Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:
    Обобщающий урок по теме "Фонетика" в 5 классе

    Фомина Александра Александровна

    Это урок-путешествие по сказочному городу. Урок состоит из заданий, связанных с правилами, изучаемыми в разделе "Фонетика".

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

                      ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА»

    Цели: повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Фонетика»;

               закрепление правописания безударных гласных, сомнительных согласных,

               ь и ъ разделительных знаков;

               развитие познавательной активности учащихся, творческого мышления,

               внимания;

               развитие умения использовать полученные знания на практике;

               расширение словарного запаса учащихся;

               воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи.

    Оборудование: карта путешествия, плакат с кроссвордом, магнитофон.

                                             Ход урока.

    I Орг. момент

    1. Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная

    работа.

    II Словарная работа.

          На доске кроссворд, разгадываем его, слова записываем в тетрадь,    

          проговариваем написание.

    1

    8

    6

    7

    5

    4

    3

    2

            

            

    1. Спортивная игра, в которой игроки ударом ноги загоняют мяч в ворота соперников  (футбол)
    2. Главное здание железнодорожной станции  (вокзал)
    3. Самая низкая школьная отметка  (единица)
    4. Человек, совершающий подвиги  (герой)
    5. Человек, который занимается спортом  (спортсмен)
    6. Волшебное слово, выражение благодарности (спасибо)
    7.  Командная игра на льду на коньках, в которой шайбу надо забросить в ворота соперников  (хоккей)

       - Ребята, посмотрите, какое слово получилось в выделенном столбике   (фонетика)

    1. А что такое фонетика? (раздел науки о языке, изучающий звуки речи)
    2. Зачем нужно изучать фонетику?

    III Сообщение цели урока.

      Тема нашего урока – повторение изученного по теме «Фонетика». Сегодня мы с вами вспомним, что мы изучали в этом разделе, проверим себя, чему научились.

    1. Запишите тему нашего урока (учитель пишет на доске)

    IV Знакомство с картой.

    1. Ребята, но урок наш пройдет в форме путешествия по сказочному городу ,

    Который называется ФОНОГРАД.( открывается карта путешествия)

    1)Рассказ о городе.

    Далеко – далеко на самом краю Земли (там, где небо сливается с линией горизонта), раскинулась волшебная страна. Высокие горы и теплые моря защищают её от северных ветров. Благодатный край. Все бы хорошо, но появился в этом городе злой колдун, которому не нравилось, что все жители дружны, веселы, а главное грамотны.И решил он  своей злой силой разрушить счастливую жизнь жителей.

    1. Ребята, посмотрите, какой красивый город, разве мы с вами можем допустить, чтобы этот город превратился из цветущего сада в выжженную пустыню, а люди стали бы злыми, гадкими и необразованными?
    2. Я предлагаю вам помочь жителям избавиться от злого колдуна,который сидит в замке, а для этого мы должны будем выполнять разные задания.Согласны? Тогда начинаем.

    V   Выполнение заданий.

    1 этап- открыть ворота города. Мы сможем это сделать, если выполним следующее задание:

    нужно расположить буквы по порядку их следования в алфавите русского языка, полученные слова также записать в алфавитном порядке .

    1. Но прежде ответьте: что такое алфавит?Н
    2. Что значит расположить по алфавиту?
    3. Назовите буквы по алфавиту.

    -Выполняйте работу

    на доске   ТГАНЕ, ТИСА, ТИБН, ЩОБР, НЕТО.

    (АГЕНТ, АИСТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ)

    1. Проверим.
    2. Молодцы, вы правильно выполнили это задание. Итак, мы вошли  в ворота.

    Идем дальше.На пути у нас 2 этап -  злая собака колдуна. С ней мы  сможем справиться, если выполним следующее задание:

    Даны слова, их надо распределить в две колонки. В 1-ю записать слова с ь разделительным знаком, а во 2-ю – съразделительным.

    -Но сначала вспомним, когда пишется в словах Ь, а когда Ъ (повторение правила)

    На доске слова: РУЖ..Ё, С..ЁЖИЛСЯ, РАЗ..ЕЗД, СТАЛ..НЫЕ, РЕЧ..КА, БЕЛ..Ё, С..ЁМКА,ПРОЛ..ЁТ, ПРЕД..ЮБИЛЕЙНЫЙ,  ДОБ..ЕМСЯ, РАЗ..ЯСНИТЬ, С..ЭКОНОМИТЬ.

    -Проверим. Молодцы, и это задание выполнили. Посмотрите, собака стала доброй. Идем дальше.

    -3 этап – на пути шлагбаум. Выполнив задание, мы сможем свами еще приблизиться к замку.

    Задание: у вас на партах лежит текст, в нем пропущены буквы. Ваша задача- грамотно списать этот текст, вставить правильно буквы.

    -Прочитайте .

    -Ребята, докажите, что это текст.

    1. О ком он?
    2. Что это за произведение?

    -Скажите, на какие правила пропущены буквы? (на правописание безударных гласных и сомнительных согласных)

    1. Ребята, а как проверить безударную гласную в корне слова? А сомнительную согласную? Не забудьте выделить орфограммы.

    (выполнение работы)

    ТЕКСТ:

    Каштанка бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари.Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков…

        Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.

    -Проверим, какие буквы вы вставили и почему?( уч-ся объясняют)

    1)Найдите и подчеркните 2 слова, в которых букв меньше, чем звуков.

      Почему так получилось?

    2)Теперь подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему?

    3) Подчеркните 2 слова, которые произносятся не так, как пишутся. Какое явление

       мы здесь наблюдаем?

    4) фонетический разбор слова у  доски.(         )

    -Молодцы, дорога перед нами открыта, путь свободен. Давайте немного отдохнем, а чтобы нам победить коварного колдуна, выполним зарядку для нашего мозга, ведь ум и сообразительность нам еще понадобятся.А кто-то, может быть, отведать успеет и сказочного мороженого.

    ФИЗМИНУТКА.

    4 этап- проход по мосту. Он выдержит нас если мы правильно выполним следующее задание: нужно списать слова правильно расставив ударение и разделив слова на слоги для переноса.

    1. А что такое ударение? Какое ударение в русском языке?
    2. Как переносим слова? Как нельзя переносить?

    (выполнение задание)

    БАЛОВАТЬ, ДОБЫЧА, ДОГОВОР, ПОРТФЕЛЬ, САНТИМЕТР, КАТАЛОГ, СТАТУЯ, ФАРФОР, ЗВОНЯТ

    (проверка на доске)

    -Молодцы мост выдержал и мы у самого дворца.Сейчас нам предстоит самое сложное, но мы справимся .

    5этап- чтобы выыгнать злого волшебника и разрушить его чары, каждый постарается выполнить тест

    Если вы согласны с формулировкой, ставите +, если не согласны –

    ТЕСТ

    1)В русском алфавите 33буквы (+)

    2) В  русском языке 10 гласных звуков(-)

    3)В русском языке 6 гласных звуков (+)

    4)В русском языке 10 гласных букв(+)

    5) Не имеют мягкой пары звуки Ж,Ш,Ц (+)

    6)Имеют глухую пару звуки Л,М,Н,Р,Й  (-)

    7)буквы е, ё, ю,я в начале слова обозначают 2звука(+)

    8) Ь обозначает только мягкость согласного звука (-)

    9) звукиЧ,Щ,Й, ИМЕЮТ ТВЕРДУЮ ПАРУ (-)

    10) в русском языке согласные звуки образуют 6 пар по звонкости – глухости (+)

    -Самопроверка(результаты)

    Молодцы, вы справились с этим заданием.Злой колдун изгнан из Фонограда.Жители могут спокойно жить , работать и учиться

    Ну что ж, ребята, а нас с вами ждут другие путешествия.

    VI Итог: В чем мы сегодня управлялись ?

                   Все ли довольны своим результатом?

    VII Д/з