План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме:
Повторение и обобщение темы "Фонетика. Орфография.Графика."

Данный урок предназначен для повторения и обобщения изученного по теме "Фонетика. Орфография. Графика" в 5 классе по учебнику русского языка под редакцией Ладыженской и Баранова.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_matveevoy_m.i..doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

М.И. Матвеева, учитель русского языка и литературы РГСУВУЗТ «Убеевская общеобразовательная школа», Красноармейский район, село Убеево

Тема: Повторение и обобщение темы «Фонетика. Орфография. Графика» в 5 классе.

Цель: Повторить и обобщить изученное в разделе «Фонетика. Орфография.

          Графика»

Задачи: – Закрепить знания об использовании Ь для обозначения мягкости

                 согласного; о написании и произношении сочетаний букв ЧК, ЧН,

                 НЧ, НЩ, РЩ;

               – Повторить алфавит;

             –Добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова

                 обучающиеся не смешивали звуки и буквы, правильно

                 произносили названия букв;

             – Заинтересовать детей историей письменности;

Оборудование: слайдовое сопровождение, карточки;

                                         Ход урока:

1.Беседа:

Учитель:  – Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим изученное в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика.»

         – Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора? (Трудно, но можно. У наших бабушек и дедушек в детстве его не было.)

         – А можно ли представить жизнь без электричества? («Очень трудно», – подумаете вы. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах и лучине. И только в начале XX века появились электрические лампочки.

         – А теперь попробуйте  представить себе жизнь без письменности.

Неисключено, что кто-то подумает про себя: «Ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, письма. Все уроки будем делать только устно!». Допустим.

        Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т.д.

         – Вот и решайте, как лучше: с письменностью  или без. Недаром русский писатель и историограф Николай  Карамзин говорил: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием»

         – А как же произошло изобретение букв?

         – Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось с медведей. Это было очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их, огляделись по сторонам и увидели на стенах царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности. (демонстрация слайда №1 – «Рисуночное письмо»)

         – Перед вами рисуночное письмо (пиктография). Но рисунок можно толковать по-разному. Тогда на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» – иероглифы. ( Демонстрация слайда №2 – «Египетские иероглифы»)

         – А затем, жившие 2 тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало нашему, славянскому алфавиту.

         – В 863 году тогдашний великий князь Руси Владимир пригласил двух братьев из Моравии, Кирилла и Мефодия, которые и создали русскую азбуку, названную кириллицей. (демонстрация слайда №3 – «Кириллица»).

2.Закрепление:

Задание 1. Найдите на рисунках пропущенные буквы. Кто первым закончит работу, тому «5».    (Демонстрация слайда №4)

                                           Ответ: Е, Й, К, Ь,Ъ

 – Для чего нужен алфавит? (ответы учеников)

Задание 2. Работа с карточками

Вариант 1. Расставьте слова по алфавиту

              Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта.

Вариант 2.Расставьте слова по алфавиту

             Кость, трость, весть, песнь, лошадь, ель.

 – Проверим задание. Ответы записаны на оборотной стороне доски столбиком: Вариант – 1                                  Вариант– 2

                     Барабанщик                                 Весть

                     Вечный                                         Ель

                     Каменщик                                    Лошадь

                     Мачта                                           Кость

                     Печник                                         Песнь

                     Речка                                             Трость

Вопросы:

         – Что обозначает Ь в словах второго варианта? (мягкость согласного)

         – Почему в словах первого варианта нет мягкого знака? (в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными Ь не пишется)

Задание 3. Решим с вами грамматическую задачу.

         – На доске написаны слова. Почему трудно правильно поставить ударения вне предложений?

                                               нет сорок

                          СОРОК

                                               маме сорок лет

                                               рожки козлёнка

                          РОЖКИ

                                               свари рожки              

                                                рыцарский замок

                         ЗАМОК

                                               закрой дверь на замок

                                              трудная дорога

                          ДОРОГА

                                              вещь мне дорога

    – Словосочетания запишем (дети выходят по очереди к доске)    

Задание 4. Произнесите правильно слова: (слова записаны на доске или слайд)        

                Вечный – скучно

                Сердечный – пустячный

                Почта – чтобы

                Фанера – кашне

                Тема – теннис

Задание 5. Физкультминутка

 – Работаем по рядам. Какой ряд быстрее закончит работу.

Например: ум

                   усы

                   удав

                   угода

 – Каждый должен записать одно слово. Пока один ученик не сядет, другой не имеет права вставать и идти к доске.

                Ил                                           Ёж

                Ива                                          Ёрш

                Игла                                        Ёлка

                Игрок                                      Ёршик

Задание 6. Игра «Третий лишний» (задание на слайде)

                1.Листья, косьба, просьба

                2.Вьюн, борьба, счастье

Ответы: 1.листья.2.борьба

Задание 7. Шарада

         – Предлагаю разгадать шараду.

         – А что такое шарада? (это стихотворная загадка, в которой по слогам зашифровано слово)

                Слог первый – звук испорченного крана,

                Для поцелуя нет второго слаще.

                А целое найдёшь ты в ресторане,

                Что для крольчат открыт в зелёной чаще.

                                                             (кап+уста)

Задание 8. Запишем пословицу

        Ласковое слово и кость ломит.

1)Дайте толкование. (Иной человек упрямый, твёрдый, несгибаемый, как кость, но и к нему можно подступиться с ласковым словом)

2)Подчеркните грамматическую основу предложения и второстепенные члены.

3)Выполните фонетический анализ слова КОСТЬ.

3.Обобщение.

         – Понравился ли вам урок? (ответы учеников)

         – Мне тоже понравилось работать с вами.

4.Домашнее задание: Упражнение 316


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»

Повторение, обобщение, систематизация изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»...

Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формиров...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Повторение изученного в разделе "Фонетика. Графика. Орфография"

Данный урок проводился в рамках ежегодного конкурса молодых специалистов. В разработке предлагается конспект , презентац...

Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».

 Игровое занятие по русскому языку в 5 классе с применением ИКТ. Самоанализ урока....

Урок русского языка в 5 кл : "Повторение и обобщение раздела "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Данная разработка урока предназначена для повторения раздела "Фонетика. Графика. Орфография". Этот урок  в сильных ...

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока: «Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Графика» (продолжение темы).

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Фонетика. Орфэпия. Графика". Присутствуют все необходимые этапы урока. Проверка ...

Зачёт № 1 по теме: Фонетика. Графика. Орфография.

Зачёт № 1 по русскому языку в 10 классе охватывает весь материал пройденный в 1 полугодии в заочной школе....

Повторение и обобщение знаний по теме "Фонетика"

Урок повторения + презентация позволит повторить и систематизировать знания по теме "Фонетика". ...

Контрольная работа по русскому языку "Фонетика, орфоэпия,графика, орфография"

Контрольная работа по русскому языку "Фонетика, орфоэпия,графика, орфография" - 1 курс...