Урок в 4 классе по русскому языку "Отработка грамматической характеристики простого предложения"
методическая разработка по русскому языку по теме

Смирнова Елена Георгиевна

На уроке закрепляется умение составлять грамматическую характеристику предложения по алгоритму и применять знания на предложенном материале. Учащиеся составляют алгоритм разбора предложения и по нему дают характеристику нескольким предложениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_kl..docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №2 г. Серпухова Московской области

Урок в 4 классе по русскому языку

«Отработка грамматической характеристики простого предложения»

(в рамках преемственности между начальной школой и средним звеном)

Учитель начальных классов: Смирнова Е.Г.

10 апреля 2012 г.

Тема: «Отработка грамматической характеристики простого предложения».

Цель: закрепить умение составлять грамматическую характеристику предложения по алгоритму и применять знания на предложенном материале.

Тип урока: контроль и оценка.

Ход урока:

  1. Создание учебной ситуации.

- Какую тему мы с вами заканчиваем изучать?  (Какие бывают предложения)

- Значит, нашей целью было…(Разбирать предложение по алгоритму)

- Хорошо. Давайте вспомним и обобщим наши знания по этой теме.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

- На доске задание. Что это такое?  (Словосочетания)

- А что такое словосочетание?  (Это синтаксическая единица, слова в которой связаны между собой какой-то связью)

- Какое задание можно выполнить, глядя на эти словосочетания? (Определить вид связи, вставить пропущенные буквы)

     пос-дить дер-во

          в-твится дер-во

               з-лёный и голубой цв-ток

                    к-пать в огороде

- Что можно составить из  словосочетаний?  (Предложения)

- Что такое предложение?  (Это синтаксическая единица, которая образуется с помощью взаимной связи)

      2. Контроль и оценка использования способа действия.

- На доске записаны предложения:

   Высоко  настарой  бирёзе  седел  любопытный  скварец.

   Он  синтересом  на  блюдал  за  дитьми  поддеривом.

- Что здесь необычного?  (Ловушки)

- Исправьте ошибки.

- Как вы думаете, чем могли заниматься дети внизу? Какие у вас есть варианты?

- Ребята, я хочу вам немножко помочь. Давайте вспомним, что сейчас весна. А что могут делать дети весной? Чем дети могут помочь скворушке?

- Запишем полученное предложение (Ребята делали маленькие домики для птиц) и посмотрим, какой рассказ у нас получился.  (Читаем текст)

- Спишите текст в тетради.  (Дети записывают текст в тетради)

- А теперь давайте составим грамматическую характеристику первого предложения. В этом нам поможет составленный нами ранее алгоритм.

Алгоритм разбора предложения.

  1. Найти сказуемое (выражает грамматическое значение предложения).
  2. Найти подлежащее (от него зависят грамматические формы сказуемого).
  3. Найти второстепенные члены:

1) дополнение – отвечает на падежные вопросы, кроме Им.п.

2) определение – отвечает на вопросы какой? который? чей?

3) обстоятельство – отвечает на вопросы где? когда? куда? как? зачем? почему? откуда?

- Кто хочет попробовать свои силы?  (Дети выходят поочерёдно и разбирают предложения)

- Но мы с вами на прошлых уроках составили ещё один план разбора предложения.

Типы предложений.

  1. По цели высказывания: повествовательное или вопросительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. Простое или сложное.
  4. Сколько главных членов.
  5. Распространённое или нераспространённое.

- Сейчас вы поработаете со второй схемой в парах.

- Что интересного вы заметили?  (Все три предложения разбираются одинаково)

- Верно. Чья пара разберёт нам эти предложения?

- Хорошо. Но мы с вами знаем, что бывают и другие виды предложений. Придумайте противоположное

*по цели высказывания - вопросительное

*по эмоциональной окраске - восклицательное

*сложное

*чтобы был один главный член предложения

*нераспространённое

    3.Рефлексия.

- Давайте обобщим. Какую мы ставили цель?

- Что было полезным на уроке?

- Получается у вас работать по алгоритму?

- Вот мы завтра и посмотрим, как вы справитесь с контрольной работой, где обязательно будет разбор предложений.

- Спасибо за вашу работу.

Домашнее задание: упр.303 (2 часть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проекта на уроках русского языка "Это непростое простое предложение"

материал для организации и внедрения метода проекта на уроках русского языка...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе (ДЦП) по теме: "Пунктуационный разбор простого предложения"

 Данный урок русского языка проведён в 5 классе с обучающимися с диагнозом ДЦП и ставит своей целью  повторение и закрепление изученного на уроках материала по теме “Синтаксис п...

Урок русского языка в 10 классе по теме "Постановка тире в простом предложении"

Данный материал используется в 10 классе при повторении темы"постановка тире в простом предложении"...

Урок -презентация русского языка в 5 классе на тему "Порядок синтаксического разбора простого предложения"

Презентация содержит материал ,который может быть полезным учителям русского языка , работающим в 5 классе...

8 класс Практикум по темам: «Словосочетание». «Грамматическая основа простого предложения»

8 класс Практикум по темам: «Словосочетание». «Грамматическая основа простого предложения»  ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Простое предложение"

        Конспект урока русского языка по теме «Простое предложение. Повторение изученного».Наши студенты – будущие железнодорожники, поэтому специфика предложений и слов для...

Проверочная работа по теме "Характеристика простого предложения. 5 класс"

В данной работе проверяется сформированность умения давать характеристику простому предложению по цели высказывания, интонации, количеству грамматических основ, наличию второстепенных членов. Также пр...