"Поющая строка" - ЦИКЛ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 7 КЛАССА
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Реут Оксана Владимировна

 Интегрированные уроки, соединяющие в себе информативность литературы и русского языка.

Цель: создание условий для личностного развития учащихся в различных видах деятельности, знакомство с поэзией «Серебряного века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyushchaya_stroka.doc438 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.1.                                                                                                                                         Реут О. В.

                                              ЦИКЛ    УРОКОВ   РУССКОГО  ЯЗЫКА   ДЛЯ  7 КЛАССА

                         «Поющая  строка»

                                                           Пояснительная записка.

 Интегрированные уроки, соединяющие в себе информативность литературы и русского языка.

Цель: создание условий для личностного развития учащихся в различных видах деятельности, знакомство с поэзией «Серебряного века»

     Содержание блока литературы: поэзия «Серебряного века».

Выбор темы  по литературе обусловлен следующим:

     -она малоизвестна (лишь в последнее десятилетие произошло открытие многих имен, фактов, произведений) . Обработка в различных видах деятельности учебных умений развивает интерес к познанию;

     -она развивает эмоционально – ценностное восприятие содержания: при понимании поэзии главенствует чувство, что дает возможность искать внутренний смысл за внешней формой. Содержание темы может органично «переживаться» учащимися.

-она позволяет расширить кругозор и знания учеников;

 -устремлена к выявлению и развитию способности к творчеству,     дает    широкие      возможности       развития самостоятельности учащихся, выхода на интеграцию таких предметов, как история, живопись, музыка.

     Все это позволяет рассмотреть культурное явление глобально и в единстве.

Содержание блока русского языка обусловлено теоретической базой государственной программы и  иллюстративным материалом, взятым из  произведений того или иного поэта.

В данном проекте представлены только некоторые конспекты уроков  данного цикла.

 Полный перечень.

  1. Словообразование и орфография. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор./ творчество И. Северянина/
  2.  Текст./ Творчество Н. Гумилева/
  3. Выделение причастных оборотов запятыми./ Творчество С. Есенина/
  4. Страдательные причастия прошедшего времени./ Творчество А. Блока/
  5. Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованный от глаголов./ Творчество В. Брюсова/
  6.  Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте./ Творчество В. Иванова/
  7.  Смысловые группы наречий./ творчество З. Гиппиус/
  8.  Слитное и раздельное написание не с наречиями на – О и – Е./ Творчество О. Мандельштама /
  9.  Одна и две Н в наречиях на – О и – Е./ Творчество Б. Пастернака/
  10. Сочинительные союзы.        / На основе творчества  Мережковского/

Урок № 1   Тема:  Разбор  слова  по составу и словообразовательный разбор.

                                   / по  творчеству    И. Северянина/

Обучающие цели:

1)Повторение и закрепление изученной теоретической  базы

2)Отработка навыков выполнения разбора по составу и словообразовательного разбора

3)знакомство с творчеством   И. Северянина

4)знакомство с понятием окказионализмы.

5)закрепление литературоведческих  терминов

Воспитательные цели:

  1. расширение  кругозора,
  2.  привитие  чувства  прекрасного.

Развивающие  цели:

  1. Погружение  в  поэтический  мир
  2. Привить вдумчивое   чтение.
  3. Расширение  словарного запаса  учащихся.
  4. Раскрытие  творческих  способностей учащихся.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

Оборудование:  Интерактивная доска.

Ход  урока:

  1. Оргмомент . Постановка  целей.
  2. Сообщение  об  Игоре  Северянине.

  1. Окказиональные  слова- это авторские слова, которые  придумали сами поэты  на  основе  традиционных  словообразовательных моделях.

Окказионализмы  были  особенностью футуристов, в группу которых и входил Игорь  Северянин.

  1.  Ты мне, я тебе» . / Учащиеся делятся  на  группы и задают друг  другу  вопросы по  уже изученным  темам/

  1. Назовите морфемы  русского языка.
  2. Чем  отличается словообразовательный разбор  от разбора  по  составу?
  3.  Какие способы словообразования  вам   известны?
  4.  Что такое субстантивация?
  5. Что мы называем аббревиатурой?
  6.  Какие существуют правила по созданию аббревиатур?
  1. Закрепление. Работа с интерактивной  доской
  1. Выборочный  диктант.  Разбор  по  составу.

 

Глаголы

Ручьись  весна!  Летит  к тебе  летит

Июнь, твой  принц, бессмертник  неболикий!

Юлят  цветы, его гоньбы  улики,

Божит  земля, и все на ней  божит.

***

Арфеет  ветер, далеет  Нарва,

Синеет  море, златеет  тишь.

Ручь-и-сь

Лет-ит

Юл-ят

Бож-ит

   Прилагательные и причастия

 В  ненастный день взойдет, как солнце,

Моя  вселенская  душа!

Юнись  душой  плескучий  океан!

 Самодержавный! Мудрый! Вечный  гордо!

Мой  стих  серебряно-брильянтовый

Живителен, как кислород.

 И станет пить ликер  гранатовый

За  мой  ликующий  восход.

Ненаст-н-ый

Вселен-ск-ая

Плеск-уч-ий

Сам-о- держав-н-ый

Мудр-ый

Вечн-ый

Серебр-ян-о-брильянт-ов-ый

Гранат-ов-ый

Лик-у-ющ-ий

Жив-и-тел-ен

Сложные  слова

 Стрекот   аэропланов!  Беги  автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет  буеров!.

Я  трагедию  жизни   претворю  в грезофарс.

Аэр-о-план-ов

Авто-мобил-ей

Ветр-о-про-свист

Крыл-о-лет

Бу-е –ров

Грез-о-фарс

Наречия.

 Я  слишком  далеко  зашел,

Полушутя, полусерьезно…

Опомниться еще не поздно:

Недаром  я тебя  нашел.

Далек-о

Полу-шут-я,

Полу-серьезн-о

Позд-н-о

Не-дар-ом

  1. Комментированное письмо. Выполнить словообразовательный  разбор.

Образец:

 Восхитительный  →  восхитить / суф./

  1. От  снегоскалого2  гипноза

Бежали  двое  в тлен  болот;

У каждого в плече заноза-

Зане болезнен2 беглых2  взлет2.

  1. А пока еще зелень2  вокруг,

И вверху безмятежная2  синь2;

    И у клена  причудливых2  рук-

Много сходного с лапой  гусынь2

Ключ:

Снегоскалого = снег-о-скал-ого / сложение корней/

Болезнен – болезненный / суф./

Беглый- бег / суф/

Взлет –взлетать/ бессуф./

Зелень – зеленый/ бессуф./

Безмятежная- мятежная / прист./

Синь – синий /бессуф/

Причудливых- причуда/ суф/

Гусынь- гусь/суф/

  1.  Расшифруйте  аббревиатуры и составьте с ними предложения:

ГАИ, МВД.ВДВ, КГУ,МГУ

  1. Подводим  итоги:
  1. Как называли И. Северянина?
  2.  К какому литературному течению  он принадлежал?
  3. В чем особенность его стихотворений?
  4.  Что такое окказионализмы?
  5. Каким образом создаются окказионализмы?
  6.  Какие способы  словообразования  вы знаете?

  1. Д/З Выписать из сборника понравившееся стихотворение И. Северянина и сделать разбор по составу все слов, выбрать 5 слов и выполнить словообразовательный разбор.

 

Урок №2

                                                            Тема :  Текст

                                                  / Творчество  Н. Гумилева /

Обучающие цели:

  1. ознакомление  с теорией и закрепление основных признаков текста,
  2.  формирование умения строить текст,
  3. повторение  типов речи,  
  4. знакомство с творчеством Н. Гумилева.

Воспитательные цели:

  1. расширение  кругозора,
  2.  привитие  чувства  прекрасного.

