Главные вкладки

    Материал по русскому языку по теме:
    Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку.

    Данный материал предназначен для подготовки к олимпиадам по русскому языку  (9-11 класс).

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    ВСЕРОССИЙСКИЕ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 9-11 КЛАССЫ.

                                                     9 КЛАСС. ПЕРВЫЙ ТУР.

    1. Образуйте прилагательные от слова ЧАЙКА (морская птица). Обоснуйте свой ответ.

    2. Есть на высоком берегу Оки сельцо Окоёмово. «Из Окоёмова видно половину России», - говорят его жители. (К. Паустовский). Как вы думаете, почему из Окаёмова видно половину России?

    3. В чём необычность синтаксической конструкции в отрывке из поэмы А. Пушкина «Полтава»? В тексте сохранена пунктуация автора (отсутствие знаков). А как бы вы расставили знаки препинания? Обоснуйте своё мнение с грамматической точки  зрения.

                                          На холмах пушки присмирев

                                          Прервали свой голодный рев.

    4. Как вы понимаете выделенные слова в приведённом отрывке из романа А. Пушкина «Евгений Онегин»? Поясните кратко их значения.

                                          Театр уж полон; ложи блещут;

                                          Партер и кресла, всё кипит;

                                           В райке нетерпеливо плещут,

                                           И, взвившись, занавес шумит.

    5. Определите, какой частью речи является каждое слово фразеологизма мал мала меньше.

    6. Что обозначают термины и каково их происхождение?

        а) Лексикология;

        б) лексикография.

    7. Докажите, что следующие слова исторически родственны:

        а) соха – сохатый – посох;

        б) стол – постель.

    8. На чём строится языковая игра в примерах, взятых из произведений М. Салтыкова-Щедрина?

         а) Собственнолапно;

         б) и ума приложить не может;

         в) сорока-белобока воровала без просыпу;

         г) вошёл врасплох в кабинет;

        д) энергия и бездействия.

    9. Что означает выражение довлеет дневи злоба его? Каково происхождение этого выражения ?

    10. Истолкуйте лексическое значение слов ноутбук, секьюрити, санация, фитнес.

    11. Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим фразеологизмам, кратко сформулируйте их обобщённый смысл:

         а) как псу муха (польск.);

         б) принять пузыри за фонари (франц.);

         в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск);

         г) записать за ушами (чеш.);

         д) спеши медленно, не торопясь (лат.);

         е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болг.).

                                                   10 класс. Первый тур.

    1. Образуйте прилагательные от слова ЧАЙКА (морская птица). Обоснуйте свой ответ.

    2. Есть на высоком берегу Оки сельцо Океёмово. «Из Окаёмова видно половину России», - говорят его жители. (К. Паустовский). Как вы думаете, почему из Окаёмова видно половину России?

    3. Сколько общих морфем в словах невероятный и неимоверный?

    4. Что обозначают термины и каково их происхождениё?

         а) Фонетика;

         б) фонология.

    5. Докажите, что следующие слова исторически родственны:

          а)  соха – сохатый – посох;

          б) еда – яд – яства.

    6. На чём строится языковая игра в примерах, взятых из произведений М. Салтыкова-Щедрина?

          а) Превзошли самые смелые их опасения;

          б) проявлялась в вопросах, касавшихся выеденного яйца;

          в) горькими слезами разливается;

          г) как Кузькину тёщу зовут;

          д) спешили наутёк.

    7. Что означает выражение довлеет дневи злоба его? Каково происхождение этого выражения?

    8. Истолкуйте лексическое значение слов холдинг, саммит, секвестр, эксклюзивный.

    9. Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим фразеологизмам, кратко сформулируйте их обобщённый смысл:

        а) жить как петух на откормке (франц.);

        б) что дома сварено, должно быть дома и съедено (нем.);

        в) промокший пудель (нем.);

        г) ему о козе, а он о возе (чеш.);

        д) покупать зайца в мешке (чеш.);

        е) когда на ладони вырастут волосы (польск.)

    10. Почему категория одушевлённости/ неодушевлённости является лексико – грамматической?

    9 КЛАСС.  ВТОРОЙ ТУР.

    1. Сравните два стихотворения. Как они называются? Кто их авторы? Найдите и назовите черты сходства и различия в создании художественных образов. В чём видите особенности авторской манеры, которые проявляются в этих тематически сходных произведениях?        

     а)

    В чужбине свято наблюдаю                             Я стал доступен утешенью;

    Родной обычай старины:                                  За что на Бога мне роптать,

    На волю птичку выпускаю                               Когда хоть одному творенью

    При светлом празднике весны.                        Я мог свободу даровать!

    б)

    Вчера я растворил темницу                              Она исчезла, утопая

    Воздушной пленницы моей:                             В сияньи голубого дня,

    Я рощам возвратил певицу,                              И так запела, улетая,

    Я возвратил свободу ей.                                    Как бы молилась за меня.

    2. Сочините лингвистическую миниатюру-шутку (в свободной форме) на одну из приведённых тем: «Слова- друзья и слова – враги»; «Слова, которые забыли своих «родственников»»; «Как правда превратилась в неправду»; «Как слово встретило своего двойника».

    3. Передайте свои впечатления от картины В. Сурикова «Взятие снежного городка» в виде письма близкому человеку.

    10 КЛАСС. ВТОРОЙ ТУР.

    1. Перед вами два стихотворения: «Весенний дождь» А. Фета  и «Дождь» Н. Заболоцкого. Определите, кому принадлежит каждое из них. Обоснуйте свое мнение.

    В чём вы видите особенности авторской манеры и как они проявляются в этих произведениях?

    а)

    Ещё светло перед окном,                                               А уж от  неба до земли,

    В разрывы облак солнце блещет,                                  Качаясь, движется завеса,

    И воробей своим крылом,                                              И будто в золотой пыли

    В песке купаяся, трепещет.                                            Стоит за ней опушка леса.

                                       Две капли брызнули в стекло,

                                       От лип душистым мёдом тянет,

                                       И что-то к саду подошло,

                                       По свежим листьям барабанит.

    б)

    В тумане облачных развалин                                      И засияла вся дубрава

    Встречая утренний рассвет,                                        Молниеносным блеском слёз,

    Он был почти нематериален                                       И листья каждого сустава

    И в формы жизни не одет.                                           Зашевелились у берёз.

    Зародыш, выкормленный тучей,                                 Натянут тысячами нитей

    Он волновался, он кипел                                              Меж хмурым небом и землёй,

    И вдруг, весёлый и могучий,                                       Ворвался он в поток событий,

    Ударил в струны и запел.                                             Повиснув книзу головой.

                                          Он падал издали, с наклоном

                                          В седые скопища дубрав,

                                          И вся земля могучим лоном

                                          Его пила, затрепетав.

    2. Назовите произведения, отрывки из которых приведены ниже, и их авторов. На месте скобок пропущены имена персонажей, укажите их.

    Определите синтаксические и стилистические сходства и различия между отрывками. Как в этих текстах проявляется своеобразие авторской манеры?

    а)    Ещё до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зелёном покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило всё творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света. Но Лиза всё ещё сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу. – Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели… (__________) чувствовал в себе трепет – Лиза также, не зная, отчего – не зная, что с нею делается…

    б)    Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать (__________).

    Сердце её сильно билось, само не зная, почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум её приветствовал девушку. Весёлость её притихла. Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности. Она думала… но можно ли с точностию определить, о чём думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра?

    3. Напишите краткий этюд-рассуждение по картине Ю. Ракши «Продолжение».

    9 КЛАСС. ПЕРВЫЙ ТУР. (Девятая всероссийская олимпиада по русскому языку.)

    1. Какой фразеологизм напоминает своим содержанием стихотворение А. Толстого?

                                         Коль любить, так без рассудку,

                                         Коль грозить, так не на шутку,

                                         Коль ругнуть, так сгоряча,

                                         Коль рубнуть, так уж сплеча!

                                         Коли спорить, так уж смело,

                                         Коль карать, так уж за дело,

                                         Коль простить, так всей душой,

                                         Коли пир, так пир горой!

    Найдите фразеологизмы, вплетённые в ткань этого текста.

    2. На основе каких языковых приёмов создаются скороговорки? Напишите эти скороговорки и укажите эти приёмы.

    3. Укажите признаки, по которым каждое из выделенных слов является «третьим лишним» и противопоставляется остальным.

                                         В последнем вкусе туалетом

                                         Заняв ваш любопытный взгляд,

                                         Я мог бы пред учёным светом

                                         Здесь описать его наряд;

                                         Конечно б это было смело,

                                         Описывать моё же дело:

                                         Но панталоны, фрак, жилет,

                                         Всех этих слов на русском нет…

                                                                         (А. Пушкин)

    4. Какой основной приём построения текста использован в отрывке из стихотворения С. Есенина «Разбойник»?

