урок русского языка в 8 классе "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Урок объяснения нового материала по русскому языку в 8 классе по УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В.  Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения,  учёте индивидуальных способностей обучающихся. На всех этапах урока используются   цифровые и образовательные ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_vyrazheniya_podlezhashchego.doc60.5 КБ
Файл prilozhenie.pptx90.42 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

  1. Основные цели и задачи работы: расширение и углубление представления о подлежащем как главном члене предложения;
  2. предупреждение пунктуационной ошибки (постановка лишней запятой между составом подлежащего и составом сказуемого на месте паузы);

со совершенствование навыков выразительного чтения; 

способствовать повышению интереса к предмету, умению самостоятельно работать, применять знания и умения на практике, стимулировать учебную активность учащихся с разным уровнем подготовки. 

  1. Разработать содержание учебных заданий и методических рекомендаций по использованию разных типов дифференцированных заданий на уроках русского языка.

Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения, учёте различий в уровне знаний и способностей учащихся; стимуляция интереса к предмету, оказание помощи слабым ученикам. 

 Объяснение нового материала – неотъемлемая часть урока. От качества объяснения зависит уровень усвояемости материала, успеваемость учащихся, результат обучения. И, конечно же, необходимым условием для успешного усвоения нового материала является заинтересованность учеников. Обычная методика объяснения нового теоретического материала имеет существенные недостатки, связанные, прежде всего с пассивностью обучаемых. Я использую на своих уроках метод обучения через разнообразные задания .

Главная задача метода – не передача готовых знаний и истин, а развитие ребенка, с тем, чтобы научить его самого добывать эти знания и истины, то есть жить не чужим, а собственным умом. Учитель в данном случае – не просто передатчик знаний. Он организует в классе поисковый процесс, активизирующий учащихся, развивающий у них не только память, но и восприятие, воображение, разные формы мышления. Здесь важно не только то, что говорит учитель, но и не менее важно и то, что говорят, как думают дети. Не остаются без внимания их точки зрения, их версии, их предложения. На таких уроках дети активны, им хочется получить возможность выступить, высказать свои соображения, догадки. И все это без принуждения. Дети становятся контактными. Они учатся добывать знания, исчезает боязнь ошибиться – ведь теперь нет правильных или неправильных ответов, а есть разные версии.

              Автор:                Майорова Ирина Николаевна

              Место работы:  МОУ СОШ п.Прудовой Екатериновский район Саратовская  

                                         область

              Должность:        учитель русского языка и литературы

              Класс:                  8 класс

              Тема урока:        «Все способы выражения подлежащего»

              Тип урока:          объяснение нового материала

                Используемое оборудование: таблица «Способы выражения подлежащего». ((См. приложение), интерактивная доска с мультимедийным проектором.

              Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b143dc18-f7ec-4b09-8b7b-b031a32cbe53/index_listing.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e3e8-0a01-00ee-01d2-9612614d3a80/%5BRUS8_168%5D_%5BQS_295%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d30ae0-0a01-00ee-008b-51b83d614377/index_listing.html

КОНСПЕКТ УРОКА

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  1. Повторение пройденного.

Языковая разминка: определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

(Учащиеся получают карточки с заданием)

Дружные ровесники, талантливый кандидат, участвовать в олимпиаде, приоритет в науке, привилегия надолго, президент в президиуме, интересная профессия, подлинный героизм, чествовать ветеранов, упасть навзничь, просить подаяние.

Учитель: итак, вы знаете, что в словосочетании слова связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи – согласования, управления, примыкания.

Вопрос. Для каких синтаксических единиц словосочетания служат строительным материалом?

Учитель: правильно, из словосочетаний строятся предложения. Однако подчинительная связь в предложении не единственная. Прежде всего выделяются его главные члены – подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу двусоставного предложения. Связь между ними особая.

Запишите предложение: Приятель торопится ко мне. Задайте вопрос от подлежащего к сказуемому: Приятель (что делает?) торопится. Теперь попробуйте задать вопрос от сказуемого к подлежащему: Торопится (кто?) приятель.

Вопрос. Что же получается?

Учитель: оба главные, и оба зависимые. Назовем эту связь «взаимозависимостью».

Пример: Приятель торопится ко мне.

Учитель: давайте вспомним определение подлежащего. Для этого обратимся к рукописному «справочнику». В разделе «Лингвистические термины» вы сможете найти ответы на вопросы:

 -  что обозначает подлежащее?

– на какие вопросы отвечает?

– какими частями речи может быть выражено подлежащее?

 

Учитель: итак, подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что? Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в Им.п. и согласуется со сказуемым в роде, числе и падеже.

Вопрос. Однако только ли существительные могут играть роль подлежащего?

  1. Новый материал( приглашение к дискуссии).

Учитель: послушайте рассказ.

Встретилась ребятам пословица: Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. Олег говорит: «Сторона – подлежащее, мать – сказуемое».

- Ошибаешься, - возражает Юра. – Подлежащее выражено здесь двумя словами: родная сторона.

- Как это -  двумя? – возмутился Олег. – Здесь же ясно: что? – сторона, какая? Родная. Это второстепенный член предложения.

- Какой же это второстепенный член, если без него пословица теряет всякий смысл? – улыбнулся Юра. – Ведь если рассуждать, как ты, получится бессмыслица: сторона – мать, сторона – мачеха.

- Да, вообще-то чепуха получается, - почесал затылок Олег.

- Поэтому-то во втором предложении слово «сторона» пропущено. Главное здесь – какая сторона.

- Ага, попался! – вскочил Олег. – Сам говоришь «какая»! Выходит, «родная» - это определение.

- Да, в рамках фразеологизма «родная сторона» - это определение. Но весь фразеологизм выступает как подлежащее: «родная сторона», т.е. «чужбина».

- Может быть ты и прав…

- А вы , ребята, как думаете?

  1. Работа с таблицей.  (См.приложение)

Учитель: необходимо уметь разграничивать подлежащее, выражено инфинитивом, и сказуемые односоставного предложения, которые тоже могут быть выражены инфинитивом.

Сравните: Учиться интересно. – Интересно учиться(сказ.)

Отличить подлежащее, выраженное инфинитивом, помогут следующие опознавательные признаки:

  1. Порядок слов. Подлежащее, выраженное инфинитивом, обычно ставится на первое место в предложении. Ср.: Узнать об этом очень легко. – Об этом очень легко узнать(сказуемое).
  2. Интонация. Подлежащее выделяется логическим ударением, а состав подлежащего отделяется паузой от состава сказуемого. Узнать об этом / очень легко (сказуемое). 
  3. Вопрос от сказуемого: (что?) Легко -  узнать.

  1. Выполнение упражнений на закрепление. (Можно использовать подбор предложений, предложенных учителем, а можно интерактивные тесты из ЦОР (См. приложение))

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b143dc18-f7ec-4b09-8b7b-b031a32cbe53/index_listing.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2e3e8-0a01-00ee-01d2-9612614d3a80/%5BRUS8_168%5D_%5BQS_295%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d30ae0-0a01-00ee-008b-51b83d614377/index_listing.html

 следующий этап на закрепление материала – «Поломаем голову». (См. приложение)

  1. В качестве эмоциональной разминки можно провести лексико-орфографическую работу.

- Послушайте отрывок из детского стихотворения А.Барто:

Был сынок у маменьки –

Медвежонок маленький…

…Сыночек дисциплины

Совсем не признаёт!

Нашёл он мёд пчелиный –

И грязной лапой в мёд!

Мать твердит:

- Имей в виду –

Так нельзя, -

Хватать еду! –

А он как начал чавкать,

Измазался в меду.

- Как поэтесса назвала стихотворение: «Медвежонок-невежа» или «Медвежонок-невежда»? Почему?

-Откуда в современном русском языке два похожих слова?

Учитель: давайте запишем в рукописном «Словарике» в разделе «Различай смысл»:

Невежа – (с древнерусского языка) грубый, невоспитанный, невежливый человек.

Невежда – (со старославянского языка) малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.

- Подберите синоним к слову «невежа» - грубиян и антоним к слову «невежда» - эрудит.