Развивающие  цели:

  1. Погружение  в  поэтический  мир
  2. Раскрытие  творческих  способностей учащихся.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

Еще не раз вы вспомните меня

И весь мой мир волнующий и странный,

Нелепый мир из песен и огня,

Но меж других единый необманный.

Оборудование: интерактивная  доска ,портрет Гумилева, А. Ахматовой, сборник стихов Гумилева.

Ход  урока:

 1.Постановка целей.

Стих Гумилева «Я конквистадор».

Я конквистадор в панцире железном,

Я весело преследую звезду,

Я прохожу по пропастям и безднам

И отдыхаю в радостном саду.

Как смутно в небе диком и беззвездном!

Растет туман… но я молчу и жду

И верю, я любовь свою найду…

Я конквистадор в панцире железном.

И если нет полдневных слов звездам,

Тогда я сам мечту свою создам

И песней битв любовно зачарую.

Я пропастям и бурям вечный брат,

Но я вплету в воинственный наряд

Звезду долин, лилею голубую.

Сегодня в изучении данной темы нам будет помогать поэт Н. Гумилев.

Краткое сообщение о Гумилеве /  индивидуальная работа ученика/

Род. в Кронштадте. Ум. в с. Бернгардовка под Петроградом. Поэт, легенда о жизни которого во многом была реальностью и сыграла не меньшую роль в его славе, чем сами стихи. Сын военно-морского инженера, он был воспитан в царскосельском лицее под классицистическим крылом Иннокентия Анненского. Изучал философию в Петербургском университете и в Париже с 1907 по 1914-й. Первый муж Анны Ахматовой. Путешествовал по Африке, Ближнему Востоку, Италии. Добровольцем пошел на Первую мировую войну, служил в Русском экспедиционном корпусе в Париже. Вернувшись в 1918 году в Россию, вместе с Горьким возглавил издательство "Всемирная литература", стал председателем Всероссийского союза поэтов после Блока. По известной блоковской метафоре романтическая поэзия Гумилева была похожа на пылинку дальних стран, чудом сохранившуюся на перочинном карманном ноже.. Купер, Майн Рид, Стивенсон, Киплинг, Рембо, Ницше и восточная философия - вот что было ингридиентами гумилевского романтизма. Подчеркнуто мужская поэзия. Гумилеву по-детски нравилось что-то возглавлять. Гумилев возглавил движение акмеистов, противопоставив четкость, ясность, конкретность символизму, ставящему своей задачей профессионально сработанную смутность. Однако он, как и символисты, иногда поскальзывался на излишней приподнятости, красивости.

Гумилев, предсказавший свою смерть в стихотворении "Рабочий", был расстрелян за участие в контрреволюционном заговоре. Гумилев вел себя со своими палачами как истинный заговорщик,- гордо, презрительно. Впоследствии оказалось, что ни в каком заговоре он на самом деле не участвовал. Как можно судить по воспоминаниям Одоевцевой, его, видимо, подвела склонность к разговорчивой таинственности, которой он по-мальчишески щеголял. Лишь при Горбачеве состоялся пересмотр "дела Гумилева" и с него было полностью снято обвинение в контрреволюционном заговоре, что воскресило его поэзию теперь уже для широкого читателя, но не могло воскресить автора.

2. Постановка проблемы.

 √  Можно ли то, что сейчас прозвучало ,назвать текстом?

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные средства связи:

  1. Порядок предложений,
  2. Порядок слов
  3. Интонация
  4. Скрепляющие слова.

   Что является наименьшей единицей текста?

 Обратите внимание на запись на  доске

 Маг, хитон, говорить, царица, волшебство

 Юный маг в пурпуровом хитоне

Говорил нездешние слова.

Перед ней, царицей беззаконий,

Расточал рубины волшебства.

    Где мы видим  предложение?  Чем оно отличается от набора слов?

3. Лексическая минутка

Попробуйте объяснить слова: маг, хитон, пурпуровый, расточал.

Маг – колдун, волшебник, чародей

Хитон – у древних греков падающая складками одежда/ иллюстрация/

пурпуровый  - темно – красный, багряный, кровавый

расточал  - растрачивал, сорил, пускал по ветру напрасно.

Какие вы знаете типы связей предложений ?

 Цепная

 Параллельная

1     2 3   4

                               1

                                          
       2                     3                  4

 Что ты видишь во взоре моем,

В этом бледно-мерцающем взоре?

- я в нем вижу глубокое море

С потонувшим большим кораблем.

 Маэстро

В красном фраке с галунами,

Надушенный, встал маэстро.

Он рассыпал перед нами

Звуки легкие оркестра.

Звуки мчались и кричали,

Как виденья, как гиганты,

И метались в гулкой зале,

И роняли бриллианты.

К золотым сбегали рыбкам,

Что плескались там, в бассейне,

И по девичьим улыбкам

Плыли тише и лилейней.

Созидали башни храмам

Голубеющего рая

И ласкали плечи дамам,

Улыбаясь и играя.

А потом с веселой дрожью,

Закружившись вкруг оркестра,

Тихо падали к подножью

Надушенного маэстро.

4  А теперь попробуйте сами определить тип связи предложений в тексте . работа с раздаточным материалом.

  1. « В полутемном строгом зале» - цепная.
  2. «Лишь черный бархат» - параллельная.

 Раздаточная  карточка

В полутемном строгом зале

Пели скрипки, вы плясали.

Группы бабочек и лилий

На шелку зеленоватом,

Как живые, говорили

С электрическим закатом,

И ложилась тень акаций

На полотна декораций.

Вы казались бонбоньеркой

Над изящной этажеркой,

И, как беленькие кошки,

Как играющие дети,

Ваши маленькие ножки

Трепетали на паркете,

И жуками золотыми

Нам сияло ваше имя.

И когда вы говорили,

Мы далекое любили,

Вы бросали в нас цветами

Незнакомого искусства,

Непонятными словами

Опьяняя наши чувства,

И мы верили, что солнце

Только вымысел японца.

 ***

Лишь черный бархат, на котором

Забыт сияющий алмаз,

Сумею я сравнить со взором

Ее почти поющих глаз.

Ее фарфоровое тело

Томит неясной белизной,

Как лепесток сирени белой

Под умирающей луной.

Пусть руки нежно-восковые,

Но кровь в них так же горяча,

Как перед образом Марии

Неугасимая свеча.

И вся она легка, как птица

Осенней ясною порой,

Уже готовая проститься

С печальной северной страной.

Какие вы знаете средства связи?

Они делятся на  

Лексические:

  1. Повтор одного и того же слова
  2. Синонимы
  3. Описательные обороты

Морфологические:

  1. Местоимения
  2. Союзы и союзные слова.

5  Выборочный диктант

 /Выписать лексические средства связи/

 Мой замок стоит на утесе крутом

В далеких, туманных горах.

Его я воздвигнул во мраке ночном,

С проклятьем на бледных устах.

В том замке высоком никто не живет,

Лишь я его гордый король.

Да ночью спускается с диких высот

Жестокий, насмешливый тролль.

 

6. Объяснительный диктант.

/ указать все средства связи/

Пробудился дракон и поднял

Янтари грозовых зрачков,

Первый раз он взглянул сегодня

После сна десяти3 веков.4

И ему не казалось светлым

Солнце1, юное для людей,

Был как будто засыпан пеплом

Жар пылавших в море огней.4

Какие вы знаете типы речи?

 Типы речи

  1. Описание –изображение предметов, людей, природы
  2. Повествование – рассказ о каком- либо событии.
  3. Рассуждение – излагаются причины явлений или событий.

7 Устная работа. Определить тип речи.

  1. «Озеро Чад» - повествование.
  2. «Счастье» 1ч – рассуждение.
  3.  «Жираф» - описание

ОЗЕРО ЧАД

На таинственном озере Чад

Посреди вековых баобабов

Вырезные фелуки стремят

На заре величавых арабов.

По лесистым его берегам

И в горах, у зеленых подножий,

Поклоняются страшным богам

Девы-жрицы с эбеновой кожей.

Я была женой могучего вождя,

Дочерью властительного Чада,

Я одна во время зимнего дождя

Совершала таинство обряда.

Говорили - на сто миль вокруг

Женщин не было меня светлее,

Я браслетов не снимала с рук.

И янтарь всегда висел на шее.

ЖИРАФ

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Вывод

- Что нового мы узнали о тексте?

- какие есть средства связи?

 - Какие существуют типы речи?

       -  Что понравилось в стихотворениях Гумилева?

      - Какие особенности поэзии вы заметили?

Д/З  упр. 32

Доп. зад. : составьте небольшой текст в стиле Гумилева.

Урок  № 3   Тема: Выделение причастных оборотов запятыми.

/ Творчество  Есенина/

Обучающие цели:

  1. обобщить и систематизировать теоретические сведения о причастии;
  2.   - совершенствовать умение находить причастия и определять их морфологические признаки;
  3.   - находить причастный оборот;
  4.   - обособлять  одиночные причастия и причастные обороты.
  5. знакомство с творчеством  С. Есенина
  6. закрепление литературоведческих  терминов

Воспитательные цели:

  1. расширение  кругозора,
  2.  привитие  чувства  прекрасного.

Развивающие  цели:

  1. Погружение  в  поэтический  мир
  2. Привить вдумчивое   чтение.
  3. Расширение  словарного запаса  учащихся.
  4. Раскрытие  творческих  способностей учащихся.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

Оборудование: схема « Обособленные определения», раздаточный материал, портрет Есенина, сборник стихов.

Ход урока.

  1. Огрмомент. Проверка Д/З.
  2. Командный  опрос / Класс разделен  на  группы, который  поочередно   отвечают  на  вопросы и таким  образом  зарабатывают балл за  устный  ответ/
  1. Что мы называем причастием?
  2.  Назовите глагольные признаки.
  3. Какие признаки данная глагольная форма позаимствовала у прилагательных?
  4. Что называется причастным оборотом?
  5. Как его определить и найти границы?
  1. Постановка целей.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Словно серебром.

 - Чье это стихотворение?

Сегодня именно строки Сергея Есенина будут  являться иллюстрациями изучаемой нами пунктограммы.

- Что вы знаете об этом поэте?

(1895, с. Константинове Рязанской губ.- 1925, Ленинград) Родился в крестьянской семье. В 1912-1915 годах учился в Народном университете Шанявского в Москве. Первая книга - "Радуница" (1916). Один из основателей имажинизма. Есенин, может быть, самый русский поэт, ибо ничья другая поэзия настолько не происходила из шелеста берез, из мягкого стука дождевых капель о соломенные крыши крестьянских изб, из ржания коней на затуманенных утренних лугах, из побрякивания колокольцев на шеях коров, из покачивания ромашек и васильков, из песен на околицах. Стихи Есенина будто не написаны пером, а выдышаны самой русской природой. Его стихи, рожденные фольклором, постепенно сами превратились в фольклор. Пришедший из рязанского села в петроградские литературные салоны, Есенин в салонного поэта не превратился, и цилиндром, снятым с золотой головы после ночной пирушки, как будто ловил невидимых кузнечиков с полей своего крестьянского детства. Страшась исчезновения милого его сердцу патриархального уклада, он называл себя "последним поэтом деревни". Есенин воспевал революцию, но иногда, по собственному признанию, не понимая, "куда несет нас рок событии". Его поэзия порой была как растерявшийся жеребенок перед огнедышащим паровозом индустриализации. Есенина пронизывал страх стать "иностранцем" в своей собственной стране, но его опасения были напрасны. Национальные корни его поэзии были настолько глубоки, что тянулись за ним за моря-океаны во время его странствий, не отпуская, как родное блуждающее дерево. Не случайно он сам себя ощущал неотъемлемой частью русской природы - "как дерево роняет грустно листья, так я роняю грустные слова", а природу ощущал одним из воплощений себя самого, чувствуя себя то заледенелым кленом, то рыжим месяцем. Чувство родной земли перерастало у Есенина в чувство бескрайней звездной Вселенной, которую он тоже очеловечивал, одомашнивал: "Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег". Есенин, может быть, самый русский поэт и потому, что, пожалуй, ни в ком другом не было такой беззащитной исповедальности, хотя она иногда и прикрывалась буйством.. Он был действительно "цветком неповторимым" нашей поэзии. Не будучи риторическим гражданским поэтом, он дал пример высочайшего личного мужества в "Черном человеке" и во многих других стихах, когда шлепнул на стол истории свое дымящееся сердце, содрогающееся в конвульсиях, настоящее живое сердце, непохожее на то сердце, которое превращают в червовый козырный туз ловкие поэтические картежники. Он повесился, написав кровью последнее стихотворение. По другим версиям - был убит.

4. Объяснение темы. Постановка проблемы.

Обратите внимание на предложения, записанные на доске.

  1. Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее огнем.

  1. Вижу лес и обвитый крапивой плетень.
  2.  В этой могиле по скромными ивами

Спит, зарытый землей, он.

  1.  Колокол дремавший разбудил поля.
  1. Найдите причастия.
  2. К каким словам они относятся? Определите их часть речи.
  3. Есть ли у причастий зависимые слова?
  4.  Назовите местоположение причастий по отношению к главному слову.
  5.  В каком случае причастный оборот обособляется, т.е выделяется на письме запятыми?
  6.  Найдите предложение с одиночным причастием. Обособляется ли оно?
  7.  Как вы думаете. Почему в 3 предложении оборот обособляется, а во 2 нет?

 Обратите внимание  на главное слово

  1. Назовите все личные местоимения./ элемент повтора теории 6 класса/

5.Устная отработка правила . Работа со схемой.

Определение( прич., прил. с завис. Сл.)

Х, О и О,

/         / Х     ,но 1) Х, /            /,…

                           2)/         /,Х – Л.М.(Я, ты.вы,он)

                           3)  /         /,Х

                                                 Почему?/ обстоят.зн./

                            4)/        /, собст. Имя                                 несогласов.  Опред.,

                                              Лич. Мест.                                          Т.е.

                                           Сущ. –родства и профессии             Сущ. С пред.

                                                                                                         Какой?

6. Закрепление материала.

6.1. Выборочный диктант.

/выписать только причастный оборот с главным словом/

Устно назвать средства выразительности

  1. О Русь – малиновое поле

               И синь, упавшая в реку.                                     ЭПИТЕТ

  1. Я, отовсюду гонимый,

Средь железных врагов прохожу.                    ЭПИТЕТ

  1. И так радостен мне над пущей

          Замирающий в ветре крик.                         ЭПИТЕТ

  1. Увяданья золотом охваченный,                    МЕТАФОРА

Я не буду больше молодым.                    

  1. Как Есенин относится к Родине?
  2. Как характеризует свой жизненный путь?

6.2. Распределительный диктант.

 Причастный оборот

Одиночное причастие

Хорошо выбивать из тела

Накаляющий песни гвоздь                   МЕТАФОРА

 Уж смыла, стерла деготь-

 Воспрянувшая Русь

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

За прощальной стою обедней

Кадящих листвою берез

МЕТАФОРА

Трава  поблекшая в расстеленные полы

Сбирает медь с обветренных ракит.

Олицетворение, эпитет.

Лексическая минутка.

Как вы понимаете слова: обедня, кадящие, деготь, воспрянувшая, полы, ракиты.

Обедня –церковная служба совершаемая в первую половину дня.

 Кадящие – раскачивающие кадило , в котором курится ладан. / Здесь в переносном смысле/

 Деготь – смолистая жидкость, получаемая при перегонки торфа или каменного угля.

Воспрянувшая -  проснувшаяся, ожившая.

Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды./ Пола пиджака/

Ракиты – речная ива.

