Урок развития речи с элементами интеграции (Русский язык и рисование)
план-конспект урока русского языка (8 класс) на тему

Урок развития с элементами интеграции (Русский язык и рисование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_s_elementami_integracii.docx658.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи с элементами интеграции

(Русский язык и рисование)

Искусство портретной живописи и его отражение в тексте

8 класс

(Учителя: Зелалова С.А. и Семёнова Л.В.)

Компетенции:

Метопредметные: монологическая речь, создание текста.

 Межпредметные: анализ мастерства  художников-портретистов

Узкопредметные: знакомство с жанром портрета и портретной живописью конца 18 – начала 20 века, создание текста-описания

Оборудование: мультимедийное устройство

Ход урока

ЭОР

(видео-,фото-, аудиоматериалы)

1Слово учителя русского языка

  1. Запись темы урока в тетради для развития речи
  2. Запишите в тетради эпиграф к сегодняшнему уроку
  3. Исходя из темы сегодняшнего урока, какие слова эпиграфа мы можем считать ключевыми? Почему?

Предполагаемый ответ учащихся:

Контур, запах, под гранями. Если учащиеся затрудняются с ответом, то учитель сам выделяет эти слова. Объяснение такого выбора:

Контур – это портрет

Запах – душа человека, которую можно увидеть только на картине настоящего мастера и только тот, у кого есть душа, умеющая ценить прекрасное

  1. Какова наша задача? Научиться создавать текст искусствоведческого плана при анализе портрета.
  2. Некогда считалось, что душа может покинуть человека и переселиться в его изображение. Люди верили в волшебство, способное даровать им вечную жизнь. И такое волшебство существует. Оно в искусстве.

Несколько тысячелетий назад скульптор-египтянин изваял лик царицы Нефертити. Почти 500 лет назад великий Леонардо да Винчи написал загадочную Моне Лизу, 300 лет назад Рембрандт создал портрет старушки в красном платке – сила искусства удержала этих людей от исчезновения, от забвения.

Высказывают предположение, что само слово портрет* берёт начало от латинского глагола, означающего «извлекать на поверхность, обнаружить, выявлять».

Деятельность учащихся:

Делают запись определения в тетрадь.

Притягательность хорошего портрета в том, что он делает ясной самую суть натуры, изображаемого человека, его помыслы, чувства, его место в обществе и отношение с другими людьми.  

2 Слово учителя рисования

  1. Жанр «портрет»
  2. Практическая работа по созданию графического портрета по заданным схемам

Деятельность учащихся

  1. Школьники рисуют эскиз портрета

3 Слово учителя русского я зыка

Деятельность учащихся

  1. Работа в опорном конспекте со схемой очинения-описания
  2. Запись в тетрадь по развитию  речи вариантов вступления к сочинению по заданной теме:

Вступление (краткая справка о художнике и история создания картины)

Пример1:

Русский живописец и график, ученик И.Е.Репина, Валентин Александрович Серов в подмосковном Абрамцеве, в имении Саввы Ивановича Мамонтова, известного русского мецената, создал один из лучших своих портретов…

Пример 2:

Наш современник, известный художник Илья Сергеевич Глазунов работает в разных жанрах, но, пожалуй, лучшие его картины созданы именно в жанре портрета. Они мастерски написаны, пронизаны глубоким человеческим чувством. Эти портреты прекрасны и неизменно вызывают восхищение зрителей.

Пример 3:

С духовной жизнью целого поколения русских людей знакомит нас творчество замечательного портретиста Ореста Адамовича Кипренского. Нельзя пройти мимо…

Пример 4:

С именем этого мастера связаны замечательные достижения русской портретной живописи. Многие портреты Владимира Лукича Боровиковского отличаются глубиной проникновения во внутренний мир, душевные переживания человека. Художнику удалось сохранить для нас облик безвестных его современников. Одна из лучших работ Боровиковского…

Слайд №1 (эпиграф к уроку)

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка

Так бриллиант, невиден нам пока,

Пока под гранями не оживёт алмаз

           В.Я. Брюсов

\

4 Работа с портретами

Деятельность учащихся:

Выступают с докладами о художниках Боровиковском, Рокотове  и Левицком

Слово учителя рисования:

Анализ портрета работы Левицкого.

