Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование (русский язык, 9 класс) по теме:
    рабочая программа по русскому языку для 9 класса по УМК С.И.Львовой и В.В.Львова

    программа рассчитана на 2 урока в неделю, содержит поурочное распределение материала, перечень знаний и умений по темам курса, требования к уровню подготовки учащихся

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    rus_9.docx51.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования(2004) и Программы по русскому языку для 5-11 классов (автор C.И.Львова-М.:Мнемозина,2006). Программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту).

    Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник, на приложение к учебнику, обеспечивающий процесс обучения, на учащихся  9 класса и реализуется на основе следующей нормативно- правовой базы: 1) Приказа №1089 от 05.03.2004 Минобразования РФ» Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;                                                                                                                                           2)Приказа №1312от 09.03.2004 Минобразования РФ »Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»;                    3) Приказа №672-а от 29.05.2009 Департамента образования и науки Приморского края «Об утверждении примерного регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Приморского края на 2011-2012 учебный год»;                                                                      4) Учебного плана муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №32 с углублённым изучением предметов эстетического цикла» на 2011-2012уч.год ( педсовет, протокол №4 от 21.05.2011года).Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе.

    Цель курса:

           Речевое и языковое развитие школьников с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных  речеведческих  знаний.

    Задачи курса:

    1. Дать понятие об особенностях сложного предложения; различать виды простых и сложных предложений; проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложного  предложения; применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложении; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации;
    2. Расширить знания по орфографии, синтаксису и пунктуации, по фонетике и орфоэпии, морфологии, словообразованию, лексикологии и фразеологии;
    3. Формировать навыки речевой деятельности;
    4. Проводить подготовку к Государственной итоговой аттестации( ГИА)

    Место предмета в базисном учебном плане.

    Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

            Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

            В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности  русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Деятельно-системный  подход в обучении, направленность на трёхсторонний анализ  языкового

    факта (с точки зрения его смысловой наполняемости,  формы  и  функционального назначения) пронизывает весь курс обучения родному языку

             Учебное и учебно-методическое обеспечение по русскому языку помогает подготовить учащихся к сдаче ГИА.  На изучение русского языка в 9 классе по программе и по учебному базисному плану  отводится 68 часов по 2урока в неделю.

    Тематическое планирование составлено в соответствии с программой  С.И. Львовой (Львова С.И. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы. – М.: Мнемозина, 2008).   Однако в  связи с необходимостью организовать подготовку к экзамену в процессе обучения русскому языку в 9 классе  в распределение часов на изучение тем курса внесены некоторые уточнения.

            Так, на изучение темы «Сложноподчинённое предложение» выделено 4 дополнительных часа за счёт тем «Сложное предложение как единица синтаксиса» (1 час), «Бессоюзное сложное предложение» (1 час) и «Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи» (2 часа). Эти уроки рекомендуется использовать для подготовки в рамках изучения сложноподчинённого предложения к контрольной работе по итогам года – сочинению (уроки 35, 42), а также для итогового контроля – написания сжатого изложения с элементами сочинения (контрольная работа №2) и зачёта по теме «Сложноподчинённое предложение» (контрольная работа №3). На анализ контрольных работ по итогам учебных четвертей отведено 4  часа из расчёта часов, выделенных в программе на повторение изученного.

            Подготовка к экзамену – сжатому изложению, сочинению  и итоговому тестовому контролю – осуществляется на уроках русского языка с использованием учебника и   специальной литературы:  

    Львова С. И. ГИА 2010. Русский язык. Сборник упражнений. 9 класс. – М.,Эксмо, 2009 (в пособии представлен разнообразный материал, позволяющий повторить   изученное  в 5 – 9 классах по всем разделам школьного курса, совершенствовать умение  писать разные виды изложений, в том числе и сжатое, а также  писать небольшие по объёму сочинения-рассуждения на лингвистическую  и морально-этическую тему).

    Львова С. И., Замураева Т. И.  ГИА 2010. Русский язык. Тренировочные задания.    9 класс. – М.,Эксмо, 2009 (в книгу включено10  вариантов,  максимально приближенных к демонстрационной версии  экзаменационной работы по русскому языку, и  ответы ко всем вариантам).  

             В тематическом планировании выделены специальные часы на подготовку к экзамену: обучение сжатому изложению (уроки 12, 24), контроль за формированием умения подробно и сжато излагать текст (уроки 17, 31) и анализ соответствующих контрольных работ (уроки 18, 32). Кроме того, учитель по своему усмотрению может использовать для подготовки к экзаменационной работе резервные часы (уроки 25, 56, 57).

