Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку по теме:
    Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

    Солдатова Ирина Олеговна

    Урок русского языка в 8-м классе

    специальной (коррекционной) школы VIIIвида

    «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_r.yaz_._s_z.d._tehnologii.docx37.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 8-м классе

    специальной (коррекционной) школы VIII вида

    «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

    Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении помогает мне сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически их оценивать, умение применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), логически мыслить, свободно высказываться, свободно принимать активное участие в обсуждении.

    А использование на моих уроках здоровьесберегающих технологий – это сохранение и укрепление здоровья учащихся, залог успешного обучения в образовательном процессе. Поэтому перед собой я ставлю  следующие задачи:

    1. Создание условий, содействующих формированию навыков здорового образа жизни.
    2. Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья учащихся на уроках русского языка и чтения.
    3. Обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процессов, способствующее повышению успеваемости учащихся.

    Класс:  8 «В»

    Количество учащихся:  10 человек

    Диагноз учеников:   легкая умственная отсталость

    Цель урока:  -развивать умение распознавать глаголы; определять спряжение глаголов.

    Задачи:

    1. Образовательная:  учить детей правильно определять спряжение глагола; правильно ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме.
    2. Развивающая: развивать мыслительную и творческую деятельность.
    3. Коррекционная: коррекция внимания, мышления, памяти.
    4. Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью; прививать любовь к предмету.
    5. Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, гимнастики для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.

    Здоровьесберегающий аспект: 

    -работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

    Оборудование:

    Индивидуальные таблицы-опоры по теме «Глагол», набор словарных слов, карточки для индивидуальной работы, цветные круги, круг цветов Гёте, музыка «Звуки природы», цветовое воздействие: цветные круги над доской (красный, зеленый, желтый, синий).

    Ход урока:

    1. Организационная часть

    В начале урока выполняются упражнения:

    -«Растирание ушных раковин и пальцев рук» — активизирует все системы организма.

    -«Перекрестные движения» — активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.

    -«Цветовое воздействие» - активизация психических, физических процессов.

    - Созерцание круга цветов Гёте. (Созерцание различных цветов любимых и нелюбимых, повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне.)

     От жёлтого к зеленому

     Потом наоборот

     Ты на зеленый с желтого

     переводи свой взгляд.

    Учитель:

    -Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач!

    II. Словарно-орфографическая работа.

    Посмотреть на красный круг

    Учитель:

    1) Догадайтесь, о чем идет речь, запишите отгаданное слово.

    -Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то (ж е л а т ь).

    Запись на доске:

    Желать — хотеть.

    -Как называются данные слова? (синонимы — слова близкие по смыслу, обозначают одно и то же действие)

     — Сиять ярким, искристым прерывистым светом (с в е р к а т ь).

    Учитель:

    -К слову «сверкать» подобрать синонимы (блестеть, сиять, светить, гореть).

    -Придумайте словосочетание или предложение со словом «гореть» в разных значениях.

    2) Знакомство с новым словом.

    Посмотреть на желтый круг.

    Разноуровневые задания по группам:

    а) Отгадайте загадку. (1-й уровень)

    Лист бумаги по утрам

    На квартиру носят к нам.

    На одном таком листе

    Много разных новостей.

    (Газета)

    б) Найдите новое словарное слово в пословицах. (2-й уровень)

    Без газеты, как без головы.

    Газеты читаю - потому все знаю.

    Учитель:

      — Что мы называем газетой? (ответы детей, а затем учитель дает правильное объяснение).

     - Газета — периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.

    Перед чистописанием провожу гимнастику для глаз.

    Известно, что в процессе учебной деятельности система зрительного анализатора испытывает сильную нагрузку, что приводит к общей утомляемости учащихся. Одним из эффективных способов профилактики утомлений школьников является использование на уроке опорных зрительно-двигательных траекторий, предложенных профессором В.Ф. Базарным. Метод заключается в перемещении взгляда учеников по траекториям, изображенным на одной из стен классного кабинета. При этом, чтобы схема была яркой и видимой из любой точки класса, траектории должны быть разного цвета. Упражнение выполняется по команде учителя коллективно и только стоя. Стрелки траектории указывают, куда должны двигаться глаза учащегося в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке».

    в) Запись слова (разные приёмы) — каллиграфия — пишут в воздухе, на ладони.

    III. Актуализация знаний

    Учитель:

     — Ребята, какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка?

     — Что такое глагол?

    - На какие вопросы отвечают глаголы ? Что они обозначают?

    - Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?

     — Какую особенность имеют глаголы в прошедшем времени?

    Посмотреть на красный круг.

    Задание «повышенной трудности»

    а) Поставить глагол в неопределенную форму.

    Найди ошибку:  

      Сверкала — сверкнуть

      Сверкала — сверкать

    б) Поставить глагол сверкнуть в прошедшее время (сверкнул)

    IV. Сообщение темы. Постановка учебных задач

    Учитель:

     — Сегодня мы с вами будем работать с глаголами настоящего и будущего  времени.

