Употребление этикетных слов
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок развития речи в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Употребление этикетных слов в различных речевых ситуациях

Цель: создание условий содействия изучению понятий «вежливость», «вежливые слова», «невежа», «невежливый» и умению применять вежливые слова в различных речевых ситуациях.

Задачи:

1) закрепить навыки вежливого человека на примере любимых книг из литературы;

 

2) способствовать развитию коммуникативных навыков, расширению читательского кругозора, формированию таких нравственных качеств как: достоинство, уважение

друг к другу, к старшим, младшим.

3)способствовать развитию выразительности речи, умению вести диалог, беседу.

Ход урока:

Чтение учителем стихотворения В.Солоухина:

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто здравствуйте, больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Наш разговор сегодня состоится о вежливости, о вежливых словах, о вежливом человеке.

Что же такое вежливость? Давайте обратимся к толковому словарю:

Вежливый - соблюдающий правила приличия, учтивый.

Невежа - грубый, невоспитанный человек.

Невежливый - нарушающий правила вежливости, приличия.

      А вот определение вежливости, с точки зрения Ларошфуко: «Вежливость – это желание, желание всегда встречать вежливое обращение и слыть обходительным человеком»

Для того чтобы проверить, насколько вы умеете применять вежливые слова в различных речевых ситуациях, мы обратимся к вашим друзьям – любимым книгам (представление выставки из книг Г.Остера, Б.Заходера, А.Барто)

      Я знаю очень вежливого индюка, который выучил все вежливые слова, но ему это не помогло стать вежливым. Послушаем его историю.

Чтение учеником:

Объявился в доме вдруг Очень Вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день, не реже, он кричал:

- Эй вы, невежи! Заходите, что ли в гости -

Поучиться Вежливости!

Я и сам,- кричал Индюк,- Доктор Вежливых Наук,

И жена моя – пример замечательных манер:

Даже, когда спит она, видно, что воспитанна!

Не стесняйся ты, Осел! Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба? Говори: «Приду, спасибо!»

Ты не будь свиньей, Свинья,- ждет тебя моя семья!

Только раньше бы умыла ты свое свиное рыло!

Как ни бился он, однако так никто и не пришел-

Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осел!

Посинел Индюк от злости: Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды! Все они-балды - балды!

И добавил с высоты своего величия: «Не усвоили, скоты, правила приличия!»

Какие вежливые слова знал индюк? В чем ошибка индюка? Предлагаю индюку дать советы. Посоветуем, как сделаться вежливым человеком. В этом нам поможет книга Г.Остера «Вредные советы».

  1. Чтение учителем  вступления к книге для непослушных детей.
  2. Разбор речевой ситуации «В гостях» (инсценирование стихотворения «Если руки за обедом…»).
  3. Разбор речевой ситуации «За столом» (инсценирование стихотворения «Если руки за обедом…»
  4. Чтение учителем отрывка из книги «Правила хорошего тона»: «При Петре 1 трижды издавали книжку для юношества «Юности честное зерцало, Или Показания к житейскому обхождению»»: «Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже».
  5. Разбор речевой ситуации «Отношение к девочкам» (инсценирование стихотворения «Девчонок надо никогда нигде не замечать…»
  6. Чтение учителем отрывка из книги «Правила хорошего тона»: «Кавалер наших дней, молодой человек видит в женщине и девушке своего товарища, который хоть и может сам постоять за себя, однако, несмотря на это, нуждается в участии и дружеской поддержке со стороны мужчины».

  1. Разбор речевой ситуации «В магазине» (инсценирование стихотворения «Если мама в магазине вам купила…»

  1. Разбор речевой ситуации «В драке» (инсценирование стихотворения «Решил подраться – выбирай того, кто послабей…».

Итак, чему вы сегодня научились? Что значит быть воспитанным человеком?

  1. Чтение учителем стихотворения А.Барто  «Я была в стране Суоми…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Учимся употреблять в речи этикетные слова"

Методические материалы к уроку включают конспект урока, памятку, презентацию. На уроке учащиеся 5 класса учатся употреблять в речи этикетные слова, самостоятельно составляют диалоги с этикетными выраж...

Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...

Конспект урока "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс

Конспект урока Тема урока: "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс...

Проект. «Употребление этикетных форм речи в общении».

Проект. «Употребление этикетных форм речи в общении»....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Употребление этикетных слов"

Данный материал представляет собой конспект урока по русскому языку для учащихся  5 классов на тему "Этикет". Предполагается рассмотрение таких понятий, как речевой этикет, речевая ситу...

Разработка урока «Употребление в речи этикетных слов»

Цели урока: формировать представление о речевой ситуации; тренировать обучающихся в уместном использовании этикетных слов в различных речевых ситуациях.Задачи урока:Образовательная – познакомить...