Конспект урока по русскому языку в 10классе на тему «Подготовка к написанию ЕГЭ. Часть С» или «Легко ли быть молодым?»
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Лотарева Татьяна Григорьевна

Данный  урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода.  На уроке совершенствуются  навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Учащиеся учатся получать нужную информацию, используя различные источники, учатся презентовать свой опыт. Данный урок является одной из форм подготовки к написанию ЕГЭ  в 10 классе части С.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_10_dlya_konkursa.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 10классе

на тему «Подготовка  к написанию ЕГЭ. Часть С»

или

«Легко ли быть молодым?»

Цель: формирование ключевых компетенций, необходимых при  анализе исходного текста и   написании сочинения – рассуждения (подготовка к ЕГЭ)

Задачи:

  1. На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рассуждения
  2. Развивать умение анализировать предложенный текст, навыки коммуникативного общения, речь, мышление.
  3. Развивать умение выделять проблему текста;
  4. Развивать умение выдвигать гипотезы для решения проблемы через организацию самостоятельной работы с различными информационными источниками
  5. Развивать умение презентации результата самостоятельного поиска информации  с использованием ИКТ;
  6. Развивать умение делать выводы и анализ проведенной исследовательской работы.
  7. Содействовать воспитанию у учащихся активной жизненной позиции, самостоятельности.
  8.  воспитание языковой  культуры общения.  

Оборудование:  Школьная доска, проектор, компьютеры, кейсы с заданиями, выход  в Интернет

Риски:

Название риска

Блокирование риска

отсутствие выхода в Интернет

Заранее заготовленный печатный материал для кейсов или размещение его на собственной веб- странице учителя

Краткая аннотация урока: данный  урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода.  На уроке совершенствуются  навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Учащиеся учатся получать нужную информацию, используя различные источник, учатся презентовать свой опыт. Данный урок является одной из форм подготовки к написанию ЕГЭ  в 10 классе части С.

Организационная схема урока

  1. Организационный этап (1 минута)

Готовность класса к уроку. Деление класса на 2 группы.

  1. Этап актуализации субъективного опыта учащихся (5 минут) 

- Предлагаю вам сейчас  просмотреть документальный фильм  режиссера  Давида Ройтберга  версии 2011 года

- Просмотр

Этот фильм о нас, нашей молодежи. Фильм — зеркало. Фильм — документ. 18 молодых героев. 18 откровенных интервью. И один ответ на вопрос: легко ли быть молодым в 2011 году? Легко ли быть молодым? Вопрос, на который дадите ответ Вы….

 

Голосование: Давайте проголосуем: «Легко  ли быть молодым?». Поднимите руки те, кто считает, что молодым быть легко. В конце урока вы еще раз выскажете свою точку зрения по этому вопросу.

Подсчет голосов.

2-3 ученика аргументируют свой ответ

Постановка темы урока, цели задач учащимися

Именно этот вопрос и будет темой нашего урока. А так как мы работаем над часть С ЕГЭ, то давайте сформулируем цель урока.

(в форме сочинения-рассуждения дать ответ на вопрос о том, легко ли быть молодым)

-Вспомните, по какой схеме строится сочинение на ЕГЭ?

Автор текста

Проблема

Комментарий

Позиция автора

Моя позиция

Аргументы

Вывод

1)

2)

В течение урока вы будете работать с таблицей, в которую  будете вносить информацию, необходимую для написания сочинения-рассуждения.

  1.  Этап изучения нового материала ( 7 минут) 

Готовясь к уроку,  я на просторах интернета обнаружила вот такое письмо одной из ваших ровесниц, Нины РУСАЛЕНКО, школьницы из Нового  Оскола.

Пройдите,  пожалуйста, к компьютерам и   выйдите на мою страницу. Прочтите текст, ответьте на вопросы, поставленные к нему.

  1. Для дальнейшей работы учащиеся получают кейс №1 с заданиями на веб-странице учителя

Задание:

  1. прочтите текст кейса №1
  2. выделите основную проблему
  3. определите отношение автора к поднятой проблеме
  4. дайте комментарий

работа в группах:

  1. группа – определяют проблему и позицию автора (5 мин)
  2. 2 группа пишет комментарий к проблеме  ( 5 мин)

Подведение итогов работы с текстом:

  1. Какова основная проблема текста?
  2. Озвучьте позицию автора текста.
  3. Внесите  данные беседы в таблицу.

Физминутка для глаз

Сейчас вам предстоит поработать с кейсами, которые содержат отрывки из произведений известных писателей и публицистов, которые будут служить в качестве литературных аргументов.

IV. Работа в  группах с текстами (10 мин)

Прочтите текст и пройдите к компьютерам для выполнения тестовых заданий.

Тестирование в сети

На первом ряду присаживается 1 группа.

На втором ряду – группа 2.

Выполните задания к тексту, необходимые для написания сочинения-рассуждения.

2 кейс -  –http://orthgymn.ru/publish/likhachev/khrestomatia/letters/02.php - Письмо второе «МОЛОДОСТЬ — ВСЯ ЖИЗНЬ» Д.С.Лихачева и задания (см.Приложение1 )    

3 кейс -   http://lib.ru/PROZA/KAZAKOW/rasskazy2.txt

(эпизод из рассказа Ю.Казакова «Голубое и зеленое» глава 4 и задания) (см.Приложение 2 )    

V. Отчет групп –  7 мин   (результаты работы вносятся в таблицу)

VI .Проведение дискуссии «Легко ли быть молодым?» (5 мин) 

Вопросы для обсуждения :

  1. Как вы считаете, людей  какого возраста можно называть “молодежью”?
  2. Приведите примеры-доказательства из прочитанного  текста   того, что молодость – это лучшее время
  3. Приведите примеры-доказательства из прочитанного текста   того, что быть молодым – плохо.

-Поменялась ли ваша точка зрения на вопрос, поставленный в начале урока? Как вы теперь считаете? Легко ли быть молодым?

- Как вы думаете, почему получился такой итог голосования?

VII.Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности (5 минут). 

- В процессе дискуссии  мы с вами разрешили проблему, выдвинутую в начале урока. Пришли к выводу о том, что однозначно ответить на вопрос "Легко ли быть молодым" - нельзя. В подростковой жизни присутствуют как положительные, так и отрицательные моменты. Этот вопрос смело можно назвать вечным, или философским Кто-то скажет, что молодым быть легко, кто-то скажет что не очень, сколько людей - столько мнений.

 - Результаты дискуссии  внесите в таблицу.  


VIII. Этап информации о домашнем задании (1 минута):

Написать сочинение-рассуждение  по прочитанному тексту, используя материал урока.

IX. Этап подведения итогов урока – рефлексия (4 минуты). 

  1. Синквейн «Легко ли быть молодым»
  2. Оцените свою работу на уроке

-А сейчас я попрошу вас оценить нашу  работу:

Выставите в 10-бальной системе отметку учителю за урок и себе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку с использованиемЭОР по теме"Частица как часть речи".

План-конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР по теме" Частица как часть речи"....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме  «Имя существительное как часть речи» Подготовила учитель русского языка и литературы Сучкова Елена ИвановнаМОУ лицей№...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Глагол как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол как часть речиЦели деятельности учителя: формирование представления у обучающихся о новой части речи – глаголе, о существенных признаках глагола; формир...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о новой части речи – прилагательное; формирование умени...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: актуализация и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи; совершенствование умения зад...

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы».  Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...