     — Что такое спряжение? Мы пока с вами не знаем. Первая учебная задача — что значит спрягать глагол?

    Желтый круг

    V. Работа над новым материалом

    Учитель:

     — Глагол в русском языке дружит с местоимением.

     — Какого лица и числа бывают личные местоимения? Назвать их парами. (Коллективная работа по рядам.)

    -Мы будем изменять глагол при помощи личных местоимений, вопросов; выделять окончание у глаголов.

     Нести, говорить ( настоящее время).

    -Можно ли от данных глаголов неопределенной формы образовать форму настоящего времени?

    (Коллективная работа у доски.)

    Я несу          Мы несём                                       Я говорю                       Мы говорим

    Ты несёшь          Вы несёте                                 Ты говоришь              Вы говорите

    Он несёт        Они несут                                Он говорит                   Они говорят

    Вывод:

     -  Как изменяли глагол? Какая часть изменялась?

     — Мы изменяли глагол, т.е. спрягали.

     — Что такое спряжение? 

    Перед заучиванием правила, чтобы снять с детей возбуждение, повышенную раздражительность, вспыльчивость, предлагаю ученикам выполнить комплекс успокаивающих дыхательных упражнений. Гимнастика проводится по следующей схеме:

    Упражнение 1:

     • вдох (спокойный, полный, глубокий);

     • выдох (интенсивный, резкий, энергичный).

    Упражнение 2:

    - сидя или стоя, набрать полные легкие воздуха;

     - задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через нее часть воздуха. Снова задержать дыхание и затем выдохнуть очередную порцию воздуха.

     Перед тем как приступить к упражнениям, учащиеся должны расслабить пояса и расстегнуть верхнюю пуговицу на рубашке. Не следует забывать и о свежем воздухе в классе, поэтому во время выполнения упражнений окна нужно открыть. Я уделяю особое внимание самочувствию школьников и индивидуально подхожу к каждому из них.

    Работа над правилом. 

    Учащиеся читают правило, которое написано на доске, заучивают его в парах.

    Посмотреть на зелёный круг.

    VI. Физкультминутка проходит под музыку «Звуки природы».

    Потребность в двигательной активности учащихся на уроке может реализовываться посредством проведения физкультминутки .

     – Ребята, я предлагаю отдохнуть и отправиться в путешествие. Выберем маршрут. Север или юг? (Ученики выбирают юг.) На чем совершим экскурсию?

     – На самолете!

     – Итак, приготовились. Садитесь поудобнее, пристегните ремни, самолет набирает высоту. (Ребята имитируют движение самолета и встают.) Посмотрите в иллюминатор. Богатая растительность средней полосы сменяется огромными степными просторами. А вот и Черное море. Мы спускаемся по трапу самолета. Как приятны еще теплые осенние лучи! Вдохнем терпкий, соленый аромат воздуха. Не пора ли искупаться? Осторожно входим в воду. Обрызгайте друг друга водой! Поплывем? А теперь – на берег. Потянулись к солнечным лучам. Еще! Еще! Ах, как здорово!

     Наше воображаемое путешествие заканчивается. В следующий раз мы отправимся на север. Я думаю, это тоже будет интересно.

    VII. Самостоятельная работа.

    Желтый круг.

     Дети спрягают глаголы в будущем  времени. Задание по выбору (выбирают любой глагол). Выделяют окончания при спряжении.

    Глаголы написаны на доске:

    Решить   Взять   Спеть  

    (Слабые учащиеся выполняют задание с помощью учителя)

    После выполнения задания проводится взаимопроверка, ставятся оценки.

    VIII.  Проводится игра  «Словесный волейбол».

    Использование игры не только позволяет развивать общеучебные умения и психические свойства учащихся  – память, внимание, восприятие различной информации,но и помогает создавать благоприятный психологический климат на уроке, объединяет коллектив учащихся, устанавливает эмоциональные контакты. Эта игра может выполнять как здоровьеохранные, так и здоровьекоррекционные функции.

    Суть игры заключается в том, что учитель , кидая мяч, называет слово, например глагол «бежит». Тот, кто ловит мяч, добавляет подходящее по смыслу местоимение, например «он» и определяет спряжение глагола. Учащийся, неверно ответивший, выбывает из игры. Таким образом, к концу игры доходят только самые знающие и сообразительные.

    Зеленый круг

    IX. Распознавание глаголов неопределенной формы.

    Текст стихотворения написан на доске:

    «Говорю я всем: «Зимой закаляйтесь все со мной.

    Утром бег и душ бодрящий,

    Как для взрослых, настоящий!

    На ночь окна открывать,

    Свежим воздухом дышать.

    Ноги мыть водой холодной,

    И тогда микроб голодный

    Вас не сможет одолеть».

