Экспертиза учебника русского языка Г.Г.граник 5 класс.
материал по русскому языку (5 класс) по теме

                    Заключение  Российской  Академии  Образования

на учебник «Русский язык»  5 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 448 стр.;

под редакцией Г.Г. Граник;

авторский коллектив: Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Н.А. Борисенко,

издательство -  Мнемозина.

 

   В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык  под редакцией Г.Г. Граник, предназначенный для 5 класса  общеобразовательной школы.

   По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.

1.                 Общая характеристика учебника.

   Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 5 класса (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников), сопроводительное письмо  и пояснительная записка к данной линии учебников.

   Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Заключение  Российской  Академии  Образования

на учебник «Русский язык»  5 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 448 стр.;

под редакцией Г.Г. Граник;

авторский коллектив: Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Н.А. Борисенко,

издательство -  Мнемозина.

   В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык  под редакцией Г.Г. Граник, предназначенный для 5 класса  общеобразовательной школы.

   По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.

1.                 Общая характеристика учебника.

   Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 5 класса (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников), сопроводительное письмо  и пояснительная записка к данной линии учебников.

   Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык.

2.                 Оценка по критериям с  комментариями.

    Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту  общего образования второй ступени.

   Учебник обеспечивает возможность формирования предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, специфических для русского языка  и обеспечивающих возможность продолжения образования в третьей ступени.

2.1. Содержание учебника  и специальные задания в нём  направлены на формирование языка науки данной предметной области (морфемы, чередования, нефонемное правило, транскрипция)  и совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, смыслового  чтения специфических текстов данного предметного содержания: § 3 «Виды сложных предложений»; говорения: стр. 124 – скороговорка,  стр. 19 - «Попробуйте сказать своими словами», упр.171 – расскажите по плану; упр.321 – текст о Демосфене);  письма  (стр. 16: «Запишите продолжение этой сказочной истории», упр. 197 – сочинение - описание), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами.     Курс нацелен на формирование универсальных учебных действий (стр.6 - «В книжном лабиринте или как работать с оглавлением», стр.7 - «О видах чтения», стр.9 - «О пересказе», упр. 87 предлагает обратиться к электронной энциклопедии).

Курс построен на синтаксической основе. Части речи рассматриваются как грамматические классы слов. Первая часть содержит повторение пройденного в начальной школе. Во второй части изучается словообразование, большое внимание уделено развитию различных видов памяти.

  Основы синтаксиса и пунктуации изучаются в учебнике с помощью «образной грамматики», авторы идут от речи к слову. Основные единицы языка  для изучения – фонема и морфема, на их основе изучаются корни и приставки.

 2.2.  Задания учебника  направлены на освоение обучающимися  видов деятельности по получению (§ 1 «Какие бывают предложения»), преобразованию (упр.17 - распеределение слов на две группы) и применению (упр. 22 - задание «Бюро прогнозов», упр.108 –составить план параграфа)  новых знаний в учебных, учебно – проектных   и  социально  – проектных ситуациях (упр. 200, упр. 89 - речевые ситуации).  

2.3. Содержание и методика обучения  направлены на  формирование  научного типа мышления (фундаментом курса является синтаксис), научных представлений о ключевых теориях (психолого – дидактический подход при изучении морфологии, словообразования и т.д.), типах и видах отношений (стр. 3 «Память и грамотность»),  владение научной терминологией (звуки – смыслоразличители, монолог, полилог), ключевыми понятиями (типы речи, главнее члены предложения, фонема и т.д.), методами и приёмами (обучение приёмам работы с книгой, создание условий для непроизвольного и произвольного запоминания учебного материала: стр. 21 -  «Поговорим о плане»; собирание трудных слов  в «Копилку слов»; стр. 40: «докажите, что слово относится именно к данной части речи»).  Особое внимание уделяется формированию и совершенствованию основных видов компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой ( наряду с писателями – классиками -  тексты Р. Киплинга, Б. Заходера, Л. Квитко, С Маршака, Крапивина, И. Токмаковой, Э. Успенского, П.Ершова, Н Носова, А. Линдгрен, Р.Распе, Л.Кэролла, Ч.Айтматова, К. Булычёва, Саши Чёрного).

 3.  Учебник предоставляет возможность достижения метапредметных результатов обучения.

