Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
статья (русский язык) по теме

 

Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку                                      

Современная школа стоит перед проблемой: ЕГЭ – это норма или это  только эксперимент? Сторонников той и другой позиции очень много. Одни говорят, что ЕГЭ может решить многие проблемы поступления в вуз (снижается уровень коррупции при поступлении в вузы, у выпускников из глубинки появляется возможность получения образования в престижных  учебных заведениях). Другие утверждают, что ЕГЭ может вырастить целое поколение людей с так называемым конвергентным мышлением, то есть направленным на поиск однозначного ответа. Но время предъявляет повышенный спрос к кадрам, обладающим ещё и противоположным – дивергентным типом мышления, способствующим поиску нескольких вариантов решения проблем. Говорят даже о том, что ЕГЭ разрушает концепцию школы и не имеет современного гуманистического основания. Что же в таком разноголосье мнений и позиций делать школьному учителю, стоящему перед конкретной задачей: ЕГЭ с каждым годом не только не теряет своих позиций, но даже усиливает их, превращается в норму  школьной практики? Ответ, полагаем, возможен только один: целенаправленно и планомерно готовить учеников к успешному преодолению этого труднейшего жизненного испытания. Безусловно, что подобную подготовку нельзя начинать в 10-11 классах (как нам приходится в нашей школе).

К каждому занятию пересматриваю большой объем литературы: КИМы, справочники, методички, презентации в Интернете, ищу новые материалы на сайтах ФИПИ. Есть очень интересные и толковые пособия, есть просто литература, выпущенная «на спрос». Вот так и выбираешь: от книги к книге, от теста к тесту… И особые «изюминки», дельные, необходимые ребятам, помещаю в свои записи, в индивидуальные папки учащихся по подготовке к ЕГЭ.

Создаю «Банк методических идей и находок», использую проектную и модульную технологии, что во многом помогает во время занятий с нашими (порой очень слабыми!) учениками. Веду сбор информации по ЕГЭ. Тесты и презентации, таблицы и схемы помещаю в папки, систематизирую, работаю с этим материалом на уроках. К сожалению, школа не располагает мультимедиапроектором, приходится приходится работать без него, но ЭОР, естественно, использую в процессе самоподготовки и в проектной деятельности учащихся.

        Как известно, современные подходы к изучению русского языка в школе предполагают приоритет речевого развития, формирование в первую очередь коммуникативной компетентности учащихся. «Современный человек должен уметь грамотно выразить хотя бы на родном языке собственные мысли – и адекватно воспринимать чужую речь, должен уметь работать с все возрастающим количеством самой разнообразной устной и письменной информации». (Каганович С.Л.).

Именно на проверку сформированности этих умений направлено задание «С» Единого государственного экзамена по русскому языку.

«Задание открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

  1.  анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
  2.  комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
  3.  выражать и аргументировать собственное мнение;
  4.  последовательно и логично излагать мысли;
  5.  использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  6.  практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практиче ских речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли вы пускники школы монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для ус пешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования выпускника». (Цыбулько  И.П.).

Но сегодня мы уверены: ни в коем случае не нужно вообще отказываться от выполнения задания С. Даже 2-3 балла, полученные  за это задание,  в общем подсчете баллов могут оказаться решающими! И это проверено и доказано на собственном опыте: при пересмотре результатов ЕГЭ по апелляциям ученикам, написавшим даже часть сочинения, были повышены баллы!

Исходя из этого, крайне важно уделять максимальное внимание умению учащихся работать с проблематикой текста, четко и аргументировано выражать свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, порой даже «натаскивая» их на выполнение задания части С.

При подготовке к написанию сочинения-рассуждения учащимся необходимо усвоить алгоритм выполнения задания «С», последовательность необходимых действий, позволяющих ученику проанализировать предложенный текст - и достаточно грамотно выстроить собственный письменный его анализ

Исходя из самой формулировки задания, алгоритм его выполнения предполагает три основных шага:

1. Выявить, сформулировать и прокомментировать основную проблему    предложенного текста.   