                                         Стухнут звёзды, стухнет месяц,

                                         Стихнет песня соловья,

                                         В чернобылье перелесиц

                                         С кистенём засяду я.

                                         У реки под косогором

                                         Не бросай, рыбак, блесну,

                                         По дороге темным бором

                                         Не считай, купец, казну!

                                         Руки цепки, руки хватки,

                                         Не зазря зовусь ухват:

                                         Загребу парчу и кадки,

                                         Золотой сниму халат.

    5. Иногда приходится слышать, как приведённые ниже слова произносят с таким ударением: компас, арест, полифония, наркомания, (дело) возбуждено, торец. Всегда ли такое ударение считается ошибочным? Аргументируйте свой ответ.

    6. а) На чём основана языковая игра в следующих парах слов? Каким термином она обозначается?

    Топот – ропот

    Камыш- мышка

    Дупель – пудель

        б) Запишите соответствующую пару для каждого слова: архаизм, бейсбол, барокко, директор.

         в) Приведите аналогичные примеры.

    7. В каком русском  корне наблюдается чередование ы/о/а? Приведите примеры с этим корнем.

    8. Укажите общее и различное в значении и употреблении слов церковь – собор храм.

    9. Знаменитый романс М. Глинки на слова Н. Кукольника начинается так:

        Дым столбом кипит, дымится пароход.

        Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье,

        Веселится и ликует весь народ,

        И быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле.

    О каком пароходе идёт речь? Что вы знаете об истории этого слова?

    10. Подберите фразеологические синонимы к следующим словам:

         а) много;

         б) обмануть.

    11. Автором известных романов « В лесах» и «На горах» является Павел Иванович Мельников (1818- 1883). Эти романы вышли не под собственным именем автора, а под псевдонимом. Что это за псевдоним? Какова его история? Кто его придумал?

    12. Восстановите пословицы и поговорки.

         1) …, а лужа – по уши.

         2) …, а пораньше вставай да свой затевай.

         3) …дыр много, а выскочить некуда.

         4) …, а здоровье под старость.

         5) …, наперёд ума рыщет.

         6) …, а хвостом подавился.

    13. Исправьте примеры, взятые из современных СМИ.

         1) Порывы ветра достигали пятнадцать – двадцать метров в секунду.

         2) Уже началась эмиссия печатания новых рублей.

         3) Многие говорят сейчас о том, о чём заметил наш корреспондент в своём последнем репортаже.

         4) Евгений Максимович говорил с господином Гор.

         5) А я свою подпись из-под этого документа не уберу.

         6) Таким образом он озвучивал скорее личную точку зрения, чем администрации.

    10 КЛАСС. ПЕРВЫЙ ТУР.

    1. Напишите афоризмы, которыми обогатил нашу речь Ф. Тютчев.

    2. Объедините следующие слова в группы (названия лиц, растений и т. д.), учитывая возможную лексическую многозначность. Какие слова не вошли ни в одну из групп? Объясните значение и происхождение этих слов.

         Александрийка, венгерка, волынка, кабардинка, китайка, коломыйка, кубанка, молдаванеска, оттоманка, сербиянка, шотландка, антоновка, бестужевка, гарибальдийка, мичуринка, стахановка, тимофеевка, толстовка.

    3. Укажите 10 общих признаков слов брюки и брюква. 

    4. Выдающийся филолог ХХ в. В. Виноградов в фундаментальном труде «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947) назвал местоимение особой частью речи в современном русском языке. Почему, по вашему мнению, Виноградов так охарактеризовал местоимение?

    5. Распределите перечисленные ниже языки по четырём языковым семьям:

        а) индоевропейская семья;

        б) уральская (финно-угорская) семья;

        в) тюркская семья;

        г) кавказская семья.

        Татарский, испанский, немецкий, марийский, венгерский, литовский, русский, греческий, азербайджанский, грузинский, осетинский, финский, чешский, сербский, чувашский, турецкий, иранский, японский, таджикский, эстонский, мордовский.

    6. Чем объясняется чередование ц/с в паре паяц – паясничать?

    7. Запишите слова суженный (от сузить) и суженый (от судить) в соответствии с нормами, действовавшими до реформы орфографии 1917 – 1918 гг.

    8. На чём поострена игра слов в басне К. Пруткова? Как называется этот художественный приём? Каково исходное, буквальное значение глагола прозябать?

                                                  Помещик и садовник.

                                         Помещику однажды в воскресенье

                                         Поднёс презент его сосед.

                                         То было некое растенье,

                                          Какого, кажется, в Европе даже нет.

                                          Помещик посадил его в оранжерею;

                                          Но как он сам не занимался ею

                                          (Он делом занят был другим:

                                           Вязал набрюшники родным),

                                           То раз садовника к себе он призывает

                                           И говорит ему: «Ефим!

                                           Блюди особенно ты за растеньем сим;

                                           Пусть хорошенько прозябает».

                                           Зима настала между тем.

                                           Помещик о своём растеньи вспоминает

                                           И так Ефима вопрошает:

                                           «Что? Хорошо ль растенье прозябает?»

                                           - «Изрядно, - тот в ответ, - прозябло уж совсем!»

                                           Пусть всяк садовника такого нанимает,

                                           Который понимает,

                                           Что значит слово «прозябает».

    9. Исправьте ошибки во фразеологизмах. Объясните своё решение.

        а) Вернуться в свои пенаты.

        б) Пока суть да дало, мы немного погуляем.

        в) Проект имеет две ахиллесовы пяты.

        г) И заварился у них сыр-бор.

    10. Автором известных романов «В лесах» и «На горах» является Павел Иванович Мельников (1818 – 1883). Эти романы вышли не под собственным именем автора, а под псевдонимом. Что это за псевдоним? Какова его история? Кто его придумал?

    11. Восстановите пословицы и поговорки

         1) …, а лужа – по уши.

         2) …, а пораньше вставай да свой затевай.

         3) …дыр много, а выскочить некуда.

         4) …, а здоровье под старость.

         5) …, наперёд ума рыщет.

         6) …, а хвостом подавился.

                                  ВТОРОЙ ТУР.

     9 КЛАСС.

    1. Какие языковые средства использует А. Блок в стихотворении «В углу дивана» для создания художественного образа и выражения своих чувств?

                               Но в камине дозвенели

                                         Угольки.

                               За окошком догорели

                                         Огоньки.

                               И на вьюжном море тонут

                                            Корабли.

                              И над южным морем стонут

                                            Журавли.

                              Верь мне, в этом мире солнца

                                             Больше нет.

                              Верь лишь мне, ночное сердце,

                                             Я – поэт!

                               Я какие хочешь сказки

                                              Расскажу,

                               И какие хочешь маски

                                              Приведу.

                               И пройду любые тени

                                              При огне,

                               Странных очерки видений

                                               На стене.

                                И любой колени склонит

                                                Пред тобой…

                                 И любой цветок уронит

                                                Голубой…

    2. Напишите 3 миниатюры на одну из тем: «Ярмарка», «Волга» - в публицистическом, научном и деловом стилях.

                                                          ВТОРОЙ ТУР.

    10 КЛАСС.

    1. Прочитайте стихотворение «Отрок» и дайте к нему лингвопоэтический комментарий по предложенным ниже вопросам.

                      Невод рыбак расстилал по брегу студёного моря;

                      Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

                      Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

                      Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.

    Кто автор этого стихотворения? Когда и где оно было написано? Каков его стихотворный размер? Мотивы какого произведения мировой литературы использованы поэтом при описании отрока? Кто является прототипом отрока? Какие слова указывают на реальный прототип? Какие синонимические средства использованы в этом стихотворении и какова их поэтическая роль? Что значит выражение мрежи иные в контексте этого произведения? Кому принадлежит прямая речь и почему она не выделена кавычками?

    2. В  черновом и окончательном текстах романа Ф. Достоевского «Идиот» одна и та же фраза имеет два варианта: «Красота спасёт мир» и «Мир красотой спасётся». Как грамматическая форма влияет на смысл высказывания? Обоснуйте свое мнение.

    3. Напишите сочинение-миниатюру в любом жанре, представив себя или зеркалом, или ковром, или рублём.

    ДЕСЯТАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

                                       ПЕРВЫЙ ТУР.

    9 КЛАСС.

    1. Жители средневекового русского города владели огромным количеством самых разнообразных профессии, связанных с ремёслами и промыслами, торговлей и медициной. Названия многих из них известны и понятны нам и сегодня: камнетёс, пивовар, дровосек, рыболов. Однако некоторые названия профессий утрачены языком. К ним относятся судоплат, волнотеп и рудомет. Чем занимались эти люди? Как образованы эти слова?

    2. В каждом ряду только два написания правильные. Найдите их и объясните, в каких случаях они используются:

    а) дед Мороз, Дед Мороз, Дед-Мороз, дед-Мороз, дед мороз, дед-мороз;

    б) баба Яга, Баба Яга, баба-Яга, Баба-яга, баба яга, баба-яга.

    3. В толковых словарях русского языка указано более двадцати значений глагола идти. Дайте определение основного значения этого глагола. Укажите как можно больше других значений, подтвердите их примерами.

    4. Всем хорошо известна форма каменных зубцов, украшающих Кремлёвскую стену, которая называется ласточкин хвост. Географы называют площадь поверхности водоёма термином зеркало. Манипулятор компьютера получил название mouse (в русском переводе – мышь) по сходству с внешним обликом животного. Приведите примеры других метафор, ставших терминами науки, техники, искусства, и дайте их толкование.

    5. В русской литературе тема скитания, странничества является сквозной, а образ путешественника-странника – одним из центральных. Н. Лесков создал рассказ с названием «Очарованный странник», а современная писательница Т. Толстая одно из своих произведений назвала «Туристы и паломники». Что сближает и что различает значение слов странник, паломник, турист в русском языке?

    6. Как называются жители указанных ниже городов? Образуйте форму именительного падежа множественного числа.

    Псков, Курск, Тула, Великий Новгород, Нижний Новгород.

    7. В какой временной промежуток (с какого по какой год) могло быть напечатано это предложение? Мотивируйте свой ответ.

    Повидимому, чорт задумал итти в гости.

    8. Существуют сходные по смыслу выражения: власти предержащие и власть имущие. Почему в выражении власти предержащие склоняются оба слова (властей предержащих, властям предержащим  и т. д.), а в выражении власть имущие склоняется только вторая часть (власть имущих, власть имущим и т. д.)? Каково значение слова предержащие?

    9. Какое правило нарушил Н. Гоголь в построении предложений с однородными членами? С какой целью это сделано?

        1) Губернатор был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю.

        2) Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветочками.

    10. Разгадайте загадку из собрания В. Даля. Назовите все языковые средства, использованные для создания образа-загадки.

                                Взойду я, взойду на гой-гой-гой,

                                Ударю я, ударю в цивиль-виль-виль.

                                Утки крякнут, берега звякнут:

                                «Собирайтесь, детки, в одну клетку!»

    ПЕРВЫЙ ТУР. 9 КЛАСС. ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

    Переложите сюжет одной из народных сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» или другой), используя элементы одного из стилей: научного, делового или публицистического.

    ПЕРВЫЙ ТУР. 10 КЛАСС.ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

    1. Жители средневекового русского города владели огромным количеством самых разнообразных профессий, связанных с ремёслами и промыслами, торговлей и медициной. Названия многих из них известны и понятны нам и сегодня: камнетёс, пивовар,  дровосек, рыболов. Однако некоторые названия профессий утрачены языком. К ним относятся судоплат, волнотеп и рудомет. Чем занимались эти люди? Как образованы эти слова?
    2. В современном русском языке слово стоик имеет значения – прямое и переносное. Постройте две словообразовательные цепочки от слова стоик в его прямом и переносном значениях.
    3. На каких основаниях одно из приведённых слов можно считать «третьим лишним»?                                                                                                                                                        Облагать, обладать, облачить.
    4. Всем хорошо известна форма каменных зубцов, украшающих Кремлёвскую стену, которая называется ласточкин хвост. Географы называют площадь поверхности водоёма термином зеркало. Манипулятор компьютера получил название mouse (в русском переводе – мышь) по сходству с внешним обликом животного. Приведите примеры других метафор, ставших терминами науки, техники, искусства, и дайте их толкования.
    5. Расставьте знаки препинания. Какие особенности построения предложения в баснях И. Крылова вы можете отметить?                                                                                             Гуторя слуги вздор плетутся вслед шажком                                                                                          Учитель с барыней шушукают тишком…     («Муха и Дорожные»).
    6. Как называются жители указанных ниже городов? Образуйте формы именительного падежа мужского и женского рода единственного числа.                                        Великие Луки, Вологда, Омск, Смоленск, Тверь.
    7. Из какого словаря взяты данные толкования? Обоснуйте свой ответ.                                             Клёвый – клюжий, клювый, хороший, пригожий, красивый, казистый, добротный; выгодный или полезный.                                                                                                                            Лох – разиня, шалопай.                                                                                                                                          Стрёмный – прыткий, поворотливый, бойкий, расторопный.                                                              Тормоз – кто везде помехой, кто мешает делу, не даёт чему ходу.
    8. Расскажите, чем различаются в употреблении знаки тире и дефис. Когда эти знаки появились в русском языке?
    9. Восстановите полностью стихотворение Д. Минаева, учитывая, что в нём использована точная внутренняя рифма.

                                     Прошла молва, что в граде

                                     Сгорел в избе крестьянин

                                     Дал яд вдове наш медик

                                     Сбил нос слуге помещик

                                      Был пьян в суде защитник

                                     Сорвал колье с девицы

                                      Быв в кураже, исправник

                                      «Иск о козе» затеял

                                      Из-за пари с соседом

                                      Пьёт бочкой эль художник

                                      Бьёт окна всем чиновник

                                      Как Диоген, неряшлив

                                      Пуст, как дупло, аптекарь

                                      Из трёх повес

                                      Есть гнев у дев

                                      Зла, как блоха, майорша

                                         Раз на крыльце прибила

                                         Ругнув сплеча

                                         Из высших сфер с княгиней

                                         Шуры-муры корнет

                                         Завёл теперь в салоне

                                         В чём поощрять их стала

                                         А князь в Москве в отделе

                                         Жену свою забыл для

                                         Там пишут нам про те места

                                          Учитель…. С дьячком….

    ПЕРВЫЙ ТУР . 10 КЛАСС. ЧАСТЬ 2.

    Прочитайте отрывок народной баллады, записанной в Тульской губернии известным фольклористом  П. Якушкиным. Напишите небольшой текст в научном стиле, охарактеризовав основные композиционные приёмы построения баллады, использованные тропы и фигуры речи, ключевые слова текста, народно-поэтические и устаревшие слова, особенности грамматических форм.

    Уж ты камень ли, ты мой камушек,

    Самоцветный камень, лазоревый!

    Лежал ты, камень, на крутой горе,

    Рос ты в жёлтом песку.

    А излежался ты, камушек,  между атласу,

    Между атласу, между бархату,

    Между той камкой мелкотравчатой,

    Мелкотравчатой, узорчатой.

    Ты, талан ли мой, талан худой,

    Талан, участь горькая!

    На роду-то мне, знать, так написано,

    В жеребью мне, знать, так досталося:

    Износила я свою молодость

    Не в корысти и не в радости, в худой жизни живучи,

    С худым мужем, угрюмым, с угрюмым, ревнивым.

    ВТОРОЙ ТУР. 9 КЛАСС.

    Выберите одну из трёх предложенных тем и в течение 10 минут подготовьте трёхминутное выступление.

    1)

    Моё любимое стихотворение.

    В чём секрет популярности «Гарри Поттера»?

    Что значит быть свободным?

    2)

    Моя любимая книга.

    Памятники и память о войне.

    Легко ли быть молодым?

    3)

    Мой  любимый поэт.

    Почему мои сверстники предпочитают читать журналы?

    Времена не выбирают…

    4)

    Герой нашего времени.

    Какую литературу я предпочитаю: русскую или зарубежную?

    Интеллигентность == образованность?

    5)

    Мой любимый фильм.

    Что будет с книгой в ХХ1 веке?

    За что я люблю своё время?

    6)

    Моя любимая теле- и радиопередача.

    Почему мои сверстники стали меньше читать?

    Что я считаю предательством?

    7)

    Моя любимая песня.

    Надо ли быть похожим на литературного героя?

    Свобода == вседозволенность?

    8)

    Мой любимый журналист.

    Можно ли по экранизации судить о литературном произведении?

    Школа будущего.

    9)

    Мой любимый литературный герой.

    Почему музы не молчали на войне?

    Любовь и дружба исключают друг друга. Да или нет?

    10)

    Моя любимая картина.

    Какую книгу я посоветовал бы прочитать другу и почему?

    Всегда ли надо говорить правду?

    11)

    Мой любимый художник.

    Каким должен быть хороший учебник?

    Что мне нравится и что не нравится в моём поколении?

    12)

    Мой любимый афоризм.

    Что дают мне экскурсии по литературным местам?

    Добро должно быть с кулаками…Да или нет?

    13)

    Мой любимый праздник.

    Лучшие авторы в современной литературе.

    Проблема отцов и детей в наше время.

    ВТОРОЙ ТУР. 10 КЛАСС.

    Выберите одно из приведённых выражений и в течение 10 минут подготовьте трёхминутное выступление по предложенному плану.

                                Примерный план ответа:

    1. Исходная (полная) форма выражения.
    2. Источник (откуда, кто автор, время появления и т. п.).
    3. Буквальное (исходное) значение.
    4. Современное значение, изменение в употреблении.
    5. Условия применения в современной речи, использование в художественной литературе.
    6. Краткое итоговое рассуждение.

    1. Соломоново решение.
    2. В начале было Слово…
    3. Бумага не краснеет.
    4. Гора родила мышь.
    5. Книги имеют свою судьбу.
    6. Стиль – это человек.
    7. Дым Отечества.
    8. Красота спасёт мир.
    9. Звёздный час.
    10. Мысль изречённая есть ложь.
    11. Проходить красной нитью.
    12. Корень зла.
    13. Молчание – знак согласия.
    14. Мавр сделал своё дело.
    15. Время собирать камни.
    16. Яблоко раздора.
    17. Гамбургский счёт.
    18. Книга за семью печатями.
    19. Узнать по когтям.
    20. Вернуться к нашим баранам.
    21. Святая простота.
    22. Деньги не пахнут.
    23. Что есть истина?
    24. Что ему Гекуба?
    25. От Понтия к Пилату.
    26. Все жанры хороши.
    27. Язык дан человеку, чтобы скрывать его мысли.
    28. Все мы люди, все человеки.
    29. Гений – это терпение.
    30. Не сотвори себе кумира.

    ОДИННАДЦАТАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУЯЗЫКУ.

                                     ПЕРВЫЙ ТУР. ЧАСТЬ 1. 9 КЛАСС.

    1. Соотнесите соответствующие даты с событиями в области филологии:

    а) создана первая славянская азбука;

    б) написано Остромирово Евангелие;

    в) появилась первая датированная печатная книга на Руси;

    г) в русской графике принят гражданский алфавит;

    д) изъяты из алфавита буквы ять и фита.

    Даты: 1564 г., 1056-1057гг., 1708г., 863г., 1917-1918гг.

    1. Составьте ряды слов с историческими чередованиями в корне:

    а) мрак;    б) влачит;  в) беречь;   г) время.

          3.   Определите, какой частью слова  является буквенное сочетание –ЕЙ в следующих словах.                                                                                                                                                                    

               Дождей, сыновей, друзей, сшей, воробей, саней, степей, красивей, змей.

    1. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.

    Ланиты, десница, перси, длань, зело, живот, ветрило, оратай, выя.

    1. Докажите, что слова дальнозоркий и близорукий являются этимологически родственными.
    2. Разделите приставки на з/с на группы в зависимости от особенностей их правописания. Обоснуйте ваше решение.
    3. Сколько раз звуки, составляющие слово  воз, встречаются при чтении пословицы На всякого мудреца довольно простоты? Какими буквами и в каких словах эти звуки обозначаются на письме?
    4. В  одном из современных словарей русского языка слова расположены в алфавитном порядке, однако                                                                                                                     слово жаба  - на с. 145, а битва – на с. 147;                                                                                           слово богиня – на с. 810, а слово бог – на с. 232;                                                                                Слова рать и брать – на одной и той же странице (676), причём  рать раньше, чем брать.                                                                                                                                                           О каком типе словаря идёт речь? Для каких целей он может быть использован?
    5. Расшифруйте аббревиатуры и сложносокращённые слова, широко употреблявшиеся в советское время.

    ДОСААФ, Совнархоз, ВЛКСМ, БАМ, МТС, колхоз, ОТК, сельпо, шкраб.

    1. Расставьте знаки препинания в отрывке из романа А. Пушкина «Евгений Онегин».

    Встаёт заря во мгле холодной

    На нивах шум работ умолк

    С своей волчихою голодной

    Выходит на дорогу волк

    Его почуя конь дорожный

    Храпит и путник осторожный

    Несётся в гору во весь дух

    На утренней заре пастух

    Не гонит уж коров из хлева

    И в час полуденный в кружок

    Их не зовёт его рожок

    В избушке распевая дева

    Прядёт и зимних друг ночей

    Трещит лучина перед ней.

    1. Найдите ошибку в следующей фразе и назовите фонетические и морфологические причины её возникновения.                                                                                                                      Роман Льва Толстого «Война  и мир» можно перечитывать всю жизнь.
    2. Покажите графически, какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в каждом примере из стихотворения А. Ахматовой.                                                                             1) Но стало в груди его                                                                                                                               Сердце грустить,                                                                                                                                         Болеть, как открытая рана.                                                                                                                        2) Как люблю, как любила глядеть я                                                                                                            На закованные берега.                                                                                                                           3) Не забыть, как пришёл он со мною проститься.                                                                                4) Здесь напрасным кажется мечтать.                                                                                                   5) Запрещаешь петь и улыбаться,                                                                                                              А молиться запретил давно.

    ПЕРВЫЙ ТУР. 9 КЛАСС. ЧАСТЬ 2.

    Составьте весёлый диктант в виде связного текста, в котором будет употреблено как можно больше слов на правило «Чередование гласных в корне». Подчеркните слова с этими орфограммами.

    ПЕРВЫЙ ТУР. 10 КЛАСС. ЧАСТЬ 1.

    1. Объедините следующие возвратные глаголы в пары по общности их грамматического значения. Обоснуйте ваше решение.                                                                          Бодаться, мыться, обниматься, обуваться, радоваться, сердиться, целоваться, запасаться, прибираться, кусаться.
    2. Подберите русские эквиваленты к пословицам из разных языков.                                                 а) Один волк не кусает другого волка (исп.)                                                                                             б) Леопард не может изменить своих пятен (англ.)                                                                                в) Если хочешь масла, нужно его сбить. (франц.)                                                                                         г) На какую гору пришёл, такую песню и пой (кит.)
    3. Дайте толкование слов давеча, нынче, намедни, используя приведённые контексты из произведений Ф. Достоевского.                                                                                                      1) Она вошла опять в два часа, с супом. Он лежал, как давеча. Чай стоял нетронутый.                                                                                                                                                  2) – Господи! Да чего вам?.. Кто такой? Что вам угодно?                                                              - Помилуйте, Алёна Ивановна… знакомый ваш… Раскольников…. Вот, заклад принёс, что обещался намедни…                                                                                                          3) Нынче утром Дуня получила какое-то письмо!                                                                                4) Нынче, впрочем, очень много нигилистов распространилось.
    4. 1) Какие окончания, не типичные для современного русского языка, представлены в примерах? Почему они иногда сохраняются в современных изданиях?                                     Богоподобная царевна                                                                                                                          Киргиз-Кайсацкая орды!                                                                                                                       (Г. Державин)                                                                                                                                           Сомкнул уста вещать полуотверсты,                                                                                                                     Но гордыя главы не преклонил.                                                                                                            (Е. Баратынский)                                                                                                                                       2) К какому переосмыслению текста привела замена окончания в одном  из слов в современном издании стихотворения А. Блока «Россия»? Внесите необходимые изменения, чтобы устранить искажения смысла.                                                                                       Россия, нищая Россия,                                                                                                                                 Мне избы серые твои,                                                                                                                                 Твои мне песни ветровые -                                                                                                                      Как слёзы первые любви!     (А. Блок)
    5. Придумайте примеры, в которых ифинитив учить выполняет роль разных членов предложения (по 1 предложению для иллюстрации каждой синтаксической роли).
    6. Обозначьте окончания и формообразующие суффиксы в следующих словах.                                Коней, вчетвером, по-доброму, фамилий, весело, свежий, четверо, медвежий, тоньше, вымок, семей.
    7. Что общего в происхождении слов гусли, весло, масло, ясли? Дайте мотивированный ответ.
    8. Докажите, что слово расчёт пишется с одной С, а рассчитать – с двумя.
    9. Есть ли среди данных слов заимствованные? Обоснуйте свой ответ.                                              Тиражирование, интернетный, спонсорство, клиповый, уфолог.
    10. Расставьте знаки препинания в отрывке из романа А. Пушкина «Евгений онегин».

    Встаёт заря во мгле холодной

    На нивах шум работ умолк

    С своей волчихою голодной
    Выходит на дорогу волк

    Его почуя конь дорожный

    Храпит и путник осторожный

    Несётся в гору во весь дух

    На утренней заре пастух

    Не гонит уж коров из хлева

    И в час полуденный в кружок

    Их не зовёт его рожок

    В избушке распевая дева

    Прядёт и зимних друг ночей

    Трещит лучинка перед ней.

    ПЕРВЫЙ ТУР. 10 КЛАСС. ЧАСТЬ 2.

    Вспомните сказку «Волк и семеро козлят» и

    а) переложите её в форме милицейского протокола;

    б) предложите рекламный текст, связанный с содержанием этой сказки.

    ВТОРОЙ ТУР. 9 КЛАСС.

    Выберите одну из трёх предложенных тем и в течение 10 минут подготовьте трёхминутное выступление.

    1)

    Моё любимое стихотворение.

    В чём секрет популярности «Гарри Поттера»?

    Что значит быть свободным?

    2)

    Моя любимая книга.

    Война – зло или добро?

    Легко ли быть молодым?

    3)

     Мой любимый поэт.

    Какой журнал я считаю интересным, а какой – неинтересным?

    В какую эпоху я хотел бы жить?

    4)

    Моя любимая компьютерная игра.

    Какую литературу я предпочитаю: русскую или зарубежную?

    Интеллигентность = образованность?

    5)

    Мой любимый фильм.

    Что будет с книгой в ХХ1 веке?

    За что я люблю своё время?

    6)

    Моя любимая теле- или радиопередача.

    Что читаю я и мои друзья?

    Что я считаю предательством?

    7)

    Моя любимая песня.

    Надо ли быть похожим на литературного героя?

    Свобода =вседозволенность?

    8)

    Мой любимый журналист.

    Можно ли по экранизации судить о литературном произведении?

    Школа будущего в моём представлении.

    9)

    Мой любимый литературный герой.

    Какая телевизионная передача мне не нравится и почему?

    Любовь и дружба исключают друг друга. Да или нет?

    10)

    Моя любимая картина.

    Какую книгу я посоветовал бы прочитать другу и почему?

    Всегда ли надо говорить правду?

    11)

    Мой любимый художник.

    Каким должен быть хороший учебник?

    Что мне нравится и что не нравится в моём поколении?

    12)

    Мой любимый афоризм.

    Может ли общение в Интернете заменить живое, непосредственное общение?

    Добро должно быть с кулаками… Да или нет?

    13)

    Мой любимый праздник.

    Лучшие авторы в современной литературе.

    Проблема отцов и детей в наше время.

    ВТОРОЙ ТУР. 10 КЛАСС.

    Выберите одну из предложенных тем и в течение 10 минут подготовьте трёхминутное выступление.

    1. О вкусах не спорят.
    2. Против крайних зол – крайние меры.
    3. Деньги не пахнут.
    4. Не идти вперёд – значит идти назад.
    5. Хочешь мира, готовь войну.
    6. Опыт – лучший учитель.
    7. Чужие пороки у нас на глазах, свои за спиной.
    8. Мы учимся не для школы, а для жизни.
    9. Если хочешь быть любимым, люби.
    10. Всё тайное становится явным.
    11. Глас народа – глас Божий.
    12. Обучая, мы учимся.
    13. Понять – значит простить.
    14. Пока дышу, надеюсь.
    15. Платон мне друг, но истина дороже.
    16. Пусть будет выслушана и другая сторона.
    17. Что позволено Юпитеру, не позволено быку.
    18. Если двое делают  одно и то же, это не одно и то же.
    19. Не Шекспир главное, а комментарий к нему. (А. Чехов)
    20. Заблуждение тем опаснее, чем больше в нём доля истины.
    21. Мастерство ещё не делает художником.
    22. Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться.
    23. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя.
    24. Закон должен быть строг, а люди снисходительны.
    25. Беда,  коль пироги начнёт печи сапожник,// А сапоги тачать пирожник.
    26. Многознайство уму не научит.
    27. Лучше совсем не знать, чем знать плохо.
    28. Лексика – дура. Грамматика – молодец, или грамматика – дура, лексика – молодец.
    29. Надо знать обо всём понемножку, но всё о немногом.
    30. Советуйся с невежественным, как со знающим.
    31. Мы знаем только то, что любим.
    32. Благими намерениями вымощена дорога в ад.
    33. Нет ничего страшнее деятельного невежества.
    34. Чем меньше люди знают, тем обширнее кажутся им их знания.
    35. Наука необходима народу. Страна, которая её не развивает, превращается в колонию.
    36. Поражение – мать успеха.
    37. Все победы начинаются с победы над самим собой.
    38. Что посеешь в юности, пожнёшь в зрелости.
    39. Самая трудная профессия – быть человеком.
    40. Уж сколько раз твердили миру,// Что лесть гнусна, вредна…
    41. У сильного всегда бессильный виноват….
    42. …Если голова пуста,// То голове ума не придадут места.
    43. Кукушка хвалит петуха за то, // Что хвалит он кукушку.

            

     

       


    Предварительный просмотр:

    ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

    1. В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, после чего перескажите содержание этого текста от третьего лица в одном предложении. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

                            Беш..(н,нн)ая шуба.

          (В)прочем в моей жизн… бывали события и (по)страшнее чем встреча с волками.

          Как(то) раз за мной погн…лась беш..(н, нн)ая собака.

          Я кинулся от неё (со)всех ног.

          Но на пл…чах у меня была т..жёлая шуба которая мешала мне бежать.

          Я …бросил её (на) бегу вбежал в дом и захлопнул за собой дверь. Шуба так и осталась на улиц… .

          Беш..(н, нн)ая собака накинулась на неё и стала кусать её с яростью. Мой слуга выбежал из дому поднял шубу и повесил её в том  шкафу где в…села моя одежда.

          На другой день рано утром он вбегает в мою спальню и кричит и…пуга(н, нн)ым  голосом:

           - Вставайте! Вставайте! Ваша шуба в…бесилась! Я вскак…ваю с постел… открываю шкаф – что(же) я вижу?!  Все мои платья разорва(н,нн)ы в клочья!

           Слуга ок…зался прав моя бедная шуба в…бесилась так(как) вчера её и…кусала беш…(н,нн)ая собака.

           Шуба ярос(?)но набросилась на мой новый мундир и от него только л…скутки пол…тели.

           Я схватил п…столет и выстр…лил.

           Беш…(н,нн)ая шуба мгнове(н,нн)о затихла. Тогда я пр…казал моим людям связать её и повесить в о…дельном шкафу.

    (С)тех пор она уже (н…)кого (н…)кусала и я над…вал её (безо)всякой боязн… .

    1. В тексте предыдущего задания найдите:

    А. Слова, в которых морфемы расположены не последовательно, а накладываются одна на другую (апплицируются).

    Б. Существительные, имеющие более 6-ти традиционно выделяемых падежных форм.

    В. Случаи употребления глагольных форм в переносном значении. Объясните, для чего автор использует этот приём.

    Г. Фразеологизм. Подберите для него синонимичные фразеологизмы.

    1. Какие из приведённых ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

    Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.

    1. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чём состояла ошибка и какие изменения вы внесли.

    А. Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

    Б. А эти ещё молодые, некрасивые берёзы стоят в снегу, отражая тень в луже.

    В. Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

    Г. Художник ехал по почтовому тракту на санях по вдосталь наезженной дороге.

    Д. Читая данный текст, у меня сложилось очень приятное впечатление о характере главного героя.

    5. Охарактеризуйте языковую ситуацию, описанную Пушкиным в приведённом отрывке из романа «Евгений Онегин». Объясните значение выделенного слова.

    Быть может, на беду мою,

    Красавиц новых поколенье,

    Журналов вняв молящий глас,

    К грамматике приучит нас;

    Стихи введут в употребленье;

    Но я… Какое дело мне?

    Я верен буду старине.

    Неправильный, небрежный лепет,

    Неточный выговор речей

    По-прежнему сердечный трепет

    Произведут в груди моей;

    Раскаяться во мне нет силы,

    Мне ГАЛЛЛИЦИЗМЫ будут милы,

    Как прошлой юности грехи,

    Как Богдановича стихи.

    2.

    1.В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, после чего перескажите содержание текста от третьего лица в одном предложении. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

                                      Чудес(?)ная куртка.

         (К)сож…лению дог…няя восьм…ногого зайца моя верная собака так устала от (трёх)дневной погон… что упала на землю и через час умерла.

          Я чуть (н…)заплакал от горя и что(бы) сохр…нить память о своей умершей  любим…це приказал …шить себе из её шкуры охотнич…ю куртку.

          (С)тех пор мне уж… (н…)нужно  (н…)ружья (н…)собаки.

          Всякий раз когда я бываю в лесу моя куртка так и тян…т меня туда где пряч…(т,ть)ся волк или заяц.

          Когда я пр…бл…жаюсь к дич… на ра(с,сс)тояни… выстр…ла от куртк… отрывае(т,ть)ся пугов…ца и как пуля летит прямо в зверя!

          Эта куртка и сейчас на мне.

          Вы кажется (н…)вер…т мне вы улыбаетесь? Но посм…трите и вы уб…дитесь что я ра(с, сс)казываю вам чистейшую правду. Развеи вы (н…)вид…те своими глазами что теперь на моей куртк… остал…сь всего две пугов…ц…7 Когда я снова пойду на охоту я пр…шью (к)ней (н…)меньше трёх дюжин.

          Вот будут завид…вать мне другие охотники!

    2. В тексте из предыдущего задания найдите:

    А. Слова, образованные бессуффиксным способом.

    Б. Составные сказуемые.

    3. Какие из приведённых ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

        Проволочка, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

    4. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чём состояла ошибка и какие изменения вы внесли.

    А. Он посоветовал журналисту написать статью про то, которое бы вызывало удивление и привлекало внимание.

    Б. Ещё больше меня ввела в неизведанность встреча автора со старушкой.

    В. Каждый тоскует о том, что он не имеет или потерял, но забывает о том, что он имеет или получил вместо утерянного.

    Г. Вопреки неблагоприятной метеорологической сводки, мы решили продолжить поход.

    Д. С утра было холодно  и ветрено, и Серафима Петровна одела тёплую кофту и завернулась в пуховой платок.

    5. Продолжите предложения словарными словами из списка, данного ниже. Вставляйте пропущенные буквы и изменяйте, когда необходимо, формы слов.

    1). Безмятежную, счастливую жизнь можно назвать…

    2). Для обсуждения общественно-политических вопросов люди собираются на…

    3). Мировоззрение, считающее основой всего существующего дух, а не материю, называется…

    4). На месте братских могил часто воздвигают…

    5). Над серединой дома иногда надстраивают…

    6). О недостойном человеке говорят, что он не стоит и…

    7). Отношения в их дружной семье были просто…

    8). Получая от учебного учреждения постоянное денежное пособие, становишься…

    9). Тот, кто готовится к избранию, назначению или приёму куда-либо, называется…

    10). У каждой страны, в каждом деле есть своя…

    11). Человеку свойственно стремиться к высокому…

            Мит…нг, ст…пенд…ат, л…генда, мин…мум, сп…циф…ка, об…(л,лл)и ск, м…зин…ц, спец…лист, иди(л,лл)…я, м…з…нин, канд…дат, ид…(л,лл)ический, ст…пендия, талантл…вый, ид…ал, ид…(л,лл)истический.

    6. После одного из успешных завоевательных походов Ивана Грозного татарские князья, стараясь получить всевозможные привилегии от русских государей, часто жаловались им на свою горькую участь. Отсюда и пошло это выражение. Какое?

     7. Ах! Если рождены мы всё перенимать,

         Хоть у китайцев бы нам несколько занять

         Премудрого у них незнанья иноземцев.

         Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

         Чтоб умный, бодрый наш народ

         Хотя б по языку нас не считал за…

    Кто, когда и по какому поводу высказывается столь патетически? Вставьте пропущенное слово. Объясните его этимологию и значение в этом отрывке.

    .

    3.1. В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, после чего перескажите содержание этого текста от третьего лица в одном предложении. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

                                         Пч…ли(н, нн)ый п…стух и медведи.

          Но (н…)сила (н…) храбрость (н…)спасли меня от страшной беды.

          Однажды во время боя турки окружили меня и хотя я бился как тигр я всё (же) попал (к)ним в плен.

          Они св…зали меня и продали в рабство.

          Для меня нач…лись чёрные дни. Правда работу мне давали (н…)трудную но довольно скучную и надоедл…вую меня назнач…ли пч…линым п…стухом. Каждое утро я должен был выг…нять султановых пч…л на лужайку п…сти их весь день а вечером заг…нять обратно в уль… .

          (В)начале все шло хорошо но вот как(то) раз пере…итав своих пчёл я замет…л что одной (н…)хватает.

          Я отправ…лся искать её и скоро увид…л что (на)неё напали два огромных медведя которые очевидно хотели разорвать её (на)двое и полакоми(т,ть)ся её сладким мёдом.

          У меня (н…)было с собой (н…)какого оружия только маленький серебр…(н, нн)ый топорик.

          Я размахнулся и запустил этим топориком в жадных зверей что(бы) испугать их и освободить бедную пч…лку. Но к (н…)счастью я (н…)рас…итал размаха своей могучей руки и швырнул топорик с такой силой что он зал…тел на (л,Л)уну.

    2. В тексте из предыдущего задания найдите:

    А. Существительное, которое первоначально было описательным словосочетанием, заменявшим у первобытных охотников запретное наименование. Запрет (табу) был настолько строгим, что исконное название не сохранилось ни на одном славянском языке, а замещающее выражение стало сложным словом. Кстати, в украинском языке и в некоторых русских диалектах корни этого слова расположены в порядке, обратном литературному русскому.

    Б. Фразеологизм. Какое слово в нём употреблено в переносном значении? Вспомните другие фразеологизмы с этим словом.

    3. Среди приведённых ниже слов найдите пары этимологически родственных. Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

        Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак.

    4. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чём состояла ошибка и какие изменения вы внесли.

    А. Бессребреницу, как Анна Андреевна, было просто невозможно найти.

    Б. А кузница находилась таким образом, что едва ли не каждый обязательно проходил мимо неё.

    В. Благодаря своего невероятного трудолюбия, он за один год прошёл программу 10 и 11 классов.

    Г. Увидев, во что превратили люди этот некогда великолепный храм, становится больно и стыдно за своих соотечественников.

    Д. Он увидел то, что ждал, что смутно надеялся увидеть.

    5. Впишите в правый столбик таблицы существительные, сочетающиеся со словами из левого столбика.

    С ней выступают, ею завладевают, её подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда она бывает наказуема

    Её приобретают и получают, подтверждают и повышают, ею можно овладеть

    Его находят и достигают, к нему приходят и на него идут

    Что-нибудь его создаёт или составляет, что-то с чем-то в него вступают, он бывает резкий и поразительный

    Её слагают и рассказывают, она о ком-нибудь или чём-нибудь ходит

    Его заслуживают или завоёвывают, роняют и укрепляют, он шатается и падает

    6. Разберите по составу два предложения и сравните их грамматическую структуру: 1)Казалось, дороге не будет конца. 2) Казалось, что дороге не будет конца.

    7. «Как европейское поставить в параллель

        С национальным? Странно что-то!

        Ну как перевести мадам и мадемуазель?

        Ужели сударыня!!» - забормотал мне кто-то…

        Вообразите, тут у всех

        На мой же счёт поднялся смех.

        «Сударыня! Ха! ха! Ха! Ха! Прекрасно!

    Сударыня! Ха! ха! ха! ха! Ужасно!!»

    Укажите произведение, из которого взят этот отрывок. Когда оно написано? Как разрешалась в то время и как разрешается в наши дни поднятая в нём проблема? Как её решаете для себя вы?

    4.1. В приведённом отрывке из рассказа Н. С. Лескова «Приведение в Инженерном замке» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, после чего перескажите содержание этого текста от третьего лица в одном предложении. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

           Он открыл какой(то) (не)извес?ный ла… в страшную спальню покойного имп…ратора успел прон…сти туда пр…стыню и там её спрятал а по вечерам заб…рался сюда покрывался с ног до головы этой пр…стынёю и ст…новился в тёмном окне которое выходило на Садовую улицу и было хорошо видно всякому кто проходя или прое…жая погл…дит в эту сторону.

           И…полня таким образом роль пр…в…дения кадет действительно успел наве…ти страх на многих су…верных людей живших в замке и на прохожих которым случалось вид…ть его белую фигуру всеми пр…нимавш…юся за тень покойного имп…ратора.

           Шалость эта продолжалась несколько мес…цев и ра(с, сс)простр…нила упорный слух что Павел Петрович(?) по ночам ходит вокруг своей спальни и смотр…т из окна на П…тербург. Многим до (не)сомне(н, нн)ости живо и ясно пр…дст…влялось что стоявшая на окне белая тень им (н…)раз к…вала головой и клан…лась; кадет действительно продел…вал такие шутки. Всё это закон(?)чилось тем что наделавший описа(н, нн)ую тр…вогу кадет был пойман на месте пр…ступления и получив «пр…мерное наказание на теле» и…чез (на)всегда из зав…дения. Ходил слух будто злополуч(?)ный кадет имел (не)счастие и…пугать своим по…влением в окне одно случайно про…жавшее мимо замка высокое лицо (за)что и был наказан (не)(по)детски.

    2. Что объединяет этих людей?                                                                                                                                                            Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос П, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.

    3. Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучат архаично и не соответствуют современным грамматическим нормам?

    А. Бывало, он ещё в постеле:

         К нему записочки несут.

         Что? Приглашенья? В самом деле,

         Три дома на вечер зовут…

    Б. Взлелеяны в восточной неге

        На северном, печальном снеге

        Вы не оставили следов:

        Любили мягких вы ковров

        Роскошное прикосновенье.

    В. …И был глубокий эконом,

        То есть умел судить о том,

        Как государство богатеет,

        И чем живёт, и почему

        Не нужно золота ему,

        Когда простой продукт имеет.

    Г. Господский дом уединённый,

         Горой от ветров ограждённый

         Стоял над речкою. Вдали

         Пред ним пестрели и цвели

         Луга и нивы золотые,

         Мелькали сёлы; здесь и там

         Стада бродили по лугам…

    Д. Он пел поблёклый жизни цвет,

         Без малого в осьмнадцать лет.

    Е. Души неопытной волненья

         Смирив со временем (как знать?),

         По сердцу я нашла бы друга,

         Была бы верная супруга

         И добродетельная мать.

    Ж. Измены утомить успели;

          Друзья и дружба надоели,

          Затем, и не всегда же мог

          Beef-steaks и страсбургский пирог

          Шампанской обливать бутылкой…

    З.  Воображая героиней

         Своих возлюбленных творцов,

          Клариссой, Юлией, Дельфиной,

          Татьяна в тишине лесов

          Одна с опасной книгой бродит…

    И. Они поют, и, с небреженьем

         Внимая звонкий голос их,

         Ждала Татьяна с нетерпеньм,

         Чтоб трепет сердца в ней затих…

    4. По древнегреческой легенде, сиракузский царь Дионисий Старший посадил как-то раз на пиру своего приближенного, питавшего тайную зависть к монарху, на своё царское место. Но, к ужасу вельможи, над головой у него оказался острый меч, висящий на тонком конском волоске. С тех самых пор появилось крылатое выражение. Какое? Что оно означает?.

    5. Какое слово пропущено в тексте? Сделайте вывод, какого вида подчинительной связи нет в современном болгарском языке?

           Исчезли ___________ и в болгарском языке. У болгарского языка такой же предок, как и у русского, - праславянский язык. А___________в этом языке (да и в древнеболгарском, тексты на котором сохранились) было не меньше, чем в русском. Судите сами: например, «стол» по-болгарски будет маса ; «на стол» и «на столе» будет на масса; «под стол» и «под столом» - под масса и так далее. Слово употребляется только в одной форме – совсем как в современном английском или французском языках.

    6. В каждом из данных ниже предложений зашифровано имя существительное, которое сочетается с указанными словами. Попробуйте определить, что это за существительное.

    А. В него вступают, и его поддерживают, он завязывается и идёт, но может прерваться.

    Б. Её строят и создают, ей предаются, ею можно обольщаться, тешиться и даже жить.

    В. В него вступают, он обостряется и ослабевает, его избегают и улаживают, урегулируют и прекращают.

    Г. Перед ней стоят или её выдвигают, её можно затрагивать и на неё указывать, её решают и ставят, или она встаёт сама.

    Д. Его можно обнаружить и проявить, заметить, направить и поддержать, чтобы не пропал, его открывают и зарывают в землю, перед ним преклоняются.

    Е. Его производят, создают и вызывают, кто-то может за ним гоняться, а кто-то – его добиться, что-то может его дать, он может быть положительный и грандиозный, шумовой и дешёвый.

    5.1. в приведённом отрывке из книги К. И. Чуковского расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

         Каждое новое пок…ление детей всегда созд…ёт снов… и снов… великое множество подобных глаголов (н…)зам…чая своего языкового новаторства. Активность оглагол…вания имён существительных сн…жае(т, ть)ся у них лиш(?) (по)мере того как они выход…т из дошкольного возр…ста. Как близко пр…мыкают созд…ваемые ими глагольные формы к тем  формам которые созд…(н, нн)ы и созд…ю(т, ть)ся народом видно (на)пример из слова ра…кулачить. Впервые я услыхал это слово (пол)века назад даже раньше. Гай внуч…нок И. Е. Репина крепко …жал свой кулачишк… и сказал Ну(ка) ра…кулач(?) мои пальцы!

          В те времена такого слова ещё (не)существовало в народе так как ра…кулач…вание ещё (н…)стало историческим фактом. Для того что(бы) ребёнок мог зара(н, нн)ее так сказать (на)перёд ск…нструировать то самое слово которое лет двадцать спустя было созда(н, нн)о народными ма(с, сс)амии нужно, что(бы) он в сов…ршенстве вл…дел теми(же) пр…ёмами постороения слова которые выр…ботал (в)течении… тыс…ч…летий народ.

    2. Что объединяет этих людей:

    Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?

    3. Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»звучат архаично и не соответствуют современным грамматическим нормам?

    А. С героем моего романа

         Без предисловий, сей же час

         Позвольте познакомить вас…

    Б. В уныние погружена,

        Гостей не слушает она,

        И проклинает их досуги,

        Их неожиданный приезд

        И продолжительный присест.

    В. Что ж мой Онегин? Полусонный

         В постелю с бала едет он:

         А Петербург неугомонный

         Уж барабаном пробуждён.

    Г. Онегин шкафы отворил:

         В одном нашёл тетрадь расхода,

         В другом наливок целый строй,

         Кувшины с яблочной водой

         И календарь осьмого года:

         Старик, имея много дел,

         В иные книги не глядел.

    Д. В тени хранительной дубравы

         Он разделял её забавы,

         И детям прочили венцы

         Друзья – соседы, их отцы.

    Е. В то время был ещё жених

        Её супруг, но поневоле

        Она вздыхала по другом,

        Который сердцем и умом

        Ей нравился гораздо боле.

    Ж. Я должен буду, без сомненья,

         Письмо Татьяны перевесть.

         Она по-русски плохо знала,

         Журналов наших не читала…

    З. Хотел писать – но труд упорный

        Ему был тошен; ничего

        Не вышло из пера его,

        И не попал он в цех задорный

        Людей, о коих не сужу,

        Затем, что к ним принадлежу.

    И. Её сестра звалась Татьяна…

         Впервые именем таким

         Страницы нежного романа

         Мы своевольно освятим.

    4. В старину заготовка осиновых чурок для изготовления ложек и прочих мелких деревянных изделий считалась совсем простым занятием, почти что бездельем. Так и появился в русском языке фразеологизм. Вспомните, какой, что он означает? Подберите синонимичные фразеологизмы.

    5. Стихотворение Д. Хармса и С. Маршака «Весёлые чижи» в разных изданиях печаталось с различной пунктуацией. Как при помощи знаков препинания может измениться смысл и синтаксический состав первых строк стихотворения?

     Жили в квартире

    Сорок четыре

    Сорок четыре

    Весёлых чижа.

    6. Замените подчёркнутые слова из правого столбика синонимами из левого столбика и запишите полученные словосочетания согласно правилам орфографии и грамматики.

    …н…ц…атива                                                        актёр, участвующий в смешных пьесах

    …нц…дент                                                              внезапное столкновение взглядов

    Пр…ц…дент                                                            его заслуги призрачны

    Бе…пр…ц….дентный                                            забавный вид

    К…нФ…ренция                                                      международный съезд

    К…нфе(с, сс)ия                                                      национальное своеобразие

    К…нгре(с, сс)                                                          не стоит создавать дурного примера на будущее

    К…ми(с,сс)ия

    К…мпр…ми(с, сс)                                                   небывалый успех

    К…м…тет                                                                неприятное происшествие

    К…(л, лл)…рит                                                       создалось обманчивое впечатление

    К…(л, лл)…рийность                                              полезное начинание

    К…(л, лл)изия                                                          принадлежал к другому вероисповеданию

    И(л, лл)юзия                                                             пришли к соглашению

    И(л, лл)юзорный                                                      прогрессивные взгляды

    …д…логия                                                               энергетическая ценность продукта

    К…медийный

    К…мичный

    6.1. В отрывке из  статьи В. Ф. Ходасевича «Грибоедов» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

    «Горе от ума» есть результат бытовых наблюдений и извес(?)ного строя мыслей …ближавших Грибоедова с декабризмом. Под сильным напором переживаний вполне ограниче(н, yy)s[ обл…стью совреме(н, yy)j` Грибоедову обществе(н, yy)ости и полит…ки эти наблюдения выл…лись в комедию обильно насыще(н, yy)e. Обществе(н, нн)о(сатирическим) материалом. Но как художник сам Грибоедов требовал от себя большего. Он сам созн…вал что сатирический импульс «Гор… от ума» не есть импульс «большого» и(с, сс)ку(с, сс)тва, исти(н,  нн)ой поэзии и томился тем что для этого и(с, сс)ку(с, сс)тва судьба (не)дала ему сил.