3.1. Работа по учебнику помогает развитию универсальных учебных действий пятиклассников (рубрики: «Учимся понимать художественный текст», «Творческое задание», «Поработайте над культурой речи», стр. 84 - дискуссия и др.) Система предъявления заданий  отражает направленность курса  на усвоение не только предметных, но и метапредметных результатов обучения:

- умения планировать и оценивать свою работу (специальная рубрика после изучения каждого раздела  «Проверьте свои знания» (стр. 52), рубрика «Оцените свои знания»).  Регулятивные умения последовательно формируются  с помощью системы ответов – ключей «Проверьте себя по ответу», проектных заданий;

-умения пользоваться информацией в разном виде (приём самоинструкции осуществляется систематически – стр. 121, таблицы, рубрики «Найдите информацию в Интернете»;  «Значение слов раскрывается  в «Толковом словарике»);

- умения представлять информацию в разных формах (стр. 62 - написать отзыв о рассказе), в том числе  с помощью компьютерных технологий;

- умения анализировать и структурировать информацию (стр. 65: »Какова главная мысль? Выражена она прямо или её надо найти? Запишите главную мысль»).

   Задания учебника направлены на освоение обучающимися межпредметных понятий  и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных – упр.112 – советы Карнеги). Такие задания отмечены пиктограммой «Обращаемся к другим наукам и предметам»; ведущие связи - с предметом «Литература» (упр. 11 - сказочная история, стр.18 – басня Л. Толстого, стр. 45 – 47, упр.132, 133 – пословицы, стр. 195 - загадка).

   Последовательно осуществляется связь с историей (сведения о возникновении летописей на Руси, о берестяных грамотах, о мальчике Онфиме, глава «Дорога к письменности»),  информатикой (подготовка  презентаций проектов), психологией (задания «Включите воображение», стр. 5 – виды памяти, параграфы о развитии внимания, орфографической зоркости),  упр.20, 243 - с географией, с театром – упр.24, 170,  с иностранным языком – сведения о транскрипции, ударении и интонации в других языках

   Упражнения учебного пособия направлены на развитие способностей и  их использования в учебной (упр. 92), познавательной и социальной практике (упр. 85 о марках страны Гонделупы; упр.86 – рассказ Т. Крюковой «Воля к победе»).

 3.2. Учебник содержит задания, направленные на формирование и развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии (§ 20 «Что такое диалог, монолог, полилог», стр.16 – записать продолжение истории), классифицировать (стр. 75, задание 2: «Одинаково ли ставятся знаки препинания…?», стр. 96: «Распределите глаголы на три группы», стр. 49: «Распределите слова по колонкам», стр. 127: «Распределите сказуемые на три группы»), устанавливать причинно – следственные связи (стр. 78), строить логическое рассуждение, умозаключение  и делать выводы (упр. 141 –сравнить рассказ с авторским, стр. 121 - сформулировать и записать главную мысль). Этому способствует проведение разнообразных видов языкового анализа (упр.186 –сделать фонетический разбор слов). Ученик приобретает способность осуществлять разные виды деятельности и самостоятельно получать новые знания (§ 39 «Можно ли  писать так, как слышишь»), применяя их в учебной  работе (упр. 202 - «Придумайте свою историю о городе без орфографии»). Учебный текст часто начинается с создания проблемной ситуации (стр. 156: «Можно ли себе представить жизнь без телевизора?»).

 3. 3. Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в  сотрудничестве с педагогами и сверстниками (формулировка заданий предполагает совместную деятельность: §11 «Вспоминаем окончания глаголов», упр. 234: «Работайте вдвоём», действует рубрика «Работайте вдвоём, в паре»; стр. 29, 36, 3: « У вас в руках учебник, который будет разговаривать с вами…»; помощь песенок – напоминалок - стр.5, 9, 19,43 и т.д.). Особое место уделяется на уроках формированию коммуникативных универсальных учебных действий  с использований форм  коллективно – распределённой деятельности - проектная деятельность (упр. 200). Это помогает сформировать свою точку зрения, аргументировать её, развивать чувство товарищества. Самоинструкции на  стр. 35, 42 и т.д.

3. 4. Обучение направлено  на развитие умения осознанно использовать речевые средства  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.  Три группы  понятий составляют в учебнике теоретическую основу обучения связной речи: текст, стили речи, типы речи. Пятикласснику предложены  различные виды речевой деятельности: смысловое  чтение, восприятие и анализ высказывания, его воспроизведение, а также совершенствование и развитие интуиции.

