Главные вкладки

    План-конспект урока русского языка (5 класс) по теме:
    Урок русского языка в 5 классе "Изменение звуков в речи"

    Урок русского языка в 5 классе "Изменение звуков в речи" по УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова.

     

    Раздел: Фонетика 

    Цели:

    - дать представление о том, что изучают графика и каллиграфия, и о назначении алфавита.

    Задачи:

    - дать представление об отличии устной речи от письменной;

    - формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, составлять алфавитный перечень слов;

    - воспитывать любовь к родному слову через обращение к русской литературе;

    - развить общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность по овладению языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

    Оборудование: учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические рекомендации, сборники упражнений, тесты контрольных заданий). УМК: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.] – 37-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317 с.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    izmenenie_zvukov_v_rechi.docx31.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №2

    города Буденновска Буденновского района»

    Урок по русскому языку в 5 классе

    «Изменение звуков в речи».

    Разработал: учитель русского языка и литературы

    Краснощекова Юлия Викторовна.

    Буденновск, 2012.

    Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Изменение звуков в речи».

    Цели:

    - дать представление о том, что изучают графика и каллиграфия, и о назначении алфавита.

    Задачи:

    - дать представление об отличии устной речи от письменной;

    - формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, составлять алфавитный перечень слов;

    - воспитывать любовь к родному слову через обращение к русской литературе;

    - развить общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность по овладению языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

    Оборудование: учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические рекомендации, сборники упражнений, тесты контрольных заданий). УМК: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.] – 37-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317 с.

    ТСО: DVD –проигрыватель, проектор, экран.

    Ход урока

    1. Организационный момент (настрой на урок, артикуляционная разминка.

    «Лепим снеговика»

    Открываем ротик широко (как бы произнося букву А), потом ротик немножко закрывается (как бы произнося букву О) и «последний маленький комок» (как бы произнося букву У, только губки немножко напрягаем, чтобы они не вытягивались вперед в трубочку).  

    1. Проверка домашнего задания (проверить «по цепочке», обратить внимание на трудности, встречающиеся в упражнении № 279, отметки).
    2. Основная часть.

    1. Синтаксическая разминка. Вставьте необходимые слова, чтобы получились послови цы. Расставьте необходимые знаки препинания. Объясните их постановку (работа в тетрадях и на доске).

    1) Ученье ... , а неученье ....

    2) ... источник знаний.

    3) Повторение ... учения.

    Предложенные пословицы живут с XIX века. Как вы понимаете эти пословицы в настоящий момент? (отметки).

    Сравните их  с аналогичными английскими пословицами:

    1. Learning is the eye of mind. (Учение – это основа разума).
    2. A book is a source of knowledge (Книга – это источник знаний).
    3. Practice makes perfect (Практика ведет к совершенствованию).

    Где нам встречается термин «транскрипция»?

    2. Определите, какие орфограммы есть в затранскрибированных словах. Запишите их согласно нормам. Объясните совпадение произношения и написания (индивидуальная и групповая работа).

    [каз'ба], белый [гр'ип], [марос].

    III.  Слово учителя. 

    Подумайте, какую тему мы продолжаем изучать? Вспомните стихотворные строки А.С. Пушкина:

    И тридцать витязей прекрасных

    Чредой из вод выходят ясных,

    И с ними дядька их морской.

    Тема (проекция на доску).

    И вновь мы в сказке: представьте себе мысленно эту сказочную картину. Какое слово в стихотворении может вызвать у вас вопрос? Что означает слово чредой? (анализ ответов, отметки). Ребята, именно от этого слова образовался глагол чередовать. Его употребляют, когда что-то или кто-то сменяется по очереди. Чередоваться могут и звуки речи (гласные и согласные). Предлагаю вам рассмотреть таблицу.

    Слова

    Чередование

    Слова

    Чередования

    Ухо—уши

    х/ш

    Кую — ковать

    у/ов

    Пеку — печь

    к/ч

    Заря — зорька

    а/о

    Свет- свеча

    т/ч

    Жатъ-жну-пожинать

    а/н /ин

    Ход — хожу

    д/ж

    Жать — жму — пожимать

    а/м/им

    Вновь произнесли звуки, сделали выводы.

