Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме:
    СПП с придаточными обстоятельственными

    Конспект урока можно использовать при подготовке кГИА и ЕГЭ , как урок - актуализация сложноподчинённых предложений с придаточными определительными, изъяснительными и  обстоятельственными.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    sppotur.docx390.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сложноподчиненные  предложения   с

    придаточными  обстоятельственными

    Цели:

    Обучающие: 

    Познакомиться  со  сложноподчиненными  предложениями  с придаточными  обстоятельственными,  видами  придаточных  обстоятельственных,  средствами  связи  в  данного  типа  сложноподчиненных  предложениях.

    Развивающее: 

    Определять  типы  придаточных  обстоятельственных  в СПП.

    Воспитывающие: 

    Воспитывать  любовь  к  природе  родного  края,                      к творчеству  русских  поэтов.

    Оборудование:

    1.Компьютерная  программа  “Фраза”.                                            2.Презентация  “Сложноподчиненные  предложения  с придаточными  обстоятельственными”.

    Предварительная  подготовка:

    1.Создание  презентации  к  уроку  в  программе  Power Point.

                                   

    ХОД УРОКА

    I. Слово учителя.

    - Сегодня  мы  приступаем  к  изучению  темы “Сложноподчиненные  предложения  с  придаточными обстоятельственными” :  познакомимся  с  видами придаточных  обстоятельственных ,  средствами  связи в предложениях  этого  типа.  Но прежде повторим изученное.

    (Запись в тетради числа )

    II. Повторение изученного. (слайд 2).

                                                  

    - Расставьте ударение в словах, записанных на слайде.

                      (Проверка по цепочке)

    - Слова, в которых допустили ошибки, запишите в тетрадь для правил.

    2. «Сложные предложения» (слайд 3)

    А сейчас повторим сложные предложения ( Повторение теоретических сведений о сложных предложениях).

                               

    3.- Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? ( СПП)                                                                                 

    А) Какие предложения называются  СПП?  Чем они отличаются от сложносочиненных?

    в) На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?

    Вывод: «Сложноподчинённые предложения» (слайд 4)

                                                     

    - Хорошо, теорию вы знаете неплохо.

    4. Фронтальный опрос – графический диктант.

    - А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях. 

    1. Мы вспомнили известных певцов, чьё детство прошло в нашем городе. (Придаточное определительное)
    2. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Придаточное изъяснительное)
    3. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила , читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)
    4. Нет  города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)
    5. Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления. (Придаточное изъяснительное)

    - А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.

    1. Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.  (Повеств.,  невоскл.,  сложное,  сложноподч.)

    - Назовите  обстоятельства  с  их  значениями  и  вопросы, на  которые  они  отвечают.  (Обстоятельства  времени, образа  действия.)

    - Какие  ещё  обстоятельства  бывают?  ( Цели, места, причины, сравнения,  уступки,  условия,  следствия)

     Учитель:  подобные  значения  имеют  и  придаточные обстоятельственные,  которые  отвечают  на  те  же вопросы  и  делятся  на  те  же  виды,  что  и обстоятельства  в  простом  предложении.

    - Итак,  переходим  к  знакомству  с  новым  материалом.  ( Запись  темы  в  тетради )(слайд 1)

                                   III. Изучение нового материала. 

    1. Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные?(Слайды 5 -9)

                                         

                                                                                     

                                                             

                                                   

    - Как  мы  будем  различать  их? ( По вопросам,  союзам  и союзным  словам) (Слайд 10)

    IV. Закрепление новой темы.

    - Проверим,  как  вы  поняли  новую  тему  при  помощи распределительно – цифрового  диктанта.

    1. Распределительно - цифровой  диктант.

    Задание:  прослушать  предложения  и  записать  в  2 столбика  номера  предложений:

    1. в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
    2. во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.
    1. Если  жизнь тебя обманет,не печалься, не сердись.                                                                 (С придаточным условным)
    2. Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли.  (Простое предложение)
    3. Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)
    4. Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)
    5. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С придаточным цели)
    6. Люблю грозу в начале мая. (Простое пр.)
    7. Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум.  (С придаточным места)
    8. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предл.)
    9. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)
    10. Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)                                                                              

             Ключ: сложноподч. предл.                    простые предл.

                            1, 3, 5, 7, 9                                    2, 4, 6, 8, 10

    - Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.

    - На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ) 

    - А сейчас посмотрите  на улицу. Какое настроение вызывает у вас эта погода?

    -Да, природа всегда прекрасна, всегда совершенна. Природа всегда действует благородно.

    У природы нет плохой погоды!                                                 Каждая погода благодать.                                                       Дождь ли,  снег…любое время года                                      Надо благодарно принимать,…                                                            (из к/ф Эльдара Рязанова « Служебный роман»)                                                      

    2. Работа с учебником. Упр.116, стр.74.

    Задание: выписать СПП с придаточными обстоятельственными, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного. 

    - Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.

    3.Коллективная  работа на компьютере (компьютерная программа “Фраза”: 9 класс, “Сложноподчиненное предложение”, вариант “Отдельные предложения” № 515-518).

    Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.

     (Сообщить оценки за выполнение работы по упражнению)

    V. Подведение итогов урока.

    1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

    2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

    Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

    3. Выставление оценок .

    VI. Домашнее  задание:  п.12, с.67–68, выписать из романа М. Ю. Лермонтова “Герой  нашего времени” 9 сложноподчиненных предложений  с придаточными обстоятельственными разных типов.

                                         


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    открытый урок в 5 классе по русскому языку. Тема "Письмо"

    Данный материал можно использовать при проведении урока русского языка в 5 классе...

    Урманда

    Презентация...

    Планирование по истории России, 10 класс

    Планирование на 46 часов по учебникуСахаров, А. Н. История России с древнейших времен до конца XVIII века / А. Н. Сахаро...

    разное

    результативность деятельности учителя представлена в графиках, диаграммах и таблице.   ...

    э/презентация о музыкальной группе Rammstein

    Материал подготовила Кузнецова Лаура, для урока в 10 классе немецкие музыкальные группы....

    Рейтинговые контрольные работы. 5 класс. УМК Зубаревой И.И., Мордковича А.Г.

    Комплект из 11 рейтинговых конторльных работ, включая  полугодовую и итоговую работы....

    Развитие культуры речи учащихся через написание рефератов

    Физика – очень интересная и увлекательная наука. Она открывает суть всего, что происходит вокруг нас, изучает закономерн...

    Творческое занятие "Семья снеговиков"

    Занятие по изобразительному творчеству для старших дошкольников. Работа с разным материалом....

    Народные движения 17 века

    Конспект открытого урока...

    презентация урока по геометрии в 8 классе по теме "Удивительный мир симметрии"

    Презентация к уроку повторения и обобщения по геометрии в 8 классе "Удивительный мир симметрии"...