Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:
    Урок русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".

    - объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И;

    - развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа;

    - воспитывать трудолюбие.

      

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_russkogo_yazyka..doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

    Урок русского языка по теме:

     « Корни с чередованием букв Е-И»

    5 класс.

    (по учебнику «Русский язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений  под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта; Дрофа, Москва-2007).

     

    Учитель: Гимранова Маргарита Михайловна

    г.Мамадыш,2012год.

    Цель урока:

    - объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И;

    - развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа;

    - воспитывать трудолюбие.

    Оборудование: учебник, доска, проектор, экран.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания (упражнение 594, стр.200).
    3. Опрос теории:

    - На какие вопросы отвечает глагол?

    - Что обозначает глагол как часть речи?

      Какие грамматические признаки имеет глагол? Как он изменяется?

    - Каким членом предложения обычно бывает глагол?

    - Как обычно пишется НЕ с глаголами?

    - Как образуются глаголы совершенного вида?

    - Как образуются глаголы несовершенного вида?

    2. Объяснение нового материала.

    - Изучение теоретического материала на стр.201.

    - Составление опорного конспекта  корней с чередованием:

    - бер-/ - бир - а

    - мер - //- мир – а

    - дер - // - дир – а

    - пер - // - пир – а

    - тер - // - тир – а

    - блест - // - блист – а

    - жёг -// - жиг – а

    - стел - // - стил – а

    - чет - // - чит - а

    3.Тренировочное упражнение (устно). На доске записаны слова,  ученик читает слово и объясняет выбор орфограммы.

    Разб_ру,  зам_рли, изб_рать, заб_рем, заж_гает, забл_стел, ум_рает, приб_рать, нат_реть, проб_раешься, расст_лить, соб_решься, бл_стать, выт_реть, зап_реть, разд_рать, зам_реть, зам_рать, выт_рать, зап_рать, бл_стать.

    4.Проверочная работа с использованием карточек (карточки буква Е-И). Я читаю слова, а вы поднимаете нужную карточку (карточку Е или карточку И).

    Блистать, замереть, замирать, расстелить, постелить, протирать, растирать, расстилать, блестеть, запирать, застелить, соберу, собираю, поджигать, запереть, удирать, вытирать, прибирать, растереть, сдираю, сдерет, вытереть, приберу, блеснуть.  

    1. Объяснительный диктант.

    Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.

    1. учащиеся разбирают по составу слово РАССТИЛАЕТСЯ, определяют вид глаголов, составляют схему второго предложения.

    1. Работа с учебником, выполняем упражнение 599, стр.201.
    1. учащиеся выполняют упражнение, а два ученика индивидуально работают по карточкам.

    1. Карточка № 1. Вставьте пропущенные буквы.

    Соб_ру, пост_ лить, раст_реть, нат_раю, сд_ру, бл_стеть, забл_стать, уб_ру, выт_раю, нат_реть, выт_реть, зап_ раю, зад_раю, разб_раю.

    1. Карточка № 2. Вставьте пропущенные буквы.

        Расст_лаю, выд_ру, изб_рать, приб_рет, заб_раю, заб_ру, подб_раю, бл_стящий,            бл_стающий, ум_рать, зам_ реть, соб_ратель, выт_рать.

    1. Выборочный диктант. (Проверка с использованием проектора). Выписать глаголы с чередованием Е-И.

    Все замерло. Кругом зажигаются огни. Сердце замирает от страха. Мать вытерла ручку ребёнка. Пчёлы собирают мёд. Пчёлы соберут мёд и улетят в улей. Дуб вершиной упирается в облака. Спортсмены блистали своей победой. Блестит вдали озеро.

    1. Домашнее задание.

    - параграф 75, выучить правила и корни с чередованием;

    - упражнение 600, стр. 201-202 ( спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу глаголы с корнями, в которых чередуются буквы Е-И).

    9. Итог урока, оценки.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Урок русского языка в 5 классе "Корни с чередованием гласных е-и"

    Данная презентация послужит сопутствующим материалом к уроку русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием е-и...

    презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием е-и"

    Данная презентация послужит сопутствующим материалом к уроку русского языка  в 5 классе по теме "Корни с чередовани...

    "Корни с чередованием букв е - и"

    Презентация урока в 6 классе...

    Открытый урок с презентацией "Корни с чередованием гласной"

     I. Организационный момент.- Вспомните правила посадки.- Откройте тетради и запишите дату.- На уроке будем повторят...

    Открытый урок с презентацией "Корни с чередованием гласной."

     I. Организационный момент.- Вспомните правила посадки.- Откройте тетради и запишите дату.- На уроке будем повторят...

    Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».

    Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный....

    Урок по русскому языку в 6 классе Обобщение по теме: «Корни с чередованием»

    Урок по русскому языку в 6 классе, на котором учащиеся должны систематизировать знания о корнях с чередованием. Этот уро...

    Корни с чередованием гласной .

     I. Организационный момент.- Вспомните правила посадки.- Откройте тетради и запишите дату.- На уроке будем повторят...

    О.В.Мутыгулина "Корни с чередованием"

    Урок- повторение ранее изученного материала, подготовка к ЕГЭ....