Сложные предложения с разными видами связи.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Конспект урока разработан для учащихся 9 класса.  

Ход урока способствует развитию интеллектуальных  и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации. Будет полезен при подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx113.01 КБ

Предварительный просмотр:

9 классСложные предложения. Обобщение.Клюбина И.Б.

 Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Цели урока:

  1.  систематизировать знания по теме «Сложное предложение»;
  2. проверить умение различать предложения по структуре и способам связи;
  3. научить использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции
  4. проверить умение объяснять постановку знаков препинания;
  5.  составлять схемы предложений;
  6. совершенствовать умение конструировать предложения по заданной схеме,
  7. научить самостоятельно извлекать необходимую информацию из различных источников
  8. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения,
  9. развивать интеллектуальные  и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности; самореализации,
  10. повторить орфограммы н и нн в разных частях речи.
  11. совершенствовать коммуникативные способности.

Оборудование: 

  1. мультимедийная программа с подготовленной компьютерной презентацией;
  2.  дидактический материал,
  3.  Конспекты – опоры,
  4. тестовые задания.

Дидактическая модель изучения: частично - поисковая

Педагогические средства: организация совместной учебной деятельности 

Тип урока. Урок комплексного применения знаний – практикум

Ход урока.

I ЭТАП

1. Работа над содержанием эпиграфа.

Мир освещается солнцем,

А человек освещается знанием!

                                                Пословица

  1. Определите вид предложения по наличию грамматических основ.
  2. Дайте характеристику предложения.
  3. Определите вид предложения по способу выражения главного члена.
  4. Какие есть еще сложные предложения?
  5. Назовите тему сегодняшнего урока.

2.Погружение в тему - разминка.

  1. 1.Работа в группах. (Учащиеся, сидящие за первыми партами)
  2. 1 ряд, используя конспекты – опоры, готовит материал о сложносочиненных предложениях.
  3. 2 ряд – о СПП
  4. 3 ряд – о БСП
  5. 2. Словарный диктант. (выполняют остальные учащиеся). С последующей самопроверкой.
  6. Каждый учащийся получает карточку с пропуском орфограмм на тему «Н и нн в разных частях речи».
  7. Задание: вставить буквы, используя конспекты – опоры, исправить ошибки. Проверить сделанную работу, используя материал, размещенный на слайде, самостоятельно оценить свою работу.

Рождё..ые в неволе медвежата,  полирова..ая мебель, золочё..ый купол, глиня..ые дощечки, масл..ный крем, маринова..ый огурец, ране..ый боец, масле..ица, жела…ый, стари..ый, смышле..ый ученик, оловя..ый, отчая..ый, жаре..ый картофель, жаре…ый в духовке, свежезамороже..ый, ране..ый в руку, гости..ица.

3. Выступление групп об основных видах сложных предложений.


II ЭТАП

А теперь, ребята, вам предстоит доказать, что вы умеете на практике применять теоретические знания, полученные в процессе изучения темы «Сложное предложение».

1.Устная коллективная работа. Дайте характеристику предложений. 

(Тексты проецируются на экран)

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны. Краеведение является самым массовым видом  науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники. Каждый город – это синтез нескольких культур.

III ЭТАП

1 Слово учителя.

 Сложные предложения могут состоять из частей, связанных различными видами связи.

(Тексты проецируются на экран)

Определите виды связи, составьте схемы.(по рядам)

Сочинительная и подчинительная: 

Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)

Сочинительная и бессоюзная:

Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)

Подчинительная и бессоюзная:

Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)

Сочинительная, подчинительная, бессоюзная:

После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

За эту работу поставьте себе оценку.

2. Работа в парах.

Конструирование предложений. [        ] (        ) [    ]

Задание: из отдельных слов составьте предложение, запишите его, определите виды связи, объясните знаки препинания.

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного: он начал жить только по велению сердца.


IV ЭТАП

Самостоятельная работа.

Тестовая работа с взаимопроверкой.

(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться Маленьких демонов.

(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.

(12)Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, — три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и настолько неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток.

В4.        Из предложений 8—11 выпишите слово, в котором правописание НН определяется тем, что это полное страдательное причастие образовано от глагола совершенного вида.

 В12.        Укажите количество грамматических основ в предложении 14.

В13.        Среди предложений' 12—15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В14.        Среди  предложений  3—11  найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

B4

распаленные

B12

4

B13

12

B14

7

V ЭТАП

Подведение итога: что повторили на уроке?

  1. Ребята сами задают друг другу вопросы по теме.
  2. Рефлексия.
  1. Сегодня я узнал..
  2. Было интересно..
  3. Было трудно..
  4. Я понял, что..
  5. Я попробую…
  6. У меня получилось..
  7. Я смог…
  8. Мне захотелось..

Домашнее задание. Творческая работа. Сжать предложенный текст.

 Вид сжатия текста.

1 Исключение подробностей. Сначала выделить главное, а затем убрать подробности.

2 Обобщение. Сначала вычленяем существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Сложные предложения с разными видами связи.

Презентация позволит зрительно объяснить материал....

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...

Урок-практикум «Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация в СП с разными видами связи» в 11 классе.

Цели урока:-систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить ...