Конспект урока по теме "Деепричастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

 

ЦЕЛИ УРОКА:

 

  • закрепить  сведения о деепричастии и умение отличать деепричастие от других частей речи;
  • познакомить  детей с понятием с понятием деепричастного оборота;
  • формировать умение видеть и выделять на письме деепричастие и деепричастный оборот;
  • развивать речь учащихся путем конструирования предложений с деепричастиями для передачи динамичности развития действия в текстах повествовательного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deeprichastnyy_oborot..doc355.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Деепричастный оборот (урок изучения нового материала).

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. закрепить  сведения о деепричастии и умение отличать деепричастие от других частей речи;
  2. познакомить  детей с понятием с понятием деепричастного оборота;
  3. формировать умение видеть и выделять на письме деепричастие и деепричастный оборот;
  4. развивать речь учащихся путем конструирования предложений с деепричастиями для передачи динамичности развития действия в текстах повествовательного характера.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Садитесь. Прежде чем приступить  к изучению нового материала, проверим домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания.

Проверяется выполнение упр.500. Один ученик выписывает на доску слова из упражнения, в которых необходимо объяснить написание не с деепричастиями. Второй ученик делает морфологический разбор причастия: обвешанный водорослями камень.

Остальные учащиеся выполняют тестовое здание:

  1. Выписать из текста все деепричастия.

Она сгорбилась еще сильнее, еще ниже пригнула голову. И взглянула на меня исподлобья – очень странно, будто осуждая за то, что услышала. Осуждая не Шурика, нет, не Шурика, а меня. Не поняв этого взгляда и испугавшись, я стал утешать её…

  1. Найдите ошибку. Выпишите это слово, записав его правильно.
  1. негодуя
  2. не думая
  3. неистовствуя
  4. нежелая v
  1. Найдите предложение с деепричастием. Выпишите его.
  1. Блеснула молния, и раздался удар грома.
  2. Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.
  3. Не узнав горя, не узнаешь и радости.
  4. Мальчик шел и смотрел под ноги.

III. Постановка темы и целей урока.

  1. А теперь приступим к изучению нового материала.

(1 слайд) Говорит диктор.

- Ребята обратите внимание на ход и содержание нашего занятия.

                   Содержание занятия

  1. Что такое деепричастный оборот?
  2. Выделение деепричастных оборотов запятыми.
  3. Выводы (итог урока).

IV. Закрепление пройденного материала.

        - Прежде чем приступить к изучению деепричастного оборота, повторим  

        все что нам известно о деепричастии (фронтальная беседа).

  1. Итак, что же такое деепричастие?
  2. Признаками, каких частей речи обладает деепричастие?
  3. Каким членом предложения чаще всего является деепричастие?
  4. (2 слайд) Чем отличается деепричастие от причастия?

V. Объяснение нового материала.

       - Повторив изученное о деепричастии, можно приступать к изучению новой

         темы.

       - (3 слайд) Посмотрите на доску, сейчас домовёнок Кузя будет вам её

         объяснять.

       - (5 слайд) Ребята, обратите внимание на то, что границы деепричастных оборотов, точно также как и причастных, принято обозначать наклонной черточкой.

       - Посмотрите, в 1-ом предложении деепричастный оборот стоит перед глаголом, к которому относится, а во 2-ом после него.

VI. Закрепление изученного материала.

       - (6 слайд) Но для того чтобы быстро находить деепричастные обороты в предложениях, нужно выполнить несколько тренировочных упражнений. Перед выполнением этого задания полезно вспомнить, чем отличается определяемое слово от зависимых?

      - (увеличить 6 слайд) Итак у вас дано предложение. Запишите его.

        Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. (Л.Толстой)

      - Вы должны найти определяемое слово, деепричастие и его зависимые слова, распределив их в 3 столбика. (1ученик на компьютере остальные в тетради)

      - (7 слайд) Следующее задание: Попробуйте найти деепричастный оборот в предложении. (Устно)

         Из черной глубины быстро вынырнула рыба и, вильнув хвостом, юркнула назад.

      - (8 слайд) Ребята, еще хотелось обратить внимание на то, что количество слов в деепричастном обороте, как и в причастном, может быть любым. Посмотрите на пример.

         Мы шли и заглядывали в темные аллеи, /любуясь старыми мраморными статуями/.

      - У деепричастия любуясь 3 зависимых слова. Любуясь (чем?) статуями, статуями (какими?) старыми и мраморными. А весь деепричстный оборот состоит из 4-х слов.

         Потом, /скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц/, мы стали спускаться к морю.

      - У деепричастия скользя целых 8 зависимых слов. Поэтому весь деепричастный оборот состоит из 9-ти слов. Таким образом, в деепричастный оборот может входить любое количество слов.

      - (9 слайд) Попробуйте определить, сколько слов входит в деепричастные обороты в этом упражнении. У вас на столах сигнальные карточки, с помощью которых вы будете показывать количество слов в деепричастном обороте.

  1. Лодка, описав полукруг, выплыла на середину реки. (2)
  2. Проехав четыре версты, он увидел первого знакомого и радостно обратился к нему. (3)
  3. Долго эту ночь сидела княжна Марья в своей комнате, прислушиваясь к звуку говора мужиков. (5)
  4. Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил вольных лошадей. (3)
  5. Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной очи. (9)

      - (10 слайд) А теперь  проверим, как вы усвоили новую тему, выполнив задание для самоконтроля.

      - Какие из предложенных утверждений верны? Запишите их в тетрадь-подсказку.

  1. Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. (+)
  2. Деепричастный оборот может находиться только после глагола-сказуемого. (-)
  3. В деепричастный оборот входят только зависимые от деепричастия слова. (-)
  4. Деепричастный оборот может находиться и после, и перед глаголом-сказуемым. (+)

      - (увеличить 11 слайд) Сравните предложения в таблице и обратите внимание на запятые.

        Пес, /услышав шаги хозяина/, завилял хвостом.

        Пес завилял хвостом, /услышав шаги хозяина/.

      - Они нужны не только в 1-ом предложении, где деепричастный оборот стоит перед сказуемым, но и во 2-ом, где он стоит после сказуемого. Именно этим деепричастные обороты отличаются от причастных, которые выделяются только в положении после определяемого слова.

      - (12 слайд) А теперь сравните следующие 3 предложения. Зпишите их в тетрадь-подсказку.

  1. Он, открыв окно, посмотрел во двор.
  2. Открыв окно, он посмотрел во двор.
  3. Он посмотрел во двор, открыв окно.

      - Что вы можете сказать о постановке запятых в предложениях с деепричастным оборотом? (Ответы детей)

      - Правильно. В 1-ом предложении деепричастный оборот находится в середине предложения, справа и слева от него есть другие слова, поэтому он выделяется запятыми. Во 2-ом предложении деепричастный оборот стоит в начале предложения, в 3-ем - в конце. Другие слова рядом с деепричастным оборотом в этих предложениях есть только с одной стороны, поэтому, там достаточно одной запятой.

      - (13 слайд) Запишите это правило в тетрадь-подсказку.

         Деепричастный оборот с обеих сторон выделяется запятыми, если стоит в середине предложения, и одной запятой, если стоит в начале или конце предложения.

      - (14 слайд) В этом упражнении нужно поставить запятые, указывая границы деепричастных оборотов. (Самостоятельно в тетрадях, при проверке обменяться тетрадями. Один ученик отвечает у доски на компьютере.)

  1.   Ветер прошелся вдоль берега, зарябив зеркало плёса.
  2.   Солнце, послав на землю последний луч, скрылось за горизонтом.
  3.   Оставшись один, я погрузился в размышления.
  4.   Капитан, перегнувшись через перила, смотрел вниз.
  5.   Люди шли полем, недоверчиво оглядываясь.
  6.   Подъезжая к лесной караулке, Денисов остановился, вглядываясь в лес.
  7.   Рудин стоял, скрестив руки на груди, и слушал с напряженным вниманием.
  8.   Однако солдат, постояв секунды две, удалился, прикрыв за собой дверь.
  9.   Обломов завтракал, не обращая ни на кого, ни малейшего внимания.
  10.   Пугачев,  увидев меня в толпе, кивнул мне головою и подозвал к себе.

      - (15 слайд) В этом упражнении нужно выделить запятыми не только деепричастные, но и причастные обороты. (Самостоятельно в тетрадях, при проверке обменяться тетрадями. Один ученик отвечает у доски на компьютере.)

  1. Подъехав к господскому дому, он увидел платье, мелькавшее между деревьями.
  2. Подъезжая к оврагу, услышал я издали шум. Крики и голос моего Савельича.
  3. Перед нею стоял кувшин воды, покрытый ломтём хлеба.
  4. Увидя меня, она вздрогнула и закричала.
  5. И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке против памятника.

       - (16 слайд) Закрепите пройденный материал заданием для самоконтроля. В каком случае в предложении из романа Тургенева деепричастный оборот выделен правильно? У вас на столах сигнальные карточки, с помощью которых вы будете показывать номер правильного ответа. Запишите его в тетрадь.

  1. Разговаривая вечером с Катей, Аркадий совершенно позабыл о своём наставнике. (+)
  2. Разговаривая вечером с Катей Аркадий, совершенно позабыл о своём наставнике. (-)
  3. Разговаривая вечером, с Катей Аркадий совершенно позабыл о своём наставнике. (-)
  4. Разговаривая вечером с Катей Аркадий совершенно позабыл, о своём наставнике. (-)

      - Какие из предложенных утверждений верны? С помощью сигнальных карточек покажите номер правильного ответа.

  1. Причастный оборот выделяется запятыми, только если он стоит после определяемого слова. (+)
  2. Деепричастный оборот выделяется запятыми, если стоит перед сказуемым. (-)
  3. Причастный оборот, всегда выделяется запятыми. (-)
  4. Деепричастный оборот, всегда выделяется запятыми. (+)

     

VII.   Подведение итогов работы.

        - (17 слайд) Что нового вы узнали сегодня на уроке?

        - За работу на уроке вы получили следующие оценки…

VIII.  Домашнее задание. 

        - Выучить теоретические сведения о деепричастном обороте. Выполнить упр.499 стр.228.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Обособление причастных оборотов"

План-конспект интерактивного урока по теме: "Обособление причастных оборотов"....

Конспект урока: Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"

Конспект урока русского языка  для 7 класса на тему: "Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"....

Конспект урока русского языка по теме "Причастный оборот" (7 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала            Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки...

Конспект урока английского языка для 5 класса по теме "Оборот "used to" в системно-деятельностном подходе

Урок английского языка по теме "Оборот "used to" для учащихся 5 класса разработан в рамках системно-деятельностного подхода, является уроком открытия нового знания. В ходе урока ученикам предлагается ...

Русский язык. 7 класс.Конспект урока "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"

Одним из главных методов достижения учебных целей  на уроке является, на мой взгляд, правильная и грамотная постановка целей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся....