Урок в 4 классе по русскому языку "Отработка грамматической характеристики простого предложения"
методическая разработка по русскому языку по теме
На уроке закрепляется умение составлять грамматическую характеристику предложения по алгоритму и применять знания на предложенном материале. Учащиеся составляют алгоритм разбора предложения и по нему дают характеристику нескольким предложениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_kl..docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №2 г. Серпухова Московской области
Урок в 4 классе по русскому языку
«Отработка грамматической характеристики простого предложения»
(в рамках преемственности между начальной школой и средним звеном)
Учитель начальных классов: Смирнова Е.Г.
10 апреля 2012 г.
Тема: «Отработка грамматической характеристики простого предложения».
Цель: закрепить умение составлять грамматическую характеристику предложения по алгоритму и применять знания на предложенном материале.
Тип урока: контроль и оценка.
Ход урока:
- Создание учебной ситуации.
- Какую тему мы с вами заканчиваем изучать? (Какие бывают предложения)
- Значит, нашей целью было…(Разбирать предложение по алгоритму)
- Хорошо. Давайте вспомним и обобщим наши знания по этой теме.
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
- На доске задание. Что это такое? (Словосочетания)
- А что такое словосочетание? (Это синтаксическая единица, слова в которой связаны между собой какой-то связью)
- Какое задание можно выполнить, глядя на эти словосочетания? (Определить вид связи, вставить пропущенные буквы)
пос-дить дер-во
в-твится дер-во
з-лёный и голубой цв-ток
к-пать в огороде
- Что можно составить из словосочетаний? (Предложения)
- Что такое предложение? (Это синтаксическая единица, которая образуется с помощью взаимной связи)
2. Контроль и оценка использования способа действия.
- На доске записаны предложения:
Высоко настарой бирёзе седел любопытный скварец.
Он синтересом на блюдал за дитьми поддеривом.
- Что здесь необычного? (Ловушки)
- Исправьте ошибки.
- Как вы думаете, чем могли заниматься дети внизу? Какие у вас есть варианты?
- Ребята, я хочу вам немножко помочь. Давайте вспомним, что сейчас весна. А что могут делать дети весной? Чем дети могут помочь скворушке?
- Запишем полученное предложение (Ребята делали маленькие домики для птиц) и посмотрим, какой рассказ у нас получился. (Читаем текст)
- Спишите текст в тетради. (Дети записывают текст в тетради)
- А теперь давайте составим грамматическую характеристику первого предложения. В этом нам поможет составленный нами ранее алгоритм.
Алгоритм разбора предложения.
- Найти сказуемое (выражает грамматическое значение предложения).
- Найти подлежащее (от него зависят грамматические формы сказуемого).
- Найти второстепенные члены:
1) дополнение – отвечает на падежные вопросы, кроме Им.п.
2) определение – отвечает на вопросы какой? который? чей?
3) обстоятельство – отвечает на вопросы где? когда? куда? как? зачем? почему? откуда?
- Кто хочет попробовать свои силы? (Дети выходят поочерёдно и разбирают предложения)
- Но мы с вами на прошлых уроках составили ещё один план разбора предложения.
Типы предложений.
- По цели высказывания: повествовательное или вопросительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- Простое или сложное.
- Сколько главных членов.
- Распространённое или нераспространённое.
- Сейчас вы поработаете со второй схемой в парах.
- Что интересного вы заметили? (Все три предложения разбираются одинаково)
- Верно. Чья пара разберёт нам эти предложения?
- Хорошо. Но мы с вами знаем, что бывают и другие виды предложений. Придумайте противоположное
*по цели высказывания - вопросительное
*по эмоциональной окраске - восклицательное
*сложное
*чтобы был один главный член предложения
*нераспространённое
3.Рефлексия.
- Давайте обобщим. Какую мы ставили цель?
- Что было полезным на уроке?
- Получается у вас работать по алгоритму?
- Вот мы завтра и посмотрим, как вы справитесь с контрольной работой, где обязательно будет разбор предложений.
- Спасибо за вашу работу.
Домашнее задание: упр.303 (2 часть)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проекта на уроках русского языка "Это непростое простое предложение"
материал для организации и внедрения метода проекта на уроках русского языка...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе (ДЦП) по теме: "Пунктуационный разбор простого предложения"
Данный урок русского языка проведён в 5 классе с обучающимися с диагнозом ДЦП и ставит своей целью повторение и закрепление изученного на уроках материала по теме “Синтаксис п...
Урок русского языка в 10 классе по теме "Постановка тире в простом предложении"
Данный материал используется в 10 классе при повторении темы"постановка тире в простом предложении"...
Урок -презентация русского языка в 5 классе на тему "Порядок синтаксического разбора простого предложения"
Презентация содержит материал ,который может быть полезным учителям русского языка , работающим в 5 классе...
8 класс Практикум по темам: «Словосочетание». «Грамматическая основа простого предложения»
8 класс Практикум по темам: «Словосочетание». «Грамматическая основа простого предложения» ...
Презентация к уроку русского языка по теме "Простое предложение"
Конспект урока русского языка по теме «Простое предложение. Повторение изученного».Наши студенты – будущие железнодорожники, поэтому специфика предложений и слов для...
Проверочная работа по теме "Характеристика простого предложения. 5 класс"
В данной работе проверяется сформированность умения давать характеристику простому предложению по цели высказывания, интонации, количеству грамматических основ, наличию второстепенных членов. Также пр...