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    № п/п

    Тема раздела

    К-во часов

    Из них

    Изучение нового и закрепление

    контроль

    Русский литературный язык

     2

    Повторение изученного в 5 – 8 классах

    6

    5

    1

    Текстоведение

    7

    5

    2

    Сложносочинённое предложение

    8

    8

    Сложноподчинённое предложение  

    15

    14

    1

    Бессоюзное сложное предложение

    7

    6

    1

    Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

    7

    7

    Синтаксические конструкции с чужой речью

    6

    5

    1

    Повторение изученного

    10

    10

    ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № урока

    Тема урока

    К-во часов

    дата

    Знания и умения

    Виды контроля

    Использование средств обучения

    I четверть

    (9 недель – 18 часов)

    1

    § 1. Русский литературный язык

    1

    Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, народные говоры, жаргоны.

    2-3

    § 2. Культура речи

    2

    Понятие о языковой норме.

    4-5

    § 3. Фонетика, словообразование, лексика

    2

    Повторение и закрепление знаний и умений по фонетике, орфоэпии, лексика, морфемике, словообразование

    6-7

    § 4. Грамматика: морфология и синтаксис

    2

    8-10

    § 5. Правописание: орфография и пунктуация

    3

    Орфограф дикт

    11

    Диктант по итогам повторения

    1

    12

    § 6. Текст и его признаки

    1

    Текст и его комплексный

    Анализ .

    13

    § 7. Рассуждение как тип речи

    1

    14-15

    § 8. Рецензия как речевой жанр

    2

    16

    § 9. Публичная речь (урок 16)

    1

    17

    Контрольная работа № 1 – Изложение

    с творческим заданием (упр. 191)  

    1

    Чтение и изложение текста.  

    излож

    18

    Анализ контрольных работ. Подведение итогов I-ой четверти

    1

    II четверть

    (7 недель – 14 часов)

    19

    Сложное предложение как единица синтаксиса

    1

    Понятие о сложном предложении, типы сложных предложений и средства связи между их частями

    20-21

    § 10. Понятие о сложносочинённом предложении

    2

    Понятие о сложносочинённом предложении, виды сложносочинённого предложения и знаки препинания в них

     

    22-23

    § 11. Виды сложносочинённых предложений

    2

    Графич дикт

    24

    Сжатое изложение (обучающая работа –упражнение 241)  

    1

    25

    Резерв  

    1

     

    Синт р-р ССП

    26

    § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении  

    1

    Понятие о сложноподчинённом предложении, виды придаточных, понятие о союзах и союзных словах

    27

    § 13. Виды сложноподчинённых предложений  

    1

    28

    § 14. Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным  

    1

    Терминол дикт

    29

    § 15. Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

    1

    30

    § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

    Сложноподчинённые предложения с придаточным места

    1

    31

    Контрольная работа № 2. Сжатое изложение с элементами сочинения

    1

    излож

    32

    Анализ контрольных работ. Подведение итогов I  полугодия (урок 32)

    1

    III четверть

    (10 недель -- 20 часов)

    33

    § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточным времени  

    1

    34

    Сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения  

    1

    35

    Подготовка к сочинению «Два портрета» (упражнение 391)  

    1

    сочин

    36

    Сложноподчинённые предложения с придаточным образа действия

    и степени

    1

    37

    Сложноподчинённые предложения с придаточным цели

    1

    38

    Сложноподчинённые предложения с придаточным условия

    1

    Графич дикт

    39

    Сложноподчинённые предложения с придаточными причины

    и следствия

    1

    40

    Сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным

    1

    41

    § 17. Сложноподчинённые предложения с придаточными разных видов (повторение изученного)

    1

    Синт р-р СПП

    42

    Подготовка к сочинению «Две картины» (упражнение 489)  

    1

    сочин

    43-44

    § 18. Понятие о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными

    2

    Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное), последовательное подчинение

    45

    Контрольная работа № 3. Диктант  по теме «Сложноподчинённое предложение»

    1

    диктант

    46

    § 19. Понятие о бессоюзном сложном предложении  

    1

    Понятие о бессоюзном сложном предложении, знаки препинания в них

    47-48

    § 20. Виды бессоюзных сложных предложений

    2

    Орфограф дикт

    49 – 50

    §21. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении  

    2

    51

    Контрольная работа № 4. Контрольный диктант с языковым анализом текста по теме «Бессоюзное сложное предложение»

