Использование ИКТ на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Использование ИКТ на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokah_russkogo_yazyka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         О.М.Малышева,

                                                         учитель русского языка и литературы,

                                                         МОУ «СОШ №3», г.Бийск

Использование информационных компьютерных технологий

на уроках русского языка и литературы

В данной статье  идет речь о преимуществе использования на уроках русского языка и литературы ИКТ как одного из средств личностно-ориентированного  и развивающего обучения в период модернизации образования.

Сильнейший инстинкт всякого существа – жить. И жить по-своему. Цель жизни и есть сама жизнь. С первой минуты своего рождения ребенок – участник жизни, а не объект для подготовки к ней. Поэтому воспитание и образование должны вытекать из самой жизни и идти от личности ученика. Развить в нем качества, от которых зависит ценность и сила человека, возможно лишь в том случае, когда ребенок с самого раннего детства может свободно выбирать, взвешивать последствия своего выбора. Не ребенок должен существовать для системы воспитания и образования, а система для него. Задача школы – организация для каждого ребенка именно такого процесса учебы, которого требует природа данного индивида.

Руководствуясь этим ведущим принципом гуманной педагогики и решая проблему саморазвития, каждый учитель должен стремиться сделать так, чтобы ученик стал субъектом собственного развития. Известна психологическая закономерность: чем образованнее человек, тем выше его стремление к культуре, и чем более культурно развита личность, тем выше его потребность в образовании, тем сильнее у него развито самосознание. Вот почему ведущим направлением деятельности современной школы  должно стать вооружение учащихся глубокими, прочными знаниями и воспитание культуры.

Глубокие и прочные знания ученика требуют решения вечной проблемы: чему учить и как учить?

Что может быть гуманным по отношению к личности ученика при решении проблемы чему учить? Безусловно, это создание школой таких направлений и способов учебной деятельности, которые бы соответствовали уровню развития школьника, его познавательным интересам и способностям. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно; в школе необходимо создать условия, способные обеспечить следующие возможности: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем; широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран; свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, среди которых приоритетное положение в настоящее время, бесспорно, занимают информационно – коммуникативные технологии, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникативные сети Интернет. Поэтому и главной компетенцией учителя – предметника становится его обновленная роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего в безграничном море информации.

Мы уже привыкли к тому, что каждый год происходит объективное усложнение образовательной системы, подталкиваемое техническим прогрессом. Вместе с этим растет и нагрузка на учащихся, которые уже просто не в состоянии справляться с огромным потоком и объемом информации. Все это вместе взятое и привело учителей – словесников в компьютерный класс: чтобы получить возможность как-то оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету, чтобы труд на уроке не был испытанием на выносливость, а стал процессом осознанного усвоения материала. Ведь как говорит пословица: « Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь».

ИКТ можно использовать и в процессе индивидуальных занятий, и во внеурочное время, и непосредственно на уроке для изучения нового материала, организации самостоятельной работы, повторения, обобщения и контроля знаний, организации мониторинга ЗУНов.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, алгоритмов, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают его более интересным.

Имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все возможности групп и индивидуальные  отдельных ребят. Для своих уроков я печатаю тестовые задания (по технологии «Уровневая дифференциация»), карточки–задания, вопросы к олимпиаде или к конкурсу…Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но и закрепить его, отработать практические навыки. Современный урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его цели и задач, планирования этапов. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности, поместив на слайды. Бесспорно, качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель к тому же получает возможность больше внимания уделить детям.

Уроки литературы – разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными. С привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. И именно для уроков литературы и учителя, и учащиеся готовят самые интересные проекты: уроки – путешествия в мир кино и мультипликации, музыки и живописи, художественного слова и мастеров театра; составляют презентации, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Изготовление собственных презентаций учащимися – процесс очень интересный и важный, хотя без помощи учителя им пока не обойтись (нет специального учебного пособия ), но вот эта совместная работа как нельзя лучше сближает учителя и ученика, создает атмосферу сотрудничества, помогает осуществлять личностно ориентированный подход в обучении и воспитании).

Однако компьютер целесообразно использовать не только как средство наглядности, получения дополнительной информации, но и в качестве средства активного обучения. Как это ни парадоксально, но именно компьютер (бездушная машина) может по – настоящему оживить русский язык, который, чего греха таить, является не самым популярным и привлекательным среди учащихся  по вполне понятным объективным причинам. Поэтому возникла необходимость создания таких новых форм занятий, как лингвистическая игра, которая требует достаточно высокого уровня логического мышления.

При работе с компьютерными учебно-игровыми программами решаются определенные воспитательные и образовательные задачи, скрытые под формой увлекательного игрового действия. Учащиеся охотно идут  на занятия с использованием компьютера, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с учеником.

Детей привлекают новые условия, непринужденность обстановки, само общение с компьютером, возможность работать группами (взаимопомощь), возможность повторить программу и получить хорошую отметку. Ученик самоутверждается, у него появляется вера в свои способности (это особенно важно для слабых учащихся). Такой опыт пригодится ученику не только в учебной деятельности, но и в жизни. У ученика появляются  дополнительные возможности для тренировок и закрепления знаний, умений, навыков. При обеспечении каждого ученика своим дисплеем появится возможность индивидуализировать работу учащихся, облегчить дифференциацию оценки их знаний.

Компьютер способен снять психологический дискомфорт (боязнь низкой оценки, насмешки товарищей, повышенный тон учителя), развивает любознательность, уверенность в собственных силах, самостоятельность. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс: чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями

Внедрение новых информационных технологий – это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению русского языка и тем самым повысить уровень орфографической и пунктуационной компетентности учащихся, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы; способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру, на развитие стойкого  интереса учащихся к русскому языку.

Тем не менее нужно помнить, что далеко не весь материал по русскому языку или литературе нуждается в опоре на средства компьютерной техники. Ведь все хорошо в меру! Известно, развивая логическое мышление, обогащая  учащихся новыми знаниями, умениями, навыками, компьютер все же не развивает монологическую и диалогическую речь детей, сужает область коммуникации.

Следовательно, компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное. Компьютер не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе традиционно проводимого урока.

Я убеждена, что возможности использования ИКТ на уроке неограниченны и все зависит от тех целей и задач, которые пытается решить учитель в соответствии с темой урока или программными требованиями.

Список литературы

1. Кравцова М.Ю. Русский язык и ИКТ. Программа. – М.: МИОО, 2006.

2. Мочалова Н.А. Использование компьютера на уроках литературы русского языка. – http://pedsovet.org

3. Павленко И.В. Использование компьютера на уроках литературы русского языка. – oit.uni-dubna.ru

4. ИКТ на уроках русского языка и литературы. – http://luadochka08.rusedu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий диктант по картинам или нестандартное использование живописи на уроках русского языка, 5 класс

Сборник текстов  в 2 частях  для работы по картинам  с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с  искусствоведческими материалами, а также творч...

Использование ИКТ на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ.

Аналитический отчет по методической теме"Использование ИКТ на уроках русского языка  при подготовке к ЕГЭ.Новый толчок развития ИКТ получили в начале 21 века, когда информатизация образования ста...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....