Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)
методическая разработка по русскому языку по теме

Солдатова Ирина Олеговна

Урок русского языка в 8-м классе

специальной (коррекционной) школы VIIIвида

«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_r.yaz_._s_z.d._tehnologii.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8-м классе

специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении помогает мне сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически их оценивать, умение применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), логически мыслить, свободно высказываться, свободно принимать активное участие в обсуждении.

А использование на моих уроках здоровьесберегающих технологий – это сохранение и укрепление здоровья учащихся, залог успешного обучения в образовательном процессе. Поэтому перед собой я ставлю  следующие задачи:

  1. Создание условий, содействующих формированию навыков здорового образа жизни.
  2. Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья учащихся на уроках русского языка и чтения.
  3. Обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процессов, способствующее повышению успеваемости учащихся.

Класс:  8 «В»

Количество учащихся:  10 человек

Диагноз учеников:   легкая умственная отсталость

Цель урока:  -развивать умение распознавать глаголы; определять спряжение глаголов.

Задачи:

  1. Образовательная:  учить детей правильно определять спряжение глагола; правильно ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме.
  2. Развивающая: развивать мыслительную и творческую деятельность.
  3. Коррекционная: коррекция внимания, мышления, памяти.
  4. Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью; прививать любовь к предмету.
  5. Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, гимнастики для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.

Здоровьесберегающий аспект: 

-работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Оборудование:

Индивидуальные таблицы-опоры по теме «Глагол», набор словарных слов, карточки для индивидуальной работы, цветные круги, круг цветов Гёте, музыка «Звуки природы», цветовое воздействие: цветные круги над доской (красный, зеленый, желтый, синий).

Ход урока:

  1. Организационная часть

В начале урока выполняются упражнения:

-«Растирание ушных раковин и пальцев рук» — активизирует все системы организма.

-«Перекрестные движения» — активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.

-«Цветовое воздействие» - активизация психических, физических процессов.

- Созерцание круга цветов Гёте. (Созерцание различных цветов любимых и нелюбимых, повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне.)

 От жёлтого к зеленому

 Потом наоборот

 Ты на зеленый с желтого

 переводи свой взгляд.

Учитель:

-Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач!

II. Словарно-орфографическая работа.

Посмотреть на красный круг

Учитель:

1) Догадайтесь, о чем идет речь, запишите отгаданное слово.

-Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то (ж е л а т ь).

Запись на доске:

Желать — хотеть.

-Как называются данные слова? (синонимы — слова близкие по смыслу, обозначают одно и то же действие)

 — Сиять ярким, искристым прерывистым светом (с в е р к а т ь).

Учитель:

-К слову «сверкать» подобрать синонимы (блестеть, сиять, светить, гореть).

-Придумайте словосочетание или предложение со словом «гореть» в разных значениях.

2) Знакомство с новым словом.

Посмотреть на желтый круг.

Разноуровневые задания по группам:

а) Отгадайте загадку. (1-й уровень)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

(Газета)

б) Найдите новое словарное слово в пословицах. (2-й уровень)

Без газеты, как без головы.

Газеты читаю - потому все знаю.

Учитель:

  — Что мы называем газетой? (ответы детей, а затем учитель дает правильное объяснение).

 - Газета — периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.

Перед чистописанием провожу гимнастику для глаз.

Известно, что в процессе учебной деятельности система зрительного анализатора испытывает сильную нагрузку, что приводит к общей утомляемости учащихся. Одним из эффективных способов профилактики утомлений школьников является использование на уроке опорных зрительно-двигательных траекторий, предложенных профессором В.Ф. Базарным. Метод заключается в перемещении взгляда учеников по траекториям, изображенным на одной из стен классного кабинета. При этом, чтобы схема была яркой и видимой из любой точки класса, траектории должны быть разного цвета. Упражнение выполняется по команде учителя коллективно и только стоя. Стрелки траектории указывают, куда должны двигаться глаза учащегося в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке».

в) Запись слова (разные приёмы) — каллиграфия — пишут в воздухе, на ладони.

III. Актуализация знаний

Учитель:

 — Ребята, какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка?

 — Что такое глагол?

- На какие вопросы отвечают глаголы ? Что они обозначают?

- Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?

 — Какую особенность имеют глаголы в прошедшем времени?

Посмотреть на красный круг.

Задание «повышенной трудности»

а) Поставить глагол в неопределенную форму.

Найди ошибку:  

  Сверкала — сверкнуть

  Сверкала — сверкать

б) Поставить глагол сверкнуть в прошедшее время (сверкнул)

IV. Сообщение темы. Постановка учебных задач

Учитель:

 — Сегодня мы с вами будем работать с глаголами настоящего и будущего  времени.

 — Что такое спряжение? Мы пока с вами не знаем. Первая учебная задача — что значит спрягать глагол?

Желтый круг

V. Работа над новым материалом

Учитель:

 — Глагол в русском языке дружит с местоимением.

 — Какого лица и числа бывают личные местоимения? Назвать их парами. (Коллективная работа по рядам.)

-Мы будем изменять глагол при помощи личных местоимений, вопросов; выделять окончание у глаголов.

 Нести, говорить ( настоящее время).

-Можно ли от данных глаголов неопределенной формы образовать форму настоящего времени?

(Коллективная работа у доски.)

Я несу          Мы несём                                       Я говорю                       Мы говорим

Ты несёшь          Вы несёте                                 Ты говоришь              Вы говорите

Он несёт        Они несут                                Он говорит                   Они говорят

Вывод:

 -  Как изменяли глагол? Какая часть изменялась?

 — Мы изменяли глагол, т.е. спрягали.

 — Что такое спряжение? 

Перед заучиванием правила, чтобы снять с детей возбуждение, повышенную раздражительность, вспыльчивость, предлагаю ученикам выполнить комплекс успокаивающих дыхательных упражнений. Гимнастика проводится по следующей схеме:

Упражнение 1:

 • вдох (спокойный, полный, глубокий);

 • выдох (интенсивный, резкий, энергичный).

Упражнение 2:

- сидя или стоя, набрать полные легкие воздуха;

 - задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через нее часть воздуха. Снова задержать дыхание и затем выдохнуть очередную порцию воздуха.

 Перед тем как приступить к упражнениям, учащиеся должны расслабить пояса и расстегнуть верхнюю пуговицу на рубашке. Не следует забывать и о свежем воздухе в классе, поэтому во время выполнения упражнений окна нужно открыть. Я уделяю особое внимание самочувствию школьников и индивидуально подхожу к каждому из них.

Работа над правилом. 

Учащиеся читают правило, которое написано на доске, заучивают его в парах.

Посмотреть на зелёный круг.

VI. Физкультминутка проходит под музыку «Звуки природы».

Потребность в двигательной активности учащихся на уроке может реализовываться посредством проведения физкультминутки .

 – Ребята, я предлагаю отдохнуть и отправиться в путешествие. Выберем маршрут. Север или юг? (Ученики выбирают юг.) На чем совершим экскурсию?

 – На самолете!

 – Итак, приготовились. Садитесь поудобнее, пристегните ремни, самолет набирает высоту. (Ребята имитируют движение самолета и встают.) Посмотрите в иллюминатор. Богатая растительность средней полосы сменяется огромными степными просторами. А вот и Черное море. Мы спускаемся по трапу самолета. Как приятны еще теплые осенние лучи! Вдохнем терпкий, соленый аромат воздуха. Не пора ли искупаться? Осторожно входим в воду. Обрызгайте друг друга водой! Поплывем? А теперь – на берег. Потянулись к солнечным лучам. Еще! Еще! Ах, как здорово!

 Наше воображаемое путешествие заканчивается. В следующий раз мы отправимся на север. Я думаю, это тоже будет интересно.

VII. Самостоятельная работа.

Желтый круг.

 Дети спрягают глаголы в будущем  времени. Задание по выбору (выбирают любой глагол). Выделяют окончания при спряжении.

Глаголы написаны на доске:

Решить   Взять   Спеть  

(Слабые учащиеся выполняют задание с помощью учителя)

После выполнения задания проводится взаимопроверка, ставятся оценки.

VIII.  Проводится игра  «Словесный волейбол».

Использование игры не только позволяет развивать общеучебные умения и психические свойства учащихся  – память, внимание, восприятие различной информации,но и помогает создавать благоприятный психологический климат на уроке, объединяет коллектив учащихся, устанавливает эмоциональные контакты. Эта игра может выполнять как здоровьеохранные, так и здоровьекоррекционные функции.

Суть игры заключается в том, что учитель , кидая мяч, называет слово, например глагол «бежит». Тот, кто ловит мяч, добавляет подходящее по смыслу местоимение, например «он» и определяет спряжение глагола. Учащийся, неверно ответивший, выбывает из игры. Таким образом, к концу игры доходят только самые знающие и сообразительные.

Зеленый круг

IX. Распознавание глаголов неопределенной формы.

Текст стихотворения написан на доске:

«Говорю я всем: «Зимой закаляйтесь все со мной.

Утром бег и душ бодрящий,

Как для взрослых, настоящий!

На ночь окна открывать,

Свежим воздухом дышать.

Ноги мыть водой холодной,

И тогда микроб голодный

Вас не сможет одолеть».

Детям предлагается выписать из текста глаголы неопределенной формы (один учащийся работает у доски, остальные самостоятельно).

После этого детям предлагается ответить на вопрос учителя:

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

После задания я провожу «оживлялки». Эти простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий. Вот некоторые из них: 

Упражнение 1:

 • с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);

 • щеки – вверх – вниз (10 раз);

Упражнение 2:

 • потянуть вниз мочки ушей (10 раз);

 • «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);

X. Закрепление нового материала.

 Желтый круг

Самостоятельная работа. Дифференцированные задания по группам трех уровней сложности.

1 уровень: Карточка № 1

лётчик –                               будильник –

 отдых –                               деление –

От данных существительных образовать глаголы в настоящем времени и определить спряжение.

2 уровень: Карточка № 2

 грызун – грызёт                                дружба – дружит

 подкова – подковывает                    постель – постелит

 Найти глаголы, определить спряжение.

3 уровень: Карточка № 3

 Светит , чистят, бегут, размышляют, думает.

Пользуясь таблицей-памяткой «Глагол как часть речи» определить спряжение глаголов.

XI. Итог

Учитель:

- Какую тему мы сегодня проходили на уроке?

- Что нового узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

XII. Релаксация

На фоне тихой инструментальной музыки произносятся следующие слова:

- Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в «Волшебный сон».

Дальний лес стоит стеной.

 А в лесу, в глуши лесной,

 На суку сидит сова.

 Там растёт усни-трава.

 Говорят, усни-трава

 Знает сонные слова.

 Как шепнёт свои слова,

 Сразу никнет голова.

 Я сегодня у совы

 Попрошу такой травы.

 Пусть тебе усни-трава

 Скажет сонные слова

После того, как прочитано стихотворение, по сигналу дети открывают глаза.

Самооценка

Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если вы считаете, что тему усвоили на «отлично» и «хорошо», покажите улыбающегося человечка. Если вы где-то не уверены, то покажите задумчивого человечка.

Учитель:

- На этом урок наш закончен. Спасибо за урок!

Самоанализ урока

Ставилась главная дидактическая цель и реализация учебной задачи с позиции здоровьесбережения, т.е. создание здоровьесберегающего пространства на уроке, как сформировать знания у учащихся, преодолевая утомляемость. Это первый урок по теме «спряжение». Урок объяснения новых знаний, комбинированный.

При словарной работе использовались разноуровневые задания, разные приёмы и методы для активизации словарного запаса, для повторения пройденного материала; осуществлялась связь с жизнью и другими предметами. Применение игровых ситуаций «Словесный волейбол», «Отгадай загадку» способствовали повышению интереса к предмету, разнообразили урок, развивали объём внимания, активизировали учащихся, снимали утомляемость. При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы , создавались проблемные ситуации и учащиеся сами доказывали правильность результата и делали выводы. При закреплении предлагались задания по выбору, для «слабых» учащихся — карточки-опоры. При подведении итога урока использовались разноуровневые карточки тестового характера, самооценка.

На уроке реализованы следующие принципы:

-принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития — задания по выбору, дифференцированные задания, работа в парах, карточки с подсказкой для «слабых») ;

-принцип развития реализовался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на «сильного» и «среднего» учеников);

-принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков) ;

-принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия).

Осуществлялось создание здоровье сберегающего пространства на уроке.

Применялось цветовое воздействие. Активизировать деятельность головного мозга, возбудить нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память можно активизировать с помощью цвета. Созерцание различных цветов любимых и нелюбимых, повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне.

На уроке шла подача учебного материала на все каналы восприятия. Благодаря этому, дети находились в равных условиях и не испытывали дискомфорта. Читали, проговаривали, слушали, писали пальчиком, схемы-опоры для визуалов, задания по выбору. Для профилактики зрительного переутомления проведена гимнастика по тренажеру, упражнения для снятия усталости, поднятия эмоционального настроя и повышения работоспособности.

Проведена физкультминутка, связанная с темой урока, но несущая меньшую учебную нагрузку. Перед началом урока физкультминутка, направленная на восприятие материала и на коммуникативность.

Осуществлялась организация обучения в режиме «динамических поз» (дети периодически переводились учителем из положения «сидя» в положение «стоя»). «Ребенок нормально растет, когда он на ногах. Главным здесь является не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз. Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные обоснованные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Русский язык. Коррекционно-развивающее задания и упражнения. – Е.П.Плешаков.
  2. «Деятельностный метод обучения» - И.Н.Корбакова, Л.В.Терешина.
  3. Коррекция письма на уроках – Л.В.Зубарева.
  4. Русский язык. «Иновационные подходы» - И.В. Фомина, И.В. Щербакова.
  5. Festival.1 september.ru (интернет-источники).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

  Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

Предметная олимпиада по русскому языку для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Материал состоит из Положения о проведении предметной олимпиады по русскому языку и заданий для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Целью проведения предметной олимпиады явл...

Предметная олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Задания для проведения предметной олимпиады по русскому языку разработаны в соответствии  с требованиями типовой учебной программы по русскому языку для учащихся 9 класса специальных (коррек...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 10 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Данная программа  составлена  на  основе  программы  «Русский язык  и развитие письменной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов  ...

«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе  развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Развитие и совершенствование познавательного процесса внесением акцента на развитие у детей с нарушением интеллекта речи, внимания, памяти, мышления....