Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:
    Урок русского языка в 5 классе «Знаки препинания и их роль в письменной речи (завершение, разделение, выделение)»

    Фомина Татьяна Николаевна

     

    Урок русского языка в 5 классе по УМК «Школа 2100». Цель данного урока – формирование понятия о роли знаков препинания – реализуется через применение технологии проблемного диалога, позволяющей заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Использование на таком уроке ИКТ развивает интерес обучающихся к предмету, позволяет формировать у них интеллектуальные и  коммуникативные умения, развивать языковую компетенцию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_uroka.docx85.61 КБ
    rol_znakov_prepinaniya_prezentaciya_k_uroku_v_5_kl..ppt1.76 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Знаки препинания и их роль в письменной речи

               (завершение, разделение, выделение)

    Знаки препинания - это как нотные знаки,

    они твёрдо держат текст и не дают ему  

    рассыпаться.

                                                  К. Паустовский

    Цель: научить определять роль знаков препинания в письменной речи.

    Задачи: - дать понятие о  роли знаков препинания в письменной речи;    

                  - формировать пунктуационную грамотность обучающихся;

                  - развивать навык выразительного чтения, соблюдая знаки

                    препинания;  

                 - развивать речь учащихся, их мышление, творческие

                   способности;

                 - воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопомощи.

    I. Оргмомент 

    Приветствие, запись в тетрадь даты и вида работы.

    II. Лингвистическая разминка

     Построить схемы предложений, не записывая их в тетрадь.

    (Один ученик у доски)

    Горный воздух, несомненно, действует благотворно на здоровье человека.

    Расскажи мне о себе Элли о своей стране.

    Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки ромашки одуванчики.

    Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый снег.

    Самопроверка

    III. Постановка проблемы (слайд 3)

    - Определите тему и цели урока.

    Запись темы.

    ПРОБЛЕМА

    Зачем нужны знаки препинания?        (на доске)

    Можно ли без них обойтись?

    - А как вы считаете, ребята, можно ли обойтись без знаков препинания?

    - Как можно определить, какой знак препинания нужно ставить?

    IV. Наблюдение по учебнику (с. 153), обобщение и систематизация материала.

    Упр. 286 (устно коллективно по «шагам» задания: чтение предложений по группам).

    - С какой целью используются знаки препинания каждой из групп?

    - Какие знаки препинания вы знаете?

    - Как бы вы их классифицировали?

    - Кто такой вития? (см. словарь, с.185)

     V. Работа с текстом (слайд 4)

    - Прочитайте текст. Легко ли его понять? Почему?

    …вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело  

    - Расставьте  знаки препинания. Запишите в тетрадь.                                        

     (… Вдруг всё кругом задрожало. Что это? Да это гроза! Туча растет. Все кругом потемнело…)

                                                             По И.С.Тургеневу «Записки охотника»

    VI. Работа с таблицей

    - Возьмите таблицы, которые лежат у вас на парте. Как называются столбцы в таблице?

    Знаки препинания

    Какую роль выполняют

    -Прочтите еще раз текст и выпишите знаки препинания.

    (. ? ! …)

    - Какую роль выполняют на письме?

    ( завершения)                                                   (на доске)

    - Когда ставятся эти знаки препинания?

    (В конце предложения)

    - Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые  не встретились в предыдущем тексте. (слайд 5)

                                                                                                           

    Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы.

                                                                   По И.С.Тургеневу «Голуби»

    - Какие знаки препинания вы выписали?

    (; : ,)

    - Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме?

    (Разделение)                                                              (на доске)

    - Какие смысловые отрезки они разделяют?

    (однородные члены предложения, части сложного предложения)

    - Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые  не встретились в предыдущем тексте (слайд 6).

                                                                                                             

    …Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!.»

                                                            По В.П.Астафьеву. «Последний поклон»

    - Какие знаки препинания вы выписали?

    (кавычки, две запятые)

    - Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме?

    (Выделение)                                                           (на доске)

    - Какие смысловые отрезки они выделяют?

    (Вводные слова, обращение, прямая речь)

    Физминутка

    Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

    Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

    Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

    Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

    5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

    Упр. 287  

    - Сравните выводы, полученные нами, с таблицей.

    VII. Развитие умений определять роль знаков препинания в письменной речи

    - Вы в таблице распределили знаки препинания по группам. На какие группы вы их разделили?

    (Знаки препинания завершения, разделения, выделения) (слайд 7)

    - Теперь работаем по рядам. Приведите свои примеры предложений. Можно пользоваться примерами из упр.289

    1 ряд- со знаками препинания завершения;

    2 ряд – со знаками препинания разделения;

    3 ряд – со знаками препинания выделения.

    - Проверим, что у вас получилось?

    VIII. Развитие устной речи учащихся

    - Ребята, давайте вернемся к проблеме урока. Сейчас будете работать в парах. Подготовьте устное сообщение по теме: «Знаки препинания и их роль в письменной речи».

    ( Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной, яркой, выразительной. В письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Также роль разделения, когда разделяют однородные члены предложения и части сложного предложения, разделяют запятой, двоеточием, точкой с запятой.

    Еще знаки препинания выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные слова, прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками).

    IX. Решение пунктуационной задачи (слайд 8)

    X. Подведение итогов

    - Вам понравился урок?

    – Что понравилось?

    - На какие группы делятся все знаки препинания?

    - Зачем нужны знаки препинания? Согласны ли вы с высказыванием К.Г.Паустовского, взятым в качестве эпиграфа к нашему уроку? 

    Знаки препинания - это как нотные знаки: они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться (слайд 9)

    - Можно ли без них обойтись?(слайд 10)

    Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слова, а был только знак: «!» Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем!

    – Расскажите, как вы понимаете смысловое и эмоциональное «содержание» этих писем.

    Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало вопросы: «Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет издать?»  Ответ: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!»

    Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому,  что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.

    - Определите роль знаков препинания в следующих предложениях?

                                                                                                                     

    Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык. (Запятая - разделительный знак)

    Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (Точка - знак завершения)

    Скоро, вероятно, пойдет снег.. (Две запятые - выделительный знак.)

                                 Выставление оценок

    XI. Домашнее задание (слайд 11)

    Сочинить сказку «Зачем нужны знаки препинания».


    Задания к уроку

    1.Построить схемы предложений, не записывая их в тетрадь.

    Горный воздух, несомненно, действует благотворно на здоровье человека.

    Расскажи мне о себе Элли о своей стране.

    Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки ромашки одуванчики.

    Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый снег.

    Текст №1

    …вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело  

    1. Расставьте  знаки препинания. Запишите в тетрадь.                                        

     Работа с таблицей

    Знаки препинания

    Какую роль выполняют

    1. Перенесите таблицу себе в тетрадь
    2. Прочтите еще раз текст и выпишите знаки препинания.

    Текст №2 

                                                                                                           

    Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы.

                                                                           

                                                                              По И.С.Тургеневу «Голуби»

    1. Выпишите знаки препинания, которые  не встретились в предыдущем тексте

    Текст №3                                                                                                         

    …Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!»

                                                                По В.П.Астафьеву. «Последний поклон»

    1. Выпишите знаки препинания, которые  не встретились в предыдущем тексте

    Какие знаки препинания  привели к искажению смысла предложения? Исправьте ошибки.

    А) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

     В) В продажу поступили музыкальные инструменты: телевизоры, радиотовары, фотоаппараты, бинокли.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Знаки препинания и их роль в письменной речи (завершение, разделение, выделение)
    Урок русского языка в 5 классе по УМК «Школа 2100»
    Фомина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Школа №14» г.Полысаево
    Цель: научить определять роль знаков препинания в письменной речи. Задачи: - дать понятие о роли знаков препинания в письменной речи; - формировать пунктуационную грамотность обучающихся; - развивать навык выразительного чтения, соблюдая знаки препинания; - развивать речь учащихся, их мышление, творческие способности; - воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопомощи. 
    …вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело
    … Вдруг всё кругом задрожало. Что это? Да это гроза! Туча растет. Все кругом потемнело… По И.С.Тургеневу «Записки охотника»
    … Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы. По И.С.Тургеневу «Голуби»
    …Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!» По В.П.Астафьеву. «Последний поклон»
    Знаки препинания
    знакизавершения
    разделительные
    выделительные
    одиночные
    двойные
    ,
    , ,
    . ? ! …
    (конец предложения)
    А) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. В) В продажу поступили музыкальные инструменты: телевизоры, радиотовары, фотоаппараты, бинокли.
    Виктор Гюго
    Домашнее заданиеСочинить сказку «Зачем нужны знаки препинания».