 3. 5. Содержание и методика обучения по данному учебнику направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции) в процесс изучения русского языка в школе.  Учебник содержит ссылки на электронные образовательные ресурсы (более 15 ссылок). При работе с интернет – ресурсами (стр. 50) предлагается работа с электронными словарями, использование информации о лингвистах и лингвистике (упр.218 - Бодуэн де Куртенэ, стр.201 – Р.И. Аванесов,  В.Н. Сидоров), дополнительный тренинг по правописанию, знакомство с книгами и писателями, с сайтами общекультурного содержания (систематически даются рекомендации книг, отрывки из которых предложены  для работы – стр. 51). Учебник предоставляет возможность учащимся в течение года выполнить 5 – 6 небольших проектов (упр. 60, 215, 200, 246 и т.д.) Примеры проектных заданий : »Подготовьте устный лингвистический журнал…»  

 3. 6. Учебник формирует экологическое мышление обучающихся через тексты о природе и Родине (Г. Скребицкий,  упр. 151 – стихи И. Никитина «Утро», упр.199, 229, 277 и др.).

4. Возможность достижения личностных результатов обучения.

 4. 1. ФГОС предусматривает достижение личностных результатов обучения. С этим связана направленность учебника на формирование ответственности пятиклассников, способности к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, к потребности обращаться к словарно – справочной литературе, интернет – справочникам (рубрика «Материал повышенной сложности», «NВ - Обратите внимание»).

   В учебнике представлено содержание, формирующее социальную роль учащегося: оно требует самооценки пятиклассника, повышает его ответственность и самостоятельность. С первых уроков 5 класса учебник помогает ученикам подготовиться к экзаменам по русскому языку – ГИА и ЕГЭ:  стр. 40: «Любую часть речи узнаю при встрече», стр. 51 – проект: «Как человек создаёт свою речь», упр.74  - И. Бунин «Слово», пословицы – упр.76, стр. 67 - структура рассуждения, стр. 75 – сочинение – рассуждение «Сейчас без языка нельзя», упр.137 – изложение, упр. 139, упр.156 – звукопись, § 38 - орфоэпия, упр. 196 – выборочное изложение, упр.197 – сочинение – описание, стр.155 - рекомендация книги М. Панова об орфографии, упр. 215 – проект об истории письменности

   Работа по учебнику способствует реализации деятельностного подхода: параграфы строятся так, чтобы учащиеся самостоятельно извлекали знания из учебного текста (упр.123 – «Соберите предложения, чтобы получился текст», стр. 133 – работа с таблицей, стр. 136 - обращение к сайту «Магия языка», стр. 188 – краткий пересказ пройденного).

С помощью художественных текстов, написанных современными писателями  Р. Коваленко,   Т. Крюковой, С. Козловым, решается проблема нравственности. Текст учебника содержит обращение к личному опыту учащихся, способствует установлению связей изучаемого материала с жизнью (стр. 55: »Как вы думаете, каким было сердце у этого мальчика?»).

 4. 2. Содержание и методика обучения направлены на формирование готовности и способности пятиклассников к саморазвитию и личностному самоопределению, способствуют выработке способности к самооценке, развитию познавательных интересов; направлены на всестороннее развитие личности пятиклассника средствами русского языка: развивают мышление и речь, эмоционально – волевую сферу, логическое мышление (предложены темы для сочинений – рассуждений;  учебник   знакомит учащихся со списком познавательных книг для самостоятельного чтения,  на стр.14 и др. –дана самоинструкция,  на стр. 52 вопрос: «Какой урок можно извлечь из рассказа внука Л.Толстого?»).

4. 3.  Обучение по данному учебнику способствует формированию и развитию системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в их деятельности (упр.198, рассказы Р. Коваленко «Летописец», «Ожидание», «Коричневая роза»). Интериоризация знаний происходит с помощью такого  лично обращённого к ученику знания, как в § «Как находить родственные слова».    

 4. 4. Содержание учебника позволяет формировать социальные компетенции,  способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Это способствует формированию у пятииклассников культуроведческой компетенции - с помощью  сведений об истории языка (стр. 60 – о летописях, упр. 79 – рассказ «Летописец», тексты «Священные знаки», «Берестяные грамоты», о Кирилле и Мефодии), этимологии,  о русских учёных – лингвистах,  о Д. Хармсе, Гомере, с Есенине и т.д. Всё это способствует выработке ценностных ориентаций и  воспитанию любви к русскому языку и  литературе.

  4. 5. Учебник содержит большой воспитательный потенциал, обладает социально – гуманитарной направленностью, что способствует утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика, его успешной социализации (стр. 9 - рассказ Р. Коваленко «Букет»).

5. Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим возможностям обучающихся.

5. 1. Объём теоретического материала и текстов соответствуют нормам учебного времени. Компоновка дидактического материала и количество информации в нём продуманы с точки зрения физиологии пятиклассника и делится на обязательную и дополнительную. Тексты способствуют повышению настроения учеников, выработке оптимизма (весёлые истории рубрики «Перемена», весёлые названия – стр. 25 - «гуси» и «матрёшки»,  «синтаксически карлики и великаны» - стр.31,  шутливые стихотворения Р. Мухи, «Задания для любопытных», упр.90 – весёлые диалоги, § 25 – лингвистическая сказка, параграф «Буквы – актёры» и т.д.).

   Для осуществления принципа преемственности в учебнике изменена последовательность подачи материала, изучение языка строится по принципу расширяющейся спирали

   Оформление учебника соответствует возрастным особенностям обучающихся,    помогая ученикам в постижении родного языка.  Доступность  материала обеспечена выделением теоретической информации, аппарат ориентировки учебника снабжён системой сигналов – символов (дополнительные задания и задания повышенной сложности); продумана наглядность: рисунки, схемы, таблицы, даны образцы записи, учебник снабжён  юмористическими рисунками – подсказками (стр. 22,). Текст учебника написан в особом стиле изложения – с помощью «устной речи в её письменной форме». С Помогают обучению самоинструкции - «Знаки препинания в простом и сложном предложении», «Правописание глаголов  с безударными личными окончаниями», «Правописание корней с чередующимися гласными», «Правописание приставок».

5. 2. В материалах учебника учтена ведущая деятельность, характерная для пятиклассников – общение (с учебником, с товарищами, с учителем). Особенностью является текстоцентрический подход к изучению русского языка – это учебные, познавательные и художественные тексты.  

5. 3.Учебник предполагает использование разных форм организации обучения  (эксперимент, диалог, самостоятельная работа    и пр.)

5. 4. Содержание учебника обеспечивает  учёт индивидуальных особенностей и успешность продвижения пятиклассника, предусматривая, например,  обучение его самоорганизации, проверке и оценке своей самостоятельной работы   (например, по данным ответам).

5. 5. Объёмы, компоновка и количество информации, характер наглядности в материалах учебника продуманы с точки зрения физиологии пятиклассника (выделяется основной и дополнительный материал, задания повышенной трудности, разъясняются условные обозначения).  Прекрасным подспорьем являются справочные материалы (« Ответы к заданиям и словарики»).

5. 6. Гармоничны и оправданы для учеников 5 класса в структуре методического аппарата пропорции репродуктивных и развивающих заданий, а также обязательных и дополнительных материалов. В основу методической системы учебника положена идея синтеза языкового и речевого развития учащихся, усиление коммуникативного аспекта в изучении русского языка.

5. 7. Подобранный учебный материал учитывает предполагаемый уровень личностного развития учащихся 5 класса, а также психологические новообразования и уровень развития абстрактного мышления для возможного адекватного восприятия. Авторы учебника ставят целью курса русского языка усвоение системы знаний о языке и речи, способов оперирования  ими и совершенствование на этой основе важнейших видов речевой деятельности .

6. Пояснительная записка соответствует реализованным в учебнике целям, а также содержанию и технологии обучения.

7. Учебник принадлежит к завершённой предметной линии.

8.Общий вывод об оценке рассматриваемого материала.

   -Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (5 класс). Ученики приобретают опыт использования речевых средств  в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

   -Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся.

   -Учебник принадлежит к завершённой предметной линии учебников.

                                                         

Рецензент: Перепёлкина Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории  школы  № 75 г. Черноголовка Московской области.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертиза учебника русского языка М.М. Разумовской. 5 класс.

Заключение  Российской  Академии  Образования на учебник Русский язык 5 класс: Учебник для образовательных учреждений,19 –е издание, переработанное, 2011 г. – 317 стр., ил. - 16, под ...

Экспертиза учебника русского языка М. М. Разумовской. 7 класс.

Заключение  Российской  Академии  Образования на учебник «Русский язык»  7 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 342 стр.; под редакцией...

Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник 9 класс

Заключение  Российской  Академии  Образования на учебник «Русский язык»  9 к...

Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник 6 класс.

Заключение  Российской  Академии  Образования на учебник «Русский язык»  6 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 430стр.; под редакцией ...

Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник. 8 класс.

Заключение  Российской  Академии  Образования на учебник «Русский язык»  8 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 320 стр.; под р...

Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник 7 класс.

Заключение  Российской  Академии  Образования на учебник «Русский язык»  7 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 342 стр.; под редакцией...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...