Материал по русскому языку при подготовке учащихся к ГИА "Приёмы сжатия текста"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

В данном материале указаны основные приёмы сжатия текста при написании изложения на государственной итоговой аттестации по русскому языку. Показаны образцы сжатия частей текста, отдельных предложений. В работе использованы материалы Интернет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_szhatiya_teksta.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Справка.

Что значит “СЖАТЬ ТЕКСТ”?

 “Сжатьтекст – это значит “сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце”; “убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное”; “отказаться от подробностей”.

Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей автора, логической последовательности событий, характеров действующих лиц.

Приёмы сжатия текста

  1. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. (Пропуск слов, словосочетаний, фрагментов предложений или целых предложений, содержащих второстепенные факты).

Например:

Прослушанный текст:

В октябре 1552 года Москва стала свидетельницей невиданного до того всенародного торжества. Из-под стен взятой штурмом Казани вернулись русские войска во главе с Иваном Грозным. В ознаменование этой великой победы царь решил построить в Москве храм-памятник. Через два года началось сооружение каменного собора Покрова. Позднее он был назван храмом Василия Блаженного, по имени погребённого у его стен юродивого.

Текст после сжатия:

В ознаменование великой победы под Казанью (1552 год) по решению Ивана Грозного в Москве построен памятник – храм Василия Блаженного.

  1. Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

Например:

Прослушанный текст:

Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Текст после сжатия:

 Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжёлые и опасные?

  1. Исключение:

  1. исключение повторов;

Например:

Из  текста:

Русское понятие храбрости – это удаль, а удаль – это храбрость в широком движении.

После сжатия:

Русское понятие храбрости – это удаль.

  1. исключение одного или нескольких из синонимов;

Например:

Из  текста:

Странное. Непонятное. Непостижимое. Диковинное. Загадочное. Необыкновенное. Удивительное… 

(Богат набор слов, означающих неведомое в окружающем мире).

  1. некоторых второстепенных членов предложения;

Например:

Из  текста:

Так шептала Маргарита Николаевна, расчёсывая перед тройным зеркалом короткие завитые волосы.

После сжатия:

Так шептала Маргарита Николаевна, расчёсывая перед зеркалом волосы.

  1. конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих и поясняющих конструкций);

Например:

Из  текста:

Справа от дома Есениных, за сельской площадью, среди деревьев, виден двухэтажный дом, принадлежавший некогда местной помещице.

После сжатия:

Справа от дома Есениных виден двухэтажный дом бывшей местной помещицы.

  1. исключение фрагмента предложения (например, части сложного предложения);

Например:

Из  текста:

Когда же Базаров, после неоднократных обещаний вернуться никак не позже месяца, вырвался, наконец, из удерживавших его объятий и сел в тарантас; когда лошади тронулись, и колокольчик зазвенел, и колеса завертелись, — Василий Иванович, еще за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце, опустился на стул и уронил голову на грудь.

После сжатия:

Когда же Базаров вырвался, наконец, из удерживавших его объятий и сел в тарантас, Василий Иванович, еще за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце, опустился на стул и уронил голову на грудь.

  1. исключение одного или нескольких предложений;

  1. исключение диалога (передача его сути в одном предложении).

Например:

Из  текста:

Герои спорили о … (назвать предмет спора), но к пониманию не пришли из-за нежелания услышать друг друга.

  1. Обобщение:

  1. замена однородных членов обобщающим наименованием;

Например:

Из  текста:

«Собаки, кошки, лошади почувствовали приближение пожара»

После сжатия:

«Животные почувствовали приближение пожара»

  1. замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

Например:

Из  текста:

Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощенной, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди.

После сжатия:

Без воображения нельзя создать образ мира и человека, всё получится похожим на схему.

  1. Упрощение:

  1. слияние нескольких предложений в одно;

Например:

Из  текста:

Каждый охотно набрал бы брусники побольше. Но обращайтесь с ягодником осторожно! Берегите это чудесное растение! Оно хорошо служит людям.

После сжатия:

Набирая брусники, обращайтесь осторожно с растением: оно хорошо служит людям.

  1. замена предложения или его части указательным местоимением;

  1. замена сложноподчинённого предложения простым.

Например:

Из  текста:

Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

После сжатия:

Мы добрались до цели нашего путешествия вечером.

  1. замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

Например:

Из  текста:

Гремя стальными кузовами, в разные стороны ехали самосвалы с песком, бетоном, контейнерами; грузовики с железобетонными плитами и чугунными трубами.

После сжатия:

Гремя стальными кузовами, ехали самосвалы со строительными материалами.

  1. замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;

Например:

Из  текста:

Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в ХХ веке, потому что исследовали кристаллы с. помощью рентгеновского метода.

После сжатия:

Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в ХХ веке, исследовав кристаллы с помощью рентгеновского метода.

  1. перевод прямой речи в косвенную.

Например:

Из  текста:

Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, – предлагает Геракл. - Так мы скорее одолеем дорогу»

После сжатия:

Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9-х классах "Сжатое изложение"

Методическая разработка посвящена подготовке к сжатому изложению учащихся 9-х классов в рамках подготовки к ГИА по русскому языку. Работа посвящена изучению приемов сжатия текста....

Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка в 6 классе «Обучение сжатию текста» (на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)

Духовно-нравственное воспитаниена уроке русского языка в 6 классе«Обучение сжатию текста»(на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)Подготовила: учитель русского языка и литературы Санаторно-...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе «Обучение сжатому изложению».

Презентация отражает последовательность работы с текстом художественного произведения по обучению написанию сжатого изложения....

Методическая разработка по русскому языку по теме "Основные способы сжатия текста".

Данная работа будет полезной учителям словесности, начиная с 7 класса, в рамках подготовки к ГИА. Материал адаптирован для учащихся средней школы. ...

Дидактический материал к урокам русского языка в 9 классе с использованием текстов южноуральских писателей

Материал можно использовать для индивидуального опроса и для зачетов по разделу "Сложное предложение"...

Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"

Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...

Диагностический материал по русскому языку при работе с мини-текстами для обучающихся с ЗПР

В разработке содержится практический материал для работы с  обучающимися с ЗПР по русскому языку по карточке-подсказке и проверочной карточке....