    1

    диктант

    52

    Анализ контрольных работ. Подведение  итогов III-ей четверти

    1

    IV четверть

    (8 недель – 16 часов)

    53-54

    § 22. Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи

    2

     Понятие о сложном предложении с различными видами союзной и бессоюзной связи, виды связи: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период

    55

    § 23. Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений  

    1

    56-57

    Резерв

    2

    58

    § 24. Способы передачи чужой речи  

    1

    Графич дикт

    59-60

    § 25. Знаки препинания в предложениях с прямой речью  

    2

    61

    § 26. Цитаты и способы цитирования  

    1

    62-63

    Контрольная работа № 5 – сочинение «Два портрета» (упражнение 645)

    2

    сочин

    64

    § 27. Фонетика, словообразование, лексика

    1

    65

    § 28. Грамматика: морфология и синтаксис

    1

    66

    § 29. Культура речи  

    1

    67

    § 30. Правописание: орфография и пунктуация

    1

    68

    Подведение итогов изучения курса русского языка в 9-м классе

    1

            

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

                     

         

                     Тема

    Кол-во часов

               

                  Содержание

    Русский литературный язык.

    Лингвистика как наука о языке и речи (повторение на основе изученного в 5-8 классе)

    Текстоведение

    2

    6

    7

    Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, народные говоры, жаргоны. Понятие о языковой норме.

    Повторение и закрепление знаний и умений по фонетике, орфоэпии, лексика, морфемика, словообразование

    Научный стиль речи и его особенности. Словарная статья. Словари. Цитата. Сообщение на лингвистическую тему. Текст и его комплексный анализ. Чтение и изложение текста. Сочинение

    Синтаксис  и     пунктуация.

    Сложное предложение (37ч)




    Понятие о сложном предложении, типы сложных предложений и средства связи между их частями

    Сложносочинённое предложение

    8

    Понятие о сложносочинённом предложении, виды сложносочинённого предложения и знаки препинания в них

    Сложноподчинённое предложение

    15

    Понятие о сложноподчинённом предложении, виды придаточных, понятие о союзах и союзных словах

    Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное), последовательное подчинение

    Бессоюзное сложное предложение

    7

    Понятие о бессоюзном сложном предложении, знаки препинания в них

    Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

    7

     Понятие о сложном предложении с различными видами союзной и бессоюзной связи, виды связи: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период

    Синтаксические конструкции с чужой речью

    6

    Повторение изученного

    10

    ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

    № п/п

    Тема

    К-во часов

    Класс

    дата

    1

    Диктант по итогам повторения

    1

    2

    Контрольная работа № 1 – Изложение

    с творческим заданием (упр. 191)  

    1

    3

    Контрольная работа № 2. Сжатое изложение с элементами сочинения

    1

    4

    Контрольная работа № 3. Диктант  по теме «Сложноподчинённое предложение»

    1

    5

    Контрольная работа № 4. Контрольный диктант с языковым анализом текста по теме «Бессоюзное сложное предложение»

    1

    6

    Контрольная работа № 5 – сочинение «Два портрета» (упражнение 645)

    2

            

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

    1. Уметь фиксировать информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, сжатого пересказа; замечать отступления от норм литературного языка;
    2. Понимать коммуникативную цель чтения текста и организовывать процесс чтения; создавать устные монологические высказывания на различные темы; владеть основными нормами письменной речи; писать изложения по публицистическим, художественным текстам; писать небольшое по объёму сочинение разных типов речи;
    3. Уметь проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи;
    4. Владеть приёмом морфемного разбора; разъяснять значения слов, проводить анализ текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы;
    5. Уметь применять орфографические правила, объяснять написание слов с трудно проверяемыми орфограммами; распознавать части речи и их формы в трудных случаях, правильно образовывать формы слов; определять их синтаксическую роль;
    6. Уметь различать изученные виды простых и сложных предложений, проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения, объяснять расстановку знаков препинания в простом и сложном предложении, используя на письме специальные графические обозначения.

    КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

    «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка  (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

    Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

    Оценка устных ответов учащихся

              Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

    При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

    Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

    Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

    Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

    Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

    Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

    Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

    Оценка диктантов

    Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

    Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

    Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

    Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

    Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

    Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из  изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

    В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

    В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

    До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

    При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

    В переносе слов;

    На правила, которые не включены в школьную программу;

    На еще не изученные правила;

    В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

    В передаче авторской пунктуации.