Слово учителя русского языка:

Прежде чем мы обратимся к портрету работы Рокотова я хочу познакомить вас со стихотворением Николая Заболоцкого, и который помощи словесных образов описал произведение живописи.

Деятельность учащихся:

  1. Рефлектирующее  чтение стихотворения (стихотворение даётся на слайде и в раздаточном материале).

Николай Заболоцкий

Портрет 

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

  1. Вопросы на восприятие текста:

В чём поэт увидел своеобразие портрета?

Что по мнению поэта является вечной загадкой в портрете Струйской?

Какие средства художественной выразительности использует поэт для создания образа?

А теперь посмотрим на портрет Струйской.

Какой вы увидели её на полотне?

Деятельность учащихся:

Беседа по портрету

Слово учителя русского языка:

Особое место в галерее портретов занимают портреты писателей, людей, помогающих нам познать самих себя, законы и тайны человеческого бытия, дружбы, любви, открывающих глубокий смысл таких слов, как свобода, справедливость, Отечество, мир.

Особый интерес вызывают два портрета А.С.Пушкина, принадлежащие кисти Кипренского и Тропинина.

Деятельность учащихся:

  1. Доклады

Теперь вернёмся к нашим тетрадям:

Какая композиционная часть идёт после вступления?

Что она должна в себе заключать?

Я зачитаю вам примеры основной части сочинения-описания по портретуА.С.Пушкина работы Тропинина и Кипренского.

Пример 1:

Пушкин изображён в состоянии глубокой сосредоточенности. На смуглом лице читается вдохновение, созревающая поэтическая мысль. Взгляд поэта чист и серьёзен, но слегка рассеян. Рот напряжённо сжат, и горький изгиб губ, как и некоторая настороженность во взоре, показывает невысказанную тревогу. Внутренняя сосредоточенность подчёркивается многозначительным жестом скрещенных на груди рук.

Самому Пушкину портрет очень понравился, что выражено в дружеском послании Кипренскому (1827 год)

Кипренскому

 Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых Муз, —

И я смеюся над могилой,

Ушед на век от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу

10Пристрастья важных Аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

Пример 2:

Поэт изображён у стола. Его рука лежит на листах бумаги. Пушкин в халате. Ворот рубашки широко распахнут.

В открытом, ясном и умном взгляде поэта, в его живых, чуть улыбающихся губах, спокойной позе чувствуется большая сила духа…

Слово учителя русского языка:

И наконец, мы должны вспомнить третью композиционную часть сочинения – заключение, отвечающую на вопрос, какие мысли и чувства вызывает картина.

Заключительное слово учителя рисования о встрече в портрете живописи и литературы.

5. Домашнее задание:

  1. Написать сочинение заданного жанра по одному из портретов кисти художников, упомянутых на уроке.
  2. Создать небольшой живописный портрет по заданной учителем рисования схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию речи в 6 классе "Русский язык есть дружбы язык, и в этом его назначение"

Государственное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 535 Калининского района г. Санкт-Петербурга     ...

Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»

Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»- полностью разработанный и подготовленный для проведения. Урок сопровождает красочная ...

Урок по развитию речи в 6 классе (русский язык.)

Данный урок по развитию речи с использованием приемов РКМЧП ("чтение с остановками"," ведение трехчастного дневника") посвящен подготовке учащихся 5-6 классов к подробному изложению....

Урок развитие речи с элементами арт-терапии Тема: «Путешествие в осень»

Урок развитие речи с элементами арт-терапии Тема: «Путешествие в осень» Цель: Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку...

«Применение интернет-ресурсов на уроке развития речи по теме: «Собиратель русских слов»

Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю применение информационных технологий необход...

Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...

КОНСПЕКТ УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ МАСТЕРСКОЙ «ПОРТРЕТ ПРЕКРАСНОЙ НЕЗНАКОМКИ» (7 – 8 класс)

Конспект урока предназначен для проведения интегрированного урока по литературе, МХК, ИЗО....