6.3 А). Для сильных учащихся и желающих . Творческий диктант.  Работа с раздаточным материалом.

/вставьте причастный оборот или одиночное причастие в нудное место, чтобы сохранялась рифма/

 Предложения

Слова для справок

  1. Я  уйду слушать песни дождей и черемух

Растраченных напрасно

  1. Но еще я долго буду петь

Исцеленный навек

  1. Не жаль мне лет,

Не жаль души сиреневую цвесть

Обреченный на гоненье

Б) Для слабых учащихся. Упражнение.

6.4. Объяснительный диктант.

1. Ты теперь не так уж будешь биться1,

Сердце, тронутое2 холодком.4                              ЭПИТЕТ

2.Не вернусь3 я в отчий дом,

Вечно странствующий  странник.4                     

7. Итог.

* Чем отличается одиночное причастие от оборота?

*  Что из них обособляется и когда?

* Когда не обособляется причастный оборот?

*   Когда причастный оборот обособляется в любом случае?

* Какой предстала Родина в стихах Есенина?

* Каким вы увидели самого поэта в его произведениях?

8. Повтор правила. Объяснение Д/З.

Доп. работа для желающих. Напишите стихотворение о цветах.

 Анализ оценок

9.     А попрощаюсь я сегодня стихотворением Есенина:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Урок № 4   Тема: Страдательные причастия прошедшего времени

/творчество Александра Блока./

Обучающие цели:

1)Знакомство с признаками страдательных причастий

2) закрепить навыки словообразования

3)обобщить и систематизировать теоретические сведения о причастии;

4)  совершенствовать умение находить причастия и определять их морфологические признаки;

5)  находить причастный оборот;

6)знакомство с творчеством  Блока.

7)закрепление литературоведческих  терминов

Воспитательные цели:

  1. расширение  кругозора,
  2.  привитие  чувства  прекрасного.

Развивающие  цели:

  1. Погружение  в  поэтический  мир
  2. Привить вдумчивое   чтение.
  3. Расширение  словарного запаса  учащихся.
  4. Раскрытие  творческих  способностей учащихся.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

Оборудование: портрет Блока, сборник стихов, опорный конспект.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Проверка д/з.
  2. Фронтальный опрос.
  1. Что такое причастие?
  2.  На какие два разряда делятся причастия?
  3. Назовите их различия.
  4.  Имеются ли временные особенности?
  5.  Как характеризуются страдательные настоящего времени?
  1. Постановка целей.
  1. Какая еще есть временная форма?

Итак, на данном уроке речь пойдет о страдательных  причастиях  прошедшего времени.

А помогать нам сегодня будет Александр Блок.

«О, я хочу безумно жить»

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,-
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство - разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!

Краткое сообщение ученика о поэте.

Род. в Петербурге. Ум. в Петрограде. Отец был профессором права в Варшавском университете, а мать литературной переводчицей. Юность провел с дедушкой - ректором Петербургского университета, где Блок изучал юриспруденцию и филологию. Россия была "прекрасной дамой" Блока, черты которой он находил то в женщине, раздавленной колесами, то в острожной тоске мимолетного взгляда из-под крестьянского платка. Блок был певцом распада и в то же время его беспощадным обвинителем - тем самым гумилевским  аистом на крыше, видящим сверху, как в город с кораблей "пробирается зараза.

Беспощадность к эпохе Блок начинал с беспощадности к самому себе. Однажды он проронил: "В большинстве случаев люди живут настоящим - то есть ничем не живут". Революцию Блок воспринял как историческое возмездие за распад монархии. Встретив Маяковского ночью в революционном Петрограде, Блок сказал: "Костры горят... Хорошо...- И добавил:- А у меня в деревне библиотеку сожгли..." Призывая "слушать музыку революции", Блок тем не менее предвидел удушение российской культуры . Царь, кажется, действительно оказался последним, а вот страдания народа оказались далеко не последними. "Но покой и волю тоже отнимают... Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю и тайную свободу..." Для Блока в предстоящем торжестве кровавого бескультурья места не было. С одной стороны, его пытались "поставить на службу революции", читали в агитбригадах конец "Двенадцати" так: "В белом венчике из роз - Впереди идет матрос". С другой стороны, ему демонстративно не подавали руки за то, что он "продался большевикам". Христианского смысла поэмы не уловил никто, потому что формула "кто не с нами, тот против нас" была свойственна не только красным, но и белым. А Блок не был ни тем, ни другим. Он, как большой поэт, не мог быть примитивно одноцветен. Кто-то точно сказал, что "Блок умер от смерти". Блок умер вместе со своей эпохой, с ее культурой, одинокими обломками которой остались Ахматова, Цветаева, Пастернак.

  1. Объяснение темы. Работа с опорным конспектом.

Страдательные причастия прошедшего времени 
 

основа глагола неопр. ф. + 

-нн-, -нн- (от глаголов на -ать-, -ять-)

-енн- (он глаголов на -еть, -ить, -ти, чь)

-т-

указать

+ -нн- ->

указанный

затеять

+ -нн- ->

затеянный

видеть

+ -енн- ->

виденный

изранить

+ -енн- ->

израненный

вывезти

+ -енн- ->

вывезенный

унять

+ -т- ->

унятый

  1. Есть ли ограничения в видовых формах?
  2.  Когда присоединяется суффикс – НН-

                                                     - ЕНН-

                                                           -Т-?

  1. Есть ли у причастия суффиксы: - АН-, -ЯН-,-Н-?
  2. К чему присоединяется суффикс?

Устная отработка правила.

  1. 1. Закрепление.

Работа с учебником. Упражнение/1о примеров/комментированное выполнение цепочкой./

  1. Выборочный диктант.

/выписать причастные обороты и главное слово, расставляя, если необходимо, знаки препинания/

Устно указать средства выразительности

1  И  этот лес, сомкнутый тесно,                            ЭПИТЕТ

И эти горные пути

Мешали слиться с неизвестным.                                 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

     2 Я, изнуренный и премудрый,

     Восстал от тягостного сна.                                            ЭПИТЕТ

3  Вихрь, исполненных видений, -

    Голубиный лет..

4  Очарованный музыкой влаги,                                   МЕТАФОРА

Не могу я не петь, не плясать.

  1. Выборочно-распределительный диктант.

/ выписать причастные обороты и главное слово, расставляя, если необходимо, знаки препинания, распределив по двум столбцам/

Страдательные причастия прошедшего времени

 Причастия

Выхожу я в путь, открытый взорам.

 Я думал о сбывшемся чуде.

Шлейф, забрызганный звездами,

Синий, синий, синий  взор.

Меж землей и небесами

Вихрем поднятый костер.

И король, нахмуривший брови,

Проходил без пажей и слуг.

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И верный знак, что мы внутри

Неразмыкаемого круга

6.4. Объяснительный диктант с грамматическим заданием.

1.Ее заломленные2 руки чуть брезжили 1в луче 3дневном.4                     МЕТАФОРА

2. Вся 1жизнь, ненужно изжитая2, пытала2, унижала, жгла.4

Лексическая минутка.

Как вы понимаете слова: «Брезжила, шлейф, изнуренный, восстал, стан, очарованный»?

 Брезжила – светать, светлеть, мерцать.

Шлейф- волочашийся сзади, удлиненный подол платья./ иллюстрация/

 Изнуренный – крайне утомленный.

 Восстал- поднялся, взбунтовался, возмутился.

Стан           1. – торс человека, тело.

  1. Воинский лагерь.

Очарованный – заколдованный, завороженный, пленный.

  1. Подводим итоги.
  1. Какие суффиксы требуются для образования форм страдательных  причастий прошедшего времени?
  2.  Чем необычны стихи Блока?
  3. Анализ полученный оценок.
  1. Д/з упр./ по  усмотрению  учителя/

Заребусировать словарные слова.

Урок № 5   Тема: Одна Н и две Н в причастиях и отглагольных прилагательных.

Обобщение.

/ на основе произведений  Брюсова/

 Обучающие цели:

  1. обобщить и систематизировать теоретические сведения о причастии;
  2.   - совершенствовать умение находить причастия и определять их морфологические признаки;
  3.   - находить причастный оборот;
  4.   -  выработка  навыков  по данной  теме.
  5. знакомство с творчеством  Брюсова.
  6. закрепление литературоведческих  терминов

Воспитательные цели:

  1. расширение  кругозора,
  2.  привитие  чувства  прекрасного.

Развивающие  цели:

  1. Погружение  в  поэтический  мир
  2. Привить вдумчивое   чтение.
  3. Расширение  словарного запаса  учащихся.
  4. Раскрытие  творческих  способностей учащихся.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

 Оборудование: Схема «-Н – и - НН- в глагольных формах», портрет Брюсова, сборник стихов.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Проверка Д/З
  2. «Ты мне, я тебе» . / Учащиеся делятся  на  группы и задают друг  другу  вопросы по  уже изученным  темам/
  1.  Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?
  2.  Сколько –Н- пишется в причастиях?
  3. Сколько –Н- пишется в отглагольных прилагательных?
  4. Когда отглагольное прилагательное становится причастием?
  5.  Какие суффиксы требуют  удвоенную –Н-?
  6. Играет ли роль приставка НЕ-?
  7.  Какова особенность слов типа «читаная-перечитаная»?
  8.  Меняется ли написание в составе сложных слов типа « домотканый»?
  9. Назовите исключения./работа цепочкой/

-Н-

   -НН-

смышленый
посаженый, 
названый

жеваный, 
кованый

Прощеное

раненый

приданое

медленный
желанный, 
священный, 
неслыханный, 
нежданный,

нечаянный,

невиданный,

деланный,

данный,

виденный

считанный

жеманный,

чванный.

  1. Постановка целей. Стихотворение Брюсова «Творчество»

     Тень несозданных созданий

     Колыхается во сне,

     Словно лопасти латаний

     На эмалевой стене.

 

     Фиолетовые руки

     На эмалевой стене

     Полусонно чертят звуки

     В звонко-звучной тишине.

 

     И прозрачные киоски,

     В звонко-звучной тишине,

     Вырастают, словно блестки,

     При лазоревой луне.

 

     Всходит месяц обнаженный

     При лазоревой луне...

     Звуки реют полусонно,

     Звуки ластятся ко мне.

 

     Тайны созданных созданий

     С лаской ластятся ко мне,

     И трепещет тень латаний

     На эмалевой стене

Сообщение ученика о творчестве Брюсова.

Род. и ум. в Москве. Так же, как и Бальмонт, был одним из самых знаменитых поэтов своего времени. Прославлен как эрудит. Считался законодателем литературных мод, главой символистской школы. После революции вступил в партию, организовал Высший литературно-художественный институт. Обратился к бывшим соратникам по символизму, не признавшим революцию и видящим в ней только кровь и разруху, с поэтической инвективой "Товарищам интеллигентам". Брюсов принадлежал к тем российским интеллигентам, кто сам накликал на свою голову наступающее варварство: "Но тех, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном". Недостатки поэзии Брюсова - книжность, мелодекламационность. Неоспоримое достоинство - высокий поэтический профессионализм. Пастернак, за многое упрекая Брюсова, но в то же время и ценя его, написал ему такие слова благодарности:

        И я затем, быть может, не умру,

        Что, до смерти теперь устав от гили,

        Вы сами, было время, поутру

        Линейкой нас не умирать учили?

  1. Закрепление.

Алгоритм

  1.  Исключение?

                                 

Да                нет

                        2 Есть ли суффикс - ОВА-?

                                                                      

                             Да                     нет

                         -НН-                     3 Есть ли зависимые слова?

                                                                                                

                                                        Да                   нет

                                                       -НН-                  4. Определи вид

                                                                                                                             

                                                                                     Сов.              Несов.

                                                                                     -НН-               -Н-

5. 1.Выборочный диктант

/выписать причастные обороты и главное слово, расставляя, если необходимо, знаки препинания/

Устно указать средства выразительности.

1 А образы потом живут века                                        ОЛИЦЕТВОРЕНИ  

В отточенной и завершенной фразе.                        ЭПИТЕТ

2  Неизвестный, осмеянный, странный,                        

Я изведал безмерное счастье.                                       ЭПИТЕТ

3 Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!                           ЭПИТЕТ

4 Я помню этот мир,            

утраченный мной с детства.                                     ЭПИТЕТ

5 Но боюсь, что в соленом просторе-

Только сон, только сон бытия!                                     МЕТАФОРА

6 Мы бродили в неконченом здании

По шатким, дрожащим лесам.

7 Вздымал к простору Храм Свободы,

Затерянный в тайге глухой.                                      ЭПИТЕТ

5.2.  Распределительный диктант

 -Н-

-НН-

Ломаная линия

Израненный офицер

Раненый боец

Изобретенный аппарат

Кипяченая вода

Неслыханный поступок

Названый брат

Плетенные в мастерской корзины

Непрошеный гость

Купленный кухонный комбайн

5.3. Творческий диктант

/Составьте словосочетания. Определите вид связи в словосочетаниях. Слова разберите по составу/

Стираное-перестираное

Малохоженая

Свежезамороженные

Гладкоокрашеный

Балованный

Жеваный

5.4. Объяснительный диктант.

 Я, окропленный

Майским дождем3,-                                           ЭПИТЕТ

Жрец, преклоненный пред алтарем.4               СИНТАКСИЧЕСКИЙ  ПАРАЛЛЕЛИЗМ

Освобожденная Россия1 –

Какие дивные слова.4                                         ЭПИТЕТ

Лексическая минутка.

Как вы понимаете слова « Жрец, алтарь, окропленный, утраченный?

Жрец – служитель божества, который приносит жертвоприношения,

 алтарь- жертвенник,

окропленный- взбрызнутый, сбрызнутый,

утраченный – потерянный.

6  Итог. Повторение алгоритма.

Что удивило вас в произведениях Брюсова?

Что показалось вам новым, неожиданным?

 Исключения./работа цепочкой/

Написание сложных слов.

7 Анализ оценок. Разбор Д/з ./ по  усмотрению учителя./

Урок  №   6           Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями

                                   / Творчество  О. Мандельштама/

Обучающие цели:

1)закрепление понятия  причастия, .

3) закрепить навыки словообразования

4)обобщить и систематизировать полученные данные по данной  орфограмме

5)закрепление  навыков  на письме

6)знакомство с творчеством  О. Мандельштама

7)закрепление литературоведческих  терминов

Воспитательные цели:

  1. расширение  кругозора,
  2.  привитие  чувства  прекрасного.

Развивающие  цели:

  1. Погружение  в  поэтический  мир
  2. Привить вдумчивое   чтение.
  3. Расширение  словарного запаса  учащихся.
  4. Раскрытие  творческих  способностей учащихся.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

Оборудование: мультимедиа.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Постановка целей.

Я так же беден, как природа,

     И так же прост, как небеса,

     И призрачна моя свобода,

     Как птиц полночных голоса.

     Я вижу месяц бездыханный

     И небо мертвенней холста;

     Твой мир, болезненный и странный,

     Я принимаю, пустота!

  1. Индивидуальное сообщение  «Жизненный путь  О. Мандельштама»

  1. Фронтальный опрос.
  1. Что такое причастие?
  2. Какие признаки оно взяло от глагола, а какие от прилагательного?
  3. Как пишется  Не с глаголами и прилагательными?

  1. Словарная работа / повторение написания не с глаголами и прилагательными/

 Негодовать, вовсе не интересные, неспелый, не знал, ненавидеть, не далекий, а близкий,

далеко не известный, недоедал, не сберечь, неистинный, не сожалеет, негромок.