- Так как же называется стихотворение А.Барто?  («Медвежонок-невежа» сказка для маленьких и больших)

Выполни задание: какое слово пропущено в предложении, записанном на доске? (невежда).

…в физике, а в музыке знаток (Крылов «Павлин и соловей»)

  1. Предупреждение пунктуационных ошибок.

Вопрос.  Может ли подлежащее быть распространенным?

Учитель: правильно, как и другие члены предложения, подлежащее может быть распространенным, т.е. иметь при себе зависимые слова. Распространенные подлежащие в устной речи могут составлять отдельную интонационно – смысловую группу и потому выделяться повышением тона и паузой.

                                                          Повыш.тона

Пример: Освещенный заходящим солнцем пароход стоял на рейде.

Учитель: пауза между составом подлежащего и составом сказуемого естественна: она помогает понять смысл предложения. Пауза не всегда свидетельствует о том, что нужно поставить знак препинания, она всего лишь повод для пристального внимания к структуре предложения.

!!!Не совершайте грубой ошибки! Не разделяйте запятой взаимозависимые главные члены!

  1. Рефлексия.
  1. Какими частями речи может быть выражено в предложении подлежащее? Приведите примеры.
  2. Какие существуют опознавательные признаки отличия подлежащего, выраженного существительным?

  1. Оценивание активности учащихся.
  2. Домашнее задание. (См. приложение).

Список используемой литературы

  1. «Русский язык. Практика «, 8 класс, Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др. под ред. Ю.С.Пичугова. 10-е издание, изд-во «Дрофа», 2004 год. Пособие для общеобразовательных учреждений.
  2. Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Русский язык. Теория» 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.
  3. Журнал «Русский язык и литература в школе» №4. Урок на тему «Подлежащее» в 8 классе.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Баров Е.С., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы/ Под науч. ред. А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, 2009.
  5. Единые цифровые общеобразовательные ресурсы (см. пункт №5 конспект урока)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЛОЖЕНИЕ

Слайд 2

1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ИМ.П. Воды светлые катила В яркой зелени река . (Плещеев)

Слайд 3

2. Местоимение в им.п. (разных разрядов) Выхожу один я на дорогу. (Лермонтов) Это уникальная коллекция минералов. В этот день произошло событие, которое изменило мою жизнь. Кто откроет дверь? Все хотят участвовать в празднике. Кто-то позвонил. Никто не ответил.

Слайд 4

3. Другие части речи в значении существительного

Слайд 5

прилагательное Во время детского чая большие сидели на балконе. (Л.Толстой)

Слайд 6

причастие Присутствующие говорили о разном.

Слайд 7

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ Восемь делится на четыре.

Слайд 8

НАРЕЧИЕ «Наше завтра будет прекрасно!» - сказал Корчагин. (Н.Островский)

Слайд 9

МЕЖДОМЕТИЕ Вот раздалось ау вдалеке.

Слайд 10

4. ИНФИНИТИВ Узнать об этом очень легко. Учиться интересно.

Слайд 11

5. СИНТАКСИЧЕСКИ НЕДЕЛИМОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ А)существительное (личное мест) в Им.п. + существительное (личное мест.) в Тв.п со значением совместности, причем сказуемое будет стоять во мн.ч. и по смыслу относиться не к одному лицу или предмету, а сразу к двум; Дед с бабушкой шли впереди. Мы с тобой пойдем за ягодами.

Слайд 12

Б) количественное числительное в Им.п. + существительное в Род.п . Пять человек расселись около костра. Один из всадников размахивал шашкой. Около сорока плотников занялись починкой моста. И вмиг со всех дворов собак сбежалось с полсотни . (Крылов)

Слайд 13

В) весь, сам + существительное (местоимение) Весь поселок собрался на площади.

Слайд 14

6. ФРАЗЕОЛОГИЗМ У этого мастера были золотые руки.

Слайд 15

ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ! ОДИНАКОВЫЕ ЛИ ПОДЛЕЖАЩИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ: ВЕСЛО ЗАДЕЛО ПЛАТЬЕ. ПЛАТЬЕ ЗАДЕЛО ВЕСЛО.