         «Горе от ума» при всём блеске д…алога при всей жизне9н,нн)ости героев при всех сценических досто…ствах которых в нём много (не)смотря на (обще)извес(?)ные (не)достатки всё(же) (не)более как сатира произведение по самой природе своей стоящ…е так сказать на втором плане и(с, сс)ку(с, сс)тва.При максимальных досто…нствах сатира всё(же) бе…крыла как бас(?)ня. Окрылить её может только внутре(н,нн)ее пр…од…ление пр…дание ей второго более углубле(н,нн)ого (обще)человеческого и (не)пр…ходящего смысла которого нет в «Горе от ума» но который вскоре сумел пр..дать своей комедии Гоголь.

    2. Что объединяет этих людей?

    Феликс Кузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв.

    3. Что в приведённых строках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит Архаично и не соответствует современным грамматическим нормам?

    А. Мои богини! Что вы? Где вы?

         Внемлите мой печальный глас:

         Всё те же ль вы? Другие ль девы,

         Сменив, не заменили вас?

    Б. …Летит, летит, взглянуть назад

        Не смеет; мигом обежала

        Куртины, мостики, лужок,

        Аллею к озеру, лесок,

        Кусты сирен переломала,

        По цветникам, летя к ручью,

        И задыхаясь, на скамью

        Упала…

    В. Я вспомню речи неги страстной,

         Слова тоскующей любви,

         Которые в минувши дни

         У ног любовницы прекрасной

         Мне приходили на язык,

         От коих я теперь отвык.

    Г. Она дрожит и жаром пышет,

         И ждёт: нейдёт ли? Но не слышит.

         В саду служанки, на грядах,

         Сбирали ягоды в кустах…

    Д. Я шлюсь на вас, мои поэты;

         Не правда ль: милые предметы,

         Которым, за свои грехи,

         Писали втайне вы стихи,

         Которым сердце посвящали,

         Не все ли, русским языком

         Владея слабо и с трудом,

         Его так мило искажали,

         И в их устах язык чужой

         Не обратился ли в родной?

    Е. Иные даже утверждали,

         Что свадьба слажена совсем,

         Но остановлена затем,

         Что модных колец не достали.

    Ж. Вдруг получил он в самом деле

          От управителя доклад,

          Что дядя при смерти в постеле

          И с ним проститься был бы рад.

    З. Чуть отрок, Ольгою пленённый,

        Сердечных мук ещё не знав,

        Он был свидетель умилённый

         Её младенческих забав…

    И. Гонимы вешними лучами,

         С окрестных гор уже снега

         Сбежали мутными ручьями

         На потоплённые луга.

    4. В 19 веке в Москве открылась водолечебница Лодера, в которой аристократическую публику лечили искусственными минеральными водами и продолжительными прогулками. Это заведение, точнее его основатель, упоминается во фразеологическом обороте. Каком? Что он означает? Назовите синонимы для этого выражения.

    5. Какие части речи в русском языке могут иметь значения количества?

    6. Вставьте подходящие по смыслу словарные слова в предложения.

    А.Для участкового врача___________гриппа________со значительным увеличением объёма работы.

    Б. В этом году правоохранительным органам необходимо ____все силы на борьбу с нелегальной _________в Россию из стран СНГ.

    В. Василию Ивановичу не удалось _________бурную деятельность на рабочем месте, и он получил _______расчёт.

    Г. В этом году среди студентов нашего _________повысилась ___________выпускников частных школ, однако выпускники государственных спецшкол всё ещё _________.

    Д. Ученица музыкальной школы при _______Полина Сидорова готовила себя к __________и выступила с ________.

    К…нс…рв…тория, к…нц…нтрация, попр…ще, в…кальный, с…пр…жен(а, о, ы), проф…ль, оф…ц…алдьный, ор…г…нальный, м…б…л…зовать, дом…н…ровать, …мпр…в…зация, …(м, мм)итировать, …(м, мм)играция, …п…демия.

     

    8.

    7.1. В приведённом ниже отрывке из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

         Прежде давно в лета моей юности в лета (не)возвратно мелькнувш…го моего детства мне было весело под…е…жать в первый раз к (не)знаком…му месту всё равно была(ли) то деревушка бедный уез(?)ный городишк… село(ли) сл…бодка любопытного много открывал в нём детский любопытный взгляд. Всякое строение всё что носило на себе напеч…тленье какой – (нибудь) заметной особе(н, нн)ости всё  ост…навл…вало меня и пор…жало. Каме(н, нн)ый(ли) казё(н, нн)ый дом извес(?)ной ар…ит…ктуры с половиною ф…льшивых окон (один)одинёш…нек торчавший среди бревенч…той тёса(н, нн)ой кучи (одно)этажных мещанских обывательских дом…ков круглый(ли) правильный купол весь о(?)битый л…стовым белым железом вознесё(н, нн)ый над выбеле(н,нн)…ю как снег нов…ю церков…ю рынок(ли) франт(ли) уез(?)ный попавш…йся среди города (н…)что  (н…)уск…льзало от свеж…го тонк…го внимания и высунувши нос из походной телеги своей я глядел и на (не) вида(н, нн)ые ящ…ки с гвоздями с серой желтевш…й (в)дали с изюмом и мылом мелькавшие из дверей овощ(?) ной лавк… вместе с банками высохш…х московск…х конфект глядел и на шедш…го (в)стороне пехотного оф…цера занесё(н, нн)ого  Бог знает из какой губерн…на уез(?)ную скуку и на купца м…лькнувш…го в сибирке на беговых дрожках и уносился мысле(н, нн)о (за)ними в бедную жизнь их. ….

         Теперь равнодушно под…е…жаю (ко)всякой (не)знакомой деревн… и равнодушно гляжу на её пошлую наружность моему охл…ждё(н, нн)ому взору (не)пр…ютно мне (не)смешно и то что пробудило(бы) в преж(?)ние годы живое движение в лице смех (не)молч(?)ные речи то ск…льзит теперь мимо и (без)учас(?)ное молчание хр…нят мои (не)движные уста.

    2. Выполните задания по предыдущему тексту:                                                                                                                                  А. найдите устаревшую лексику. Определите, архаизмами или историзмами являются эти слова. Объясните их значение.                                                                                                                                                                                             Б. Укажите существительные, имеющие омонимы.                                                                                                                         В. Можно ли считать выделенные слова синонимами? Аргументируйте свой ответ.                                                                Г. Разберите по составу сложные слова.                                                                                                                                                Д. Начертите схемы двух последних предложений.    

    3. Прочитайте диалог из романа Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер» (пер. И. В. Оранского). О каком лингвистическом явлении идёт речь?

    - Итак, я остановилась на том, что даже если Вы-Знаете-Кто действительно исчез…

    - Мой  дорогой профессор, мне кажется, что вы достаточно разумны для того чтобы называть его по имени. Это полная ерунда – Вы-Знаете-Кто, Вы-Не-Знаете-Кто…

    4. В старину считалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Какое? Что означает? Вспомните его антоним и составьте с одним из них предложение.

    5. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.                                                                                                 Голландка, китайка, лебёдка, толстовка, шотландка.

    6. В каких случаях в русском языке можно наблюдать переносное употребление форм настоящего, будущего и прошедшего времени глагола? Приведите примеры.

    7. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.                                1. Болезненный, тяжёлый сон называют…

    2. В освоении космоса у России есть неоспоримый…

    3. Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют…

    4. Восстановление прав и честного имени, а иногда лечение после тяжёлой болезни называют…

    5. Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного…

    6. Если вам не могут дать требуемое, то, скорее всего, предложат…

    7. Исключительное право человека или организации – это…

    Д…в…львация, с…б…рит, д…гр…дация, р…аб…л…тация, л…т…ргический, пр…р…тет, л…в…лас, пр…р…гатива, м…л…нхолия, п…н…гирик, п…рл…мутр, ф…л…нтроп, эква…в…лент, …м…нс…пация.

    9.

    1. В приведённом ниже отрывке из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые дуги» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

         По стенам навеш…(н, нн)о было весьма тесно и бе…толково несколько картин: длинный пожетевш…й гравюр какого(то) ср…жжения с огромн…ми барабанами кричащ…ми солдатами в треугольных шляпах и тонущ…ми конями без стекла вставле(н, нн)ый