверий.

Почему  в представлении народа они всегда считались колдовской, демонической силой?

( Заманивают людей, губят корабли. Являются представителями царства смерти, тьмы. Они живут  в  холодной воде. Весной русалки выходят при свете луны из воды)

- Какой природной стихией управляли русалки?

(Они управляли водной стихией; русалки на Руси считались хранительницами рек и озёр)

- В каких художественных произведениях мы встречаем  образ русалки?

(«Русалочка» Г.Х.Андерсена, «Майская ночь, или Утопленница» Н.В.Гоголя)

- Какое  небесное светило является их спутником?

(Русалки появляются ночью в лунном сиянии)

- Какие чувства вызывают у человека эти демонические существа?

(Страх, интерес)

  1. Подготовка к восприятию картины.

  1. Активизация восприятия картины с помощью литературного текста.

Учитель:

- Вы правильно отметили все черты этого фантастического образа. Верно и то, что русалки, хранительницы озер и рек, своими колдовскими чарами увлекали людей в воды, губили их души. Но, несмотря на это, образ русалки вдохновлял поэтов и писателей на создание художественных произведений. Послушайте, как пишет об этом Н.В.Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

  1. Слушание (глобальное).

Чтение текста учителем.

 «…Ночь казалась …еще блистательнее. Какое-то странное, упоительное сияние примешалось к блеску месяца…. Серебряный туман пал на окрестность. Запах от цветущих яблонь и ночных цветов лился по всей земле. С  изумлением  глядел  он  в неподвижные воды пруда: старинный господский дом, опрокинувшись вниз,  виден  был в нем чист и в каком-то ясном величии.

Он увидел отражение девицы…

Длинные ресницы ее были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как  блеск месяца;  но как чудна, как прекрасна!

Левко посмотрел на берег: в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках;  золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце…».

  1. Беседа по восприятию текста.

Учитель:

- Какое настроение вызвал у вас литературный образ, созданный Н.В.Гоголем?

- Что подчеркивает в нем писатель?

 (Прозрачность, бледность, красоту, лёгкость…)

- Какое время суток описано Н.В.Гоголем?  По каким признакам можно это определить?

(Ночь, серебряный туман, блеск месяца)

- Мы убедились в том, что о русалке можно рассказать словами, как писатель и поэт.

Какими ещё средствами можно раскрыть этот образ?

(При помощи кисти художника)

- Я согласна с вами. Сегодня нам предстоит работа по картине К.Васильева « Русалка».

3. Слово учителя о художнике.

Слова учителя сопровождаются показом слайдов картин К.Васильева:

1. «Автопортрет»; 2. «Осень»; 3. «Старец»; 4. «Северный орёл»; 5. «Жница»; 6. «Плач Ярославны»; 7. «Человек с филином»; 8. «У чужого окна»; 9. «Нежданная встреча»; 10. «Гадание»; 11. «Гуси-лебеди»; 12. «Русалка».

Приложение №1.

Учитель:

Картины Константина Васильева производят чарующее впечатление. Они словно завораживают и увлекают в свой чудесный поэтический  мир.

Художник в своих работах почти не использует ярких красок. В них преобладают холодные тона. Однако от этого картины нисколько не проигрывают.

К.Васильев четко подмечает глубину, душевную красоту русского национального характера.

В творчестве художника силен мотив одиночества, духовного единения с миром природы.

Ф.М.Достоевский утверждал: « Тайна бытия человеческого не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить». Разгадке тайны  души человека было посвящено творчество К.Васильева. Портретная галерея художника включает в себя  образы близких ему людей. Нередко он импровизировал. Именно так написана картина «Русалка».

4. Знакомство с картиной. 

Демонстрация картины на фоне музыкальной композиции И.С.Баха «Воздух».

Учитель:

- Традиции русской поэзии оттеняли демоническое начало этих обольстительных хранительниц озер, рек, морей, губящих всех, кто поддавался их чарам.

Внимательно рассмотрите картину. Обратите внимание на образ героини и  краски, которые использует художник. Подумайте, соответствует ли музыкальная тональность композиции И.С.Баха настроению картины.

 III. Анализ картины.

1. Беседа по картине.

Учитель:

- Какие чувства вызвала у вас картина?

- Почему это полотно К.Васильева так называется? Понравилось ли вам оно?

- Какие эмоции, ощущения вызвала у вас музыка И.С.Баха «Воздух»?

 - Соотносится ли музыкальная  тональность с замыслом художника? Как интонация, лад, темп, ритм, тембр звука, динамические оттенки  и их сочетания соотносятся с изображённым на картине?

 (Художник с нежностью изобразил девушку, тоскующую волшебными весенними вечерами о несбывшемся, о потерянном.

Музыка, проникновенная, лиричная, углубляет впечатление)

2. Языковая подготовка.

- Что изображено на переднем плане картины?

- Как вы определили, что героиня грустит?

- Опишите черты лица.

- В какой позе сидит девушка?

- Опишите наряд русалки. Во что она одета?

- На фоне какого пейзажа изображена героиня?

- Опишите, что вы видите возле девушки?

- Как автор изобразил берёзы?

- Что расположено на заднем плане картины?

- Каким вы представляете этот лес?

3. Рабочий материал.

Приложение №2.

- Подберите языковые средства, с помощью которых можно описать девушку, озеро, лес, свои чувства, ощущения.

Для этого в своих тетрадях запишите дату, тему, заголовок.

В процессе нашей беседы фиксируйте все слова, которые помогут вам в написании сочинения  по картине.

- Слова какой  части речи вы будете использовать для создания описания картины?

- Какие синтаксические конструкции преобладают в вашем высказывании?

 Запись оформляется на доске и в тетрадях. Работают ученики, объясняя орфограммы в словах.

Оформление  доски.

 Русалка: хранительница озер; темно-синие глаза; зелено-белые волосы; бледная, как полотно;

голова чуть наклонена…

 Лес:        таинственный лес;  белоствольные березы, мшистые осины; мрачные деревья похожи  на лесных колдунов, грозных стражников…

Озеро:    луна озаряет мертвенно-холодную воду; кувшинки на воде; отражается сияние луны; неподвижное, спокойное озеро…

Краски (оттенки): темно-зеленый, коричневый, бледно-голубой…

Чувства: умиротворение, тоска, радость, восторг…

 - Ребята, какие тона преобладают  в цветовой гамме картины? Почему именно эти краски использовал художник?

(Холодные тона)

4. Орфографическая и пунктуационная работа. Запись оформляется на доске и в тетрадях.

- Проведите пунктуационный и орфографический анализ предложений.

1. Русалочка оперлась о борт корабля и, повернувшись лицом к востоку, стала ждать солнце.

2. Русалочка протянула свои прозрачные руки и, оторвавшись от морской пены, улетела в небо.

3. Солнце ещё не вставало, когда она увидела перед собой дворец принца.

4. Русалочка любила слушать рассказы о людях, живущих наверху.

5. Она пела лучше всех, и все хлопали ей.

6. Они ездили по благоухающим цветами лесам.

5. Устные высказывания учеников.

- Итак, мы с вами рассмотрели каждый отдельный образ, изображённый на картине. А теперь попытайтесь собрать все ваши впечатления воедино и устно передайте содержание  картины Константина Васильева « Русалка».

IV. Итоговое восприятие картины.

Демонстрация картины на фоне музыкальной композиции   И.С.Баха «Воздух».

  1. Слово учителя:

-  Я очень рада, что картина К.Васильева «Русалка» вам понравилась. Она никого не оставит равнодушным.

Взмах волшебной кисти художника перенес вас в созданный фантазией автора таинственный мир. Картина завораживает своей сказочностью. Она наполняет грустью, нежностью, погружает нас в состояние духовного умиротворения. Это чувство достигается благодаря тем немногочисленным краскам, которые использовал художник.

К.Васильев с удивительной нежностью изобразил девушку, тоскующую о чем-то несбывшемся, о потерянном. Я смотрю на эту картину и мысленно оказываюсь в волшебном мире художника.

 2. Создание воображаемой ситуации.

- Посмотрите ещё раз на картину и послушайте музыкальную композицию И.С. Баха «Воздух», затем расскажите о своих впечатлениях так, чтобы тот, кто никогда не видел картину, захотел окунуться в таинственный мир волшебного полотна К. Васильева.

Свое сочинение вы можете начать такими фразами:  

Приложение №2.

  1. Когда я смотрю на картину К. Васильева «Русалка», словно попадаю…
  2. Вчера я увидел (а) картину…
  3. По воле случая я попал (а) на выставку …

V. Создание письменного связного текста.

 Самостоятельная деятельность учащихся.

Литература:

  1. URL: http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/russian/vasilyev/index.html
  2. URL: http://www.rus-sky.com/vasilyev/vas.
  3. Г.Б.Вершинина. Использование музыки на уроках развития речи / Учебное пособие по спецкурсу/ под ред. проф. Т.А.Ладыженской.- Кемерово, 1991.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рабочий материал Русалка: хранительница озер; темно-синие глаза; зелено-белые волосы; бледная, как полотно; голова чуть наклонена… Лес: таинственный лес; белоствольные березы, мшистые осины; мрачные деревья похожи на лесных колдунов, грозных стражников…. Озеро: луна озаряет мертвенно-холодную воду; кувшинки на воде; отражается сияние луны; неподвижное, спокойное озеро… Краски (оттенки): темно-зеленый, коричневый, бледно-голубой… Чувства: умиротворение, тоска, радость, восторг…

Слайд 2

Произведите пунктуационный и орфографический анализ предложений (знаки препинания не проставлены) 1 . Русалочка оперлась о борт к… рабля и поверну… шись лицом к востоку стала ждать со… нце . Русалоч ? ка протянула св…и пр… зрач?ные руки и оторва … шись от морской пены ул…тела в небо. Со… нце ещё (не) вставало когда она увид … ла перед собой дв … рец принца. 4. Русалоч ? ка любила слушать рас,ссказы о людях живущих (на)верху. 5. Она пела луч ? ше всех и все хлопали ей. 6. Они ездили по благ…ухающим цветами лесам.

Слайд 3

Свое сочинение вы можете начать фразами : Когда я смотрю на картину Константина Васильева «Русалка», словно попадаю… Вчера я увидел(а) картину… По воле случая я попал(а) на выставку …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : Сочинение по картине Константина Васильева « Русалка»

Слайд 2

Константин Васильев

Слайд 3

К. Васильев. «Автопортрет»

Слайд 4

К.Васильев. «Осень»

Слайд 5

К.Васильев.«Старец»

Слайд 6

К.Васильев.«Северный орел»

Слайд 7

К.Васильев. «Жница»

Слайд 8

К. Васильев. «Плач Ярославны»

Слайд 9

К.Васильев. «Человек с филином»

Слайд 10

К.Васильев.«У чужого окна»

Слайд 11

К.Васильев. «Нежданная встреча»

Слайд 12

К.Васильев. «Гадание»

Слайд 13

К.Васильев. «Гуси-лебеди»

Слайд 14

К.Васильев. «Русалка»