    Детям предлагается выписать из текста глаголы неопределенной формы (один учащийся работает у доски, остальные самостоятельно).

    После этого детям предлагается ответить на вопрос учителя:

    - На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

    После задания я провожу «оживлялки». Эти простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий. Вот некоторые из них: 

    Упражнение 1:

     • с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);

     • щеки – вверх – вниз (10 раз);

    Упражнение 2:

     • потянуть вниз мочки ушей (10 раз);

     • «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);

    X. Закрепление нового материала.

     Желтый круг

    Самостоятельная работа. Дифференцированные задания по группам трех уровней сложности.

    1 уровень: Карточка № 1

    лётчик –                               будильник –

     отдых –                               деление –

    От данных существительных образовать глаголы в настоящем времени и определить спряжение.

    2 уровень: Карточка № 2

     грызун – грызёт                                дружба – дружит

     подкова – подковывает                    постель – постелит

     Найти глаголы, определить спряжение.

    3 уровень: Карточка № 3

     Светит , чистят, бегут, размышляют, думает.

    Пользуясь таблицей-памяткой «Глагол как часть речи» определить спряжение глаголов.

    XI. Итог

    Учитель:

    - Какую тему мы сегодня проходили на уроке?

    - Что нового узнали о глаголе?

    - На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

    XII. Релаксация

    На фоне тихой инструментальной музыки произносятся следующие слова:

    - Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в «Волшебный сон».

    Дальний лес стоит стеной.

     А в лесу, в глуши лесной,

     На суку сидит сова.

     Там растёт усни-трава.

     Говорят, усни-трава

     Знает сонные слова.

     Как шепнёт свои слова,

     Сразу никнет голова.

     Я сегодня у совы

     Попрошу такой травы.

     Пусть тебе усни-трава

     Скажет сонные слова

    После того, как прочитано стихотворение, по сигналу дети открывают глаза.

    Самооценка

    Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если вы считаете, что тему усвоили на «отлично» и «хорошо», покажите улыбающегося человечка. Если вы где-то не уверены, то покажите задумчивого человечка.

    Учитель:

    - На этом урок наш закончен. Спасибо за урок!

    Самоанализ урока

    Ставилась главная дидактическая цель и реализация учебной задачи с позиции здоровьесбережения, т.е. создание здоровьесберегающего пространства на уроке, как сформировать знания у учащихся, преодолевая утомляемость. Это первый урок по теме «спряжение». Урок объяснения новых знаний, комбинированный.

    При словарной работе использовались разноуровневые задания, разные приёмы и методы для активизации словарного запаса, для повторения пройденного материала; осуществлялась связь с жизнью и другими предметами. Применение игровых ситуаций «Словесный волейбол», «Отгадай загадку» способствовали повышению интереса к предмету, разнообразили урок, развивали объём внимания, активизировали учащихся, снимали утомляемость. При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы , создавались проблемные ситуации и учащиеся сами доказывали правильность результата и делали выводы. При закреплении предлагались задания по выбору, для «слабых» учащихся — карточки-опоры. При подведении итога урока использовались разноуровневые карточки тестового характера, самооценка.

    На уроке реализованы следующие принципы:

    -принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития — задания по выбору, дифференцированные задания, работа в парах, карточки с подсказкой для «слабых») ;

    -принцип развития реализовался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на «сильного» и «среднего» учеников);

    -принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков) ;

    -принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия).

    Осуществлялось создание здоровье сберегающего пространства на уроке.

    Применялось цветовое воздействие. Активизировать деятельность головного мозга, возбудить нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память можно активизировать с помощью цвета. Созерцание различных цветов любимых и нелюбимых, повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне.

    На уроке шла подача учебного материала на все каналы восприятия. Благодаря этому, дети находились в равных условиях и не испытывали дискомфорта. Читали, проговаривали, слушали, писали пальчиком, схемы-опоры для визуалов, задания по выбору. Для профилактики зрительного переутомления проведена гимнастика по тренажеру, упражнения для снятия усталости, поднятия эмоционального настроя и повышения работоспособности.

    Проведена физкультминутка, связанная с темой урока, но несущая меньшую учебную нагрузку. Перед началом урока физкультминутка, направленная на восприятие материала и на коммуникативность.

    Осуществлялась организация обучения в режиме «динамических поз» (дети периодически переводились учителем из положения «сидя» в положение «стоя»). «Ребенок нормально растет, когда он на ногах. Главным здесь является не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз. Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные обоснованные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    1. Русский язык. Коррекционно-развивающее задания и упражнения. – Е.П.Плешаков.
    2. «Деятельностный метод обучения» - И.Н.Корбакова, Л.В.Терешина.
    3. Коррекция письма на уроках – Л.В.Зубарева.
    4. Русский язык. «Иновационные подходы» - И.В. Фомина, И.В. Щербакова.
    5. Festival.1 september.ru (интернет-источники).