2. Определить и сформулировать позицию автора по отношению к этой проблеме.

3.Сформулировать и аргументировать собственное отношение к поставленной проблеме.

Именно так, пошагово, приходится готовить детей к экзамену, формируя навыки, последовательно тренируя умение четко формулировать: сначала - проблему, затем -  позицию автора и, наконец,  свое отношение к проблеме.

 Сочинение-рассуждение предполагает наличие какого-то утверждения – тезиса - и аргументов, доказывающих верность этого тезиса.

Наш «текст о тексте»  должен иметь те же признаки, что и любой текст, а именно:

      наличие определенной темы;

  1. наличие основной (сквозной) мысли;
  2. четкую композиционную структуру (начало-зачин, основная часть, заключение);
  3. смысловую и структурную связность;
  4. композиционную завершенность;
  5. стилистическое единство.

Необходимо специально тренировать именно это умение четко и лаконично формулировать проблему, обращаясь к разным текстам, в том числе из демоверсий прошлых лет. Я использую сборники Цыбулько И.П., Егораевой Г.Т., Сениной Н.А., Пучковой Л.И., Гостевой Ю.Н., Сергеевой Е.М., Максимович Т.И..

Чтобы определить проблему, поднятую в тексте, прежде всего, нужно понять, о чем этот текст, какова его тема. По-гречески   theme  - то, что положено в основу. Тема – это «то, о чем повествуется, что описывается, -  предмет речи» (Словарь методических терминов).  И начинать работу над сочинением нужно, разумеется, с чтения текста и определения его темы. Это и будет вводная часть работы. Начало ее может быть таким: «Кто из нас не задумывался о… («не сталкивался с…)… Эссе (отрывок из… и т.п.) известного писателя (публициста…)  посвящено именно этой теме…». Слабым ученикам я предлагаю такой зачин: «К сожалению, я читал мало произведений (…), но данный текст заставил меня задуматься о многом…» или «До сегодняшнего дня я никогда не сталкивался с произведениями  (…), но данный текст заставил меня задуматься о многом»., Конечно, вводная часть может быть посвящена слову об авторе, особенно если после текста есть информация о нем. Кроме того, эта информация поможет избежать фактических ошибок и тавтологии (например: писатель- журналист- публицист- фамилия автора).

Дальше сформулируем проблему, поднятую в тексте. «Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения» (Толковый словарь русского языка). Обычно проблема подсказана темой, "вытекает" из нее, но далеко не всегда четко формулируется самим автором. В сочинении проблема может быть сформулирована с помощью таких  речевых оборотов: уделить внимание какой-либо проблеме, над какой-либо проблемой думать, работать, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения; поставить, рассмотреть, разрешить какую-либо проблему.

Обычно проблема формулируется двумя способами. Это может быть ответ на вопрос «Проблема чего?» – словами: гуманизма, интеллигентности и хамства, конфликта поколений, экологии, одиночества, духовности, милосердия, национализма, взаимоотношений «отцов и детей» и т.д. Если такую лаконичную формулу найти не удается, можно обозначить проблему в виде вопроса:

  1. Что важнее – закон или милосердие?
  2. Может ли прогресс быть человечным?
  3. Необходима ли совесть в нашей жизни?
  4. Возможно ли органичное  сочетание в жизни человека  духовного и материального начал?
  5. И др.

Обращаю внимание учащихся на то, что проблема может быть назревшая, сложная, важная, серьезная, актуальная, злободневная, глобальная, острая, а также: международная, социальная, нравственная, этическая, экологическая, философская и т.д.

При этом учащимся нужно помнить, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, необходимо – и достаточно -  выявить  хотя бы одну из них и с ней работать (типичной ошибкой многих работ является формулирование одной проблемы, а рассуждение – о другой, также существующей в этом тексте).

