Урок-проект по русскому языку "Лингвокультуроведческий анализ текста (отрывка из рассказа В.А.Гиляровского "Под каланчой") 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Основная цель лингвокультуроведческого анализа текста- это формирование читателя, способного соотносить языковые единицы текста с его содержанием, извлекать из текста историко-культурные факты, воплощенные в слове.

Данный вид анализа текста сложен для учащихся 6 класса. Поэтому для повышения интереса и самостоятельности в работе используем метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gilyarovskiy.doc43 КБ
Файл dyadya_gilyay.pptx620.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-проект по русскому языку «Лингвокультуроведческий анализ текста (отрывка из рассказа В.А.Гиляровского «Под каланчой») в 6 классе.

Цели урока:

  1. развивать культуроведческую и языковую компетенции учащихся:

           а) формировать навыки медленного чтения под лингвистическим           «микроскопом», умения и навыки анализа текста;

           б) подвести учащихся к осознанию коммуникативной и эстетической функций языка;

  1. вовлечь учащихся в проектную деятельность, научить их самостоятельно работать в группах, проводить рефлексию;
  2. заинтересовать учащихся историей языка, показать  неразрывную связь с историей общества.

Оборудование:

  1. отрывок из рассказа В.А.Гиляровского «Под каланчой»;
  2. портреты В.А.Гиляровского и фотографии старой Москвы;
  3. презентация.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

           В рамках данного проекта было пройдено несколько этапов:

           1) Подготовительный -  подбор текста, знакомство с ним, определение конечной цели.

           2) Формирование микрогрупп с распределением заданий: поиск информации об авторе и его книге; подготовка выразительного чтения текста, работа со словарями, подготовка материалов презентации.

           3) Анализ текста и языковых средств на различных уровнях;

           4) Знакомство с новыми понятиями:

           5) Завершающий- презентация и обсуждение результата проекта.

  1. Выступление группы учащихся с рассказом о жизни и творчестве В.А.Гиляровского (презентация).

  1. Чтение текста учащимися.

           -Пожарники едут! Пожарники едут! - кричит кучка ребятишек.

            В первый раз в жизни я услыхал это слово в конце первого года империалистической войны...

            Меня, старого москвича и, главное, старого пожарного, резануло это слово. Москва, любовавшаяся своим знаменитым пожарным обозом -  сперва на красавцах-лошадях, подобранных по мастям, а потом бесшумными автомобилями, сверкающими медными шлемами, -с гордостью говорила:

           -Пожарные!

           И вдруг:

          -Пожарники!

           Что-то мелкое, убогое, обидное...

           В Москве с давних пор это слово было ходовым, но имело совсем другое значение: так назывались особого рода нищие, являвшиеся в Москву на зимний сезон вместе со своими господами, владельцами богатых поместий. Помещики приезжали в столицу проживать свои доходы с имений, а их крестьяне - добывать деньги, часть которых шла на оброк, в господские карманы.

            Погорельцы приходили и приезжали в Москву целыми семьями... Некоторые из них покупали особые сани, с обожженными концами оглоблей, уверяя, что они только сани и успели вырвать из огня.

            Бывали, конечно, и настоящие пострадавшие от пожара люди, но таких в полицейских протоколах называли «погорельщиками», а фальшивых - «пожарниками».

     

  1. Работа с понятиями.

- текст, основные признаки текста, тема, идея и композиция текста (повторение)

- новые понятия: лингвокультуроведческий анализ-это разбор текста во   взаимосвязи языка и культуры: выделение семантико-структурных элементов текста, языковых единиц всех уровней, определение коммуникативной и эстетической функций текста, выявление в тексте историко-культурной информации.

  1. Анализ текста.

 Мы прочитали отрывок из текста В.А.Гиляровского. Из него узнаем о    

 культурных, социальных, бытовых реалиях того времени.

  1. приведите примеры этих реалий (социально-классовое неравенство: помещики и крепостные; бытовые- жизнь крестьян; культурные- среда бытования слова пожарный
  2. найдите непонятные слова и выражения, узнайте их толкование в словарях (империалистическая война, пожарный обоз, проживать доходы, помещик, оброк, оглобли)
  3. докажите, что данный фрагмент-это текст, укажите его признаки; связность текста осуществляется за счет лексических повторов- пожарники едут, это слово...; цельность текста- это его тематическое и идейное единство. Этот текст можно было бы назвать «История слова «пожарный»
  4. определите тему и основную мысль текста, его композицию

В названии текста есть явное указание на тему, которая раскрывается автором последовательно. Неверно использованное значение слова «пожарники» стало поводом для рассказа. Автор, не скрывая своего возмущения и негодования («что-то мелкое, убогое, обидное»), с любовью и гордостью отзывается о Москве и о людях героической профессии-пожарных. В тексте описываются реалии того времени, дается лингвистический и исторический комментарий. Авторская позиция имеет немаловажное значение в определении главной мысли.

  1. В тексте используется диалог, который помогает передать автору живую разговорную речь.
  2. К какому стилю речи можно отнести данный текст? (К художественно-публицистическому,  так как автор использует различные семантические средства: эмоционально-окрашенную лексику, разговорную речь, устаревшие слова, слова в переносном значении; в тексте есть приметы времени.
  3. Тип речи текста-  повествование с элементами описания, поскольку события передаются во временной последовательности с помощью глаголов прошедшего времени, описательный характер тексту придают имена прилагательные.
  4. Можно ли назвать данный текст культуроведческим? Конечно. Так как через ключевые слова (пожарники и пожарные) мы можем узнать о жизни и культуре Москвы конца 19-начала 20 веков. Гиляровский очень трепетно относится к значению слов и пытается донести до читателя неразрывную связь, существующую между историей и языком..

       6. .Презентация или сочинение на темы: «Из истории пожарного дела в    Москве», «Я б в пожарные пошел...», «Прогулка по моей Москве», посещение музея.

       7.Рефлексия.

                                                      Литература:

  1. Гиляровский В.А. Москва и москвичи.- М.,1983.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.,1978.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дядя Гиляй ( Владимир Алексеевич Гиляровский) Презентация выполнена Анисиной Е.А., учителем русского языка и литературы ГБОУ ЦО 654 имени А.Д.Фридмана

Слайд 2

В.А.Гиляровский- «летописец быта» своего времени «Поэт, писатель, знаток России и Москвы, человек большого сердца, чистейший образец талантливого нашего народа» К.Паустовский

Слайд 3

«Университеты» Гиляровского -бурлак - волжский бродяга - рабочий на заводе - объездчик лошадей - циркач - актер - доброволец на русско - турецкой войне - пожарный - знаток московского «дна»- нищих и босяков

Слайд 4

Старая Москва 1881 год В.А.Гиляровский приезжает в Москву и навсегда остается в этом городе. «Люблю Москву. Она больше всего теперь занимает меня…И я готов преклоняться перед ней до потери сил».

Слайд 5

Столешников переулок. Дом Гиляровского. Здесь бывали А.П.Чехов, А.И.Куприн, И.А.Бунин, С.А.Есенин. Здесь в 1926 году написана замечательная книга «Москва и москвичи»

Слайд 6

Пожарное дело в Москве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)

Разработка занятия элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 классе, развивающего навык анализа художественного текста. Предложенный автором вариант может использоваться и при изучении тв...

Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)

Разработка занятия элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 классе, развивающего навык анализа художественного текста. Предложенный автором вариант может использоваться и при изучении тв...

Интегрированный урок развития речи «Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Выполнение лингвистического анализа текста – рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», то есть выявление арсенала средств, используемых автором для создания художественного образа, художестве...

Исследовательская работа по русскому языку: "Анализ глаголов речи в рассказах А.П. Чехова"

Исследовательская работа по русскому языку: "Анализ глаголов речи в рассказах А.П. Чехова"...

Материалы для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.Анализ текста И.С.Тургенева "Воробей" для учащихся 8-9 классов.Презентация.

Материалы для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.Анализ текста И.С.Тургенева "Воробей" для учащихся 8-9 классов.Презентация....

Урок литературы в 8 классе. " Смысловой анализ текста( на основе рассказа Тэффи"Псевдоним"

Данный урок разработан с учетом спецификации заданий-кейсов, способствуюих развитию функциональной читательской грамотности учащихся на уроках литературы...