Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе С.И. Львовой
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и требования к уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lvova_5.doc | 278.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Погорельская ООШ
Утверждено приказом
директора школы
Углановой Г.В.
№___ от____________
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
5 класс.
Учитель Сиротина С.В.
Игнатцево
2011г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку на 2011 - 2012 учебный год составлена в соответствии с требованиями :
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку, утвержденного Приказом Министерства образования РФ№ 1039 от 05. 03. 2004;
- Федеральной примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- БУП 2004, утвержденного Приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09. 03. 2004г.;
- Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы / авт.-сост. С.И. Львова. - М.: Мнемозина, 2008.
Количество часов: в неделю – 6, в год – 204
Учебник «Русский язык. 5 класс. В 3 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2008.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
Из резервных часов добавлены дополнительные часы на темы «Фонетика» (2 ч.), «Морфемика» (1 ч.), «Лексикология» («1 ч.)», «Орфография» (1ч.),»Синтаксис и пунктуация» (4 ч.), «Текстоведение» (2 ч.), «Имя существительное» (1 ч.), 1 час – вводный диктант для определения уровня подготовленности учащихся. 1 час из темы «Имя прилагательное», 1 час из темы «Лексика и фразеология» и 3 часа из темы «Глагол» перенесены в тему «Повторение изученного в 5 классе», т.к. данные темы достаточно понятны ученикам, а при повторении будет возможность еще раз обратиться к трудным темам курса.
Тематическое планирование
Тема | Всего часов | Из них контр. раб. | Из них на Р/Р | сроки |
Вводный диктант | 1 | 1 | сентябрь | |
Лингвистика – наука о языке и речи | 2 | |||
Введение в лингвистику. Вводный курс | 104 | 7 | 9 | |
Фонетика | 6 | 1 | ||
Орфоэпия | 5 | |||
Графика | 7 | 1 | ||
Морфемика | 6 | 1 | октябрь | |
Лексикология | 6 | 1 | 1 | |
Орфография | 16 | 1 | ||
Морфология | 4 | ноябрь | ||
Культура речи | 5 | |||
Синтаксис и пунктуация | 34 | 2 | 2 | Дек.-янв |
Текстоведение | 15 | 1 | 5 | февраль |
Основные разделы лингвистики Систематический курс | 80 | 5 | 8 | |
Словообразование | 12 | 1 | 2 | |
Лексикология и фразеология | 14 | 1 | 1 | март |
Морфология | 54 | 3 | Апрель-май | |
Имя существительное | 17 | 1 | ||
Имя прилагательное | 13 | 1 | 2 | |
Глагол | 24 | 1 | 2 | |
Повторение изученного в 5 классе | 16 | 2 | 2 | |
Итого | 204 | 15 | 18 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Что изучается на уроке | Теория |
1 четверть (54 часа ) | |||
1 | 1. Вводный диктант. Знакомство с учебником. | ||
2 | Лингвистика – наука о языке и речи. (2 часа) | 1. Лингвистика как наука о языке и речи. Формирование положительной мотивации к изучению основных разделов лингвистики. | 1 |
3 | 2. Основные единицы языка и речи. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка. | ||
Введение в лингвистику. Вводный курс. (104 часа) | |||
4 | Фонетика. (6 часов) | 1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук. Основные требования к устной и письменной речи. | Стр. 7 |
5 | 2. Фонетическая транскрипция. Использование элементов транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова. | ||
6 | 3. Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификации. | 2 | |
7 | 4. Р/Р. Обучающее сочинение по картине Врубеля «Царевна-Лебедь» | ||
8 | 5. Звукопись как выразительное средство устной речи. Использование звукописи в художественной речи. Словесное и логическое ударение. | 3 | |
9 | 6. Фонетический разбор слова. Звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения и написания. | ||
10 | Орфоэпия ( 5 часов ) | 1. Орфоэпия как раздел правописания. Владение основными правилами произношения | Стр.19 |
11 | 2. Особенности произношения безударных гласных звуков. | 4 | |
12 | 3. Особенности произношения некоторых согласных звуков и их сочетаний | 5 | |
14 | 4. Орфоэпический словарь. Работа с орфоэпическим словарем. | ||
15 | 5. Орфоэпический разбор слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. | ||
16 | Графика ( 7 часов ) | 1. Графика. Орфография. Пунктуация. Осознание роли отчетливого и красивого письма для точного понимания написанного. | Стр.25-26 |
17 | 2. Правильное произношение букв русского алфавита. | 6 | |
18 | 3. Графика как раздел лингвистики, устанавливающий соотношение между буквами алфавита и звуками. Использование алфавита в практической деятельности. | 7 | |
19 | 4. Звуковое значение букв е,ё, ю, я. | 8 | |
20 | 5. Роль букв ь,ъ для обозначения звукового состава словоформы. | ||
21 | 6. Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова при проведении фонетического, орфоэпического и орфографического разбора. | ||
22 | 7. Контрольная работа №1 по темам «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика». | ||
23 | Морфемика ( 6 часов ) | 1. Морфемика. Морфема – значимая часть слова. Отличие морфемы от звука и слога. Корень, приставка, суффикс. Окончание – морфемы, передающие информацию о слове. | 9 |
24 | 2. Морфемная модель как схема морфемного построения слов. Опора на морфемный разбор при орфографическом анализе и определении грамматических свойств слова. | Стр.38 | |
25 | 3. Однокоренные слова. Сопоставительный анализ слов, имеющих корни-омонимы. Морфемный анализ слова | ||
26 | 4. Понятие об этимологии. Работа с этимологическим словарем с целью зависимости происхождения и написания слова. Работа с учебным словариком морфем. | Стр.43 | |
27 | 5. Чередования гласных и согласных. Особенности написания слов с чередующимися гласными и согласными. Варианты морфем. | 10 | |
28 | 6. Контрольная работа №2 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Морфемика» | ||
29 | Лексикология ( 6 часов ) | 1. Лексикология. Слово – единица языка и речи. Лексическое значение слова. Объяснение лексического значения слова разными способами. | 11 |
30 | 2. Работа с толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова. Словари синонимов и антонимов. | Стр.55-56 | |
31 | 3. Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка» | ||
32 | 4. Слова нейтральные и стилистически окрашенные. Уместное использование слов -синонимов в речи с учетом их стилистической окраски | ||
33 | 5. Тематические группы слов. Распределение слов на тематические группы. Обобщение по теме «Лексикология» | 12 | |
34 | 6. Контрольная работа №3 по теме «Лексикология» | ||
35 | Орфография ( 14 часов ) | 1. Орфография. Роль грамотного письма в процессе общения. Разделы русской орфографии. | 13 |
36 | 2. Принцип единообразного написания морфем. Правописание и, у, а после шипящих и сочетаний чн, чк, нч, нщ, рщ. | ||
37 | 3. Правописание корней. Безударные гласные в корнях слов. | 14 | |
38 | 4. Правописание согласных в корнях слов. Группировка слов по видам орфограмм корня | ||
39 | 5. Правописание окончаний. Овладение правильным способом действия при выборе написания безударного окончания существительного. | 15 | |
40-41 | 6. Овладение правильным способом действия при выборе написания безударных личных окончаний глаголов | ||
42 | 7. Правописание ь и ъ. Употребление ь для обозначения мягкости согласных. Написание ь после шипящих | 16 | |
43 | 8. Правописание –тся и –ться в глаголах | ||
44 | 9. Разделительные ь и ъ знаки. | ||
45 | 10. Слитные, дефисные и раздельные написания. | 17 | |
46 | 11. Употребление прописных и строчных букв | ||
47 | 12. Перенос слов. Письменное объяснение написания с помощью графических символов. | ||
48 | 13. Обобщение по теме «Орфография». Использование орфографического словаря в случаях затруднения в написании слова. | ||
49 | 14. Контрольная работа №4 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Орфография» | ||
50 | Морфология ( 4 часа ) | 1. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Распознавание частей речи с учетом различных признаков слов. | 18 |
51 | 2. Типичные суффиксы и окончания разных частей речи. | ||
52 | 3. Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имен существительных. Слова изменяемые и неизменяемые. | 19 | |
54 | 4. Распознавание частей речи, их морфологических признаков и форм слова по морфемной модели. | ||
2 четверть ( 42 часа ) | |||
55 | Культура речи ( 5 часов ) | 1. Культура речи. Понятие нормы как правильного употребления в речи языковых единиц. | 20 |
56 | 2. Речевой этикет как правила речевого поведения. | 21 | |
57 | 3. Речевая ситуация. | ||
58 | 4. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности с учетом речевой ситуации, условий общения | ||
59 | 5. Оценка собственной речи, речи окружающих с точки зрения соответствия ее нормам СРЛЯ и правилам речевого этикета. | ||
