Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"
презентация к уроку русского языка (9 класс) по теме

Винокурова Светлана Ивановна

В данном  материале  представлена разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Урок сопровождается слайдами по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx20.41 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.pptx93.53 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

 по русскому языку в 9 классе

на тему: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».

Цели урока:

  1.Сформировать знания учащихся о видах подчинительной связи и умение их различать.

  1. 2. Сформировать умение видеть части сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными ставить знаки препинания.
  2. 3. Умение составлять схемы сложноподчиненных предложений с последовательным и параллельным подчинением.
  3. 4. Повторить и систематизировать знания по теме: «Лексика и фразеология».
  4. 5. Активизировать творческие способности учеников.
  5. 6. Развивать навыки работы с компьютером, тестами, словарями.

Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, толковые словари, карточки.

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы будем говорить на уроке о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Познакомимся с двумя видами подчинительной связи: последовательным и параллельным подчинением (соподчинением). Работать будем с учебником, компьютером, словарями, дидактическим материалом, кроссвордом.

На уроке мы повторим тему «Лексика. Фразеология».

  1.  Словарная работа ( в тетрадях и на доске) с комментариями.

Изложение эпизода романа, ясно излагать, чествовать тружеников, загорать на пляже, касаться стеклянной поверхности, преобразовывать природу, прибывшая комиссия, рецензия на спектакль, туманная идеология, донская архитектура, расположиться на скошенной траве, откуда-то слева, пробираешься сквозь заросли, слушаешь сосредоточенно.

 Синтаксический разбор предложения.

Как бы ни светило солнце, небо через это окно всегда казалось серым и холодным, как осенью.

  1. Новый материал. Работа с учебником.

Слайд 3.  Виды подчинительной связи:

 Параллельная связь  (соподчинение)

Слайд 6.  

Последовательная связь.

Слайд 4.

Однородное соподчинение.

Слайд 8.  – пример  однородного соподчинения.

Слайд 5.

Неоднородное соподчинение.

Слайд 8– пример  неоднородного соподчинения.

Слайд 6. – последовательное подчинение.

Слайд 9 – пример последовательного подчинения.

Слайд 7 – однородные придаточные предложения соединяются неповторяющимися союзами И, ИЛИ - запятая не ставится.

Слайд 10 – пример.

  1. Закрепление изученного материала на уроке.
  1. Запись предложений,  определение главной части, составление схем, определение вида связи.

Скажи мне, где ты была, о чем мечтала?

Что скажут господа, когда узнают, что произошло?

Только теперь мы заметили, что солнце взошло и горы не в силах его заслонить.

  1. Конструирование предложений.

Девушка с такой радостью бегала по дорожкам и тропинкам, так внимательно осматривала все места, как будто провела здесь свое детство.

На другой день она попросила повести ее в поле, которое было недалеко и к которому примыкал небольшой лес.  

  1. Повторение темы «Лексика».  Работа с компьтером
  1. На экране тест с заданиями по теме «Лексика». Вам необходимо найти в каждом вопросе лишнее слово и убрать его. Работа выполняется 1 группой уч-ся.

  2-я группа учащихся работает с кроссвордом.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Для слабых уч-ся.

Карточка 1

Определите значение приставок и суффиксов в следующих словах. Выделенные слова разберите по составу.

Лингвист, писатель, ленинградец, ответственность, реченька, галчонок, выползти, ввести., пришить, прекрасный, антифашист, надводный, подводный, безжалостный, недобрый.

 Карточка 2

Найдите слова с чередующимися гласными и согласными. Разберите одно из них по составу, определите способ образования.

Мать мужает вместе с детьми. И благословенна мать, которая умеет вовремя отпустить руку ребенка и не выказывает страха, когда он делает первые шаги в жизни на своих еще не окрепших ногах. Вырастают дети и выбирают себе дороги, но дети никогда не идут по проторенным дорогам отцов, а продолжают их или ищут свои, новые и всегда неожиданные для матери

 Для сильных учащихся.