Слайд 16

В тех случаях, когда возникает двусмысленность, порядок слов помогает отличить подлежащее от дополнения: на первом месте в подобных предложениях всегда стоит подлежащее: мать любит дочь.

Слайд 17

Выполни задание Определите грамматическую основу в каждом предложении: Учиться – вот наша задача. Пить чай на траве считалось большим удовольствием. В подобных случаях водилось у запорожцев гнаться в ту же минуту за похитителями. (Гоголь) Бросить такую добычу было бы совершенно непростительно. Мне было интересно учиться.

Слайд 18

В КАЧЕСТВЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ , КРОМЕ ПРИВЫЧНЫХ ЗАДАНИЙ, ДАЮ ЗАДАНИЕ 1)ПРИДУМАТЬ СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ-МИНИАТЮРУ СО СЛОВАМИ «НЕВЕЖДА» И «НЕВЕЖА», 2)ТЕСТ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ (СМ. НИЖЕ)

Слайд 19

Тест на закрепление Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено:

Слайд 20

А) именем существительным в им.п.: 1. Друзья, поглядите на карту нашей страны. 2. Большаков остановил машину и вылез из кабины. 3. Играй, гармонь! 4. Сыплет черемуха снегом… 5. Все сады цветут на этой земле. 6. Сам директор открыл собрание. 7. Эта девочка очень упрямая. 8. Мне подали письмо. 9. Две свечи мерцают слабо. 10. Оно горы золотило, золотило облака.

Слайд 21

Б) местоимением (укажите разряд) 1. Всё возвещало восход солнца. 2. Это было десять лет назад. 3. Вся граница на тысячу верст на мгновение блеснула штыками. 4. Я не спеша вернулся к речке. 5. Это имя мне дорого. 6. Некоторые занимались ремеслами. 7. Никто ничего не прятал у себя в карманах. 8. Нет, весь я не умру… 9. Журналист написал очерк, который был опубликован в газете. 10. Саша требователен к себе, что вызывает уважение товарищей.

Слайд 22

В) любой частью речи в значении существительного (укажите, какой именно) 1. Ближние уехали домой, а дальние собрались к ужину и ночлегу. 2. Танцующие теснились и толкали друг друга. 3. Грянуло громкое ура. 4. Десять делится на два. 5. Каждый может участвовать в конкурсе. 6. Надеюсь, что ваше завтра будет прекрасным. 7. Все три всадника ехали молчаливо. 8. Один из участников конференции выступил с докладом. 9. Много песен над Волгой звенело. 10. Утром его «хо-хо-хо» вдруг раскатилось по всем палатам.

Слайд 23

Г) инфинитив 1. Нарисовать это весьма просто. 2. О нём можно узнать из газет. 3. Слушать рассказы ветеранов очень интересно. 4. Вам никогда не узнать этого! 5. Встречаться с друзьями – праздник для меня. 6. Наша задача – беречь природу. 7. Беречь природу – значит охранять Родину. 8. Останавливать работу не рекомендуется. 9. Рисовать с натуры – моё любимое занятие. 10. Признать свою ошибку было бы лучше.

Слайд 24

Д) синтаксически неделимым словосочетанием или фразеологизмом: 1. Весь поселок собрался на центральной площади. 2. Мать с сыном пошла гулять. 3. Мы с тобой пошли в лес за ягодами. 4. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу. 5. Один из гостей произнёс юбилейную речь. 6. У этой девочки было золотое сердце. 7. Я сам кляну своё рожденье. 8. Пять человек расселись около костра. 9. Около ста книг подарено библиотеке. 10. Много дров было припасено на зиму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Презентация к уроку русского языка по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

Данная презентация позволит учителю ознакомить обучающихся с постановкой  тире между подлежащим и сказуемым....

Презентация к уроку русского языка. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым".

Целью данного урока является формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка. Так же учащимся предлагается повторить знанаия по синтак...

Урок русского языка по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым". Это урок-открытие новых знаний....

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» (с использованием технологии развития критического мышления)

Тема: Подлежащее.  Способы  выражения подлежащего.Цели и задачи: рассмотреть основные способы выражения подлежащего;научить находить в разных типах предложений подлежащие и определять, ...