Формулировка проблемы должна сопровождаться более пространными комментариями. Комментарии – это «рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо» (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова).  В нашем случае комментарии могут иметь двоякую функцию. С одной стороны, комментарий проблемы предполагает рассуждение о ее актуальности, исторических корнях, спорности ответов и решений. С другой стороны, «комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст»: «Именно комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иными словами, комментирование проблемы должно обнаружить степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, умения «дешифровать» его содержание».(Цыбулько И.П.)

Следовательно, комментарий проблемы исходного текста предполагает своего рода анализ этого текста.

Следующий шаг анализа - определение позиции автора, его отношения к поставленной проблеме. Позиция автора - это основная мысль текста, то, что мы привыкли называть «идеей». Исходя из критериев – она должна быть просто сформулирована. При этом не следует путать ее с формулированием самой проблемы (это был первый шаг алгоритма). Главное, не отвлечься на другую проблему, не забыть, что позиция автора должна быть определена по той проблеме, которую выбрали как основную.

Как определить основную мысль текста (позицию автора)? 

Она может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами.

Основная мысль также может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале.

Наконец, мысль автора может прозвучать дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце – как более широкий, доказанный вывод.

В последние годы возрос процент вариантов задания С с художественными текстами. Необходимо объяснить ребятам, что в художественном тексте позиция автора не всегда формулируется четко, она как бы вытекает из самого содержания текста, так что формулировать ее приходится самостоятельно. При этом нужно ответить на следующие вопросы: что хотел сказать своим читателям  автор, создавая текст; как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Основную мысль текста следует выразить кратко, одной-двумя  фразами («Автор считает, что…», или «…» - именно эта мысль отражает авторскую позицию» (в кавычках привести цитату из текста) и т.п.).; но ни в коем случае не пересказывая и тем более не переписывая его.

И, наконец, третья, последняя и,   может быть, самая сложная задача - выразить свое отношение к этой авторской позиции и, следовательно, к проблеме. Здесь тоже требуется четкость и конкретность высказывания. Конечно, проще всего согласиться с автором, но даже в этом случае лучше выразить ту же мысль своими словами. Это не должно быть просто «Я согласен с автором, что…» В критериях оценивания этого параметра для получения высшего балла  требуется не менее двух аргументов, подтверждающих собственную позицию. То есть это должны быть собственные аргументы, как бы дополняющие авторские (в случае согласия с автором).

Аргументация – это «совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо» (Толковый словарь русского языка). Аргумент – это «довод, основание, приводимые в доказательство чего-либо», - словом, все, что может подтвердить тезис.

Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.

Существуют разные классификации аргументов: они могут быть сильными, неопровержимыми и слабыми, допускающими контраргументы.

 По классификации, предлагаемой Н.А. Сениной, аргументы подразделяются на рациональные или логические:                                                                                                                      -  реальные факты,                                                                                                                                           -  статистика,                                                                                                                                                   -  законы природы,                                                                                                                                                    -  положения официальных документов;                                                                                       иллюстративные:

-  конкретные примеры из жизни,

-  примеры из художественных произведений,

-  предположительные примеры;                                                                                                                                                       ссылки на авторитет:

-  мнения выдающихся людей,

-  цитаты из авторитетных источников,

-  мнение очевидцев,

-  общественное мнение.

Конечно, желательно, чтобы автор сочинения подкреплял свою позицию сильными аргументами. К ним обычно относят факты, события; выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы); статистические данные; свидетельства очевидцев. Нередко в качестве сильных аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений, а также пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа (с объяснением!) Не менее убедительным будет и обращение к Библии, ее мотивам и сюжетам, определяющим, как правило, общечеловеческие ценности, отражающим  общепринятые нормы общественной жизни

Если трудно подобрать подходящую цитату или неопровержимый факт, вполне допустимыми оказываются аргументы, обращающиеся не к логике, а к эмоциям, чувствам читателя, содержащие предостережение – или, наоборот, уверенность в чем-то хорошем, выражающие сочувствие, сострадание – или презрение, осуждение.  Например, «если мы не будем заботиться об одиноких стариках, то и сами можем когда-нибудь оказаться в их положении»; «если человек будет продолжать бездумно эксплуатировать природу, то скоро Земля превратится в пустыню» и т.п..