Карточка 1

 Прочитайте текст. Вместо слова красный подберите и вставьте подходящие по смыслу синонимы. (Разрешается пользоваться словарем синонимов.)

За ягодами

Давно мы собирались пойти в лес за ягодами. И вот долгожданный день наступил. Мы просыпаемся рано. На востоке краснеет узкая полоска зари. Медленно поднимается из-за горизонта красное солнце.

И вот мы на чудесной лесной поляне. Краснеют в невысокой траве красные ягоды земляники. Ребята набрасываются на эти красные огонечки; и вот уже в руке самой проворной девочки букетик крупных красных ягод.

Наш проводник, мальчонка в красной майке, зовет нас идти скорее к нему. Мы гурьбой выбегаем на лесную просеку. Она вся залита солнцем, и в его ярких золотых лучах красным огнем горит россыпь красных ягод. Кажется, вся просека залита красным пламенем. Мы останавливаемся, как завороженные.

Карточка 2

 Составьте схему предложения.

Еще была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда отряд прошел уже верст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блестки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек. (Л. Толстой.)

  1. Итоги урока. Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка урока по русскому языку в 9-м классе на тему: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

Слайд 2

Автор Винокурова Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ Целинская средняя общеобразовательная школа №8

Слайд 3

Цели урока: 1. Сформировать знания учащихся о видах подчинительной связи и умение их различать. 2. Сформировать умение видеть части сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными ставить знаки препинания. 3. Умение составлять схемы сложноподчиненных предложений с последовательным и параллельным подчинением. 4. Повторить и систематизировать знания по теме: «Лексика». 5. Активизировать творческие способности учеников. 6. Развивать навыки работы с компьютером, тестами, словарями.

Слайд 4

Виды подчинительной связи: 1. Соподчинение - подчинение двух или нескольких придаточных одному и тому же главному предложению Главное предложение

Слайд 5

Однородное соподчинение - придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части. Главное предложение что что что

Слайд 6

И грустно мне, что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы, что поздний час, что гаснут друг за другом торжественные звездные миры. (К.Ваншенкин.) что что , , что Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали что они скорее всего заблудились в болоте .(Пришвин.) и , что что и ,

Слайд 7

Неоднородное соподчинение - придаточные одного или разных видов поясняют разные слова главной части предложения. Есть книги, которые нам известны еще до того, как мы их прочтем.

Слайд 8

Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид , что читает газету. , , Чтобы что

Слайд 9

2.Последовательное подчинение - придаточные предложения располагаются цепочкой: придаточное 1-й степени зависит от главной части сложноподчиненного предложения; придаточное 2-й степени зависит от придаточного 1-й степени и т.д.

Слайд 10

Искусство видеть и слышать состоит в том, чтобы суметь поймать, как вы в действительности видите и слышите». (В.Вересаев) Главное предложение чтобы как , чтобы , как

Слайд 11

Слышно было, как в саду шагал дворник как скрипела его тачка. (А.Чехов) Весной иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвой все лесные певчие птицы давно прилетели.(Пришвин). И и Однородные придаточные предложения соединяются неповторяющимися союзами И, ИЛИ - запятая не ставится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Урок по русскому языку 11 класс "Однородные члены предложения"

Урок по русскому языку 11 класс " Однородные члены предложения"...

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особенностей де...

Разработка урока по русскому языку по теме: "Пунктуация в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами"

Данный урок предназанчен для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы.В качестве дидактического материала используются русские народные пословицы и поговорки с целью обогащения и развития речи о...

Разработка урока по русскому языку 5 класс "Простые и сложные предложения"

Технологическая карта урока русского языка в 5 класса с применением технологии проблемного обучения по теме «Простые и сложные предложения»Тип урока: Урок изучения нового материала.Цель ур...