Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме:
    « Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке».

    Михеева Юлия Викторовна

    Обобщающий урок русского языка для 6 класса по разделу «Лексика и  фразеология».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    slovar_urok.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: « Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке».

    (Урок русского языка для 6 класса)

     Цели урока: 

    - совершенствовать навыки работы со словарями;

    - систематизировать и закрепить знания учащихся по разделу «Лексика и  фразеология»;

    - развивать интерес к русскому языку.

    Оборудование: различные словари; карточки с заданиями; стенгазеты; рисунки учащихся.

    Эпиграф: Словарь- это вся вселенная в алфавитном порядке (Анатоль Франс).

    Ход урока:

    1. Словарная работа.

    Мне бы хотелось начать этот урок с высказывания французского писателя 19 – 20 века Анатолия Франса: «Словарь- это вся вселенная в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова - дело плоти, крови и души родины и человечества».

                 А как вы, ребята, понимаете  значение слова словарь?

      Давайте заглянем в «Толковый словарь» С.И.Ожегова и выясним, как разъясняется в нем значение этого слова.

    Словарь.

    1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. Чешско-русский словарь. Толковый словарь. Орфографический словарь.
    2. Совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в каком-нибудь одном произведении, в произведениях какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-либо. Богатство русского словаря. Поэтический словарь Пушкина. Он изъясняется по-английски с трудом: его словарь очень беден».

     Для чего нам нужны словари?

     В каких случаях они приходят к нам на помощь?

     Назовите словари, к которым мы обращаемся чаще всего на уроках русского языка.

    Какие словари вам еще известны?

    2.Творческая работа по группам.

     А сейчас знакомство со словарями! «Словари» расскажут нам о своем рабочем дне, а вы определите какой словарь перед вами.

    Фразеологический словарь.

     Ученик от имени фразеологического словаря: «Я встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня по спине побежали мурашки, но я с грехом пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали у меня волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

    Учитель: О каком словаре идет речь? Как вы догадались об этом?

    Что такое фразеологический оборот? Чем он отличается от словосочетания?

    Для чего фразеологизмы нужны в речи?

    Ученик: «Да, я фразеологический словарь! Это особый тип толкового словаря, в котором даются фразеологизмы, т.е. выражение типа бить баклуши, пожинать лавры, засучив рукава. В словаре даны толкования значений фразеологических оборотов; приведены различные формы их употребления; их синонимы, антонимы; разъяснено происхождение фразеологических оборотов. Я интересен для людей любых профессий».

    А сейчас попрошу вас, ребята, выполнить мое задание. Используя фразеологические обороты, вам необходимо ответить на мои вопросы.

    Как говорят:

    - о кротком, безобидном человеке (мухи не обидит);

    - когда возникает желание исчезнуть, скрыться от стыда, смущение (сквозь землю провалиться);

    - о человеке, который легко меняет свои мнения, решения (семь пятниц на неделе);

    - о безгранично счастливом человеке (на седьмом небе);

    - о человеке, который с утра находится в плохом настроении (встал с левой ноги)?

    Пользуйтесь фразеологическими словарями, и они сделают вашу речь яркой, выразительной!

    Словарь иностранных слов.

    Ученик от имени словаря иностранных слов: «Мама предложила мне фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, кусочек торта и выпил чашечку кофе с сахаром».

    Учитель: О каком словаре сейчас идет речь?

    С  помощью  каких слов вы догадались об этом?

    Как называют иностранные слова, употребляемые в каком-либо языке?

    Расскажите, как заимствованные слова появляются в нашей речи?

    Ученик: «Я словарь иностранных языков. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, пришедшими в русский язык из других языков. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении».

    Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь! Ваша задача - перечислить иноязычные слова, обозначающие детали его туалета (это шарф, галифе, кашне, жабо, берет и др.)

    А сейчас поиграем. О чем идет речь в этих фразах? Вашим ответом должно стать заимствованное слово.

    1. Торжественный смотр войск на Красной площади. (Парад.)

    2. В нашей школе есть помещение для стрельбы в цель. (Тир.)

    3. Мы ходим на экскурсию в учреждение, где хранятся письменные памятки прошлого, старинные документы. (Архив.)

    4. мой брат получил документ об окончании школы. (Аттестат.)

    5. Совокупность букв, используемых в письменности какого-либо языка и расположенных в определенном порядке. (Алфавит.)

                                         Толковый словарь.

    Ученик от имени толкового словаря: «В 6 часов утра началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий С. Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать»:

    Слалом – скоростное движение по заданному маршруту;

    Биатлон – вид зимнего двоеборья, включающий лыжную гонку и стрельбу;

    Фристайл – вид горнолыжного спорта – скоростной спуск на горных лыжах по бугристой трасе, спуск с гор с выполнением различных фигур.

    Угадали что за словарь?

    «Я толковый словарь. Впервые мне дал определение Владимир Иванович Даль.  А кто он такой?» - спросите вы.

    В прошлом веке в России жил человек, который собирал  слова. Он был военным врачом-хирургом, много ездил по стране и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, то есть объяснение. Делом всей его жизни стал « Толковый словарь живого великорусского языка. «Это четыре увесистых тома, в которых объяснены тысячи русских слов. В Даль создал настоящую сокровищницу меткого народного слова.  

                              Словарь – синонимов.

    Ученик от имени словаря синонимов: «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова. Ну все, пора за работу: думать, мыслить, раздумывать, помышлять, кумекать, размышлять, соображать, ломать голову, работать головой, шевелить мозгами».

    Учитель: Что это за словарь? Что такое синонимы?

    Ученик: «Я словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку яркость и выразительность».

              Речь ребят часто бедна. Особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами, обозначающими речевую деятельность. Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить, и т. д.

          А теперь мое задание! К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. Назовите их. ( Одержать победу, выиграть бой, одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, пересилить, сразить, сломить, осилить, побить, сломать, перебороть, восторжествовать, возобладать.

    Учитель: Рассказать обо всех словарях на одном уроке невозможно, существует много различных словарей. Надеюсь, вы поняли, что в случае затруднений мы всегда можем обратиться к толковым, орфографическим, фразеологическим, орфоэпическим и другим словарям.

     

    3.  Калейдоскоп заданий! (систематизация знаний)

     1. Вспомните и запишите фразеологизмы, имеющие в своем составе слово язык, например, держать язык за зубами.

    2. Подберите слова-синонимы, синонимические словосочетания к следующим фразеологическим оборотам и составьте с ними предложения.

             Кот наплакал-… (чуть-чуть)

             В тот же миг- … (сразу же)

             От корки до корки- …(от начала до конца)

             Как рыба в воде-…(очень хорошо)

             За тридевять земель-…(далеко)

     

    3. Напиши правильно, используя орфографический словарь: акв…рель, жев…ный, бас…ейн, д…станция, ож…релье, почталь…н, ровес…ник, сверс…ник, ф…нтазия.

    4. Определите значение слова угол в данном тексте.

           Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила : « Марина, в угол!» Я шла, останавливалась, думала. После войны я снимала углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли постоянно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения не совпадающий с прямым и верным.

                 Угол:

    1 в геометрии: плоская фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки.

    2 место, где сходятся, пересекаются две стороны чего-нибудь.

    3 часть комнаты, сдаваемая внаем. (Снимать угол )

    4 пристанище, место, где можно жить. (жить в своем углу)

    5 местность, обычно отдаленная ( в глухом углу).

    4. Подведение итогов урока.

    - О каких словарях мы сегодня вспомнили?

    - Для чего нужны словари?

    5.  Д/З. Составьте небольшие рассказы о словарях.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Подготовка к написанию части С ( ЕГЭ по русскому языку ) по тексту Д. Гранина

     Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста...

    Рабочая программа по физике 9 класс

      Данная программа адресована учащимся 9 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая программа составлена на основе Примерной про...

    Рабочая программа по физике 8 класс

             Данная программа адресована учащимся 8 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая програм...

    Рабочая программа по физике 7 класс (кал.-тем. планирование, тем. планир., пояснит. записка)

    Данная рабочая программа адресована учащимся 7 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая программа составлена на основе Примерной про...

    Комплексное повторение

     Цели  урока:-  закрепление правописания  -н – нн- в разных частях речи, повторение синтаксиса;- раз...

    Презентация к уроку в 10 классе "Гражданская война в лицах"

    Изучение Гражданской войны через жизнь и деятельность выдающихся полководцев белого и крассного движения....

    Презентация к уроку в 5 классе по теме "Война 1812года"

     План урока по теме "Война 1812 года" . Изучение нового материала по следующим вопросам: 1.Нашествие Наполеона на ...

    Слайдовая презентация к уроку информатики в 9 (8) классе "Палитры цветов в системах цветопередачи"

    Презентация к уроку позволяет ознакомиться с новым материалом самостоятельно, работая в паре или МГ.Данный материал можн...

    интегрированный урок математики и информатики «Графический способ решения уравнений.»

    В 9 классе был проведен интегрированный урок математики и информатики "Графический метод решения систем уравнений"...

    Сценарий "Зимняя сказка"

    Сценарий новогоднего праздника для младших школьников...