Аргументация будет более убедительной, если аргументы иллюстрировать примерами (из жизни или литературы). Следует научить детей различать аргументы (доказательства какого-либо тезиса, призванные убедить в чем-либо собеседника) – и примеры, цель которых – лишь проиллюстрировать тот или иной аргумент или тезис. Однако, в сочинении аргумент можно заменить каким-либо ярким примером. Существует даже специальный термин «иллюстративные аргументы – примеры», подразумевая «пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае)», «литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения)», «предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях)».

Стилистически любые аргументы должны быть четкими, оформляться и вводиться в текст так, чтобы проверяющему работу эксперту не приходилось сомневаться в их наличии и количестве. Это можно сделать с помощью слов  «во-первых,… во-вторых…», «наконец…»; «вспомним…», «это подтверждается тем-то…, «в доказательство можно привести еще и такой аргумент…», «Еще одним аргументом может служить следующее:…» и т.д. 

Еще лучше – аргументированно поспорить с автором, проявить самостоятельность мышления, попытаться сформулировать свою точку зрения, которая  может быть и отличной от авторской.  Тогда это может выглядеть так: "Не во всем можно согласиться с автором, так как…"; или "На наш взгляд, на эту проблему можно посмотреть и иначе, потому что…".  Но в аргументах – даже в случае несогласия, полемики с автором - не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес и т.д.

 Как и любое высказывание, текст сочинения должен быть законченным, завершенным, то есть нужно коротко подвести итог: "Таким образом, нельзя не согласиться…" или "Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное - ….", «Из сказанного можно сделать вывод о том, что…» и  т.п.

Всегда обращаю внимание детей на  необходимость употребления оценочных слов, без которых позиция ученика не считается сформулированной: «..с удовольствием прочитал..», «нельзя остаться равнодушным», «возмущает (радует, огорчает, восхищает и т.п.) то, что…» и т.д.

Работая над речевым оформлением сочинения, необходимо обратить внимание на:

- логическую связность и последовательность текста сочинения (одно должно вытекать из другого, аргументы должны следовать за утверждением и т.д.;

- абзацное членение (текст сочинения обязательно должен быть разделен на абзацы: вводная, основная, заключительная части, внутри вводной части можно выделить в отдельный абзац каждый «шаг», каждый аргумент и т.п.).

 Желательно - по возможности – соблюдать орфографические, синтаксические, языковые и речевые нормы. Полезно отдельно поработать над наиболее часто встречающимися ошибками, освоить типологию речевых и грамматических ошибок.

И здесь наступает очередь клише, которое составляем из фраз-заготовок по этапам написания сочинения. Многие учителя считают, что его использование направлено на формальное усвоение материала, своего рода «натаскивание» ученика, готовящегося к экзамену. Существует мнение, что использование в сочинении типовых конструкций, или, клише свидетельствует о шаблонности, ограниченности мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, обеспечивающих наиболее экономичный и точный путь передачи информации.

Следует разграничивать речевые штампы и клише. Вот как об этом пишут наши коллеги:

«Штампы – это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения. В них в результате частого употребления слов, выражений значение стёрто. Сравните: «проходит красной нитью», «при голосовании поднялся лес рук», «свет души», «развернуть широким фронтом», целиком и полностью»

Клише – это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность и экспрессивность оборотов. Это речевые стереотипы, стандарты, формулы, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определенных (повторяющихся) ситуациях. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют свою семантику, используясь как положительные конструктивные элементы языка». (Максимович Т.И., Пугачев И.А.)

К сожалению, очень часто встречаются сочинения, в которых явно заученные «гладкие» фразы резко контрастируют с собственными безграмотными предложениями; и многие учителя  справедливо ссылаются на такие случаи.

Кстати, многие ученики наивно полагают, что с помощью ограниченного набора готовых речевых формул можно написать хорошее сочинение.  Главное - в любом сочинении следует идти от текста, от логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные вам шаблонные фразы. Клише можно и нужно использовать, но использовать грамотно!

«А если мы все напишем одинаково?» - спрашивают меня ребята, но вскоре сами же убеждаются, что опасения напрасны. Клише, растворяясь в работе, выполняют роль «каркаса» сочинения, держат логику работы, поэтому их целесообразно использовать как на этапе обучения написанию сочинения, на этапе тренировок, так и на самом экзамене. Действительно хорошая, творческая работа «перерастет» клише и выйдет за его пределы, обеспечив успех как ученику, так и его учителю!

         В своей практике на этапе написания сочинения по тексту я активно использую методику проектной деятельности. Проектный метод  способствует развитию творческого мышления и учащихся, и учителя, позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Во-первых, в классе создаются творческие группы, в состав которых входят все учащиеся. Каждая группа включает в себя «архивариуса», «библиофил», «философа» и «этнолога». Каждый член творческой группы выполняет поставленную перед ним задачу в рамках проблемы, над которой работает микроколлектив. «Архивариусы» разыскивают информацию об интересных фактах-аргументах, «библиофилы» собирают информацию в литературных произведениях, «философы» – специалисты по цитатам и афоризмам, а «этнологи» работают с пословицами и поговорками, с устным народным творчеством.

При проведении урока по методу проекта в рамках подготовительного этапа следует провести консультационную беседу для всего класса, так как результаты проекта будут оформлены в единый документ. Класс делится на четыре - пять групп, работу каждой из них организует, направляет и оценивает консультант. В ходе подготовительного этапа консультанты знакомятся с темой, целью, задачами и планом работы

Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. 

Иначе говоря, метод проектов на уроках решает следующие задачи:

-  развитие познавательных навыков учащихся;

-  развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;

-  развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

-  развитие критического и творческого мышления.

Результатом исследовательских и информационных мини-проектов становится совместный творческий проект (с планируемым результатом - в нашем случае это сочинение).                

Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса: учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, то для реализации учебного проекта   этого не достаточно. Наиболее значимым   принципом метода проектов  является восприятие мира с учетом детской психологии. Учитель задает направление развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в полной мере.

         При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы): информационной,  исследовательской. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа презентации (сочинение). Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. Таким образом, отличительная черта проекта - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

         В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект.

Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.                                                                                                                

         Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. Работа над конечным продуктом проекта – сочинением по тексту - позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, критично относиться к недостаткам. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

        В результате проектной деятельности учащихся создаются «Банк аргументов и фактов», «Банк цитат и афоризмов», материалами которых мы успешно пользуемся при написании сочинений по тексту (задание С ЕГЭ

         Обеспечение урока, необходимое для успешной реализации и результативности проекта, предполагает наличие литературы по теме, словарей, электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, доступа к Интернету и списка адресов сайтов по теме, грамматических таблиц.        

Приложение:

1. Алгоритм написания мини-сочинения С-1 /схема/.

2. Виды аргументов.

3. Как сформулировать проблему.

4. Клише.

5. Литературный материал / проблематика /.

6. Мониторинг знаний и достижений учащихся.

7. Памятка по выполнению части С.

8. Поэтапная работа с текстом.

9. Средства выражения позиции автора.

                            10. Текст Л. Жуховицкого с комментариями.

11. Текст В. Некрасова.

12. Типы проблем.

13. Цитаты.

                                  14. Часть С-1 – алгоритм написания сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Материал содержит информацию о формах и методах работы по подготовке к заданию 25 по русскому языку, о последних изменениях в формулировках заданий ЕГЭ в 2017 году, об ошибках при решении заданий....

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Из опыта работы по подготовке к ГИА по русскому языку

Каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки выпускников к итоговой аттестации, но объединяет нас одно – результат. Основная цель подготовки – создание условий для успешной сдачи эк...

Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Опыт работы по подготовке к экзамену по русскому языку...

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Выступление на семинаре "Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку"....

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе...