Нормы оценок по русскому языку
материал по русскому языку по теме

Сысова Валентина Александровна

Нормы оценивания устных и письменных работ учащихся по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon normy_ocenok_po_russkomu_yazyku.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Извлечения из «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся

 по русскому языку»

«Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требо вания к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

 1) единые критерии оценки раз личных сторон владения устной и письменной формами русско го языка (критерии оценки орфографической и пунктуацион ной грамотности, языкового оформления связного высказыва ния, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов конт рольных работ;

4) количество отметок за различные виды конт рольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умени ям и навыкам, над которыми они работали или работают к мо менту проверки. На уроках русского языка проверяются:

1) зна ние полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунк туационные навыки;

3) речевые умения.

 Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение при менять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следую щими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изучен ный материал, дает правильные определения языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходи мые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно со ставленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяю щий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в пос ледовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении поня тий или формулировке правил;

 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои приме ры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание боль шей части соответствующего раздела изучаемого материала, до пускает ошибки в формулировке определений и правил, искажа ющие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладе нию последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное не знание или непонимание материала.

       Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовре менный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выво дится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

П. Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографичес кой и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, ко торые должны отвечать нормам современного литературного язы ка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса - 100-110, для VII - 110-120, для VIII - 120-150, для IX класса — 150—170 слов. (При подсчете слов учитыва ются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он мо жет состоять из следующего количества слов: для V класса — 15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса - 25-30, для VIII класса - 30 - 35, для IX класса - 35 - 40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограм мы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявле ние прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктан ты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограм мы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изу ченных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количе ство проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превы шать: в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм, в VII классе -20 различных орфограммы и 4-5 пунктограмм, в VIII классе - 24 различных орфограмми 10 пунктограмм, в IX классе — 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере зак реплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах - не более 7 слов, в VIII-IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специ ально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для пре дыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор фографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;        

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные на писания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вме сто земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошиб ки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие
существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым
относятся ошибки:        

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наи менованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, пра вописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилага тельными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различения не и ни

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотип ность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же сло ве или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматичес ких и фонетических особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в кото ром для выяснения правильного написания одного слова требует ся подобрать другое (опорное) слово или его форму.

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (ис
правление неверного написания на верное) оценка снижается на
один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и
более исправлений.        .

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфогра фических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсут ствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставлять ся при 3 орфографических ошибках, если среди них есть одно типные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографи ческие и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных оши бок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе до пускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографи ческих и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуа ционных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 и более орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфогра фических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуацион ных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитывае мых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оцен ки «2» — 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографичес кого, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каж дый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекоменду ется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выпол нено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено бо лее половины заданий.

Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитыва ются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендует ся руководствоваться следующим:

Оценка «5»  ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается бал лом «1».

III. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки уме ния правильно и последовательно излагать мысли, уровня рече вой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соот ветствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V клас се -100-150 слов, в VI классе - 150-200, в VII классе - 200-250, в VIII классе - 250-350, в IX классе - 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочи нений: в V классе — 0,5— 1,0 страницы, в VI классе —1,0—1,5, в VII классе - 1,5-2,0, в VIII классе - 2,0-3,0, в IX классе - 3,0-4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зави сит от многих обстоятельств, в частности, от стиля и жанра сочи нения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) со блюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметка ми: первая ставится за содержание и речевое оформление, вто рая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пун ктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следую щим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;    

-полнота раскрытия темы;

-правильность фактического материала;

-последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учи тывается:

-разнообразие словаря и грамматического строя речи;

-стилевое единство и выразительность речи;

-число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником оши бок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Основные критерии оценки

«5»

Содержание и речь

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.        -

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием ис пользуемых синтаксических конструкций, точностью словоупот ребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание и речь

1. Содержание работы в основном соответствует теме (име ются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единич ные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно раз нообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной вырази тельностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержа нии и не более 3 — 4 речевых недочетов.

Грамотность        '

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошиб ки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических оши бок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Содержание и речь

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изло жения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтакси ческие конструкции, встречается неправильное словоупотреб ление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержа нии и 5 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб ки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных оши бок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуа ционные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормы оценок по иностранному языку

Нормы оценок по иностранному языку по разным видам речевой деятельности: чтению, аудированию, говорению, тестовым заданиям....

Нормы оценок по русскому языку

Нормы взяты с сайта http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/...

Нормы оценки по русскому языку в 9 классе по ОГЭ

В данной работе представлены нормы оценки по русскому языку за курс 9 класса при сдаче ОГЭ,  также баллы, переведенные в оценку...

Нормы оценок по русскому языку

laquo;Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон ...

Нормы и правила русского языка в стихах

Нормы и правила русского языка в стихах...

Нормы оценивания по русскому языку и литературе

Материал представляет собой выписку из Примерных программ по русскому языку, содержащих нормы и рекомендации по системе оценивания  работ учащихся по русскому языку и литературе...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....