СПП с придаточными обстоятельственными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Конспект урока можно использовать при подготовке кГИА и ЕГЭ , как урок - актуализация сложноподчинённых предложений с придаточными определительными, изъяснительными и  обстоятельственными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sppotur.docx390.62 КБ

Предварительный просмотр:

Сложноподчиненные  предложения   с

придаточными  обстоятельственными

Цели:

Обучающие: 

Познакомиться  со  сложноподчиненными  предложениями  с придаточными  обстоятельственными,  видами  придаточных  обстоятельственных,  средствами  связи  в  данного  типа  сложноподчиненных  предложениях.

Развивающее: 

Определять  типы  придаточных  обстоятельственных  в СПП.

Воспитывающие: 

Воспитывать  любовь  к  природе  родного  края,                      к творчеству  русских  поэтов.

Оборудование:

1.Компьютерная  программа  “Фраза”.                                            2.Презентация  “Сложноподчиненные  предложения  с придаточными  обстоятельственными”.

Предварительная  подготовка:

1.Создание  презентации  к  уроку  в  программе  Power Point.

                               

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

- Сегодня  мы  приступаем  к  изучению  темы “Сложноподчиненные  предложения  с  придаточными обстоятельственными” :  познакомимся  с  видами придаточных  обстоятельственных ,  средствами  связи в предложениях  этого  типа.  Но прежде повторим изученное.

(Запись в тетради числа )

II. Повторение изученного. (слайд 2).

                                              

- Расставьте ударение в словах, записанных на слайде.

                  (Проверка по цепочке)

- Слова, в которых допустили ошибки, запишите в тетрадь для правил.

2. «Сложные предложения» (слайд 3)

А сейчас повторим сложные предложения ( Повторение теоретических сведений о сложных предложениях).

                           

3.- Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? ( СПП)                                                                                 

А) Какие предложения называются  СПП?  Чем они отличаются от сложносочиненных?

в) На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?

Вывод: «Сложноподчинённые предложения» (слайд 4)

                                                 

- Хорошо, теорию вы знаете неплохо.

4. Фронтальный опрос – графический диктант.

- А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях. 

  1. Мы вспомнили известных певцов, чьё детство прошло в нашем городе. (Придаточное определительное)
  2. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Придаточное изъяснительное)
  3. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила , читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)
  4. Нет  города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)
  5. Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления. (Придаточное изъяснительное)

- А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.

  1. Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.  (Повеств.,  невоскл.,  сложное,  сложноподч.)

- Назовите  обстоятельства  с  их  значениями  и  вопросы, на  которые  они  отвечают.  (Обстоятельства  времени, образа  действия.)

- Какие  ещё  обстоятельства  бывают?  ( Цели, места, причины, сравнения,  уступки,  условия,  следствия)

 Учитель:  подобные  значения  имеют  и  придаточные обстоятельственные,  которые  отвечают  на  те  же вопросы  и  делятся  на  те  же  виды,  что  и обстоятельства  в  простом  предложении.

- Итак,  переходим  к  знакомству  с  новым  материалом.  ( Запись  темы  в  тетради )(слайд 1)

                               III. Изучение нового материала. 

  1. Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные?(Слайды 5 -9)

                                     

                                                                                 

                                                         

                                               

- Как  мы  будем  различать  их? ( По вопросам,  союзам  и союзным  словам) (Слайд 10)

IV. Закрепление новой темы.

- Проверим,  как  вы  поняли  новую  тему  при  помощи распределительно – цифрового  диктанта.

1. Распределительно - цифровой  диктант.

Задание:  прослушать  предложения  и  записать  в  2 столбика  номера  предложений:

  1. в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
  2. во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.
  1. Если  жизнь тебя обманет,не печалься, не сердись.                                                                 (С придаточным условным)
  2. Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли.  (Простое предложение)
  3. Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)
  4. Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)
  5. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С придаточным цели)
  6. Люблю грозу в начале мая. (Простое пр.)
  7. Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум.  (С придаточным места)
  8. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предл.)
  9. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)
  10. Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)                                                                              

         Ключ: сложноподч. предл.                    простые предл.

                        1, 3, 5, 7, 9                                    2, 4, 6, 8, 10

- Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.

- На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ) 

- А сейчас посмотрите  на улицу. Какое настроение вызывает у вас эта погода?

-Да, природа всегда прекрасна, всегда совершенна. Природа всегда действует благородно.

У природы нет плохой погоды!                                                 Каждая погода благодать.                                                       Дождь ли,  снег…любое время года                                      Надо благодарно принимать,…                                                            (из к/ф Эльдара Рязанова « Служебный роман»)                                                      

2. Работа с учебником. Упр.116, стр.74.

Задание: выписать СПП с придаточными обстоятельственными, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного. 

- Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.

3.Коллективная  работа на компьютере (компьютерная программа “Фраза”: 9 класс, “Сложноподчиненное предложение”, вариант “Отдельные предложения” № 515-518).

Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.

 (Сообщить оценки за выполнение работы по упражнению)

V. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

3. Выставление оценок .

VI. Домашнее  задание:  п.12, с.67–68, выписать из романа М. Ю. Лермонтова “Герой  нашего времени” 9 сложноподчиненных предложений  с придаточными обстоятельственными разных типов.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Это урок русского языка с презентацией  в 9 классе татарской школы. Материалы урока помогут при подготовке к Государственной итоговой аттестации (ГИА) девятиклассников. Цель урока:познакомить уча...

Урок повторения сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (с использованием ЦОР).

Аннотация урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Урок проводится после изучение  всех видов придаточных обстоятельственных . Я, Марданова Алсу Шамил...

разработка урока с применением ЭОР «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 9класс

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 9классЦели урока: формирование умений:- различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средс...

Урок русского языка в 9 классе "СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места."

Урок " СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места " для 9 класса составлен на основе учебника Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. Материал урока предполагает разноу...

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места

Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать ор...

Открытый урок в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени»

Цель: показать особенности СПП с придаточными времени; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.Задачи урока: познакомить с придаточными предложениями времени; учить определять данные ...