    3. Знакомство с теоретическим материалом учебника — стр. 112. (учащиеся 1-ого варианта стараются ответить на вопрос: «В каких позициях могут стоять согласные звуки?», учащиеся 2-го варианта – «В каких позициях могут стоять гласные звуки?»

    -Подведение выводов, ответы на вопросы

    -Придумайте свои примеры слов с чередованием гласных и согласных.

    А какие звуки встречаются нам в английском языке? (h – [h], sh – [ς], j – [dз] и т.д.)

    1. Тренировочные упражнения (работа в тетрадях и на доске).
    1. Отгадайте загадку.

    Принялась она за дело,

    Завизжала и запела.

    Ела, ела дуб, дуб,

    Поломала зуб, зуб.

    Произнесите подчеркнутые слова и запишите звуки, кото рые вы слышите на конце слов. Измените слова, поставив ко нечные согласные в сильную позицию (дубы, зубы). Какой звук бу дут передавать конечные согласные? Этот процесс называется «оглушение». Оглушение звонких согласных в позиции на конце слова в русском языке происходит всегда. Приведите свои примеры.

    1. Физкультурная минутка.
    2. Прочитайте стихотворный текст. Найдите в этом отрывке звонкие согласные, которые «оглушены» на конце слова (устно).

    Мальчишек радостный народ                             проекция 

    Коньками звонко режет лед;

    На красных лапках гусь тяжелый

    Ступает бережно на лед.

    Скользит и падает; веселый

    Мелькает, вьется первый снег,

    Звездами падая на брег.

    Сравните этот же отрывок из поэмы «Евгений Онегин» на английском языке (перевод В. Набокова):

    The joyous tribe of boys berates                           проекция

    And cuts the ice with ringing skates;

    A waddling red-foot goose now scurries

    To swim upon the water's breast;

    He treads the ice with care to test…

     And down he goes!

    The first snow flurries

    Come flitting, flicking, swirling round

    To fall like stars upon the ground.

    Вывод: как в русском, так и в английском языках звонкие согласные на конце слова оглушаются.

    1. Прочитайте предложения.

    Вместе .... Борей прибежал маленький щенок.

    В плавании... Жорой не мог соревноваться никто.

    В этот день дежурным в классе были Володя .... Шурой.

    На столе стоял стакан .... чаем.

    Мы .... Тамарой ходим парой.

    Выпишите в столбик существительные и поставьте к ним соответствующие предлоги. Запишите звуки, которыми выра жен этот предлог в каждом предложении. Сколько у вас полу чилось звуков?

    Запомните! На произношение согласного звука влияет его позиция в слове. Таких позиций может быть две: в начале слова или в середине перед идущим за ним согласным и на конце слова.

    1. Выпишите из стихотворения слова, в которых согласный звук находится под влиянием идущего за ним другого соглас ного:

    У каждого дела

    Запах особый:

    В булочной пахнет

    Тестом и сдобой.

    Пахнет маляр

    Скипидаром и краской.

    Пахнет стекольщик

    Оконной замазкой.

    (Перевод С. Маршака)

    Какие слова в этом стихотворном отрывке вам непонятны (скипидар, замазка, булочная). Обратите внимание, как произносится сочетание букв чн в слове булочная ([шн]).

    Вывод: если гласные и согласные в сильной позиции — орфогра фических трудностей нет. Если в слабой позиции, нужно при менять правило, чтобы грамотно писать. То есть, важно опре делить позицию гласного или согласного в слове: в слабой или сильной позиции.

    Гласные и согласные

    Бывают такие опасные!

    Звук очень ясно слышится,

    А буква другая пишется.

    V. Выводы по уроку.

    - Что интересного вы узнали на уроке?

    - Какие трудности вы испытали в работе на уроке?

    Анализ работы на уроке, выставление отметок.

    VII. Домашнее задание.

    На следующем уроке тема будет углубляться, поэтому домашнее задание носит творческий характер: в сказках А.С. Пушкина найдите 5 слов с согласными в слабой позиции и 5 слов с гласными в слабой позиции, запишите их, согласные обозначьте. Подберите к ним слова с этими же звуками в сильной позиции.

    Использованная литература:

    1. Ладыженская Т.А. Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Учим всех и каждого, весело и серьезно / Т.А. Ладыженская, О.П. Штыркина, Н.В. Ладыженская. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 253 с.
    2. Комаров А.С. Пословицы английского языка и их русские аналоги: учеб. пособие. – М.: Флинта:Наука, 2008. – 112 с.
    3. Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. – М.: Просвещение, 2000. – 110 с.
    4. Пушкин А.С. Стихотворения. Евгений Онегин. – М.: Художественная литература, 1986. – 320 с.
    5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир о образование», 2003. – 623 с.
    6. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.] – 37-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317 с.
    7. Якунина А.М. Русский язык. 5 класс. Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 192 с.
    8. Pushkin A. Eugene Onegin. A novel in verse. Translated by V. Nabokov. – New York, 1964.

    Приложение.

    Раздаточный материал к уроку русского языка по теме: «Изменение звуков в речи».

    Таблица

    Слова

    Чередование

    Слова

    Чередование

    ухо - уши

    х/ш

    кую – ковать

    у/ов

    пеку - печь

    к/ч

    заря – зорька

    а/о

    свет - свеча

    т/ч

    жать – жну –пожинать

    а/н/ин

    ход - хожу

    д/ж

    жать – жму - пожимать

    а/м/им

    Упражнение 1. Измените слова, поставив конечные согласные в сильную позицию.

    Принялась она за дело,

     Завизжала и запела.

    Ела, ела дуб, дуб,

    Поломала зуб, зуб.

    Упражнение 2. Найдите в отрывке звонкие согласные, которые «оглушены» на конце слова.

    Мальчишек радостный народ

    Коньками звонко режет лед;

    На красных лапках гусь тяжелый

    Ступает бережно на лед,

    Скользит и падает; веселый

    Мелькает, вьется первый снег,

    Звездами падая на брег.

    Упражнение 3. Выпишите в столбик существительные и поставьте к ним соответствующие предлоги. Запишите звуки, которыми выражен этот предлог в каждом предложении.

    Вместе .... Борей прибежал маленький щенок.

    В плавании... Жорой не мог соревноваться никто.

    В этот день дежурным в классе были Володя .... Шурой.

     На столе стоял стакан .... чаем.

    Мы .... Тамарой ходим парой.

    Упражнение 4. Выпишите из стихотворения слова, в которых согласный звук находится под влиянием идущего за ним другого соглас ного:

    У каждого дела Запах особый:    

    В булочной пахнет Тестом и сдобой.

    Пахнет маляр

    Скипидаром и краской.

    Пахнет стекольщик

    Оконной замазкой.

    Упражнение 5. Выпишите из стихотворения слова, в которых на соглас ный звук влияет положение на конце слова:

    а) Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумленными глазами.

    б) Под горою темный вход. Он туда скорей идет.

    Упражнение 6. Из текста стихотворения выпишите выделенные слова и подчеркните в них согласные в слабой позиции:

    Чтобы спящих не встревожить.

    Не вспугнуть примолкших гнезд,

    Тихо по небу ступают

    Золотые ножки звезд.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное"

    Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе. Обобщение изученного по теме "Имя существительное"...

    презентация к уроку информатика 6 класс "Как образуются понятия"

    Презентация к уроку информатики 6 класс "Как образуются понятия". Работа включает в себя задания на повторение изученног...

    Единый Всекубанский классный час "Олимпийский старт Кубани" для учащихся 6 класса

    - Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Ребята, вы, наверное, обратили внимание на оформление нашего кабинета се...

    1. Активизация мыслительной деятельности учащихся с использованием дидактических игр при изучении английского языка в 5-8 классах (статья).

    Статья посвящена обучению  школьников английскому языку с использованием приёмов, позволяющих активизировать их мыс...

    Презентация дополнительной образовательной программы

     В презентации обозначены цели, задачи дополнительной образовательной программы по судомоделизму,  знания, уме...

    КОНСПЕКТ УРОКА

    Открытый урок по роману Чарльза Диккенса "Большие Надежды"...

    конспект занятия на тему "Основные свойства судомоделей"

    В конспекте показано, как познакомить детей с основными свойствами корабля, такими как "плавучесть", "непотопляемость", ...

    Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

     Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:об...

    Альтернативные уроки по рускому языку и литературе

    Альтернативные (нестандартные)  уроки позволяют учителю в своей практике преподавания учебных дисциплин решать сраз...