  1. Объяснение темы. Постановка проблемы.

Рассмотрим следующие примеры:

Ненаписанное письмо.

Не написанное мной письмо.

Письмо не написано.

Не написанное, а только задуманное письмо.

Сделайте вывод.

Слитно

Раздельно

  1. Без не не употребляется

1Есть зависимое слово

2 нет зависимых слов

  1. Есть противопоставление с союзом А

  1.  Краткая форма.

  1. Закрепление.
  1. Выборочный диктант./ выписать слова с изученной орфограммой/

1)  На стекла вечности уже легло

     Мое дыхание, мое тепло.

   Запечатлеется на нем узор,

     Неузнаваемый с недавних пор.

2)Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза,

3) Когда удар с ударами встречается

     И надо мною роковой,

     Неутомимый маятник качается

     И хочет быть моей судьбой…

                                        

   

4)И невозможно встретиться, условиться,

     И уклониться не дано.

5)Она испытывает лето,

     Как бы не тронута зимой..

6)И никну, никем не замеченный,

     В холодный и топкий приют..

7)Утро, нежностью бездонное,

     Полуявь и полусон --

     Забытье неутоленное --

     Дум туманный перезвон...

8) Мы напряженного молчанья не выносим

6.2. Объяснительный диктант с грамматическим заданием.

1)Она еще не родилась,

     Она и музыка, и слово,

     И потому всего живого

     Ненарушаемая связь.4

2)Паденье - неизменный спутник страха,

     И самый страх есть чувство пустоты.4

  1. Самостоятельная работа с использованием интерактивной доски.

Проверочный текст

 Текст для работы.

Нежнее нежного

     Лицо твое,

     Белее белого

     Твоя рука,

     От мира целого

     Ты далека,

     И все твое -

     От неизбежного.

     От неизбежного

     Твоя печаль,

     И пальцы рук

     Неостывающих,

     И тихий звук

     Неунывающих

     Речей,

     И даль

     Твоих очей.

Н…жнее нежного

     Л..цо твое,

     Б..лее белого

     Твоя рука,

     От мира целого

     Ты д..лека,

     И все твое -

     От /не/избежного.

     От /не/избежного

     Твоя п…чаль,

     И пальц… рук

     /Не/остывающих,

     И тихий звук

     /Не/унывающих

     Р..чей,

     И даль

     Твоих очей.

  1. Лексическая работа с текстом.
  1. Выявите все художественные средства.

пример

Средства выразительности

Нежнее нежного

   Лицо твое,

  Белее белого

    Твоя рука

сравнение

И все твое -

     От неизбежного.

     От неизбежного

     Твоя печаль..

Стык или подхват

рук

     Неостывающих

тихий звук

     Неунывающих

     Речей

Эпитет

Ассонанс /частый повтор звуков [Е ],[О]/.

Твоя

Повтор одного и того же слова

  1. Подводим итог.
  1. Когда пишется не с причастиями слитно?
  2. Когда пишется не с причастиями раздельно?
  3. Каков алгоритм работы с данной орфограммой?
  4. Понравились ли вам стихи Мандельштама?
  5. В чем новизна и яркость его произведений?

  1. Д/З  Найти  в сборнике стихов О. Мандельштама примеры на изученную орфограмму

 Урок  №7  Тема: Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.

                                   / Творчество Вячеслава Иванова/

Обучающие цели:

1) Знакомство с деепричастным оборотом

2) выделением деепричастного оборота на письме.

3) закрепление пунктуационных  навыков  на  письме

4)знакомство с творчеством  Вячеслава Иванова

7)закрепление литературоведческих  терминов

Воспитательные цели:

  1. расширение  кругозора,
  2.  привитие  чувства  прекрасного.

Развивающие  цели:

  1. Погружение  в  поэтический  мир
  2. Привить вдумчивое   чтение.
  3. Расширение  словарного запаса  учащихся.
  4. Раскрытие  творческих  способностей учащихся.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

Оборудование: интерактивная доска, портреты Иванова, сборники  стихов.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Постановка целей.

Знаете  ли  вы, чьи  это  строки:

Сегодня  мы  познакомимся с малоизвестным  для  современного читателя представителем серебряного века.

Индивидуальное  сообщение о Вячеславе Иванове

  1. Фронтальный опрос.
  1. Что такое деепричастие?
  2. Какие особенности эта часть речи взяла от глагола?
  3.  Какие особенности из наречия?
  4.  Что мы называем деепричастным оборотом?
  5. Чем деепричастие отличается от причастий?

  1. Интерактивная доска. Найдите в предложенных отрывках причастия и деепричастия. Запишите их в два столбика.

1)Цирцея-смерть смесит для нас,

Порукой связанных взаимной,

Примерив у загробных врат

На каждом каждого наряд.

2)Так демоны глухой Личины,

Родимый отомкнув тайник,

Зовут на древние гостины,

Забвенный будят наш двойник…

3) Ветер, пахнущий снегом и цветами, 
Налетел, засвистел в снастях и реях, 
Вырываясь из узкого ущелья 
На раздолье лазоревой равнины.

Проверка выполненного задания.

  1. Объяснение темы.

Давайте вернемся к строкам , с которыми вы работали. Я предлагаю вам сегодня выполнить небольшое исследование.

  1. Обратите внимание на то, где находится деепричастный оборот по отношению к главному слову?

Смесит…, Примерив у загробных врат

На каждом каждого наряд.

Родимый отомкнув тайник,

Зовут…

Налетел, засвистел в снастях и реях, 
Вырываясь из узкого ущелья 
На раздолье лазоревой равнины.

  1. Какой вывод мы можем сделать?

А теперь обратите внимание на примеры, записанные на доске:

 Работал спустя рукава

Выполнял скрипя сердцем

  1. Найдите деепричастие. Частью чего он является?
  2. Какой вывод можно сделать?
  3. А теперь обратим свое внимание на следующую запись:

Он делал все молча.

 Человек спал не раздеваясь.

  1. Найдите деепричастие.
  2. Где находится одиночное деепричастие по отношению к сказуемому?
  3. Где находится одиночное деепричастие в структуре предложения?
  4. Сделайте вывод.

Подведем итоги нашего исследования.

/_._._._./, =, /_._._._./.

= / _._._./( фразеологизм)

= / _._._./( одиночное деепричастие в конце предложения)

  1. Закрепление. Выборочный диктант.

/ Выписать из предложений главное слово, деепричастие или деепричастный оборот, расставляя знаки препинания/

  1. А перед саклею, горя 
    Сапфирами  восточной славы, 
    Текли
    Хвалынское струи. 
  2. Словно в гробу, остывая, Земля
    Пышною скорбью солнц
    убирается...
    3)  …мы,
    в небе тая,
    С землей
    разлучены
    4) Мы с солнцем
    шепчемся, цветя, под звон косы..
  1. Всё, дрогнув, вдруг отяжелело.
    К ярму и тяготе спеша,
    В свое дневное
    входит тело
    Ночная вольная душа.
  2. Сиделка сердобольно
    Склонилась хлопоча.
  3. Прочь от треножника влача,
    Молчать вещунью
    не принудишь,
    И,
    жала памяти топча,
    Огней под пеплом не
    избудешь.
  4. За тобой хожу и ворожу я,
    От тебя таясь и убегая;
    Неотвратно на тебя гляжу я,-
    Опускаю взоры  настигая.

Лексическая работа.

Как вы понимаете слова:

Ярмо-

Треножник-

Влачить-

  1. Объяснительный диктант с грамматическим заданием.

Трезвится, умирясь в душевной глубине,3
И, как молчальник-лес под лиственною схимой,
Безмолвствует
1 душа с душой земли моей родимой.

  1. Лексическая работа.

Как вы понимаете слова: молчальник, схима, безмолвствует?

Молчальник -  молчун

Схима -

Безмолвствует –  не говорит

 Какие слова звучат своеобразно?

Трезвится, умиряясь

Как вы их понимаете?

Мы с вами уже  познакомились с творчеством Северянина. Какая отличительная черта была в его произведениях?

Повтор термина.

Окказионализмы – слова придуманные автором.

В выборочном диктанте найдите окказионализм. / избудешь/

9.Д/З./ по  усмотрению  учителя/

10. Подводим итоги.

- Как деепричастие оформляется на письме?

- В чем особенность произведений В. Иванова?

-  Как называются слова, придуманные автором?

 Закончить я урок хочу прекрасным стихотворением В. Иванова.

Солнце, сияя, теплом излучается:
Счастливо сердце, когда расточается.
Счастлив, кто так даровит
Щедрой любовью, что светлому чается,
Будто со всем он живым обручается.
Счастлив, кто жив и живит.

Урок № 8    Тема: Смысловые группы наречий./ творчество З. Гиппиус/

Обучающие цели:

  1. закрепление понятия наречия,

2)работа с лексическим составом наречий.

3) закрепить навыки словообразования

4)обобщить и систематизировать теоретические сведения о наречии;

5)знакомство с творчеством  Зинаиды Гиппиус

6)закрепление литературоведческих  терминов

Воспитательные цели:

  1. расширение  кругозора,
  2.  привитие  чувства  прекрасного.

Развивающие  цели:

  1. Погружение  в  поэтический  мир
  2. Привить вдумчивое   чтение.
  3. Расширение  словарного запаса  учащихся.
  4. Раскрытие  творческих  способностей учащихся.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

Оборудование: сообщение о Зинаиде  Гиппиус»,  выборочные слайды из презентации «Мир наречий», интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Постановка целей.

Мне мило отвлеченное:

Им жизнь я создаю...

Я все уединенное,

Неявное люблю.

Я - раб моих таинственных,

                                                                                                        Необычайных снов...

Но для речей единственных

Не знаю здешних слов...

З. Гиппиус.

Сообщение о Зинаиде Гиппиус»

Именно эта поэтесса сегодня будет помогать нам в работе с новой темой. Строки ее стихов станут иллюстративным  материалом данной темы.

  1. Фронтальный опрос.
  1. Что такое наречие?
  2.  Каковы его признаки?

Работа со слайдами из презентации «Мир наречий»

  1. Объяснение темы.

Работа со слайдами из презентации «Мир  наречий»

Составление таблицы «Смысловые группы наречий»

Вопросы, на которые отвечают наречия

Значение наречий

Примеры

Как? Каким образом?

образа действия

Быстро, медленно, прочно, хорошо, по-хорошему, вслух, наизусть, пешком, никак, ...

Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго?

времени

Сегодня, завтра, поутру, скоро, теперь, давным-давно,  ...

Где? Куда? Откуда?

места

Вверху, внизу, справа, слева, везде, издали, вблизи, позади, ...

Почему? Отчего?

причины

Сгоряча, сослепу, со зла, спроста, поневоле, потому, поэтому.

Зачем? С какой целью? Для чего?

цели

Нарочно, назло, незачем, затем, зачем.

Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени? В какой мере?

меры и степени

Очень, вдоволь, весьма, слишком, досыта, вполне, едва-едва, почти, дважды, ...

  1. Закрепление. Выборочный диктант.

  1. И ветер, встав на миг единый,

         Дождем дохнул - и в миг исчез.                     / образ  действия/

  1. У каждого, кто встретится случайно           / цель/

Хотя бы раз - и сгинет навсегда,                /время/

Своя история, своя живая тайна,

Свои счастливые и скорбные года.

  1. Себя вовеки не прощает -                          /время/

Хоть мы простим, и Бог простит.

  1. Они - не ты. Ты больше знаешь.             /меры и степени/

Тебе иное суждено.

  1. С единой бровью и с ликом птицы,-

Выходит старшая вперед.                          /место/

  1. ... А мудрость лежала праздно                 /образ действия/

На перекрестке трех дорог.

  1. Мы никогда не изменяем:                          / время/

        Душа одна - любовь одна.

  1. Но слишком туго кольца жизни сжали            / меры и степени/

И, медленные, душат как змея.

  1. Так осенью, светло и равнодушно,             /образ действия/

          На бледном небе умирает день.

  1. А пар рассветный, живой и редкий,

Внизу рождаясь, встает, встает...

  1. К простоте возвращаться - зачем?              / цель/

Зачем - я знаю, положим.

  1. Поверьте, встречи нет случайной,-

Как мало их средь суеты!                           / меры и степени/

  1. Мы так беспомощны, так жалки и смешны,

Когда помочь другим пытаемся напрасно.         / цель/

  1. Работа с интерактивной доской

Задание.

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Подчеркните   наречия и укажите смысловую группу.

Выполните грамматические задания.

 

1 вариант

2 вариант

На лун..ом3 небе ч..рнеют1 ветки...

/В/н..зу чуть слышно шуршит п…ток.

А я к…чаюсь2 в в..здушной сетк..,

Земле и небу равно д…лек.

/В/н..зу мне горько, вверху - обидно...

И вот я в сетк… - ни там, ни тут..

/Не/ знаю3 сам, куда пойду.

Они в..зде, их слишком много...

Спущусь тр…пинкою1 отлогой

К д…вно затихш…му2 пруду.

…..

А вы /ни/когда /не/ в…дали?

В саду или в парке - /не/ знаю,

В…зде зеркала св..ркали.

/В/низу, на поляне, с краю,

/В/верху, на березе, на ели.

Найдите все средства выразительности, которые использует автор

Найдите все средства выразительности, которые использует автор

Ключ.

1 вариант: антитеза, ассонанс, эпитет.

2 вариант: эпитет, гипербола.

  1. Обратите внимание.

К какой  смысловой группе наречий мы не привели пример?

Творческое задание./ Составьте словосочетания /

Сгоряча, сослепу, со зла, спроста, поневоле.

  1. Подведение итогов.
  1. О чем мы сегодня узнали?
  2. На какие смысловые группы делятся наречия?
  3. Как определить смысловую группу?
  4.  Какой вам представилась поэтесса по  отрывкам из ее произведений?
  5. Удачно ли выбран эпиграф урока? Подтверждают ли его строки  использованных стихотворений?

Урок № 9       Тема : Одна и две Н в наречиях на – О и – Е.

                                           / Творчество Б. Пастернака/

Обучающие цели:

1)закрепление понятия наречия,

2)работа с лексическим составом наречий.

3) закрепить навыки словообразования

4)обобщить и систематизировать теоретические сведения о написании суффиксов наречий

5)выявление различения наречий на –о, -е и кратких причастий.

6)знакомство с творчеством  Бориса  Пастернака

7)закрепление литературоведческих  терминов

Воспитательные цели:

  1. расширение  кругозора,
  2.  привитие  чувства  прекрасного.

Развивающие  цели:

  1. Погружение  в  поэтический  мир
  2. Привить вдумчивое   чтение.
  3. Расширение  словарного запаса  учащихся.
  4. Раскрытие  творческих  способностей учащихся.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

Оборудование: Мультимедиа, интерактивная доска, портреты Б Пастернака.

Ход  урока.

  1. Оргмомент. Постановка целей.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Всё время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

Б. Пастергак.

Индивидуальное  сообщение  о Борисе Пастернаке.

2 Фронтальный опрос.

  1.  Что такое наречие?
  2. Каким  способом образованны наречия на –о, -е?
  3.  От чего зависит выбор -Н- в написании наречий?
  1. Закрепление.

Выборочный диктант.

  1. Смеркается, и постепенно

Луна хоронит все следы

Под белой магией пены

И черной магией воды.

  1. Но нежданно по портьере

Пробежит сомненья дрожь

  1. Мы брать преград не обещали,

Мы будем гибнуть откровенно.

  1. Открыли дверь, и в кухню паром

Вкатился воздух со двора,

И всё мгновенно стало старым,

Как в детстве в те же вечера.

  1. Давай ронять слова,

Как сад - янтарь и цедру,

Рассеянно и щедро,

Едва, едва, едва.

  1. Не надо толковать,

Зачем так церемонно

Мареной и лимоном

Обрызнута листва.

  1. Пушинки непрошено валятся на руки.
  1. Объяснение  материала.

Разграничение форм наречий, кратких прилагательных и кратких причастий.

Краткое причастие

 Краткое прилагательное

 наречие

Тучи рассеяны

Дети рассеянны

Смотрел рассеянно

Что сделаны?

 Каковы?

Как?

Относится к сущ.

Относится к сущ.

Относится к  глаголу

Имеет зависимые слова

Можно образовать срав. степень

Дети стали рассеяннее

Употребляется со словом  ОЧЕНЬ

Дети очень рассеянны

      - Н-

    -НН-

  НН= НН

     Н=Н

В зависимости от слова, от которого образовано

3.1.Закрепление.     Диктовка./ комментированное выполнение/

Напряжено смотрели, испугано охотником, девочка растерянна, лицо напряженно, действовали взвешенно, преимущество растеряно, решение тщательно обдумано.

3.2..Работа с интерактивной доской. Записать выведенный  на экран текст, вставляя пропущенные буквы и запятые. Найти и подчеркнуть наречия, краткие прилагательные и краткие причастия.

Проверочный текст

 Текст слайда

Полы подметены, на скатерти - ни крошки,

Как детский поцелуй, спокойно дышит стих…

И вот я здесь с тобой в сторожке.

В лесу безлюдно и пустынно.

Любила снег ласкать пальба,

И улицы обыкновенно

Невинны были, как мольба,

Как святость - неприкосновенны…

Сограждане, кто это,

И кем на терзанье

Распущены по ветру

Полотнища зданий?

П…лы подмете…ы, на скатерт… - ни крошки,

Как детский поцелуй, спокойно дыш…т стих…

И вот я здесь с тобой в сторо…ке.

В лесу безлюдно и пусты…о.

Любила снег ласкать п…льба,

И улиц… обыкнове…о

Неви…ы были, как мольба,

Как святость – неприк…снове…ы…

Сограждане, кто это,

И кем на терзанье

Распуще…ы по ветру

П…лотнища зданий?

  1. Лексическая работа. Выпишите все средства выразительности.

Как детский поцелуй – сравнение

спокойно дышит стих – олицетворение

Любила снег ласкать пальба - олицетворение

Улицы Невинны были – олицетворение

как мольба, как святость – сравнение

Распущены по ветру

 Полотнища зданий – метафора

  1. Итоги урока.
  1. Сколько Н пишется в наречиях?
  2. Как отличить наречия от кратких причастий и прилагательных?
  3. В чем необычность стихотворение Б. Пастернака?
  1. Д/З / по усмотрению учителя/

 Урок № 10              Тема: Сочинительные союзы.

                      / На основе творчества  Мережковского/

 Обучающие цели:

  1. Знакомство с сочинительными  союзами
  2. знакомство с разрядами сочинительных союзов,
  3. закрепления навыков их нахождения в тексте,
  4. закрепление пунктограмм, связанных с сочинительными союзами

5 )знакомство с творчеством   Мережковского

7)закрепление литературоведческих  терминов

Воспитательные цели:

  1. расширение  кругозора,
  2.  привитие  чувства  прекрасного.

Развивающие  цели:

  1. Погружение  в  поэтический  мир
  2. Привить вдумчивое   чтение.
  3. Расширение  словарного запаса  учащихся.
  4. Раскрытие  творческих  способностей учащихся.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

Оборудование : интерактивная доска, схема «Сочинительные союзы»

Ход урока.

  1. Оргмомент. Постановка целей.

2.Индивидуальное сообщение  о творчестве Мережковского.

3. Фронтальный опрос.

  * Что такое союз?

* Чем союзы отличаются от предлогов?

* На какие группы делятся союзы по своему составу?

*  Какие виды союзов вы знаете?

4. Объяснение темы. Работа  с таблицей.

4.1 Выборочный диктант

1.Ты, резвясь, кидаешь сердце

То к лазури, то во прах

С тем же хохотом беспечным

На пленительных устах.

2.Кто ты, он или она,

Мой сообщник ли таинственный,

Мне сестра, или жена,

Враг ли мой, иль друг единственный…

Я не знаю, но люблю

С вечной нежностью напрасною

Душу темную твою,

Душу темную и ясную.

3.Не бойся ни врага, ни друга,

Ни мертвой скуки, ни борьбы,

Неуязвимо и упруго

Под страшным молотом Судьбы.

4.О, небо, дай мне быть прекрасным,

К земле сходящим с высоты,

И лучезарным, и бесстрастным,

И всеобъемлющим, как ты.

4.2 Объяснительный диктант

1)Свобода без любви — угрюмая темница:

Отдам я всё: и жизнь, и радость, и покой.

Но только б вновь любить с безумною тоской,

Страдать, как я страдал, и плакать, и томиться!

2)Не нужно нам для счастия

   Ни славы, ни любви,

Но почки благовонные

   Нужны, и небеса,

И дымкой опушенные

   Прозрачные леса.

4.3 Интерактивная доска. / Найди  сочинительный союз. Определи его разряд и схемой покажи, что он соединяет/

1)Любовь — побеждена, однако сердце недовольно.

2)Рад забыть, да не забуду;

Рад уснуть, да не усну.

3)И словно незримый слетал утешитель,

И с ласкою тихой склонялся ко мне;

Не знал я, то мать или ангел-хранитель,

Ему я, как ей, улыбался во сне.

4) Люблю иль нет,- легка мне безнадежность:

Пусть никогда не буду я твоим,

А все-таки порой такая нежность

В твоих глазах, как будто я любим.

5) Ни прошлых, ни грядущих дней

Я не хочу пытать и числить.

  1. Творческая работа.

/ Замените  авторские союз  составными :  не только…, но и…,   как…, так  и ./

И не хотим конца предвидеть,

И не умеем вместе жить,-

Ни всей душой возненавидеть,

Ни беспредельно полюбить.

Ни злом, ни враждою кровавой

Доныне затмить не могли

Мы неба чертог величавый

И прелесть цветущей земли.

Что изменилось в структуре стихотворения?

  1. Подводим  итоги:

*  С какими союзами  мы познакомились?

 * На какие  группы  делятся сочинительные  союзы?

*  Расскажите о знаках препинаниях при сочинительных   союзах.

* В чем  необычность  поэзии Мережковского?

7. Д/з. / по усмотрению  учителя/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для7-х классов

Викторина для 7-х классов, с целью: 1)Повторить пройденный учебный материал в неформальной обстановке во время игры.  2)Подвести итог по изучению темы: "Лондон" на данном этапе обучения английс...

Рабочая программа для7 класса.

данная программа предназначена для УМК К.Кауфман, М.Кауфман «Happy English.ru-7»...

Открытый урок русскогоязыка в з классе МС(К)ОУ "С(К)ОШ № 15 по теме: "Различение твёрдых и мягких согласных гласными".

Урок создан на основе модели личностно-ориентированной  технологии обучения. На уроке используется ЦОР, мотивация учебной деятельности, реализованы основные этапы урока. Организована последовател...

Программа элективного курса « За строкой поэтического текста ». 9 класс.

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9 классов.             Звучащая речь является основной формой существования языка. Особен...

Рабочая программа внутрипредметного модуля по литературе «За строками текста» 5 «А» класс, (4 четверть)

Содержание и структура внутрипредметного  образовательного модуля определяется целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их спос...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для7 класса (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и...

Тесты по русскому языку для7 класса

Данные тесты помогут проверить знаиния учащихся по основным темам, изучаемым в 7 классе ("Причастие", "Деепричастие", "Наречие" и др.)...