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

    При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

    В исключениях из правил;

    В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

    В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

    В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

    В написании ы и  и после приставок;

    В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

    В собственных именах нерусского происхождения;

    В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

    В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

    Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

    Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

    Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

    Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

    Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

    При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

    Диктант оценивается одной отметкой.

    Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

    Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

    Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

    Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

    При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

    При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

    В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

    При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

    Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

    Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

    Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

    Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

    Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

    Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

    При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

    Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

    Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

    Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

    Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

    Оценка сочинений и изложений

    Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

    Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

    Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

    Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

    Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

    К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

    С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

    Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

    Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

    1. соответствие работы ученика теме и основной мысли;
    2. полнота раскрытия темы;
    3. правильность фактического материала;
    4. последовательность изложения.

    При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

    1. Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
    2. Стилевое единство и выразительность речи;
    3. Число речевых недочетов.

    Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

    Оценка «5»          1. Содержание работы полностью соответствует теме.

                                   2. Фактические ошибки отсутствуют.

                                  3. Содержание излагается последовательно.

                                  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых                    

    синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

                                  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

    В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

    Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

    Оценка «4»         1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

                                   2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

                                   3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

                                   4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

                                   5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

    В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

    Грамотность:  допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

    Оценка «3»          1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

                                   2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

                                   3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

      4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

                                   5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

    В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

    Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при  отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.

    Оценка «2»          1. Работа не соответствует теме.

                                    2. Допущено много фактических неточностей.

        3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует               связь между ними, работа не соответствует плану.

    4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

                                    5. Нарушено стилевое единство текста.

    В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

    Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

    Оценка «1»            В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

    Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

    Оценка обучающих работ

    Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

            При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

            Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

             Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

             Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

    1. С.И.Львова. Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2008.
    2. Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч: учебник для общеобразоват учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
    3. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват учреждений. – м,: Просвещение, 2010. (Лингвистический тренажёр).
    4. Прохватилина Л.В. Проверь себя. 9класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.
    5. Ларионова Л.Г. Русский язык.9 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват.  учреждений – М.: Мнемозина, 2010. (ГИА и ЕГЭ: шаг за шагом)
    6. Васильевых И.П. Уроки русского языка 9 класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 9 класс». – М.: Мнемозина, 2009.
    7. Васильевых И.П., Львова С.И. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. В 2 ч: учеб пособие для учащихся общеобразоват учреждений. – М.: Мнемозина, 2010
    8. Черепанова Л.В. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 9 класс: учебное пособие для учащихся общеобразоват учреждений. – М.: Мнемозина, 2010

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Для учителя

    1. С.И.Львова. Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2008.
    2. Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч: учебник для общеобразоват учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
    3. Васильевых И.П. Уроки русского языка 9 класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 9 класс». – М.: Мнемозина, 2009.

    Для учащихся 

    1. Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч: учебник для общеобразоват учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
    2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват учреждений. – М,: Просвещение, 2010. (Лингвистический тренажёр).
    3. Прохватилина Л.В. Проверь себя. 9 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.
    4. Ларионова Л.Г. Русский язык. 9 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват.  учреждений – М.: Мнемозина, 2010. (ГИА и ЕГЭ: шаг за шагом).
    5. Васильевых И.П., Львова С.И. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. В 2 ч: учеб пособие для учащихся общеобразоват учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.
    6. Черепанова Л.В. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 9 класс: учебное пособие для учащихся общеобразоват учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.
    7. С.И.Львова.. Русская орфография. Самоучитель: Пособие для учащихся 5-9 классов. – М.: Мнемозина, 2005.
    8. С.И.Львова. Краткий орфографический словарь школьника с этимологическими комментариями. Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 2008.
    9. С.И.Львова. Краткий словообразовательный словарь школьника. Пособие для учащихся 5-11 классов. – М.: Мнемозина, 2009.

    Для подготовки к ГИА

    1. Ларионова Л.Г. Русский язык. 9 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват.  учреждений – М.: Мнемозина, 2010. (ГИА и ЕГЭ: шаг за шагом).
    2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват учреждений. – М,: Просвещение, 2010. (Лингвистический тренажёр).
    3. Львова С. И. ГИА 2010. Русский язык. Сборник упражнений. 9 класс. – М.,Эксмо, 2009
    4. Львова С. И., Замураева Т. И.  ГИА 2010. Русский язык. Тренировочные задания.    9 класс. – М.,Эксмо, 2009