60 | Синтаксис и пунктуация ( 34 часа ) | 1. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса и их признаки. | 22 |
61 | 2. Р/Р. Подготовка к сочинению по картине И.И. Фирсова «Юный живописец» | ||
62 | 3. Словосочетание. Выделение словосочетаний в предложении. Виды словосочетаний. | ||
63 | 4. Типичные модели словосочетаний. Распознавание и конструирование словосочетаний изученных видов | ||
64 | 5. Предложение. Интонация предложения. Интонационный анализ предложения. | 23 | |
65 | 6. Основные типы грамматических основ. Выделение грамматических основ в простом и сложном предложении | 24 | |
66 | 7. Второстепенные члены предложения. Дополнение. | ||
67 | 8. Второстепенные члены предложения. Определение. | ||
68 | 9. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств. | ||
69 | 10. Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Различение видов предложений. | 25,26 | |
70 | 11. Виды предложений по наличию второстепенных членов и грамматических основ. Различение видов предложений. | 27,28 | |
71 | 12. Конструирование предложений по заданным типам грамматических основ. | ||
72 | 13. Контрольная работа №5 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Синтаксис и пунктуация» | ||
73 | 14. Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. | 29 | |
74 | 15. Пунктуация в предложениях с однородными членами. | ||
75 | 16. Предложения с однородными членами и обобщающими словами после них. | ||
76 | 17. Предложения с однородными членами и обобщающими словами перед ними. Составление схем предложений , осложненных однородными членами. | ||
77 | 18. Предложения с обращениями. Составление предложений, осложненных обращениями | ||
78 | 19. Предложения с вводными словами. Оттенки значения вводных слов. | ||
79 | 20. Особенности пунктуации предложений с вводными словами. | ||
80 | 21. Предложения со сравнительными оборотами. | ||
81 | 22. Р/Р. Сжатое изложение-миниатюра. | ||
82 | 23. Составление схем простых осложненных предложений. | ||
83 | 24. Предложения с прямой речью. | 30 | |
84 | 25. Анализ и конструирование предложений с прямой речью. | ||
85 | 26. Диалог. | ||
86 | 27. Синтаксический разбор простого предложения. Самостоятельная работа. | ||
87 | 28. Связь пунктуации и синтаксиса. Осмысление роли пунктуации в письменном общении. Основные группы пунктуационных правил. Знаки препинания в конце предложения. | 31 | |
88 | 29. Знаки препинания внутри простого предложения. | 32 | |
89 | 30. Двоеточие и тире внутри простого предложения. | ||
90 | 31. Знаки препинания между частями сложного предложения. Правильное и выразительное чтение предложений. | ||
91 | 32. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Правильное и выразительное чтение предложений. | ||
92 | 33. Обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация» | ||
93 | 34. Контрольная работа № 6 (контрольный диктант с элементами языкового анализа) по теме «Синтаксис и пунктуация» | ||
94 | Текстоведение ( 15 часов ) | 1. Текстоведение. Текст и его признаки. | 33 |
95 | 2. Определение темы и основной мысли текста. Подбор наиболее удачного заголовка. | ||
96 | 3. Р/Р. Типы речи. Строение текста-повествования. Способы развития основной мысли. | 34 | |
3 четверть ( 60 часов ) | |||
97 | 4. Р/Р Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Московский дворик» | ||
98 | 5. Типы речи. Строение текста-повествования. Способы передачи последовательности действий в тексте-повествовании. | 34 | |
99 | 6. Р/Р Письменный рассказ по заданному сюжету. | ||
100 | 7. Строение текста-описания. Научное и художественное описание. Виды описаний. Использование учебного словаря эпитетов. | ||
101 | 8. Строение текста-рассуждения и способы развития основной мысли (тезиса). | ||
102 | 9. Р/Р Создание устных и письменных текстов-рассуждений. | ||
103 | 10.Деление текста на абзацы. | 35 | |
104 | 11. План текста. Составление простого и сложного плана. | ||
105 | 12. Р/Р Сжатое изложение-миниатюра | ||
106,107 | 13. Основные нормы построения текста. 14. Редактирование текста. | 36 | |
108 | 15. Контрольная работа №7 по теме «Текстоведение» | ||
Основные разделы лингвистики. Систематический курс. | |||
109 | Словообразование ( 12 часов ) | 1. Словообразование. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Словообразующие морфемы. Работа со словарем значения морфем. | 37 |
110 | 2. Основные способы словообразования. Определение основных способов словообразования. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. | ||
111 | 3. Правописание а – о в корнях с чередованием. | 38 | |
112 | 4. Буквы о-ё после шипящих в корнях слов. | 39 | |
113 | 5. Словообразование имен существительных и имен прилагательных. Наблюдение за использованием слов с суффиксами оценки в художественной речи. | 40, 41 | |
114 | 6. Словообразование глаголов. | 42 | |
115 | 7. Р/Р Изложение с грамматическим заданием. | ||
116 | 8. Правописание приставок, неизменяемых на письме, и приставок на з- и с-. | 43 | |
117 | 9. Правописание приставок пре- и при-. | ||
118 | 10. Работа со словообразовательным словарем. Разбор слова по составу на основе смыслового и словообразовательного анализа. Сопоставительный анализ морфемного строения и написания слова. | 44 | |
119 | 11. Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая Осень» | ||
120 | 12. Контрольная работа №8 (диктант) по теме «Словообразование» | ||
121 | Лексика и фразеология ( 14 часов ) | 1. Лексика. Характеристика лексической системы русского языка. Использование толкового словаря для определения и уточнения лексического значения слова. | Стр. 29 - 30 |
122 | 2. Слова однозначные и многозначные. Тропы, основанные на переносном значении слова. | 45 | |
123 | 3. Характеристика лексики русского языка с точки зрения семантической группировки слов. Синонимы. Антонимы. | 46 | |
124 | 4. Омонимы. Сравнительный анализ значения, строения. Написания разных видов омонимов. | ||
125 | 5. Исконно русские и заимствованные слова. Признаки заимствованных слов, включенных в орфографический минимум. Написание букв и – ы после ц. | 47,48 | |
126 | 6. Особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями. | ||
127 | 7. Подбор синонимов и антонимов к слову. Использование синонимов как средство связи предложений в тексте. | ||
128 | 8. Уместность, понятность и умеренность использования в речи лексики ограниченного употребления. Составление словарика лингвистических терминов. | 49 | |
129 | 9. Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по картине А.И. Куинджи «Березовая роща» | ||
130 | 10. Устаревшие слова. | 50 | |
131 | 11. Фразеология. Толкование значения фразеологизмов, уместное употребление их в речи. | 51 | |
132 | 12. Фразеологическое богатство русского языка. Лексический разбор слова. Оценка своей и чужой речи с т.з. точного, уместного и выразительного словоупотребления. | ||
133 | 13. Обобщение по теме «Лексикология и фразеология» | ||
134 | 14. Контрольная работа №9 (диктант с языковым анализом) по теме «Лексикология и фразеология» | ||
135 | Морфология (57) Имя существительное ( 16 часов ) 11 | 1. Грамматика. Принципы классификации частей речи. Распознавание самостоятельных частей речи. | 52 |
136 | 2. Общее значение и словообразование имен существительных. Некоторые словообразовательные группы имен существительных. | 53 | |
137 | 3. Распознавание и правописание типичных суффиксов имен существительных. Правописание суффиксов –чик-, -щик-. | 54 | |
138 | 4. Правописание суффиксов –ек-, -ик-(-чик-). | 55 | |
139 | 5. Имена существительные собственные и нарицательные. Употребление прописной буквы при написании собственных имен существительных, правильная запись адреса на почтовых отправлениях. | 56 | |
140 | 6. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных. | ||
141 | 7. Склонение имен существительных . Существительные разносклоняемые. | ||
142 | 8. Склонение имен существительных . Существительные несклоняемые. Правильное произношение отчеств и несклоняемых и разносклоняемых существительных. | ||
143 | 9. Род имен существительных. Род несклоняемых существительных. Определение рода и типа склонения по суффиксу и окончанию существительного. | ||
144 | 10. Слитное и раздельное написание не с именами существительными. | 57 | |
145 | 11. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. | 58 | |
146 | 12. Правописание безударных –е и –и в окончаниях существительных. | 59 | |
147 | 13. Определение синтаксической роли имен существительных в словосочетании и предложении. | 60 | |
148 | 14. Употребление в речи трудных падежных форм, разносклоняемых существительных, сущ., род которых м.б. определен неверно, сущ., имеющих форму только ед. или только мн.числа. | 61 | |
149 | 15. Обобщение по теме «Имя существительное». Морфологический разбор имени существительного. | ||
150 | 16. Контрольная работа №10 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Имя существительное» | ||
151 | Имя прилагательное (13 часов) | 1. Имя прилагательное как часть речи. Распознавание имен прилагательных. Роль имен прилагательных в речевом высказывании. Употребление прилагательных в художественном тексте в качестве эпитетов. | 62 |
152 | 2. Р/Р. Творческий диктант. | ||
153 | 3. Разряды имен прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. | 63 | |
154 | 4. Определение разрядов имен прилагательных. Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов. | ||
155 | 5. Степени сравнения имен прилагательных. Правильное образование, произношение и употребление имен прилагательных в сравнительной степени. | 64 | |
156 | 6. Правильное образование, произношение и употребление имен прилагательных в превосходной степени. | ||
4 четверть ( 48 часов ) | |||
157 | 7. Краткие и полные прилагательные. Употребление в речи кратких и полных прилагательных. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. | 64 | |
158 | 8. Склонение полных имен прилагательных. Правописание безударных окончаний имен прилагательных | 65 | |
159 | 9. Синтаксическая роль имен прилагательных. Определение синтаксической роли имен прилагательных в словосочетании и предложении. | 66 | |
160 | 10. Правильное употребление имен прилагательных в речи. Орфоэпические. Грамматические. Лексические нормы. | 67 | |
161 | 11. Р/Р. Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Аленушка» | ||
162 | 12. Обобщение по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор имени прилагательного. | ||
163 | 13. Контрольная работа № 11 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Имя прилагательное» | ||
164 | Глагол ( 24 часа ) | 1. Глагол как часть речи. Распознавание глагола. Различение однокоренных глаголов, образованных приставочным способом, точное употребление их в речи. | 68 |
165 | 2. Инфинитив, его грамматические особенности. | 69 | |
166 | 3. Морфологические признаки глагола. Вид глагола. Видовая пара. | 70 | |
167 | 4. Правописание суффиксов –ыва- (-ива-), -ова- (-ева-), их использование для образования глаголов несовершенного вида. | ||
168 | 5. Переходные и непереходные глаголы. | ||
169 | 6. Возвратные и невозвратные глаголы. | ||
170 | 7. Правописание корней с чередующимися гласными е – и. | 71 | |
171 | 8. Спряжение глаголов. | ||
172 | 9. Правописание безударных личных окончаний глагола. | ||
173 | 10. Изменение глаголов по наклонениям. Условное наклонение и повелительное наклонение. | 72 -74 | |
174 | 11. Правописание ь в глаголах повелительного наклонения.. | ||
175 | 12. Изменение глаголов повелительного наклонения по временам | ||
176 | 13. Изъявительное наклонение. | 75 | |
177 | 14. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. | ||
178 | 15. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. | ||
179 | 16. Наблюдение за употреблением форм настоящего и будущего времени вместо прошедшего в художественном повествовании | ||
180, 181 | 17,18. Р/Р. Подготовка и написание изложения с грамматическим заданием. | ||
182 | 19. Безличные глаголы. | 76 | |
183 | 20. Раздельное и слитное написание не с глаголами(обобщение) | ||
184 | 21. Синтаксическая роль глагола. Определение синтаксической роли глагола в словосочетании и предложении. | 77 | |
185 | 22. Культура речи. Употребление глаголов в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами. | 78 | |
186 | 23. Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола. | ||
187 | 24. Контрольная работа №12 (диктант) по теме «Глагол» | ||
188 | Повторение изученного ( 16 часов ) | 1. Повторение. Предмет изучения лингвистики | |
189 | 2. Повторение. Разделы лингвистики | ||
190,191 | 3, 4. Р/Р. Подготовка и написание изложения с грамматическим заданием. | ||
192 | 5. Повторение. Лексикология и фразеология. | ||
193 | 6. Повторение. Орфография. Правописание морфем. | ||
194 | 7. Повторение. Орфография. Трудные случаи. | ||
195,196 | 8. Повторение. Морфология. | ||
197 | 9. Повторение. Синтаксис и пунктуация простого осложненного предложения. | ||
198 | 10. Повторение. Синтаксис и пунктуация сложного предложения и предложения с прямой речью. | ||
199 | 11. Повторение. Текстоведение. Культура речи. Языковой анализ текста. | ||
200,201 | 12, 13. Итоговая контрольная работа. | ||
202,203 | 14, 15. Анализ контрольных работ. Обобщение по курсу русского языка в 5 классе. | ||
204 | 16. Подведение итогов года. | ||